«Прощение и вечный приют». Урок-размышление о судьбе мастера в финале романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе план-конспект литературы (11 класс)

Эссе

«Прощение и вечный приют»

Размышление о судьбе мастера в финале романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока.

Обучающие:

  1. проанализировать образ Мастера в главе «Прощение и вечный приют»;
  2. сформировать личностное отношение к герою с активным переосмыслением собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний;

Развивающие:

  1. умение сотрудничать и работать в группе;
  2. умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  3. умение решать проблемы;
  4. умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  5. умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  6. умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважительное отношение к художественному слову.

Оборудование урока.

  1. На партах у каждого ученика опорный конспект урока, текст романа «Мастер и Маргарита», отрывки из критических статей.
  2. На доске: портрет М.А.Булгакова, иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита».
  3. Компьютер, видеопроектор.

Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Приемы: составление кластера, чтение с пометами, эссе.

Ход урока

Вступительное слово учителя. (2мин)

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Раздел I: Введение

Введение в урок, где будет рассматриваться тема «Прощение и вечный приют» в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

I.1 Цель урока

Целью данного урока является анализ финала романа и рассмотрение судьбы Мастера, а также обсуждение темы «Прощение и вечный приют».

13 стр., 6362 слов

В чем проявляется своеобразие композиции романа мастер и Маргарита

... эти сочинения Роль фантастики в романе «Мастер и Маргарита» Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ... жанровом своеобразии. В книге четко выделены два сюжета: реальный мир Москвы 30-х годов, где живут мастер и Маргарита, и мир древнего Ершалаима, где действуют Иешуа и Понтий ...

I.2 Задачи урока

  • Изучить финал романа «Мастер и Маргарита».
  • Разобраться в судьбе Мастера и его полученном приюте.
  • Обсудить тему «Прощение и вечный приют» в контексте произведения.

I.3 Методы и материалы

Для достижения поставленных задач будут использованы следующие методы:

  • Анализ текста романа «Мастер и Маргарита».
  • Обсуждение и анализ критических статей.
  • Работа в группах для обмена мнениями.

В качестве материалов будут использованы текст романа, критические статьи и презентация слайдов.

Раздел II: Основная часть

II.1 Анализ финала романа «Мастер и Маргарита»

Финал романа «Мастер и Маргарита» является ключевым моментом произведения. В нем Мастер получает свою обитель дальнюю, свой приют. Этот момент очень важен для понимания судьбы главного героя и темы произведения в целом.

Как отмечает критическая статья, автор романа, Михаил Булгаков, вдохновился стихотворением Александра Пушкина, где говорится: «на свете счастья нет, а есть покой и воля». Эта формула, применимая к Мастеру, отражает его желание найти покой и свободу от тяжелой судьбы раба.

II.2 Судьба Мастера и его приют

Мастер, подобно автору стихотворения, рассматривает свою жизнь как усталого раба, который замыслил побег в обитель дальнюю. В финале произведения он получает эту обитель, свой приют. Он не заслужил света, но заслужил покой.

Тема «Прощение и вечный приют» отражает идею о том, что даже в условиях отсутствия счастья, человек может найти покой и свободу внутри себя. Эта тема становится основной целью нашего урока.

II.3 Знаки в тексте и их значение

Для более глубокого анализа и понимания произведения «Мастер и Маргарита», мы будем использовать знаки, которые помогут нам выделить ключевые моменты и интересные аспекты:

  • V — «Я это знал(а)»
  • + — «новое для меня»
  • — «думал(а) иначе»

Используя эти знаки, мы сможем обозначить свои мысли и реакции на текст и критические статьи, которые будем анализировать.

Раздел III: Заключение

III.1 Тема урока

Тема нашего урока — «Прощение и вечный приют». Мы будем размышлять о судьбе Мастера в финале романа и обсуждать эту тему в контексте произведения.

III.2 Цель урока

Целью нашего урока является анализ финала романа, рассмотрение судьбы Мастера и обсуждение темы «Прощение и вечный приют». Мы надеемся, что это поможет нам лучше понять и оценить произведение Михаила Булгакова.

Итак, приступим к анализу финала романа и обсуждению темы «Прощение и вечный приют».

непонятно, нужно разобраться — ?

(Слайд №3)

Чтение критической статьи.

. «О романе «Мастер и Маргарита» «с последующим его разоблачением» (Слайд №4) (3мин)

Мастер «не заслужил света», он заслужил «покой», который многие читатели воспринимают как великое благо и награду. И если принять версию, что Булгаков спорит с атеизмом, доводя его до логического конца, то в данном случае мы видим, как раем представляется одна из в лоб названных обителей ада. Цветущие вишни и Шуберт, и ночной колпак, и неразлучная (или неотвязная?) Маргарита — это всё, не забудьте, владения Воланда.

«Романтическому Мастеру» предложена «матрица», соответствующая его вкусам: венецианское окно, свечи, гусиное перо. Представьте себе, что вы навсегда заперты в особнячке с садиком или в комнате с компьютером, в котором нет и не может быть ничего, кроме одной единственной понравившейся вам когда-то игры. И это «покой» Мастера.

Пытаться объяснить, что покой Мастера — самый явный ад, труднее всего. …Для человека с мировоззрением Берлиоза домик с садиком вместо вечного «ничего», наверное, вещи замечательные. Человек, сосредоточенный на земной жизни как на главной и единственной реальности, тоже не поймёт, почему на даче с возлюбленной плохо .

V

?

+

?

Запишите основные понятия в таблицу.

Работа с таблицей.

V

+

?

я это знал(а)

новое для меня

.

думал(а) иначе

.

непонятно, нужно разобраться

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно, Сформулируем вопросы, требующие внимания в 4 столбике.

  1. Пространство, в которое попадает мастер, это ад или не ад?
  2. Вечный приют – заточение или освобождение?
  3. Покой – это наказание или награда? И главный вопрос!!!

(Слайд №5) (5мин)

II . Осмысление. Для этого давайте разберемся, что же значит слово «покой»? Попробуйте определить значение этого слова . Запишите в конспект.

1) Работа со словами

(Ответы учащихся)

Загляните в словарик (Слайд № 6)

  1. Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства. (Словарь С.Ожегова) 2. Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства. (Словарь С.Ожегова) 3. Мир, тишина, смерть. (Православный словарь) (2 мин)

Вот то, что достается Мастеру, отсутствие беспокойства, тишина и отдых.

?Что же мы можем сказать о Мастере? Действительно ли он устал? Нужны ли ему мир и тишина? Для этого сформулируйте те самые важные главные ключевые определения, которые характеризуют его трудную, беспокойную жизнь? Запишите их в первый столбик таблицы в вашем опорном конспекте. Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Добавьте себе те замечания напарника, которых у вас нет. Прочитайте, что у вас получилось. (Слайд №7) (3 мин)

Что я знаю о жизни Мастера на земле? (слайд №7)

Что нового я узнал о судьбе Мастера?

Писал гениальный роман

Любил женщину, принадлежавшую другому

Затравлен советскими критиками

Сжег роман

Был арестован

Сидел в психиатрической больнице

Отказался от своего творения

?Можем ли назвать такую жизнь спокойной? Жизнь Мастера на Земле полна страданий и невзгод, которых бы хватило на несколько человеческих жизней.

? Но роман Мастера дописан, жизнь окончена, и что же предлагается ему за пределами земной жизни?

В данной работе мы анализируем 32-ую главу романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Работа по группам

В ходе работы по группам мы выясняли различные аспекты, которые раскрываются в 32-ой главе романа. Каждая группа получила свой вопрос и задание.

  1. Фиолетовая группа. Вопрос: Куда попадает мастер, что это за пространство? (Слайд №8)

    Задание.

    Прочитайте в начале 32 главы описание вечерней земли. Найдите слова, говорящие о том, что осталось за пределами земной жизни. Запишите на лист слова, обозначающие понятия, которых нет в этом пространстве.

    Ответы учащихся

    • Пространство
    • Нет

    Слова, обозначающие понятия, которых нет в пространстве вечерней земли:

    • Усталости
    • Беспокойства
    • Несчастья

    Мастер попадает в пространство, где уходят ложь и страдания. Это место, где все становится истинным, и где происходит торжество справедливости.

  2. Красная группа. Вопрос: Что не хватало мастеру, творческому человеку, в земной жизни? (Слайд №9)

    Задание.

    Ответить на вопрос, используя текст 32-ой главы романа «Мастер и Маргарита».

    Ответы учащихся

    • Творческое вдохновение
    • Свобода действий
    • Независимость от власти и общественного мнения

    Мастеру не хватало творческой свободы, чтобы полностью осуществить свое творческое вдохновение и выразить свое мнение в жизненно важных вопросах без ограничений власти и общественного мнения.

В результате групповой работы мы выяснили некоторые важные моменты, касающиеся 32-ой главы романа «Мастер и Маргарита». Мы обсудили пространство вечерней земли, куда попадает мастер, понятия, которых нет в этом месте, а также те причины, по которым мастер не мог полностью раскрыть свой творческий потенциал в земной жизни.

Комментарий учителя.

Роман «Мастер и Маргарита» является одним из самых значимых произведений советской литературы и знаковым для XX века в России. В ходе анализа 32-ой главы романа мы увидели многочисленные фантастические элементы, выражающие идеи философского характера.

В варианте 1936 года Мастер был наделен, внешним сходством с философом Иммануилом Кантом. Тогда Воланд в финале говорил Мастеру: «Свечи будут гореть, услышишь квартеты, яблоками будут пахнуть комнаты дома. В пудренной косе, в старинном привычном кафтане, стуча тростью, будешь ходить, гулять и мыслить». Найдите в 32 главе описание скачущего на коне мастера, сравните два описания. Выпишите из текста романа ключевые слова, характеризующие изменение внешности главного героя.

Если это философ, о чем мечтает мыслитель? Написать на отдельном листке слова, обозначающие то, чего так не хватало Мастеру и самому Булгакову в жизни.

Ответы учащихся (2 мин)

Мастер – художник, философ

Волосы в косе

Плащ

Ботфорты со шпорами, Возможность мыслить

В последнем полете М. принимает облик философа XVIII в.: «Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше-демону, мастер летел, не сводя глаз с луны, но улыбался ей, как будто знакомой хорошо и любимой, и что-то, по приобретенной в комнате №118-й привычке, сам себе бормотал».Мыслитель мечтает о возможности работать.

Комментарий учителя.

У Булгакова

Душевные страдания сломили М., и свое произведение, в отличие от автора трех великих «Критик», напечатанным он так и не увидел. Вновь обрести роман и соединиться со своей романтической возлюбленной М. может только в предоставленном Воландом последнем приюте.

  1. Синяя группа. Вопрос: Что получил Мастер за пределами земной жизни? (Слайд №10)

Задание.

Найдите в тексте 32 главы диалог Воланда и Мастера. Что предлагает Воланд Мастеру? Что будет делать мастер у себя в вечном доме? Выпишите ключевые понятия на лист бумаги. Как решается Булгаковым проблема свободы творчества, если Мастер – творец, художник? Сравните, какие счастливые мгновения переживал Мастер в домике, когда писал роман?

Ответы учащихся (2 мин)

Мастер — творец

Писать при свечах гусиным пером, Сидеть над ретортой

вылепить нового гомункула

Творить

В «Мастере и Маргарите» Воланд обращался к герою так: «… о, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой. Прощайте! Мне пора. Здесь звучит мечта об абсолютной свободе художника у Булгакова.

Комментарий учителя.

Главной темой в заключительных главах романа Булгакова является тема человеческого счастья и свободы творчества. Эта проблема решается писателем во всей сложности, связывается с проблемой свободы личности в целом.

Поразительна здесь диалектика Булгакова в решении проблемы счастья и свободы художника. Она решается с опорой не только на свой личный опыт. Она решается с опорой на Пушкина, на его гениальные выстраданные стихи: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» (элегия Пушкина: «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»).

Мечта об абсолютной свободе художника у Булгакова овеяна таким же трагическим чувством, как у Пушкина.

Полная свобода личности оказывается возможной только в романтических грезах и мечтах.

  1. Белая группа. Вопрос: Что не хватало Маргарите, любящей женщине, на земле? И что она получила, уйдя вместе с Мастером ? (Слайд №11)

Задание.

Найдите описание вечного приюта Мастера в 32 главе. Прочитайте последний монолог Маргариты, обращенный к Мастеру. Судя по нему и вспомнив содержание романа, сформулируйте, чего так не хватало Маргарите в земной жизни? Что она получила в последнем приюте? Запишите ключевые слова на лист.

Ответы учащихся (2 мин)

Маргарита

Ответы учащихся

Ученик 1: Вечный дом

Мастер нашел приют, Беззвучие, Венецианское окно

Ученик 2: Свечи

Ученик 3: Музыка

Ученик 4: Сон

Маргарита завершает мысль Воланда: » — Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я».

Комментарий учителя:

У Булгакова же М. уготован только Лимб, пространство между Адом и Раем, где обитают души младенцев, умерших без крещения, и невольные грешники.

Те, кого любит М. — это придуманные им герои. Он получает возможность творить вечно, он освобождается от Понтия Пилата и от памяти о пережитых страданиях, перейдя ручей, символизирующий реку забвения Лету: «Память Мастера, беспокойная, исколотая память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя».

Такая обитель — последний приют булгаковского героя.

Составление кластера из ключевых слов, выписанных учащимися.

Посмотрите на готовый кластер. Вернемся к таблице о Мастере. Заполните второй столбик (2 мин) (Слайд №13)

Что я знаю о жизни Мастера на земле?

Что я узнал существовании Мастера за пределами земной жизни?

Писал гениальный роман

Любил женщину, принадлежавшую другому

Затравлен советскими критиками

Сжег роман

Был арестован

Сидел в психиатрической больнице

Отказался от своего творения

Он философ, мыслитель, художник

Мечта художника о полной свободе исполняется

Получает возможность творить

Рядом любимая

Освободился от памяти мучений

III. Рефлексия.

? Такое существование — наказание или награда?

Каждый из вас ответит на этот вопрос сам для себя, воплотите свои мысли в синквейнах., Напишите синквейн, выбрав в качестве первой строчки существительное: награда или наказание?

Напишите синквейн на тему:

Награда или наказание?

1. Одно слово – имя существительное — тема синквейна

2. Два слова – прилагательные , которые могут быть соединены союзами или предлогами

3. Три слова – глаголы

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна

5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна

1.____________________________________

2.____________________________________

3.____________________________________

4.____________________________________

5.____________________________________

IV. Прочитаем отрывок из статьи И.Сухих.

Чтение отрывка из статьи И.Сухих «Евангелие от Михаила». (Слайд №5) (3 мин)

Афоризм о свете и покое выглядит загадочно и вызывает разнообразные трактовки. Булгаковские любовники получают его как последнюю награду, причем уже по ту сторону земного бытия.

Они, как Ромео и Джульетта или герои Грина, умирают в один день и даже мгновение. ( Так обстоит дело в романе о мастере, в сюжете московской дьяволиады смерть превращается в исчезновение.) О той же судьбе, о “прощении и вечном приюте”, в сущности мечтает и повествователь, невидимый Автор, с лирического монолога которого начинается тридцать вторая. Прощение неразрывно связано с прощанием. Вечный приют, вечный дом возможен лишь в вечном покое. (И.Сухих) (Слайд №14)

Домашнее задание.

Написание эссе.

«…он заслужил покой…..»