Литература — это для МЕНЯ! Это про МЕНЯ!

Эссе

высшей квалификационной категории,

зав. кафедрой учителей предметов

гуманитарного цикла

МОБУ Лицей № 8 г. Тынды

Амурской области

На протяжении многих лет работы в лицее вопросы нравственности и развитие творческих способностей детей стали для меня определяющими. Это были годы поисков нетрадиционных подходов к преподаванию русского языка и литературы.

Уроки русского языка и литературы отличаются от других уроков. Это особый мир, где важно не только постичь умом изучаемое, сознанием усвоить излагаемый материал, но и принять его душой, сердцем, чувствами. Происходящее на уроке должно увлекать ученика, иначе встреча с произведением искусства не состоится. Ребята должны понять, что «Литература – это для МЕНЯ! Это про МЕНЯ!»

Поэтому я стараюсь создавать все условия для раскрытия творческого потенциала ученика. На уроках использую элементы методик общего развития Л. В.Занкова, Ш. Амонашвили и Н.И. Ильина, который создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-эстетического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования.

Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности — не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Применяя технологию личностно-ориентированного обучения, ставлю перед собой вопросы:

  • как сделать урок радостным и интересным?
  • как активизировать деятельность учащихся на уроке?
  • как дать ребёнку возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.

19 стр., 9380 слов

Что такое «Культура речи»? Сочинения по русскому языку и литературе

... своей речи, даже в простой, разговорной. Сила таланта этих писателей такова, что вы начнете говорить на красивом русском языке, ... своей речи вы не заметите. Напротив, такие, с позволения сказать, «литературные произведения», могут нанести вред, так как они не имеют ничего общего с великой русской литературой. ... человеческом обществе. Его, этот дар, нужно беречь, лелеять, охранять, приумножать, ...

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос. Этому в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Провожу сюжетные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и общим сюжетом урока.

Например, урок-путешествие на незнакомую планету, урок-расследование, урок-фестиваль. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности – это «проводники», «ассистенты», «детективы». В-третьих, это сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать образно-эмоциональные мнемонические центры.

Кроме того, проблемные ситуации, на которых строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнуты самостоятельно.

Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся и усложняя эту деятельность, готовлю учеников к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке целей своей работы (Что я должен уметь?).

Планируя уроки литературы, следую методике Ильина, строю их на основе яркой конструктивной детали, творческого приема втягивания при помощи вопроса в урок весь класс. Ставя перед учащимися увлекательные задачи, задавая вопросы, которые вызывают живой творческий отклик, стараюсь добиваться не внешней, показной самостоятельности, проявляющейся в привычном наборе выражений: «я думаю», «мне кажется», «по-моему», — а истинной, рождающейся в процессе искренних переживаний, в увлеченности анализом произведения. Строю уроки литературы как диалог, который старшеклассники ведут с автором, своими сверстниками, своим временем. При изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», чтобы увлечь учащихся текстом, даю задание написать репортаж с бала, который проходил в доме Фамусова.

Немаловажную роль в воспитании интереса к предмету играет вовлечение учеников в самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность. За последние три года моими учениками были проведены следующие исследования:

  • «История происхождения слова «белка»;
  • «Магия водной стихии во фразеологических оборотах»;
  • «Образ женщины-матери в пословицах и поговорках русского народа»
  • «Функции школьных прозвищ в формировании личности подростка»
  • «Женские образы в поэзии Ф.И.

Тютчева».

Сделать урок личностно-ориентированным мне помогает выработанная система творческих работ, специально направленная на раскрытие личности ребёнка, которая включает разные формы и приёмы работы по развитию творческого воображения на уроке: вычитывание по строчкам, чтение вслух, чтение наизусть, работа от «зацепившего» образа, словесное рисование, создание различных видов творческих работ:

28 стр., 13588 слов

Развитие творческого потенциала младших школьников на х литературы ...

... отработки отдельных умений. (Приложение 2) Часто на уроках русского языка я предлагаю учащимся упражнения творческого характера – написание сочинений Сочинение – творческая работа. Ребёнок должен жить в мире творчества. ... стилю) В школьных сочинениях различают Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете. («В лесу ...

  • « Пишут только втроём: разум, чернила и перо»;

«Капуста сжала руки в кулачок»

  • творческая работа в жанре подражания

Сочинения на лингвистические темы представляют собой результат вдумчивого, критического отношения к нашему языку. Моя задача – заинтересовать ребят словом, чтобы они могли разглядеть за его обыденностью и привычностью целый мир. Ученикам важно понять, что язык живой. С этой целью практикую задания творческого характера, которые будят желание мыслить по-своему, нестандартно:

«Слова живут в речи! Это живой организм!»

  • Эссе на тему: « Не умея владеть топором и дерева не срубишь, а ведь язык — тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им » (М.Горький);
  • «Русский язык нужно наблюдать!»;

социально-нравствеенной

«Каждый человек после 40 лет имеет то лицо, которое он заслужил» (9-11 классы)

  • «Маленький взрослый мальчик» (5-8 классы)
  • «Самое сокровенное» (5-9 классы)
  • «Легко ли быть молодым» (9-11 классы)
  • «Без мата нет русского языка»? (7-11 классы)

В преподавании русского языка я использую фонетический аспект, много работаю над выразительным чтением и развитием связной речи. Это позволяет совершенствовать речевой слух, дикцию, артикуляцию и произношение.

Следуя высказыванию Пешковского, который говорил: «Мы предаём язык, когда отрекаемся от звука», на каждом уроке провожу фонетическую зарядку.

Великий педагог К.Д. Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…» Со времён К.Д. Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

«Защита портрета части речи» и «Защита портрета

Для развития навыков описания картины на уроках русского языка и литературы мною разработана методика «вхождения» в картину. Создан проект «Объёмный мир представлен плоскостью…» (Моё восприятие картины, рисунка, схемы…) Это позволяет научиться критически мыслить, вырабатывать свой взгляд на мир, владеть искусствоведческой терминологией, повысить общий интеллектуальный и культурный уровень

При работе со старшеклассниками я использую технологию развития критического мышления, наиболее приемлемым для себя считаю такой приём как дискуссия, который особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения…

Эффективным приёмом считаю чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приёма организации чтения с использованием разных типов вопросов).

Этот приём часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С в КИМ– ах ЕГЭ по русскому языку), так как эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю.

В своей работе успешно применяю следующие приёмы: опорный конспект, мозговая атака, групповая дискуссия, чтение с остановками, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, синквейн.

Интересным видом деятельности считаю интеграцию предметов, т.к. одна из задач литературы – создать условия для освоения учащимися культуры во всем ее многообразии. Поэтому на своих уроках использую метапредметные связи литературы, живописи, музыки.

Душевный взлёт, радость открытия ребята пережили на внеклассных мероприятиях: «Тургенев и музыка» (10 класс), «Моя Мадонна» (10 класс), «Если душа родилась крылатой» (9 класс), «Устарел ли Бетховен»? (6 класс), «Урок-выставка одной картины» (8 класс).

Интересными с точки зрения деятельностной интеграции с другими предметами являются такие технологии и методики, как технология решения исследовательских задач, не имеющих прямого ответа, которая требует от обучающихся нестандартного, креативного мышления, «Учебный мозговой штурм», «Творческие задачи»; работа с докладами, сообщениями; проведение на уроках практических и самостоятельных работ.

Метод проекта, относящийся к технологии проблемного обучения, используется мною при обобщении изученного материала. При этом учитываю индивидуальные способности учащихся: сильным даю сложное задание, слабым – по их реальным возможностям.

Интернет-технологи дают возможность мне и ученикам познакомиться с новинками литературы и искусства, подготовить яркую презентацию, в создании которой сами учащиеся принимают активное участие. Это позволяет создавать условия для формирования не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, важность которых существенно возросла с учётом требований ФГОС.

Я пользуюсь методическими новинками творческих учителей России на сайтах «Сеть творческих учителей», «Всероссийский Интернет-педсовет». «Интернет-государство учителей». Могу поделиться собственным опытом на личном сайте, который вы видите на слайде.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания: творческие работы разных видов: лингвистическое мини-исследование текста, подготовка иллюстраций «портретов» частей речи и звуков речи, рисование героев литературных произведений, обложек книг, портретов писателей и поэтов, художественное чтение, создание собственных произведений, придумывание оригинальной концовки произведения, подготовка словарных диктантов.

Мною в целях развития речевых и интеллектуальных способностей обучающихся, формирования их орфографической и пунктуационной грамотности были составлены следующие программы:

  • «Хоть и заглядывал я встарь в академический словарь…» (Культура устной и письменной речи).

    Факультативный курс по русскому языку для обучающихся 9 класса.

  • «Его величество Слово…» (Фонетический и грамматический разбор на уроках русского языка в 6 классе)
  • «Пишем сочинение» (Рабочая программа по русскому языку для 10 класса )
  • Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 11 класса «Стилистика и культура речи»
  • Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 8 класса «Учись писать грамотно» ( вынести на слайд )

Я стремлюсь, чтобы отношения между мной и учениками строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученик не боялся высказывать свою точку зрения, мог самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное, мог свободно участвовать в сотворчестве учителя и класса.

Результативность работы заключается: ( на слайд)

  • в положительной динамике обучения;
  • в повышении уровня мотивации к обучению;
  • в успешном развитии коммуникативных способностей учащихся;
  • в активном и результативном участии в конкурсах различного уровня.

О позитивной динамике успеваемости и качестве знаний обучающихся по русскому языку и литературе за последние 3 года свидетельствуют результаты промежуточной и итоговой аттестаций в форме ЕГЭ, ГИА:

год

класс

Форма ОГЭ/ЕГЭ

% успев.

% кач.

1

2014

11Б

ЕГЭ по русскому языку

100

58,2

2

2015

ОГЭ по русскому языку

100

69,6

3

2016

ОГЭ по русскому языку

100

80

4.

2016

ОГЭ по русскому языку

100

93

В книге Бориса Черных «Шалва Амонашвили и его друзья в провинции» ( Глава «Пристрастные страницы учеников «Нашего дома» из других школ Амурской области в стихах и прозе») опубликовано сочинение ученицы 6 класса Кахоровой Полины «Письмо ровеснику в 1945 год», М., Европа, 2005 г.

На городской научно-практической конференции защитила исследовательскую работу «Многозначность образов и сюжетов в творчестве В.В. Высоцкого» (диплом второй степени).

Работаю над методической темой: «Пути и средства развития творческого воображения на уроках русского языка и литературы».

С авторами УМК «Русский язык» по технологии развивающего обучения Н.В.Нечаевой, В.Ю.Свиридовой и Е.Н.Петровой лично встречалась в Москве на курсах повышения квалификации по теме: «Преемственность в обучении русскому языку и литературе между школами 1 и 2 ступени обучения», где поделилась опытом своей работы по данной проблеме (показать фото и диплом.

Результатами моей работы можно считать:

  • высокий уровень сдачи выпускных экзаменов по русскому языку; ежегодно выпускники 9 — 11 классов, наряду с обязательным экзаменом по русскому языку, выбирают экзамен по литературе и успешно сдают его.

Я вижу, как новые методы работы меняют моих учеников, меня и всю атмосферу наших занятий, которые строятся на взаимоуважении, доверии и творческом отношении к делу. Обществу нужны активные, творческие личности, способные непрерывно самосовершенствоваться, быть востребованными и конкурентноспособными в сложном современном мире.