Василий Розанов о Пушкине

Эссе

Василий Розанов – русский религиозный философ, литературный критик и публицист, автор целого ряда статей о русских поэтах и писателях. Данная статья представляет собой компиляцию выбранных мест из многочисленных эссе этого автора, посвященных жизни и творчеству «солнца русской поэзии» А. С. Пушкина.

Пушкин и его молитва Европе

Пушкин не только сам возвысился до национальности, но и всю русскую литературу вернул к национальности, потому что он начал с молитвы Европе, потому что он каждый темп этой молитвы выдерживал так долго и чистосердечно, как был в силах: и все-таки на конце этой длинной и усердной молитвы мы видим обыкновенного русского человека, типичного русского человека. В нем, в его судьбе, в его биографии совершилось почти явление природы: так оно естественно текло, так чуждо было преднамеренности. Парни, Андре Шенье, Шатобриан; одновременно с Парни для сердца — Вольтер для ума; затем Байрон и, наконец, Мольер и Шекспир прошли по нему, но не имели силы оставить его в своих оковах, которых, однако, он не разбивал, которых даже не усиливался снять. Все сошло само собою: остался русский человек, но уже богатый всемирным просвещением, уже узнавший сладость молитвы перед другими чужеродными богами. Биография его удивительно цельна и едина: никаких чрезвычайных переломов в развитии мы в нем не наблюдаем. Скорее он походит на удивительный луг, засеянный разными семенами и разновременного всхода, которые, поднимаясь, дают в одном месяце одно сочетание цветов и такой же общий рисунок; в следующий месяц — другой и т.

д.; или, пожалуй, — на старинные дорогие ковры, которые под действием времени изменяют свой цвет, и чем долее, чем поздней, тем становятся прекраснее. Да в стихотворении «Художник-варвар кистью сонной» он сам так и определил себя. Тут только неверно слово «варвар»: напротив, душу Пушкина чертили великие гении и его создания, его «молитвы» перед ними сохраняют и до сих пор удивительную красоту и всю цену настоящих художественных творений. Без этого Пушкин не был бы Пушкиным и вовсе не сделался бы творцом нашей оригинальности и самобытности. Посмотрите, как он припоминает эти чуждые на себе краски, уже свободный от них, когда уже спала с него их «ветхая чешуя». Как глубоко сознательно он относится к богам, когда-то владевшим его душою. Он начинает с Вольтера, когда-то любимца своего, коего «Генриаду» он предпочитал всем сладким вымыслам:

6 стр., 2681 слов

Русский характер в литературе (характер русского человека)

... Пушкин как никогда изображает русский национальный характер человека, его нелёгкой судьбы, отражая всё это в литературе. Одной из моих самых любимых сказок А.С. Пушкина в детстве была «Сказка ... это прозвучит из уст иностранца. Сочинение «Русский национальный характер в нашей отечественной литературе». ... человек с «русским характером» может быть не только русским, он может иметь любую национальность, ...

Но время то жестоко, нещадно истекает

Стремится вперед, в бесконечное и вечное.

И вот уже Вольтер, тот же великуючетный,

С опаской новый ХVIII век привечает.

  • ..исчезли Салисы и Мадам Помпадур,

В цариль нисходит он, движимый лишь упорством.

Подданный альтернатив:людьми уничтожен

или величие обретённое потеряв,

преисполнился отттчуждения и мнимой злости

Расправив плечи, сосфокусированной встревогой,

Во сне видел и днём — единоличное вождье,

Грозой единой всколыхнувшее равнодушие:

Суждено было признать направление новые

И старого века свое владение оплатить.

Тут слова «Салисы» заменяется на «Мадам Помпадур», полюбовное-державная особа Людовика ХV, образующая образ тяжелого,уроков ненаучного преждего столития.

Без композиций и опхедалей, у Пушкина всегда в делец заняты эти сверх-деликатные инструменты сознаниеи чтителя, малейший вкладывается вновь акценттер «Яковой день»- этому наиболее полному определению революционной ночи, и вы начинаете слышать вдали журчание костов и взывающий слабый вой Жино стадиона, меневший » степенно-монархическую стркутуру» Респубика в конец.

Приободрившись на напоследок новыми силами,

Вольтер очнулся, взмахнул рукою мощно:

Достоинство постиг, вменявшийся в ответство

За блеск и расцвет двора безупречного.

Вернулся к прежнему учению собственному:

Уединялся он. За пир вкушал кнедлей больше

Ценитель промысла скептик или филолог.

В восторге, он говорил, молел

и в бесконечность веря,

Скромно тарелку держал.

За чашей медленной, афею или вундеркинду,

Как будто в поиск редкости, с курьезной весткой.

Пушкин вписывает зашифрованные особенности исторического времени, вмешивает пульсирование эпохи в свои строки. Он действует поистине фокусной свежестью, которая оживляет прошлое, возвойникнет заново в новых ее оттенках, и этим задает новый контуры прошлому, переписывает и пересматривает его. От все этого проистекает его непосредственно-великая и актульная выразительность.

В этом свете мы становимся свидетелями уникальной эволюции художественного сознания Пушкина. Ото всего углубляемого им творческого наследия великих литераторов предшествующих эпох не оствалось даже и намека на конфликт с гением, который он преодолел. Это говорит о том, что Пушкин избегал попыток унифицировать творчество, которому он восхищался, но все же смог перерасти его.

Накладывая следующего гения на предыдущего, после поглощения их идей, Пушкин оставлял их в прошлом. Так и формировалась его уникальная индивидуальность. Сознание умения перерасти гениев, как Вольтера или Диего, говорит о гениальности его внутреннего мира и неограниченном разуме.

Когда Пушкин говорит, что тот, «кто вырастает из Вольтера — это он», это звучит не как метафора, а просто констатация факта. По сравнению с загроможденным пространством Наполеона, его взлет уже давно перерасл более независимой и универсальной формой выражения.

Тем не менее, есть одна отрицательная сторона в этом качестве Пушкина — способность к забвению. Он быстро перерастал предыдущие этапы своего развития и не оставлял их за собой. Это может выглядеть как сказ о гениальности, но в то же время говорит о том, что он не умел оставаться верным прошлому, обрекая его на забвение.

Эта забывчивость Пушкина — это переливание его из одного состояния в другое. Это была его сила, и в то же время источник его сложностей. В этом увидеть границы его универсальности было не просто.

Специально подразумевал ли он, что при отбрасывании прежних влияний и идей он становится единственным царем в своем мире мысль — большой вопрос. Если это так, то к каким последствиям это может привести властелина универсального мира?

Введение

Исследование гениев и их своеобразия всегда представляло интерес для общества. Гениальные люди отличаются от обыкновенных смертных своей выдающейся способностью мыслить и создавать. Однако, для большинства людей сложно понять гениев и следить за их полетом мысли, что становится источником трудностей и тягостей. Гениальные люди остаются непонятными для близких и к своему собственному страданию.

В данной работе будут рассмотрены методы исследования гениев на примере поэта Александра Пушкина. Посмертно были найдены тетради, в которых он оставил следы своей критической работы над чужеземными гениями. Замечательной особенностью Пушкина является его способность совмещать вдохновение и анализ, поэтический рассказ и философские рассуждения. Его монолог о страсти удивительно очаровывает своей глубиной и мудростью, внешне похож на платоновское рассуждение о человеческих страстях.

Пушкин отличается слитностью и монолитностью своего духовного образа, не оставляя видимых швов и сшивок между различными сторонами своей личности. Его способность видеть и судить, а также его трезвая голова помогли ему разглядеть, что владевшие им гении могут быть и иллюзорными, и ограниченными.

Основная часть

Александр Пушкин — выдающийся поэт и мыслитель, исполненный гениальности и творческой силы. Его работы вне времени и пространства, подарившие миру бессмертные произведения, продолжают волновать умы и окрылять сердца. Изучение его жизни и наследия помогают нам проникнуться его гениальностью и понять особенности ума творческого гения.

Пушкин был мастером слова и стиха, но его гениальность не ограничивалась только поэтическими способностями. В его тетрадях нашли следы его критической работы над чужими гениями, где он высказывает свои мысли и взгляды на творчество других выдающихся личностей.

Гений Вывод Пушкина

Пушкин обладает удивительной способностью совмещать вдохновение и анализ, что делает его работу особенно ценной и интересной. Красота его стихов и глубина мыслей сочетаются с философскими рассуждениями о человеческих страстях.

Заключение

Александр Пушкин — один из величайших гениевв истории литературы. Его способность критически взглянуть на творчество других гениев, его монолитность и трезвость помогли ему увидеть и понять истину, скрытую в других душах. Изучение его тетрадей позволяет нам приблизиться к его взгляду на великих людей и их творчество.

Понять гениев и их своеобразие — это задача не простая, но изучение их работы и взглядов может пролить свет на загадку их величия. Александр Пушкин — пример того, как гениальные люди погружаются в мир красоты и мыслей, оставляя свое неподражаемое наследие для будущих поколений.

Введение

В данной статье рассматривается личность Александра Сергеевича Пушкина — выдающегося русского поэта и писателя. Пушкин, являясь одним из самых значимых представителей русской литературы, оставил неизгладимый след в истории и культуре России. В работе анализируется его творчество и его влияние на развитие русской литературы и общества.

Тело статьи

Пушкин отличается от других писателей своей эпохи отрицательным определением своей личности. Его творчество не подвержено монотонности и монотеизму, что делает его гением уникальным. В каждом произведении Пушкина присутствует разнообразие идеалов, которые он предлагает читателю, и призывает обратить внимание на красоту и разнообразие мира.

Пушкин был безбожником, однако его идеалы отражались в каждом произведении. Он находил красоту и смысл в каждом человеке и в каждом проявлении природы. Вся его жизнь была посвящена поиску и собиранию этих идеалов, и он стремился поделиться своими открытиями с человечеством.

В отличие от Пушкина, другие великие русские писатели, такие как Гоголь и Лермонтов, пронизаны монотеизмом и ограничиваются определенными идеями и настроениями. Попытка жить их творчеством может привести к ощущению удушья и несвободы. В то же время, Пушкин предлагает свободу и разнообразие, открывая для читателя все возможности мира и человеческой души.

Россия, несмотря на свое развитие и движение вперед, не может «жить Пушкиным» полностью, как греки жили Гомером. Однако, влияние Пушкина на русскую литературу и общество неоспоримо. Его произведения, такие как «Мертвые души» и «Мцыри», быстро стали классикой и смогли привнести в русскую культуру новые и фантастические идеи.

Заключение

Александр Пушкин является одним из величайших поэтов и писателей России. Его творчество отличается разнообразием идеалов, отсутствием монотонности и монотеизма. Пушкин предлагает своим читателям свободу и разнообразие, открывая новые горизонты для русской литературы и общества. Его произведения остаются актуальными и вдохновляют читателей на протяжении всей жизни.

Нет, весь вечер и всю ночь играл в карты», — равнодушно ответил слуга Пушкина. Это была очередная и совершенно лаконичная иллюстрация к принципу Роберта Грейвса: «Я сначала поэт, вторично — человек.»

Пушкин – Художник, а не пророк

Одно из главных различий между Пушкиным и другими русскими писателями, включая Гоголя, Лермонтова, Достоевского и Толстого, заключается в ориентировании его внимания: он от веры к земному, к предметному.

Если о других можно было сказать, что они были прозрачными для того или иного аспекта неба или царства невидимого, то Пушкин восприимчив к тому, что его окружает. Любая мелочь мира может стать стимулом для стиха, воспринимаемого стихотворца как «цветок-стихотворение».

Я помню чудное мгновенье…

Например, упомянутое нами выше бессмертное стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» не было вызвано каким-то великим, загадочным видением. Это стихотворение посещало Пушкина, когда он вспоминал о своей встрече с Анной Петровной Керн в Дерпте, где она была замужем за георгиевским кавалером. Наблюдая за ней на балу, он был поражен ее красотой, своим внутренним восприятием достоинства и нежности, которые излучали из нее.

Пушкин и Гоголь

Впечатлениями, связанными с земной и душевной жизнью, также было наполнено первое знакомство Пушкина с Гоголем. Как и Пушкин, Гоголь был внимательным наблюдателем окружающего мира. Более того, Гоголь и Пушкин оба пытались понять, как эти впечатления соотносятся с более широким пониманием человеческой природы и существования. Эти общие тяготения и интересы сделали их близкими друзьями до конца жизни Пушкина.

Таким образом, несмотря на то, что Пушкин умер в возрасте всего 37 лет, его пленяющая, чарующая и земная поэзия была поразительно продуктивной и вдохновенной, призванной приносить чувство понимания, комфорта и красоты в случаях, когда люди встречаются с бесконечностью бытия в самых обычных и повседневных вещах.

В данном исследовании мы обратим внимание на многозначительность диалога, который приведен в начале текста. Фраза «Нет, всю ночь играл в карты» может иметь различные значения, так же как и вопрос, заданный Гоголем.

Мы можем обратиться к произведениям Гоголя и Лермонтова, чтобы понять, что они проводили ночи, пиша свои произведения. Лермонтов описывает тягостные ночи, когда без сна горят и плачут очи, на сердце тоска, и дрожат руки. В такие моменты он пишет. Это полностью противоположно фразе «Нет, всю ночь играл в карты».

Также, Толстой, возвращаясь домой, воскликнул «Как же мне писать хочется!». Он чувствовал неотразимое желание писать, подобно Лермонтову и Гоголю. Это совершенно не похоже на фразу «Нет, всю ночь играл в карты».

Интересно отметить, что Пушкин имел другой характер. Он любил жизнь и людей, поэтому даже в ясную осень он выходил на прогулки с друзьями. Он всегда находился в окружении друзей, и это отличает его от Лермонтова и Гоголя. Пушкин был дружным человеком и всегда находился среди своих близких.

Достоевский, Толстой и Лермонтов имели только видимость знакомств, их души всегда стремились к чему-то большему. Они были опьянены своими идеями и творчеством, в отличие от Пушкина, который был существенно трезвым в своем образе жизни.

Таким образом, фраза «Нет, всю ночь играл в карты» несет с собой не только поверхностное значение, но и глубокое символическое значение, связанное с творческим процессом и внутренним миром писателей.

Автобиографическое смысловое содержание произведений Пушкина

Творчество Александра Сергеевича Пушкина — это не только гениальные поэтические произведения, но и отражение его личной жизни, мыслей и переживаний. По мнению И.Л. Щеглова, в некоторых его произведениях присутствует автобиографический оттенок, позволяющий взглянуть на творческий процесс изнутри, понять скрытые мысли и идеи поэта.

В частности, анализируя «Каменного гостя» и «Моцарта и Сальери», Щеглов обращает внимание на их особую атмосферу, связанную с определенными жизненными событиями Пушкина. По словам автора, обе пьесы были написаны осенью 1830 года в селе Болдине, во время приближения холеры, в конфликте с денежными трудностями и разными волнениями, связанными с предстоящей свадьбой.

Щеглов достаточно вероятно утверждает, что эти факторы оказали сильное влияние на мысли и настроения самого Пушкина в тот период и стали ключевыми сюжетными элементами в его произведениях. Так, «Пир во время чумы» отражает тревожные мысли и страх перед смертью, вызванные приближением эпидемии, а «Скупой рыцарь» является отражением негативных эмоций поэта по отношению к денежному гнету и предательской роли денег в обществе.

Впечатление светской зажиточности и одновременно унижающей материальной зависимости, связанной с писательской деятельностью, близко к изображению благородного рыцаря-скупца Альбера, который вынужден обращаться к жиду за деньгами. А в сцене барона с сыном, отличающейся трагичностью, можно усмотреть параллель с известными событиями, произошедшими в селе Михайловском, где Пушкин-отец и Пушкин-сын вступили в ожесточенный конфликт в присутствии других членов семьи.

Важно отметить, что эти автобиографические элементы присутствуют не только в пьесах Пушкина, но и в его других произведениях. Благодаря биографической перекличке, мы получаем не только великолепное литературное наследие, но и возможность лучше понять и прочувствовать мир и мысли великого поэта.

Исследование о взаимоотношениях Пушкина и Баратынского

В «Моцарте и Сальери» автор «Нескромных догадок» усматривает горькие воспоминания поэта о Баратынском. Пушкин часто связывал горькое чувство с мыслью о дружбе, хотя сам был открытой и ясной душой. Эта горечь воспоминаний наводит на мысль, что около Пушкина стояла облачная душа, которую не могла проникнуть пушкинская «дружба». Г. Щеглов указывает на Баратынского как на Сальери.

В «Татевском Сборнике» приведены письма Баратынского, которые не попали на глаза Пушкину, и в которых отзывы о пушкинском творчестве вызывают недоумение. Баратынский критикует «Евгения Онегина» и ставит подражания народным песням Дельвига выше народных сказок Пушкина. Он также верит своему брату, что «Борис Годунов» выше исторической трагедии Хомякова. В то же время в письмах к Пушкину он выражает свои похвалы, даже сравнивая его поэтическую деятельность с государственной деятельностью Петра Великого. Г. Щеглов считает это вероломством.

Баратынский был прекрасным поэтом, но его характер и литературная судьба подтверждают его сходство с Сальери.

Отвергнув праздные забавы, я отказался от чуждых музыке наук. Я отрекся от них упрямо и надменно и предался только одной музыке. Первый шаг был труден, а первый путь скучен. Я преодолел ранние трудности и поставил ремесло подножием искусству. Я стал ремесленником и придал своим перстам послушную и сухую беглость. Я умертвил звуки и разъял музыку, как труп. Я поверил, что алгебра может быть гармонией. Искушенный в науке, я осмелился предаться творческой мечте. Я начал творить, но в тишине, в тайне, не думая о славе.

Введение

В данной статье рассматривается взаимоотношение между Сальери и Пушкиным, а также влияние этой связи на творчество обоих художников. Особое внимание уделяется письму Баратынского, в котором отражены мысли Пушкина о поэзии и ее роли в его жизни. Кроме того, анализируются отношения Пушкина с другими писателями и поэтами, такими как Языков, Дельвиг, Пущин, Гоголь и Лермонтов. В конце статьи делается вывод о значимости и сложности отношений между Сальери и Пушкиным.

Глава 1: Сальери и Пушкин

Сальери, хотя и глубокий художник, не обладал особым даром, который Пушкин называл «райскими виденьями». Этот случайный и почти непостижимый дар приходит на землю от Бога и полностью затмевает другие трудные и глубокие дары, которыми обладают некоторые высокоодаренные души. В этом заключается несправедливость и роковая несправедливость, которую Пушкин в своей пьесе «Зависть» возвел к вечному началу случайности своей жизни. Перенесение литературных отношений на музыкальные в пьесе было лишь анонимным прикрытием, как и вымышленные имена Моцарта и Сальери.

Глава 2: Отношения Пушкина с другими писателями

Отношения Пушкина с Языковым, Дельвигом, Пущиным и Гоголем были отчетливы и часто вызывали горе и страдания в душе Пушкина. Однако, существовал один друг, о котором Пушкин высказывал самые лестные отзывы в печати и всегда выдвигал его вперед, но его обратное отношение к Пушкину оставалось в тени. Пушкин многократно упоминал о мучительной и долгой «дружбе» в своих диалогах, которые были полны глубоких мыслей и эмоций.

Глава 3: Пушкин как публицист и гражданин

Пушкин, выступая как журналист и гражданин, не только выразил свою поддержку освобождению крепостных, но и представил образ этого освобождения. Он показал свою гармонию и возможность занять руководящую позицию в обществе. Эта удивительная черта его личности позволяет считать его не только великим поэтом, но и великим мыслителем.

Заключение

Взаимоотношения между Сальери и Пушкиным оказали значительное влияние на творчество обоих художников. Несмотря на несправедливость этой связи, Пушкин смог выразить свои мысли и эмоции в своих произведениях. Отношения Пушкина с другими писателями также играли важную роль в его жизни и творчестве. В целом, исследование позволяет лучше понять сложность и значимость этих отношений, а также их влияние на развитие литературы и искусства в России.

Наследие Пушкина проливает свет на его взгляды и обращение к правителям своего времени. Его размышления о внутреннем управлении в царствование Екатерины II и заметки о речи Николая I на Сенной площади свидетельствуют о глубоких мыслях, которые остаются актуальными и по сей день. Сдержанный, но проникновенный стиль Пушкина подчеркивает его гражданскую позицию и приверженность просвещению. Его слова о том, что власть должна быть примером для народа и основана на знаниях, до сих пор вызывают отклик у современных обывателей.

Появление журнала «Современник» было не только проявлением творческого гения Пушкина, но и явной попыткой оказать влияние на обсуждение жизненно важных вопросов своего времени. Поэт и философ перерос в гражданина, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны и народа.

Влияние научных интересов

Такое развитие событий было характерно не только для Пушкина. Даже сам Гёте, автор «Фауста», в конце второй части проявил интерес к научной деятельности, занимаясь ирригационными работами и изучая теорию цветов и морфологию организмов. Это свидетельствует о том, что даже творцы литературных произведений стремились к практическому применению знаний и вовлекались в научные изыскания.

Очевидно, Пушкин в этой светлой связи мог заложить не иное начало в нашем общественном движении. Его общественные термины, как известно, были меньше авторитарными, чем соперничающие: республиканец, декабрист, либерал. Он не был чужд внешних воздействий и постижению направлений других. Его ум был всегда свободным, не чужд ни одному вопросу — будь то наука, философия, искусство или общество.

У него была дальновидность, острое понимание нюансов времени: французский 1830 год целиком пройти мимо него не мог, и обостренная форма общественной остроты времен Карлоса X стала частью его прозы и его драматической поэзии. «Борис Годунов» — значительный в сегодняшнем прочтении памятник — зрело отражает одновременное поздее настроение предстоящего 1848 года.

В своем журнале «Современник» Пушкин собирал лучшие умы своего времени и пытался ввести их в столкновение по всем вопросам о положении и общественном состоянии. Он был не в состоянии ввести это в свою литературу и азбуку. Понадобился бы самый замечательный Герцена, чтобы, подтверждая Пророка, воплотить речь учительского идиома русской поэзии.

Пушкин дорожил и внутренними настройками своего русского брата. Он ценил «Слово о полку», брал подстроенный вариант «советников» детства. Но от приближения к легендам и народным сказаниям он обычно был далек, вероятно, признав их не получившими еще образование, что тем не менее не мешало ему оставаться мастером своей работы, делать и писать то, что считал нужным в данный момент.

Роль Пушкина в русской культуре значительна. Указывая на широкую основу для исследования, можно утверждать, что если бы Пушкин прожил дольше, история России могла бы принять иное направление, отличное от того, что мы видим теперь. Оставаясь умным, интересным, интерактивным общественным человеком, он был в состоянии обеспечить развитие приложения легкости, уверенности, зрелости образованию России, которое было бы значительно разнообразным в его руках.

Пушкин внес огромный вклад в русложение национального сознания. Его творчество послужило своеобразной «школой» для всех последующих его эпохи и более поздних периодов. Проходя через жестокую школу жизни и творчества Пушкина, большие умы нашего общества, продолжая его начало, отточили и своеобразно продолжили его работы.

Личность Пушкина воспринималась обществом как живая история, каждое его слово, каждое стихотворение, проникновенные повести- так или иначе отказываются углубиться в понимание стоящих за ними социального и личностного контекста.

Также стоит отметить, что этот великий поэт, проявляя глубокие культурные корни, сумел вписать свои гуманистические идеалы в эволюцию русской мысли. Трудно представить другого литературного героя, который был бы так же значим и вдохновляющим, как Александр Сергеевич Пушкин.

Пушкин все еще является предметом обширных исследований и всегда будет актуален. Он воспринимается как символ российской культуры и истории и по-прежнему вдохновляет множество писателей, исследователей и артистов.

Не совсем наглядно, к примеру, упоминание Жуковского и Герцена, а также Чаадаева. Однако ценность связана не столько с их роль в процессе становления Пушкина, сколько олицетворяют идеи и тенденции эпохи. Современное общество по-прежнему переосмысливает культурное наследие, подобранные Пушкиным для нас.

Тем друг, всемирное значение творчества этого поэта в значительной степени связано с богатством и глубиной, с данными интерпретациями религионосной связыванием жизнью Пушкина. Пушкин, как никто другой, внес свой вклад в развитие культурно-исторической картины мира России.

Из великого массива исследований и статей Розанова о Пушкине, становится очевидной его глубокая увлеченность и восхищение творчеством писателя, соединенному в одно неразрывное целое.