«В замысле сказывается талант, в исполнении — искусство»

Эссе

«В замысле сказывается талант, в исполнении — искусство»

Эссе Волковой Ларисы Николаевны,

педагога — хореографа дополнительного образования

ГБОУ Школы № 547,

руководителя образцового хореографического ансамбля «Шанс»

В начале было Слово – идея, образ, мысль. Слово, замысел – это начало всех начал. От благородства, высоты мысли и оригинальности замысла зависит, каковы будут его плоды. Найдёт ли эта идея отклик у современников, ответит ли на волнующие их вопросы? Талант сказывается в редкой способности увидеть, найти то уникальное, что остаётся не замеченным другими.

Секреты творчества волнуют уже не одно поколение. Каждому хочется заглянуть в мир фантазии художника и разгадать, как рождается, а затем и воплощается замысел. Микеланджело, вторя божественному провидению, создал Сикстинскую капеллу. Чайковский искал вдохновения в уединении на лоне природы. У Блока стихи рождались от услышанной им музыки жизни. Ахматова обмолвилась, что её стихи «растут» подчас из мелочей, из милого, житейского «сора». И само искусство питает искусство. Петипа задумывал балеты-сказки, загораясь литературной мечтой. Магический танец великих балерин вдохновил немало хореографов и композиторов на новые творения. Единого ключа к разгадке нет, талант всегда самобытен и только ему под силу создавать прекрасное.

Тем не менее, общее есть. Гении ставят перед собой сложные задачи, пытаясь превзойти в чем-то самих себя, заглянуть в неизведанное. Талант – это не только счастливые озарения, но и высочайшая требовательность художника к самому себе в стремлении к совершенству.

Мы, сегодняшние, живем, к сожалению, в период затянувшегося в искусстве кризиса идей. Исполнительское мастерство – на высоте, а вот замыслов, поразивших нас своей новизной, вызвавших неподдельный интерес, практически нет. На это в мире культуры все сетуют и с нетерпением ждут появления того, кто станет «властителем наших дум» и душ, объединит наши сердца высокой и благородной идеей.

И всё же, как найти этот источник вдохновения? Размышляя над опытом блистательных свершений прошлых лет, приходишь к пониманию, что нужна, так скажем, питательная среда, важно наполнить свою жизнь «всеми впечатлениями бытия». Природа и искусство, новая книга или фильм. И, конечно, музыка. Замысел танца у меня почти всегда рождается от музыки, от яркого впечатления. Например, хореографические миниатюры «Юность» и «Думы» были навеяны грустью перед скорой разлукой с моими выпускниками.

26 стр., 12767 слов

Наука успокаивает искусство же существует для того чтобы не дать успокоиться

... вдохновения задачи разрешаются интуитивно, сами собой. – Иоханнес Иттен Наука успокаивает, искусство же существует для того, чтобы не дать успокоиться. – Жорж Брак Искусство ... В замысле скрывается талант, в исполнении – искусство. – Мария Эбнер-Эшенбах Без энтузиазма в искусстве не создается ... обыкновенном найти невероятное, а в невероятном – обыкновенное – настоящее искусство. – Дени Дидро Искусство ...

От замысла до его воплощения – долгий путь «мук и радости». Для каждого, кто на него вступает, это, прежде всего, поиск нового. Не случайно, выдающийся русский художник Н.Н. Ге утверждал, что «искусство – радость найденных форм».

Педагог, увлечённый замыслом, должен вдохновить своих учеников на создание хореографического образа. Танец, сложный неожиданными, драматическими переходами, волнует своей многогранностью, он наполнен многими смыслами, неисчерпаем, как «окно в бесконечность». Способность передать идею танца, его эмоциональное содержание – и есть подлинное искусство исполнителя.

Успех коллективного дела – это сотворчество, соавторство, когда каждый увлечен процессом создания танца, заинтересован в общем результате. Совместное обсуждение замысла, определение сверхзадачи, которая поможет обогатить образ душой и мыслью, выбор композиционного рисунка, конструирование костюмов – это путь к рождению танца. Сотворчество – это та живительная среда, где «сопряжение» сил способно преобразить даже человека скромного дарования.

Мало кто может сравниться с Улановой, Плисецкой в создании одухотворенного образа. Они гениальные балерины именно потому, что они и талантливые читатели, слушатели, зрители, умные и образованные, оригинально мыслящие, посвятившие себя служению искусств, находившие радость в постоянном поиске новых красок. Им было чем наполнить сценический образ! И для нас это главный секрет мастерства. Жест «можно услышать только тогда, когда душа приказывает ему говорить», — учил Ж. Новерр, реформатор балета. А душе, как мы все помним со школьной скамьи, нельзя позволять лениться, и мы с детьми вместе работаем над собой, учимся передавать эмоции и мысли жестом, мимикой, движением. Погружение в мир музыки и балета, живописи, графики и скульптуры, искусства театра и кино, поэзии и литературы формирует личность, способную создать запоминающийся образ. И, если нам удаётся тронуть сердца наших зрителей, то, надеюсь, нам удаётся создавать произведения искусства.

Заметить и оценить искорку таланта в ребенке, дать ему шанс развиваться, расти – моя главная задача. Вместе с ним творить, создавать танец, вместе радоваться личным успехам и достижениям всего коллектива – это настоящее счастье для моих юных соавторов, сорежиссеров и для меня, их педагога.

25 стр., 12109 слов

Особенности работы педагога бального танца в хореографической ...

... но и внутреннего облика человека. Данная дипломная работа раскрывает особенности работы педагога бальных танцев с детьми в хореографической школе искусств «Карамель». Цель дипломной работы: создание авторской программы по бальному танцу для детей 7-9 лет первого года ...