Пропаганда это монолог который ищет не ответа но эха

Эссе

Сразу должна оговориться, что у слова «пропаганда» есть два разных значения. Это эссе посвящено только одному из них. Эссе будет содержать кое-какие ссылки, но в целом оно является моим личным представлением о пропаганде. Тема большая, в печати представлена широко, так что в этом эссе будут освещены только некоторые аспекты. Кому любопытно — советую посмотреть Википедию, особенно раздел технических приемов на предмет проверки, знаете ли вы их все до единого и умеете ли вы их распознавать навскидку (; русского варианта Технических Приемов в Википедии нет).

Это эссе чисто теоретическое и, как таковое, не выделяет никакую партию, страну, нацию, или какую-либо еще группу. Многие примеры также чисто теоретические.

Два значения слова пропаганда в моем изложении:

1. Пропаганда — это искажение действительности устно, печатно и/или визуально при помощи определенного набора приемов, некоторые из которых обсуждаются ниже. Пропаганда, как правило, направлена на определенную аудиторию и используется для изменения представлений о действительности у этой аудитории, или для поддержания уже измененных представлений. Пропаганда — чаще всего сознательное действие. Эссе посвящено только этому значению слова.

2. Пропаганда в другом значении этого слова — почти то же самое, с одним важным отличием: ее цель и желаемый результат — не изменение представлений о действительности, а призыв к какому-либо нейтральному или нужному действию. Многие люди вообще не считают этот вид пропаганды пропагандой.

Основные области пропаганды:

  • Политические партии внутри страны
  • Отношения своей страны с другими странами и положение в других странах
  • Мораль различных групп населения
  • Экономические интересы различных групп населения
  • Этнические отношения

Я бы обобщила так: все люди считают себя одновременно членами нескольких групп. (Пол, национальность, партийность, уровень образования, жители конкретного переулка и т.п.).

Чувство принадлежности к какой-либо определенной группе у конкретного человека может быть сильнее или слабее. Желание защищать интересы своей группы может быть сильнее или слабее. Корреляция между силой чувства принадлежности и желанием защищать есть, но значение корреляции зависит от исследуемой группы (вплоть до отсутствия корреляции и/или желания защищать).

3 стр., 1477 слов

Эссе слово о толстом

... его было словом человека, власть имеющего." <...> Эти слова Толстого - указание на близость с Лермонтовым, на ... Толстой говорил о Лермонтове Г.А. Русанову: "Он начал сразу, как власть имеющий. У него нет шуточек, - презрительно и с ударением сказал Толстой, - шуточки нетрудно писать, но каждое слово ...

Пропаганда является одним из основных нефизических способов защиты интересов своей группы. Сила пропаганды может измеряться в некоем умозрительном уклонении от действительности: от полной и откровенной лжи, имеющей колоссальный эффект, до теоретического нуля. Нулем пропаганды можно считать адекватное беспристрастное изложение как всех аспектов действительности, так и точек зрения всех заинтересованных групп.

Одним из моих первых больших открытий по переезде в Америку 15 лет назад было то, что американская пропаганда по техническим приемам не отличается от советской. Живя в перестроечной и постперестроечной России я наивно думала, что это только наши родные приемы. Кстати, от бывшей студентки факультета журналистики МГУ (доперестроечные времена), знаю, что эти приемы там преподавались. Интересно, преподаются ли они на здешних факультетах журналистики и в прочих странах? Итак

Некоторые приемы пропаганды

Ложь — Откровенная ложь. Обычно применяется к фактам. Скажем, денег в стране ежегодно печатается 100,000,000 у.е., а говорится, что 1,000,000.

Ложь по умолчанию или частичная правда — Известный прием и не только пропаганды. Говорится только часть правды, а остальная правда умалчивается. Умолченная часть правды имеет заметный потенциал изменить мнение аудитории в нежелательную для пропагандиста сторону, потому и умалчивается. Все, что уменьшает силу воздействия сообщенной части правды, может считаться пропагандистом нежелательным. Скажем, сообщается «Мы собрали 55 центнеров с гектара»! (Умалчивается «И потом сгноили 40»)

Эмоциональные слова или обзывание — Распространенный способ пропаганды, призванный воздействовать на эмоции и психику человека, а не на рациональное мышление. Скажешь, например, что такой-то химик — невежда, глядишь, кто-нибудь и поверит или по крайней мере начнет слегка сомневаться, умеет ли это химик держать пробирку. Вo многих случаях обзывание приводится бездоказательно, как бы самоочевидный факт.

Выборка из контекста — Разновидность Частичной Правды. Берется фраза из текста, значение которой само по себе отличается от значения этой фразы вместе с окружающим ее текстом. Например, Сара Палин сказала (цитирую по памяти): «Я не знаю, что делает вице-президент день ото дня… Я привыкла быть занятой, и я хотела бы быть уверенной …». Во многих продемократических статьях муссировалось только «Я не знаю, что делает вице-президент».

Реинтерпретация — Берутся слова человека, и интерпретируются не так, как имел в виду автор. Например, высказывание «Я знаю только то, что я ничего не знаю» интерпретируется, как: «Вот видите, он сам признает, что он невежда».

Смешение в Кучу — Цитируются вместе два и больше факта или мнения, и опровергается только один из них. Читатель/зритель остается под впечатлением, что опровергнуты оба.

Цитата из неизвестного источника

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/propaganda-eto-monolog-kotoryiy-ischet-ne-otveta-no-eha/

— Используется для опровержения точки зрения противника. В текст опровержения вставляется утверждение, на самом деле противнику не принадлежащее, но поскольку оно вставлено без указание на источник, у аудитории остается впечатление, что оно принадлежит опровергаемому противнику.

23 стр., 11413 слов

Модели панельных данных для групп складских запасов торгового ...

... также и некоторые неудобства. Большинство моделей панельных данных оценивается либо в предположении фиксированных эффектов. [7, c.499] 1.2 Модель с фиксированными эффектами Модель с фиксированными эффектами является ... что можно использовать обычные статистические процедуры (например t -критерий и критерий Вальда). [7, c.506] По существу, модель с фиксированными эффектами сфокусирована на различиях ...

Пропаганда и группы

В дальнейших рассуждениях группой считается любая общность людей (включая группу только из одного человека), объединенная какими-либо общими интересами. Выше были приведены определения некоторых характерных групп. Кроме того, я буду употреблять слово пропаганда в не совсем стандартном его смысле, а именно: пропагандой будет считаться любая попытка защиты интересов некоей группы при помощи определенного искажения действительности, включая, например, преувеличение ребенком необходимости покупки и еще одной дорогой игрушки.

В явлении пропаганды участвуют от одной до трех групп. Пропагандирующая группа наличествует по определению. Обычно члены группы пропагандируют своей же группе, то есть себе подобным. Бывает, что члены группы пропагандируют в интересах группы, к которой сами фактически не принадлежат. Богатые демократы, ратующие за интересы бедных слоев населения, фактически пропагандируют от их лица. И, наконец, можно принадлежать одной группе, ратовать за другую, и иметь в виду третью группу в качестве целевой аудитории (те же богатые демократы, пытающиеся склонить умеренных республиканцев или независимых на государственную помощь бедным).

Пропаганда, предназначенная для восприятия своей группой, и пропаганда, предназначенная для восприятия чужой группой, могут отличаться. Например, стиль изложения в Moscow News в СССР отличался от стиля газеты Правда. Можно предположить (и интересно было бы в каком-нибудь смысле проверить), что в наше интернетное время разница между пропагандой для своих и пропагандой для чужих сближается, особенно, если обе на одном и том же языке. Можно предположить, что в среднем более тонкая пропаганда предназначена для более образованных и/или менее убежденных слоев населения и наоборот.

Вред и польза пропаганды

Оправдано ли существование пропаганды и приносит ли она безусловный вред? На мой взгляд, и да, и нет. Я бы постулировала необходимость защиты интересов своей группы в той или иной мере (или отложила бы обсуждение этого до следующего эссе).

Кто в первую очередь за нас, если не мы? Так как пропаганда де факто является одним из основных способов защиты своих интересов, то, получается, пропаганда необходима. Но: пропаганда пропаганде рознь. Я безусловно против беззастенчивой лжи, то есть утверждения несуществующего или абсолютно недоказанного в качестве истинного и/или самоочевидного. В то же время я отношусь более спокойно к перечислению истинных фактов в пользу своей группы, без перечисления фактов в пользу другой группы, если только факты о другой группе легко доступны целевой группе. В конце концов, другая группа обычно может сама о себе позаботиться. Демократы не обязаны приводить все факты против их программы. Республиканцы о них позаботятся в этом отношении.

Отношение к пропаганде правительств и прессы

Отдельный вопрос об отношении к пропаганде правительства и других органов власти, принимающих решения, от которых зависят пропагандирующие группы. В идеале правительства должны эту пропаганду игнорировать и принимать некое компромиссное решение, учитывающее как явно выраженные желания всех групп, так и их истинные потребности.

5 стр., 2311 слов

Значение и взаимосвязь видов изобразительной деятельности в разных ...

... них интерес. Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. 1. Рисование, его виды, характеристика, их значение и место ...

Мое личное понимание идеальной прессы, той, которую бы я читала — это пресса без пропаганды. К сожалению, такая пресса — чисто умозрительный объект. Впрочем, многие люди сознательно или подсознательно предпочитают прессу, пропагандирующую, более тонко или менее тонко, их собственные взгляды.

Индивидуальное отношение к пропаганде

Наиболее интересный для меня лично вопрос об отношении отдельных людей к пропаганде. В идеале люди должны уметь распознавать пропаганду или хотя бы подозревать ее возможность во всех соответствующих случаях. На практике мы зачастую видим одну или несколько следующих проблем:

  • «Своя» пропаганда таковой не воспринимается. Утверждения, на самом деле являющиеся пропагандистскими, воспринимаются как 100% истинные. Если вывод из факта меня устраивает, то факт скорее всего правильный.
  • «Чужие» факты воспринимаются, как пропаганда, и не как факты.

Если вывод из факта меня не устраивает, то факт скорее всего неправильный.

  • Рассматриваются аргументы и факты только в пользу своей группы.
  • Интересы своей группы сознательно или подсознательно считаются интересами всего общества.

Предположим, что конкретный человек овладел мастерством распознавания пропаганды как своей, так и чужой группы и теперь теоретически обладает идеальным знанием конкретной ситуации, а также объявленных и истинных потребностей обеих групп. Он все еще принадлежит к своей группе, у которой есть вполне определенные интересы. У этого человека возникают следующие возможности в смысле защиты групповой принадлежности:

  • Продолжать пропагандировать интересы своей группы, но без определенных приемов пропаганды, вроде полной лжи. В политике обычно люди с более умеренными взглядами.
  • Продолжать пропагандировать интересы своей группы, используя любые приемы пропаганды. В политике обычно люди с более ярко выраженными политическими взглядами.
  • Рассматривать интересы всех групп, по возможности отбрасывая пропаганду, и пытаться найти межгрупповой компромисс.

В политике обычно умеренные или центристы, а также непредвзятые ученые.

Кстати, выбор политической партии часто (но необязательно) определяется личными экономическим интересами.

Третья часть эссе будет гораздо короче и будет посвящена практическим приемам распознания пропаганды.

Анна Голицына

28-29 ноября 2008