«Глупый не любит знания» (Пр. 18:2).
Если вы заинтересовались этим материалом, то можете сразу исключить себя из категории неразумных людей, которые не любят знания. Однако, «на свете глупцов больше, чем мошенников, иначе мошенникам нечем было бы жить», – утверждал Самуил Батлер. «Не тот глуп, кто не знает, но тот, кто знать не хочет», – заметил Григорий Сковорода.
Если кому-то из читателей этого эссе доводилось, хотя бы раз стать жертвой мошеннической комбинации, стоит дочитать эти размышления до конца, имея в виду, что эти наблюдения проверены многотысячелетним опытом мудрейших людей.
Здесь речь не идёт о тестировании интеллекта. Всякий человек – Гомо сапиенс – как венец Божьего творения старается соответствовать этому званию. Впрочем, давно замечено, что, очевидно, на земле справедливее всего распределён ум, поскольку никто не жалуется на недостаток ума. А на плохую память и на нехватку мудрости жалуются многие. И в этом нет ничего предосудительного. «Олигофрения» или слабоумие звучит как-то оскорбительно. А «олигософия» – от «софия» – мудрость (греч.) – как состояние недостаточной мудрости – дело поправимое. Для её устранения требуется некоторая корректировка духовного состояния.
«Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:2-3).
Сегодня немало пишут о факторах, оглупляющих и отупляющих людей: к их числу относятся просмотры многосерийных фильмов, стрессы, дефицит йода в пище…
Как диабет связан с недостатком инсулина, а депрессия с недостатком дофамина и серотонина, так и глупость возникает вследствие недостатка или полного отсутствия мудрости.
“Страх Господень – истинная премудрость и удаление от зла – разум” (Иов. 28:28).
Нужно искать прежде Царства Божьего и правды Его: “… если ты будешь искать его, как серебра, и отыскивать его как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдёшь познание о Боге. Ибо Господь даёт мудрость, из уст Его – знание и разум” (Пр. 2:4-6).
В этом залог подлинного счастья.
В притче Спасителя о десяти девах, пять неразумных обнаружили дефицит масла мудрости в своих сосудах, вследствие чего их светильники стали гаснуть. Они обратились с просьбой о пополнении запаса елея к пяти мудрым девушкам, однако те им ответили: «Чтобы не случилось недостатка и у вас и у нас, пойдите лучше к продающим и купите себе» (Мф. 25:9).
Они следовали совету Соломона: «Купи истину, и не продавай мудрости, учения и разума» (Пр. 23:23).
Религия — ы : Проблема человека в конфуцианстве. Человек ...
... Имеются в виду не теоретические знания, а знания правил поведения с обязательным применением их на практике. Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Знать – “значит знать людей” . Познание природы ... основал свою школу в 50 лет. У него было много учеников. Они записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное конфуцианское сочинение “Лунь юй ...
Они уподобились евангельскому купцу из притчи Спасителя, который продал всё ради приобретения одной-единственной жемчужины, в Которой сокрыты «все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:2-3).
Так поступил и апостол Павел – для приобретения Христа, и во Христе всех драгоценностей Царства Небесного.
Глупость, по сути дела, не столько отсутствие ума, сколько рассудительности. Этимологически корень “глу” означает: пустой, лишённый разума человек. Удельный вес здравомыслия в нём чрезвычайно мал. Под глупостью зачастую понимают ограниченность интеллектуального кругозора, несообразительность, бестолковость. Кстати, латинское слово «гурдус» переводится как гордость и означает: глупость. Вне всякого сомнения, что гордость, тщеславие, высокомерие, спесь и глупость по своей сути – тождественны, как сёстры-близнецы. Метко и точно назвал своё произведение Грибоедов – «Горе от ума»! К слову сказать, один школьник в своём сочинении заметил: «Чацкий был очень умный, а от ума – всё горе!». Но ведь мудрость – это ум, помноженный на смирение!
Приведём некоторые предварительные ветхозаветные критерии глупости (по Соломону):
1) Глупый не любит знания (Пр.18:2).
2) Выставляет напоказ глупость (13:17).
3) Верит всякому слову (14:15).
4) Раздражителен (14:16).
5) Пренебрегает наставлением отца (15:5).
6) Повторяет глупость (26:11).
7) Весь гнев свой изливает (29:11).
Анализируя эти критерии, можно впасть в уныние, тем более, что другие тексты библейских книг мудрости (Иова, Притчи Соломона, Экклезиаста) усиливают эффект вышеприведенных характеристик:
“Кто разглашает клевету, тот глуп “ (Пр. 10:18).
“… всякий глупец задорен “ (Пр. 20:3).
“Уста глупого идут в ссору, слова его вызывают побои. Язык глупого – гибель для него “ (Пр. 18:6-7).
“ Вспыльчивый может сделать глупость “ (Пр. 14:17).
“ Помысл глупости – грех “ (Пр. 24:9).
“… голос глупого познаётся при множестве слов” (Еккл. 10:2).
Прислушаемся к суждению мудрецов относительно глупости.
« Не отвечай глупому по глупости его» (Пр. 26:4).
«Глупцы так же не способны видеть своей глупости, как своих ушей», – писал Уильям Теккерей. «Человеку свойственно рассуждать мудро, а поступать глупо», – считал Анатоль Франс.
«Отчего это – хромой человек вас не раздражает? Оттого, что хромой сознаёт, что мы ходим прямо, а умственно-хромающий утверждает, что не он, а мы хромаем», – полагал Блез Паскаль.
Приведу ещё несколько цитат на эту тему – без комментариев.
«У мудрости есть границы, глупость же безгранична» (Янис Райнис).
«На фундаменте глупости не возведёшь здания ума» (Мигель Сервантес).
«Упрямство и чрезмерный пыл в споре – вернейший признак глупости» (Мишель Монтень).
«Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений» (Джеймс Лоуэлл).
«Нет ничего глупее желания быть умнее всех» (Франсуа Ларошфуко).
«Смеяться над умными людьми – такова привилегия глупцов.
Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости»
... своей деятельностью, в особенности начиная с 1511 года, когда появляется "Похвальное слово Глупости", Эразм способствовал тому, что в его время духовная диктатура церкви была сломлена. В ... Возникнув на почве коренных экономических и социальных изменений в жизни средневековой Европы, это движение было связано с выработкой нового мировоззрения, которое в противоположность религиозному теоцентризму ...
Если бы глупец боялся сказать глупость, он не был бы глупцом» (Жан Лабрюйер)
«Все глупцы упрямы, но упрямцы глупы» (Бальтасар Грасиан).
«У глупцов язык опережает мысль» (Исократ).
«Рассуждать с глупцом – всё равно, что зажигать свечи для слепых» (Пьер Буаст).
«Глупость выступает вперёд, чтобы её видели; ум держится сзади, чтобы видеть» (Кармен Сильва).
А вот и рифмованные наблюдения на эту тему.
Мудрец – как мускус: хоть не хочет,
Распространяет аромат.
Глупец, как барабан, грохочет,
Не оттого ль, что пустоват?
Мудрец Платон сказал перед своим концом:
“Обидно уходить из жизни мудрецом!”
Добавить мы должны, что мудрецу, пожалуй,
Уж лучше умереть, чем рядом жить с глупцом.
Давид как-то вступил в конфликт с такой мрачной личностью, жена которого извинилась за его дерзкое поведение: «Навал – имя ему, безумие его с ним» (1 Цар. 25:25).
Имя Навал переводится как «безумный».
Издревле замечено, что три черты человека говорят о его глупости: гордыня, заносчивость и доверие к подлому человеку.
Однажды Конрад Рентген получил курьёзное письмо. Некто просил выслать ему несколько рентгеновских лучей и заодно объяснить, как ими пользоваться. У автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, но приехать к Рентгену у него не было времени. Учёный ответил: “К сожалению, икс-лучей у меня сейчас нет. К тому же, пересылать их – довольно сложная штука. Поступим проще – пришлите мне, пожалуйста, вашу грудную клетку.
Одна женщина попросила у Бернарда Шоу совета, как стать мудрой. На это Шоу ответил: «Очень просто: для этого нужно только старательно скрывать свои глупые мысли».
Таким образом, глупость – это, скорее всего, отсутствие мудрости.
Чем же настоящая мудрость характеризуется? Как узнать глупого человека? Каковы его признаки?
Мудрый Соломон, который получил «обширный ум», просил у Господа не богатства и славы, а именно мудрости, и получил её, так говорил о глупых.
1. Глупые люди смеются над грехом (Пр. 14:9).
Отсюда следует, что для легкомысленных глупцов грех является поводом для насмешек, более того, “для глупого преступное деяние как бы забава” (Пр. 10:23).
Кроме того, “смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом” (Еккл. 7:6).
Глупый всегда ленив (Еккл. 4:5), и его умственная лень закомплексовывает его в нежелании приобретать знания (Пр. 18:2).
Вместе с тем, есть люди, которые кажутся ленивыми, но, будучи флегматиками, в этой «лени» оказываются чрезвычайно трудолюбивыми и плодотворными, вроде Ивана Андреевича Крылова.
Кстати, сегодня, 17 августа – день рождения Антона Дельвига (1798-1831), о многоразличной позитивной «лени» которого современный поэт Евгений Евтушенко написал:
Он ленился – к знати не ломился.
Он ленился лгать и спину гнуть
и вполне презрительно ленился
побрякушки получать на грудь.
Он ленился ездить в Рим, и Ниццу,
и на службу сам себя волочь.
Народная мудрость в произведениях унт. народная мудрость в произведениях ...
... - народное знание, народная мудрость). В фольклоре отражена и мудрость веков, и актуальные проблемы современности. Он является спутником истории народа с древнейших времён, когда люди ещё не умели писать. В его произведениях отражается ...
Знал – душа обязана лениться,
не трудиться тупо день и ночь.
В странники поддаться аль в монахи
он ленился – те и те скушны,
а вот не ленился альманахи
печь, как обжигавшие блины.
Не ленился тратить кучу денег,
раздражая всю великосветь.
Лишь одну ошибку сделал Дельвиг,
что не поленился умереть.
Разумеется, лень лени – рознь. «Леность – глупость тела, а глупость – это леность ума», – сказал в связи с этим Иоганн Зейме. А вот своё невежество подлинный лентяй стремится замаскировать веселием и развлечениями, как безумный богач из притчи Спасителя.
Как ни парадоксально, но таким глупцам нередко «везёт» в материальном отношении: они выигрывают большие деньги в лотереях, преуспевают в бизнесе. Но распоряжаются своим благосостоянием безумно, вроде богача из притчи Спасителя, заявившего: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:19-21).
Как это перекликается с наблюдением Соломона: «К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума» (Пр. 17:16)! Выдающийся историк Василий Ключевский по этому поводу говорил: «Глупость – самая дорогая роскошь, которую могут позволить себе только богатые люди».
2. Глупый человек игнорирует старших. Вспомним Ровоама, который в окружении молодых людей чванливо заявил, что его мизинец толще чресл отца его – Соломона. “Глупый пренебрегает наставлениям отца своего, а кто внимает обличениям, тот благоразумен” (Пр. 15:5).
Аналогичным образом “глупый человек пренебрегает мать свою” (Пр. 15:20).
“Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери” (Пр. 17:25).
Всё это потому, что “глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум” (Пр. 18:2).
А с умом у него скудновато: “Скудоумный выказывает презрение к ближнему своему” (Пр. 11:12).
Потому-то, по мнению Соломона, все попытки вразумить глупого безуспешны, и добрые наставления по его адресу, “как горохом об стенку”. Исходя из своего опыта общения с глупцами, Соломон не рекомендует бросать жемчуг перед свиньями: “В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои” (Пр. 23:9).
Ещё хуже обстоит дело, когда глупца превозносят: “Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь” (Пр. 26:8).
Что делать, соприкоснувшись с глупым человеком?
Если это сын, то родителям предписано последнее средство для его вразумления: “Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него” (Пр. 22:15).
Это необходимо для того, чтобы правильным образом скорректировать путь неразумного человека, который кажется прямым в глазах его (Пр. 12:15).
Ведь “глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа” (Пр. 19:3).
3. Глупого можно узнать по его языку. Так врачи определяют многие болезни, предлагая пациентам показать язык при обследовании. “Сердце мудрого делает язык его мудрым” (Пр. 16:23).
Склонность к ссорам, спорам, клевете и сварливости – типичный признак глупости. “Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои” (Пр. 18:6).
Молодость — это время для усвоения мудрости, старость — это время ...
... по обществознанию на тему «Молодость — это время для усвоения мудрости, старость — это время для ее применения», Эссе готовое по обществу, проблема эссе Молодость — это время для усвоения мудрости. Высказывание Жан Жака Руссо натолкнуло меня на глубокое размышление. Казалось бы, молодость и мудрость вещи не ...
“Честь для человека – отстать от ссоры, а всякий глупец задорен” (Пр. 20:3).
“У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление” (Пр. 12:6).
“Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его” (Пр. 29:11).
Помимо этого глупец склонен к разглашению клеветы, выпуская из виду, что всякий, “кто разглашает клевету, тот глуп” (Пр. 10:18).
Известно, что “кто даёт ответ не выслушав, тот глуп и стыд ему” (Пр. 18:14).
И ещё: “Слова из уст мудрого – благодать, а уста глупого губят его же: начало слов из уст его – глупость, а конец речи из уст его – безумие. Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет…” (Еккл. 10:12-14).
Как поступать в этом случае? Прислушаемся к совету Соломона: “Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст” (Пр. 14:7).
Ведь “мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян” (Пр. 14:16).
А что делать жертве глупости?
Во-первых, побольше молчать, как говорится, держать язык за зубами, поскольку молчание для него воистину – золото. “И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным” (Пр. 17:28).
Во-вторых, если он критично относится к себе и путём самоанализа (что, впрочем, редко случается) приходит к выводу, что ему не хватает мудрости, то он должен обратиться к Богу с молитвенной просьбой о ниспослании этой мудрости, сходящей свыше.
Вот что советует апостол Иаков: “ЕСЛИ ЖЕ У КОГО ИЗ ВАС НЕДОСТАЁТ МУДРОСТИ, ДА ПРОСИТ У БОГА, ДАЮЩЕГО ВСЕМ ПРОСТО И БЕЗ УПРЁКОВ, – И ДАСТСЯ ЕМУ” (Иак. 1:5).
Кстати, апостол Иаков утверждает, что мудрость следует не только декларировать, но и доказывать “добрым поведением с мудрою кротостью” (Иак. 3:13).
Таким образом, аргументами в пользу наличия такой мудрости, по его словам, являются воздержание, кротость, скромность и терпение. Это проявляется, прежде всего, в обуздании и укрощении языка: “Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину” (Иак. 3:14) – пишет Иаков, – “… это не есть мудрость, нисходящая свыше”. Ниже он уточняет критерии истинной мудрости: “Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна” (Иак. 3:17).
Таким образом, по Иакову, пользуясь методом «от противного», глупость – это мудрость со знаком «минус», иначе говоря, «мудрость земная, душевная, бесовская» (Иак. 3:15).
И эмоции у неё тоже со знаком «минус», к примеру, зависть, сварливость, гордость… Итак, следует ещё раз перечислить симптомы глупости, то есть «мудрости наоборот»:
1)осквернение, нечистота;
2)сварливость, неумиротворенность, враждебность;
3)непослушание Богу и Его Слову, дерзость;
4)немилосердное отношение, безжалостность, злобность;
5)пристрастность;
6)лицемерие.
Какова перспектива глупости?
“Готовы для кощунствующих суды, и побои на тело глупых” (Пр. 19:29).
“Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные” (Пр. 30:17).
Боги, цари, герои в эпосе Древней Индии — . Цари древней индии
... Индии. В одних разделах эпоса главную роль «играют старые ведические (по названию древнейших памятников индийской словесности ― вед) боги, из числа которых Индра, Вайю, Ашвины и Сурья становятся божественными отцами героев ...
“… уста глупого – близкая погибель” (Пр. 10:14).
Незавидная перспектива преждевременной смерти ожидает всех глупцов. Мрачный прогноз! А выход-то отсюда какой?
“Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел” (Пр. 28:26).
Долгоденствие и, тем более, вечная жизнь предназначены для мудрых людей, или по выражению из притчи Спасителя, мудрых дев, у которых был запас масла в светильниках.
“Блажен человек, который снискал мудрость… потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота… долгоденствие – в правой руке её, а в левой у неё – богатство и слава” (Пр. 3:13-16).
И в заключение процитирую своё стихотворение «Источник мудрости – у Бога!», призывающее просить пополнение мудрости из её Первоисточника:
Когда передо мной – дорога,
И неизвестность – впереди,
Прошу я мудрости у Бога,
Чтоб указал, куда идти.
Когда гнетет мой дух тревога,
Молюсь я, и идет ответ:
Источник мужества – у Бога!
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/upryamstvo-i-chrezmernyiy-pyil-v-spore-verneyshiy-priznak-gluposti/
Он – избавитель от всех бед!
Источник мудрости – у Бога.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/upryamstvo-i-chrezmernyiy-pyil-v-spore-verneyshiy-priznak-gluposti/
Он даст совет и явит свет.
Крест. Иисус Христос. Голгофа.
На все вопросы там – ответ!
И у предсмертного порога,
Когда стеснит мой дух тоска,
Источник бодрости у Бога,
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/upryamstvo-i-chrezmernyiy-pyil-v-spore-verneyshiy-priznak-gluposti/
У смерть сразившего Христа.
Когда Он обличает строго
И корректирует мой путь,
Сознанье, что дитя я Бога,
Переполняет счастьем грудь.
Поток священного восторга
Наполнил сердце и уста.
Источник радости – у Бога
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/upryamstvo-i-chrezmernyiy-pyil-v-spore-verneyshiy-priznak-gluposti/
И у Спасителя Христа!