Особенности жанра

Эссе

Разделы:

Тема: Особенности жанра эссе.

Цель:

  1. Обучающая – выяснить особенности жанра эссе.
  2. Развивающая – развить творческие способности учащихся, коммуникативную компетенцию.
  3. Воспитывающая – воспитать любовь к слову, к творчеству.

Ход урока.

Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. — А.А. Эльяшевич.

I. Эмоциональный старт.

Человека окружает музыка соловьиного пения, волшебные картины закатов и рассветов, заснеженных горных вершин, запахи цветов, мягкое прикосновение летнего ветерка. Все это объединяет его с другими живыми существами. И только владение Словом выделяет его и превращает в семью, общество, человечество. В трех измерениях. А в четвертом – времени — оно позволяет ему общаться с прошлым и будущим.

Мой кров убог. И времена суровы.

Но полка книг возносится стеной.

Здесь по ночам беседуют со мной

Историки, поэты, богословы…

Весь трепет жизни всех веков и рас

Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

Слово – самое простое и обычное понятие для нас. Но до сих пор одной из величайших загадок, стоящих перед наукой, является превращение мысли в слово.

II. Целеполагание

III. Поиск решения задач.

  1. Вспомните все, что вы знаете об эссе.

Эссе – жанр публицистики, в котором главное – свои мысли, чувства, ассоциации.

Эссе – авторская проза, раздумья.

Эссеист, эссеистика, эссеизация.

Английское essay – очерк, этюд; попытка, проба, испытание.

Французское essai – проба, испытание, попытка.

IV. Решение коммуникативной задачи.

  1. Индивидуальная работа школьника со словарем литературоведческих терминов.

Сообщение ученика:

Эссе – жанр литературоведения, критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984).

Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987).

3 стр., 1059 слов

Значение слова в Словаре литературоведческих терминов

... тысячелетий. Широкая сфера распространения, самобытность и влияние на литературы соседних народов ставят ее в … в Словаре Кольера: (см. также АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ). Америку ... жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным … в Толковом словаре Ефремовой: эссе ...

2. Как вы думаете, почему жанр эссе популярен сегодня? Как давно он возник?

3. Сообщение ученика «Из истории жанра эссе».

Родоначальник жанра эссе – французский философ Мишель Монтень (1533 – 1593).

Писатель-гуманист, он в 1580 году издал свою книгу «Essais», название которой на русский язык перевели как «Опыты». Именно с издания его «Опытов» в словесной европейской культуре и бытует и существует этот жанр.

Не случайно, что жанр эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, достоинство человека, личная ответственность. Наверное, вполне естественно, что у жанра эссе есть индивидуальный творец.

Жанр эссе привлек многих писателей-мыслителей. В 1697 году Фрэнсис Бэкон создал свои «Essais», а затем к этому жанру обращались Джон Локк (английский философ), Джозеф Аддисон (английский поэт, ученый и философ), Генри Филдинг (английский писатель-романист).

Они понимали эссе как опыт автора в разработке определенной проблемы.

В XX веке к эссе обращались такие крупные художники, как Бернард Шоу, Анатоль Франс, Ромен Роллан.

Как заметил критик А. Эльяшевич, «еще со времен «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Путешествия в Арзрум» Пушкина в России складывается свой собственный вариант эссеистического мышления.

В наше время интерес к жанру эссе вырос, так как необычайно повысился интерес к личности писателя. Отсюда и новое явление в литературном процессе – эссеизация жанров повести и романа. Примеры того: «Веселый солдат» Виктора Астафьева, «Пушкинский дом» Андрея Витого, «Ягодные места» Евгения Евтушенко.

4. Риторический анализ образца.

План риторического анализа

  1. Что показалось вам необычным в тексте?
  2. Какова была цель автора?
  3. Дан ли здесь исчерпывающий ответ на вопрос, что такое театр? В чем смысл названия?
  4. Как построено эссе:
    1. Что характерно для его начала, какое оно?
    2. О чем говорится в основной части эссе?
    3. Со всеми ли мыслями автора можно согласиться?
    4. С чем можно поспорить?
    5. Как выражены мысли автора?
    6. Какие приемы использует Марина Цветаева, чтобы придать эмоциональность своему высказыванию?
    7. Какой прием использует автор для связи предложений в тексте?
    8. Чем интересна концовка?
  5. Составление опоры-сигнала об эссе.

Проанализировав эссе Марины Цветаевой, мы выявили основные особенности жанра эссе. Назовите их.

Возможные варианты ответа:

VI. Вывод по уроку.

Жанр эссе характеризуется обращением к значительным проблемам, субъективностью автора, отсутствием заданной композиции и сравнительно небольшим объемом. Сложность жанра заключается в напряженном диалоге с самим собой, поиском собственного взгляда на мир и умением заставить читателя думать. Эссе популярно в наше время благодаря своей эмоциональности, афористичности речи и личной позиции автора.

VII. Рефлексия.

Наиболее интересными этапами урока показались задание написать фрагмент эссе и проведение риторического анализа. Это помогло понять особенности жанра и оценить свои возможности в нем.

11 стр., 5242 слов

Лямзина т ю жанр эссе к проблеме формирования теории

... то есть приближаться к научному стилю, что не является неотъемлемым качеством природы эссе, которая будет описана ниже. Более подробное описание жанра эссе мы находим в работе английских ученых Роберта ... последних" (17; 5). "Автора художественно-документальной литературы сближает с ученым стремление ни на миг не покидать почвы реальных фактов и решать проблемы познавательного и практического ...

VIII. Домашнее задание: написать эссе о школе.

Приводим эссе Тимралеевой Надежды ученицы 11 класса.

Наша школа.

(Эссе на конкурс «Лучшая школа России»).

Справедливые учителя, мудрый директор, внимательные библиотекари, степенные 11-классники и шумные 5-классники… Интересные уроки и веселые перемены, волшебные звонки… Что это? Это сороковая! Что это за школа? С чего она начинается?

С директора? Да! Кузнецова Ольга Петровна – замечательной души человек, вторая мама, строгий администратор. Словом, глава школы.

А учителя? Мастера, профессионалы, магистры – Мишенева С.А., Федулова Н.А., Левичева Л.Н., Серова Н.А.

Творцы, увлекающие учеников энергией и глубокими знаниями предмета в удивительное путешествие, познание мира и самого себя, — Ванюшова Л.Н., Рулева Г.П., Малючков О.В., Павленко С.Г.

Молодые, умные, вдохновленные, а потому обожаемые выпускниками, — Березина Ю.Б., Чебарицына Е.Н., Сошникова О.А.

Все в 40-ой знающие, талантливые, строгие, любящие и … безусловно, любимые.

Любимые учениками! И теми, кто уже окончил школу, и теми, кто учится.

Ученики… Самые разные: озорные и непослушные, добросовестные и ответственные, легкомысленные и серьезные.

Они занимают призовые места в конкурсах и побеждают в городских и областных олимпиадах. Это Пикельник Ольга, Спирина Алена, Смирнова Анна, Троегубов Илья, Агапов Максим, Махов Александр.

Они достойно подтверждают свои знания при сдаче государственных экзаменов, определяя место школы в десятке лучших школ города, набирая максимальное количество баллов: 100 из 100 – Комаров Алексей, 99 из 100 – Губичев Андрей.

Они, наши выпускники. успешно поступают в вузы, работают на предприятиях.

40-ая сильна традициями: ритуал посвящения в 10-классники, День Лицея, новогодний бал-маскарад, День памяти Руслана Тряничева, погибшего на затонувшем подводном ракетном крейсере «Курск». И в радости и в горе мы вместе.

В 40-ой каждый найдет себе дело по душе. Это дом, где живут добрые и умные люди.

Много ли школе лет? По достигнутому — уже 12, по планам — еще только 12!

3.03.2008