Как вид творческой деятельности учащихся

Эссе

«Эссе — это способ рассказать миру

через себя и о себе с помощью мира»

Владимир Набоков

Эссе — это прозаическое сочинение — рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, характер.

Эссе — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться чётко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведённый анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно . В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т. д.

Что такое эссе?

«Эссе — это очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическим

Словарь иноязычных слов

«Эссе

22 стр., 10623 слов

Проблемы анализа эпических и драматических произведений

... Проблема анализа драматических произведений» - глава вторая и «Влияние анализа на восприятие художественных произведений учащимися V- VII класса» - глава третья. Основные выводы выпускной работы. В заключение выпускной работы даются основные выводы. ... к защите. Структура выпускной работы. Структура выпускной работы обусловлена поставленной в ней целью. Выпускная работа состоит из Введения, 3- ...

Большой энциклопедический словарь

«Эссе

Краткая литературная энциклопедия

«Эссе

Словарь литературоведческих терминов

«Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение

Краткий словарь литературоведческих терминов

«Эссе — прозаический этюд, представляющий общие или предварительные

Словарь иностранных слов

История возникновения жанра «эссе»

Слово «эссе» пришло в с французского и исторически восходит к, латинскому слову «exagium» (взвешивание) французское слово «essai» можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерку (Родоначальником жанра эссе был французский писатель, философ Мишель Монтенъ ().

Он жил в 16 веке. (В 1580 году Монтель написал эссе, где изложил мысль о судьбе общества и человека. На русский язык, название переведено как «опыт». С этого времени в словесной культуре бытует жанр эссе. Особенно широко термин «эссе» распространён в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин «скитце» набросок зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ. В эссеистический стиль нашел отражение в произведениях. ф. М. Достоевского, , Марины Цветаевой, . Авторы эссе — это люди разнообразных интересов и профессий: критики, историки, литературоведы, искусствоведы, писатели, философы, : духовные деятели и многие другие. География жанра также обширна: европейская, латиноамериканская, восточная литература. Почему этот жанр, который насчитывает 420 лет в европейской культуре и имеет почти тысячелетнюю историю в литературе Востока, так, популярен? Секрет его долголетия в уникальных свойствах, позволяющих установить связь между читателем и писателем или писать для себя. Потому что эссе — это обязательно диалог, и, прежде всего, с самим собой.

Лауреатом Малой Букеровской премии 1999 года стал эссеист Владимир Бибихин («Новый Ренессанс») Победительницей международного конкурса эссеистики в 1999 году стала студентка МТПМО Иветта Герасимчук. Её эссе «Словарь ветров» покорило сердце жюри, несмотря на тексты других претендентов — знаменитых философов и профессиональных писателей.

Структура эссе

Построение эссе — это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Титульный лист

Введение

Основная часть

Заключение

Владимир набоков 1

Признаки эссе

  • Наличие конкретной темы либо вопрос: произведение, посвященное анализу

широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе; теме эссе всегда конкретна, некоторые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер.

8 стр., 3552 слов

Стилистический энциклопедический словарь ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

... автора, - публицистично" (Кройчик, 2000, с. 141). Таким образом, несмотря на то что стилистические различия между жанрами могут быть весьма значительными, это не противоречит идее единства публицистического стиля. ... как некая рассыпанная хроника, фиксирующая основные актуальные события. - в узком смысле слова это жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событии ведется (в электронных СМИ) ...

  • Личностный характер восприятия проблемы и её осмысления: эссе — жанр

субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что даёт возможность увидеть личность автора своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения кумиру.

Небольшой объём: каких-либо жёстких, границ, конечно, не существует, но для

Свободная композиция: эссе по своей природе устроено так, что не терпит

  • Непринуждённость повествования: автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем, чтобы быть понятным, он избегает намеренно усложненных неясных излишне «строгих» построений;
  • исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит её с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

Парадоксальность: э ссе призвано удивить читателя — это, по мнению многих

Внутреннее смысловое единство: возможно, это один из парадоксов жанра,

Открытость: э ссе остаётся незавершённым — не в том смысле, что автор

Владимир набоков 2

Подготовка к написанию эссе

Качество любого эссе зависит от трёх, взаимосвязанных, составляющих,

исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной

качество обработки имеющегося материала (его организация,

аргументация и доводы);

аргументация (насколько точно соотносится с поднятыми в эссе

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание -, Цель должна определять действия. Идеи, как, и цели, могут быть

конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и

Этапы написания эссе

  • определение темы;
  • определение смысла предложения высказывания (Что, по-вашему, мнению хотел сказать автор?)

— осмысление проблемы в контексте базовых наук, (С какими проблемами связана тема? Что вы должны знать, чтобы ее раскрыть?)

  • формулирование своего отношения к высказыванию;
  • использование определений, терминов, обобщение, теоретическая обоснованность понятий и теорий;
  • использование фактов, примеров из общественной жизни, обосновывающих вашу позицию;

— вывод.

Начинать эссе целесообразно с ясного и чёткого определения личной позиции: согласен(а) с данным мнением», «Я не могу присоединиться к, этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным (способов выразить своё согласие или несогласие, естественно, очень много) уже в ‘ следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять утверждение, важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет её’ содержание и сущность.

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий обдумывание  1

Оценивание эссе

Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости от их конкретной формы, при этом общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям:

Критерии

Требования к учащемуся

Максимальное кол-во баллов

Знание и понимание теоретического материала

— определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

используемые понятия строго соответствуют теме;

— самостоятельность .

2 балла

Анализ и оценка информации

грамотно применяет категории анализа;

— умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

— способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

— диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое Количество различных, источников информации);

— обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; дает личную оценку проблеме.

4 балла

Построение суждений

— ясность и четкость изложения;

— логика структурирования доказательств;

выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;

— приводятся различные точки зрения и их личная оценка;

— общая форма изложения полученных результатов и их. интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

3 балла

Оформление работы

— работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;

— соблюдение лексических, фразеологических грамматических, и стилистических, норм русского литературного языка;

— оформление текста с полным соблюдением правил русской и пунктуации ;

— соответствие формальным требованиям

1 балл

Максимальное количество баллов, которое учащийся может получить — 10.

Тематика эссе

(примерные варианты)

1. «Все мы думает, что храбрость…а оказывается, наоборот…»

2. «Лучше храбрость, чем мудрость».

3. «То, что пролетает мимо».

4. «То, что близко, хотя и далеко».

5. «То, что человек обычно не замечает».

6. «То, что прекрасно».

7. «Неотправленное письмо *

8. «Я-тропа».

9. «Я-слеза».

10. «Спасительна или губительна ложь?».

11. «Что я люблю и не люблю в людях, жизни, искусстве».

12. «Всё может статься с человеком».

13.«Душа и ум».

14. «Моё понимание демократии».

15. «Где все виноваты, там никто не виноват» (русская пословица)

16. «Лучше вceх знает, что такое добро, тот, кто испытал зло» (английская пословица).

17. «Свободен тот, кто может не лгать» (А. Камю)

18. «Умение прощать — свойство сильных. Слабые никогда не прощают» (М. Ганди)

19. «В счастье не возносись, в несчастье не унижайся» (Клеобул)

20. «Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой» (Э. Роттердамский)

21. «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь» (В. «Ключевский)

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/tvorchestvo-i-ego-vidyi/

1. — Письменные работы по литературе 9-11 — класс, Москва.,

2. Калганова писать эссе. Москва., 1999.

3. Эпштейн об эссе. Санкт-Петербург., 1994.

4. Никитина — воспоминание.//’Русский язык в школе. 1999г. № 3.

5. Чернозёмова : пособие по развитию навыков письменной

6. Котелъникова — отзыв — рецензия — эссе, //(Русский язык в

7. , Что такое эссе. Москва, 2000.

8. Воробейника написать хорошее эссе. Москва, 2002.

Оглавление

Предисловие

Что такое эссе

История возникновения эссе, Структура эссе, Признаки эссе, Подготовка и написание эссе, Этапы написания эссе, Оценивание эссе, Тематика эссе (примерные темы), Литература, Оглавление