Разделы:
Тема: Особенности жанра эссе.
Цель:
- Обучающая – выяснить особенности жанра эссе.
- Развивающая – развить творческие способности учащихся, коммуникативную компетенцию.
- Воспитывающая – воспитать любовь к слову, к творчеству.
Ход урока.
Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. — А.А. Эльяшевич.
I. Эмоциональный старт.
Человека окружает музыка соловьиного пения, волшебные картины закатов и рассветов, заснеженных горных вершин, запахи цветов, мягкое прикосновение летнего ветерка. Все это объединяет его с другими живыми существами. И только владение Словом выделяет его и превращает в семью, общество, человечество. В трех измерениях. А в четвертом – времени — оно позволяет ему общаться с прошлым и будущим.
Мой кров убог. И времена суровы.
Но полка книг возносится стеной.
Здесь по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы…
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.
Слово – самое простое и обычное понятие для нас. Но до сих пор одной из величайших загадок, стоящих перед наукой, является превращение мысли в слово.
II. Целеполагание
III. Поиск решения задач.
- Вспомните все, что вы знаете об эссе.
Эссе – жанр публицистики, в котором главное – свои мысли, чувства, ассоциации.
Эссе – авторская проза, раздумья.
Эссеист, эссеистика, эссеизация.
Английское essay – очерк, этюд; попытка, проба, испытание.
Французское essai – проба, испытание, попытка.
IV. Решение коммуникативной задачи.
- Индивидуальная работа школьника со словарем литературоведческих терминов.
Сообщение ученика:
Эссе – жанр литературоведения, критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984).
Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987).
3 стр., 1059 словЗначение слова в Словаре литературоведческих терминов
... тысячелетий. Широкая сфера распространения, самобытность и влияние на литературы соседних народов ставят ее в … в Словаре Кольера: (см. также АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ). Америку ... жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным … в Толковом словаре Ефремовой: эссе ...
2. Как вы думаете, почему жанр эссе популярен сегодня? Как давно он возник?
3. Сообщение ученика «Из истории жанра эссе».
Родоначальник жанра эссе – французский философ Мишель Монтень (1533 – 1593).
Писатель-гуманист, он в 1580 году издал свою книгу «Essais», название которой на русский язык перевели как «Опыты». Именно с издания его «Опытов» в словесной европейской культуре и бытует и существует этот жанр.
Не случайно, что жанр эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, достоинство человека, личная ответственность. Наверное, вполне естественно, что у жанра эссе есть индивидуальный творец.
Жанр эссе привлек многих писателей-мыслителей. В 1697 году Фрэнсис Бэкон создал свои «Essais», а затем к этому жанру обращались Джон Локк (английский философ), Джозеф Аддисон (английский поэт, ученый и философ), Генри Филдинг (английский писатель-романист).
Они понимали эссе как опыт автора в разработке определенной проблемы.
В XX веке к эссе обращались такие крупные художники, как Бернард Шоу, Анатоль Франс, Ромен Роллан.
Как заметил критик А. Эльяшевич, «еще со времен «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Путешествия в Арзрум» Пушкина в России складывается свой собственный вариант эссеистического мышления.
В наше время интерес к жанру эссе вырос, так как необычайно повысился интерес к личности писателя. Отсюда и новое явление в литературном процессе – эссеизация жанров повести и романа. Примеры того: «Веселый солдат» Виктора Астафьева, «Пушкинский дом» Андрея Витого, «Ягодные места» Евгения Евтушенко.
4. Риторический анализ образца.
План риторического анализа
- Что показалось вам необычным в тексте?
- Какова была цель автора?
- Дан ли здесь исчерпывающий ответ на вопрос, что такое театр? В чем смысл названия?
- Как построено эссе:
- Что характерно для его начала, какое оно?
- О чем говорится в основной части эссе?
- Со всеми ли мыслями автора можно согласиться?
- С чем можно поспорить?
- Как выражены мысли автора?
- Какие приемы использует Марина Цветаева, чтобы придать эмоциональность своему высказыванию?
- Какой прием использует автор для связи предложений в тексте?
- Чем интересна концовка?
- Составление опоры-сигнала об эссе.
Проанализировав эссе Марины Цветаевой, мы выявили основные особенности жанра эссе. Назовите их.
Возможные варианты ответа:
VI. Вывод по уроку.
Жанр эссе характеризуется обращением к значительным проблемам, субъективностью автора, отсутствием заданной композиции и сравнительно небольшим объемом. Сложность жанра заключается в напряженном диалоге с самим собой, поиском собственного взгляда на мир и умением заставить читателя думать. Эссе популярно в наше время благодаря своей эмоциональности, афористичности речи и личной позиции автора.
VII. Рефлексия.
Наиболее интересными этапами урока показались задание написать фрагмент эссе и проведение риторического анализа. Это помогло понять особенности жанра и оценить свои возможности в нем.
Лямзина т ю жанр эссе к проблеме формирования теории
... то есть приближаться к научному стилю, что не является неотъемлемым качеством природы эссе, которая будет описана ниже. Более подробное описание жанра эссе мы находим в работе английских ученых Роберта ... последних" (17; 5). "Автора художественно-документальной литературы сближает с ученым стремление ни на миг не покидать почвы реальных фактов и решать проблемы познавательного и практического ...
VIII. Домашнее задание: написать эссе о школе.
Приводим эссе Тимралеевой Надежды ученицы 11 класса.
Наша школа.
(Эссе на конкурс «Лучшая школа России»).
Справедливые учителя, мудрый директор, внимательные библиотекари, степенные 11-классники и шумные 5-классники… Интересные уроки и веселые перемены, волшебные звонки… Что это? Это сороковая! Что это за школа? С чего она начинается?
С директора? Да! Кузнецова Ольга Петровна – замечательной души человек, вторая мама, строгий администратор. Словом, глава школы.
А учителя? Мастера, профессионалы, магистры – Мишенева С.А., Федулова Н.А., Левичева Л.Н., Серова Н.А.
Творцы, увлекающие учеников энергией и глубокими знаниями предмета в удивительное путешествие, познание мира и самого себя, — Ванюшова Л.Н., Рулева Г.П., Малючков О.В., Павленко С.Г.
Молодые, умные, вдохновленные, а потому обожаемые выпускниками, — Березина Ю.Б., Чебарицына Е.Н., Сошникова О.А.
Все в 40-ой знающие, талантливые, строгие, любящие и … безусловно, любимые.
Любимые учениками! И теми, кто уже окончил школу, и теми, кто учится.
Ученики… Самые разные: озорные и непослушные, добросовестные и ответственные, легкомысленные и серьезные.
Они занимают призовые места в конкурсах и побеждают в городских и областных олимпиадах. Это Пикельник Ольга, Спирина Алена, Смирнова Анна, Троегубов Илья, Агапов Максим, Махов Александр.
Они достойно подтверждают свои знания при сдаче государственных экзаменов, определяя место школы в десятке лучших школ города, набирая максимальное количество баллов: 100 из 100 – Комаров Алексей, 99 из 100 – Губичев Андрей.
Они, наши выпускники. успешно поступают в вузы, работают на предприятиях.
40-ая сильна традициями: ритуал посвящения в 10-классники, День Лицея, новогодний бал-маскарад, День памяти Руслана Тряничева, погибшего на затонувшем подводном ракетном крейсере «Курск». И в радости и в горе мы вместе.
В 40-ой каждый найдет себе дело по душе. Это дом, где живут добрые и умные люди.
Много ли школе лет? По достигнутому — уже 12, по планам — еще только 12!
3.03.2008