«Не в силе бог, а в правде» учащихся по обществознанию

Эссе

Эссе (Св. Благоверный Кн. А. Невский)

Бог является началом всех начал. Автор слов «Не в силе Бог, а в правде», великий полководец и великий человек, канонизированный Русской православной церковью как Святой, связывает Бога с такой моральной категорией как правда. Александр Ярославич ставит правду выше силы. Точка зрения Александра Невскгого мне вполне понятна, она не противоречит моим убеждениям.

Считаю правильным расмотреть тему с двух позиций:

  1. С общей позиции. То есть как суждение, применимое ко всем сторонам жизни человека и общества.
  2. С позиции применимости авторской позиции в экономических науках и хозяйственной деятельности.

Высказывание, принадлежащее Святому князю, не обращает нас к религиозной тематике, даже не смотря на то, что в данном суждении слово «Бог» несет основную смысловую нагрузку. И рассуждать я собираюсь не о сущности Бога, хотя человеком считаю себя верующим. Не думаю, что именно вера в Бога может влиять на оценку суждения Святого Благоверного князя. Оно понятно и может быть принято даже атеистом. Вера в Бога не столь значима при обращении к суждению, как теме эссэ.

Считаю уместным напомнить, что слова, вынесенные в название эссе, были произнесены князем в момент угрожавшей Руси беды, когда к Новгороду шли рыцари, чья победа могла привести не только к потери земель, но и установлению католической веры. Александр выступил как спаситель православия. Из «Жития Александра Невского»: « Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо»». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на святую троицу».

Что же такое правда? Обратимся к «Словаре» В.И. Даля: «вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота». И далее: «Правда — истина на деле, истина во образе, во благе: правосудие, справедливость.Творите суд и правду. Стоять за правду».

15 стр., 7322 слов

Позиция автора и способы ее выражения

... жизнь старой теме (проблеме). Ты уже понял, что часть этих оборотов можно использовать, ком­ментируя авторскую позицию? Умница!, Как может проявляться авторская позиция в тексте?, Авторская позиция может проявляться в: ... блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, ... в конце концов переделали так, что, кроме самого слова «Россия», ничего российского не ос­талось, да и в ...

Вспомним: правовой кодекс древней Руси носил название «Русская Правда». Суждение Александра Невского становится еще более понятным: «Не в силе Бог, а в правдивости, справедливости, правосудии, правоте». Сам Александра Ярославича жил, думал и действовал в соответствии с этими нравственными категориями. Поиск правды должен быть связан не с силой. Правда — это внутренний закон для человека. А для верующего человека правда — это Бог.

Применимо ли понимание правды, как высочайшей моральной категории, к экономике?

В экономической науке понятие правда не употребляется. Экономические законы не имеют нравственной оценки.

А в экономической деятельности, я думаю, следует учитывать морально-этические моменты. Например, в современном бизнесе его участники в погоне за прибылью не должны забывать о правдивости и справедливости.

Примером искателя христианской правды является экономист Иван Посошков. В социально-экономическом трактате «Книга о скудости и богатстве», созданном в 1724, году он пишет: «Паче же вещественного богатства надлежит всем нам обще пещися о невещественном богатстве, то есть, о истинной правде; правде — отец Бог, и правда вельми богатство и славу умножает, и от смерти избавляет; а неправде отец диявол, и неправда не токмо вновь богатит, но и древнее богатство оттончевает, и в нищету приводит, и смерть наводит».

Видим, насколько его выводы созвучны словам Александра Невского. Великий полководец и великий экономист, жившие в разные эпохи, одинаково размышляют. Отец правде — Бог!

Думал ли Святой Благоверный князь Александр, что его слова, сказанные дружинникам накануне сражения со шведскими рыцарями, заставят задуматься и размышления над ними принесут пользу потомкам.

Все мы учимся у великих. Согласимся, что самое главное в жизни — это правда, а не сила. И жить нужно по правде. И в решении экономических, хозяйственных вопросов исходить из принципов правдивости и справедливости.

ИВАН ПОСОШКОВ — СТРАДАЛЕЦ ЗА «ИСТИННУЮ ПРАВДУ»