Главную роль среди литературных жанров играли сатирический и семейно-бытовой роман, роман «воспитания», сатирико-нравоучительное эссе, философская повесть и особенно драма, как наиболее эффективное средство воспитания.
В просветительском реализме существовала норма, устанавливаемая разумом, нарушение ее обличалось или высмеивалось в сатирических жанрах литературы. Утверждение нормы (определенного этического или общественного идеала) олицетворялось в образах положительных героев семейно-бытового романа (С. Ричардсон).
сентиментализм
Просветительский классицизм ставил проблему конфликта между идеалом человека и его реальным образом. В нем «добрая природа» человека противопоставлялась человеку «социальному», нарушающему этическую норму (идеал).
Литераторов привлекали в классицизме рационализм, строгая логика ситуаций, характеров, поступков, элементы дидактики, гражданственность.
В целом литературу эпохи Просвещения отличало ярко выраженное публицистическое и пропагандистское начало.
Театр Просвещения стал важным средством перевоспитания людей. Правда, каноны классицизма, которых придерживались писатели раннего Просвещения, в частности Вольтер, сковывали развитие драматургии. Уже для Г. Лессинга теория драмы стала полем сражения за раскрепощенную личность. Шиллер протестовал против деспотизма и сословных предрассудков. Мир третьего сословия представил в своих комедиях о Фигаро П. Бомарше. К. Гольдони создал новый тип комедии — комедию нравов, которая пришла на смену комедии масок, и стала не только национальной итальянской комедией, но и получила общеевропейское признание. Творчество Р. Шеридана в Англии знаменовало переход от комедии положений к комедии характеров.
XVIII в. отличался большим разнообразием художественных направлений и стилей. Искусство века — своего рода энциклопедия разнообразных стилевых форм, которыми широко пользуются художники, архитекторы, музыканты.
Новые веяния проникли и в Академию. Ведущей темой сюжетов — аллегорических, исторических, мифологических, жанровых — стала чувственная любовь. Даже из Священного Писания выбирались соответствующие сюжеты. В стиля рококо творили придворные художники — Ж. А. Ватто, Ф. Буше, Ж. О. Фрагонар. Их творчество в свою очередь явилось шагом к сентиментализму в живописи.
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом
... но и протянуть руку. Они понимают, что в данной ситуации может оказаться каждый. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом Несколько интересных сочинений Пожалуй, нет такого человека в нашей стране, кто не знал бы главного ...
Литература рококо
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/teatr-i-iskusstvo-epohi-prosvescheniya/
Просветители активно влияли на развитие культуры. Классицизм той поры начинает приобретать просветительский характер. В его архитектурной основе лежала стилизация греческого искусства, окрашенного в определенной степени налетом романтизма. В моду входит английский ландшафтный парк, полная противоположность французскому регулярному парку. Красота образа складывалась из простоты и ясности пропорциональных членений и форм.
Реализм вторгался в изобразительное искусство, развивавшееся в духе классицизма. Это особенноярко прослеживается в английской живописи, которая с 30-х гг. XVIII в. переживает свой расцвет. У. Хоггарт стал по существу первым живописцем-просветителем Европы. Лучшие достижения английской живописи вне круга Хоггарта лежат в области портретного жанра (Д. Рейнолдс, Т. Гейнсборо и др.)
Во Франции в русле просветительских идей развивалось творчество Ж. Б. Шардена, Ж. Б. Греза, прославлявших в духе сентиментализма скромный быт третьего сословия. В портретах М. де Латура — можно видеть тяготение к психологизму. Особенно яркого выражения идеи просветительского классицизма достигли в творчестве Ж. Л. Давида, явившегося знаменосцем искусства Французской революции. Расслабленному гедонизму рококо Давид в своих картинах противопоставил культ античного героя, пафос гражданского подвига, чувство доблести и патриотизма.
В своем развитии скульптура проходит те же этапы, что и живопись, решительно меняя темы и формы в направлении просветительских идеалов. Ж. Гудон создал портретную галерею французского общества, отразил в скульптуре духовную атмосферу эпохи, с ее тяготением к античности, интеллекту, простоте, гуманизму.
Мировоззрение просветителей явилось духовной основой формирования венской классической школы, что выразилось в расцвете многообразных музыкальных жанров (И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен).
Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, И. И. Винкельман выработали новую систему музыкально-эстетических взглядов, которая подготовила оперную реформу К. Глюка, провозгласившего «простоту, правду и естественность» единственными критериями красоты для всех произведений искусства.
Век Просвещения создал свое видение мира, оказавшее сильное влияние на последующее развитие культуры.
Философия, наука и искусство выходили из национальных рамок, все общечеловеческое было понятно всем народам. Французскую революцию — с ее идеями возвращения человеку его естественных природных прав — с воодушевлением приветствовало все образованное общество Европы как зарю лучшего будущего человечества. Многое в явлениях культуры последующих эпох невозможно понять без Великой французской революции. Однако уже события самой революции поколебали веру в просветительские идеи. Террор, а затем контрреволюционная диктатура развенчивали иллюзию наступления царства разума. Новые буржуазные отношения мало отвечали идеалу просветителей. В духовной атмосфере смятения, разочарования складывалась антипросветительская реакция. Культурная жизнь конца века отражала эти настроения общества.
О культуре, искусстве, науке
... прожившего и живущего На грани двух столетий, На переломе двух миров. (По В. Гиляровскому) «Москва уже на пути к тому, чтобы сделаться первым городом мира». Сочинение рассуждение В. Гиляровский считает, что ... в мертвой пустыне Кара-Кумов, и на «Крыше мира», и в ледниках Кавказа. Москва вводится в план. Но чтобы создать новую Москву на месте старой, почти тысячу лет ...