- 20 июля 2014
Номинация «О педагогике – с любовью»
«Как только человек научится
воспринимать окружающее,
он откроет великое множество даров,
окружающих его повсюду»
И. Ильин
Как сформировать у детей веру в себя, в свои возможности и силы?
Как раскрыть творческий потенциал ребёнка?
Как научить чувствовать Слово и открывать его истинное значение?
Как научить ребёнка размышлять и письменно выражать свои мысли?
Как развивать творческое мышление?
Как развивать воображение, восприятие, наблюдательность?
В наше время эти вопросы и проблемы, связанные с ними, особенно актуальны. Ведь, в конечном счёте, от их правильного разрешения зависит, какую личность мы воспитаем. Поиск ответов на эти важные вопросы и побудил по-иному посмотреть на развитие творческого потенциала ребёнка.
Творческая деятельность в начальной школе отвечает условиям нового времени, так как она позволяет быть не только созерцателем прекрасного, но и учит владеть собственными мыслями, управлять ими и творить красоту собственным сердцем.
И все мы взрослые знаем, как это непросто капля за каплей, день за днём наполнять душу ребёнка добрым отношением к окружающему миру. Только тогда он научится понимать и ценить красоту родной природы. И именно в эти моменты важно правильно учить владеть словом, используя всю красоту мыслей.
С помощью различных творческих заданий, личных и коллективных, у школьников появляется возможность получить реальный зримый результат. Например, создание рукописных книг, в которые вошли их работы: сказки, стихи, рассказы, зарисовки. И кропотливая, глубоко продуманная работа над рукописной книгой даёт возможность каждому ребёнку для самовыражения своего внутреннего мира. Это одна из наиболее результативных форм работы с детьми в начальной школе. Такая деятельность способствует становлению и формированию детского мироосознания и нравственного отношения к окружающей действительности.
Таким образом, мыслетворчество даёт замечательную основу для рукотворчества. Принявший в детстве красоту, добро, ребёнок и дальше будет стремиться созидать всё это, вносить в собственную жизнь и в жизнь своего окружения.
Очень важно воспитать в ребёнке смелого творца, для которого мыслетворчество будет являться большой радостью.
Научная работа. » Использование развивающих игр в развитии ...
... вопроса в рамках введения новых ФГОС начального общего образования; -между необходимостью развития творческого мышления младших школьников в учебной деятельности и недостаточным использованием в практике дидактического потенциала развивающих ... игр и применить его в опытно- экспериментальной работе по развитию творческого мышления младших школьников на формирующем этапе эксперимента. 4. ...
Творчество – понятие многогранное. И как определить ту грань, которая станет основополагающей в работе с детьми? Этот вопрос каждый учитель для себя решает сам. Вместе с тем решает ещё одну важную задачу: как найти интересную, яркую форму работы с детьми для развития их творческих способностей. Ведь только яркие, незабываемые образы и впечатления оставят в памяти ребёнка прочный след и дадут ростки формирования творческой личности.
Пять лет назад я познакомилась с новой образовательной программой «Служу Отечеству пером», которая стала не только основой моей воспитательной системы класса, но и развитием творческих способностей детей через красоту мысли. Авторы программы – творческий коллектив педагогов дополнительного образования из города Томска (Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелёва).
Данная программа привлекла моё внимание своей оригинальностью, новизной. В ней соединились различные аспекты работы с детьми: духовно-нравственное воспитание, развитие творческих способностей младших школьников и изучение журналистики, как части современного процесса информатизации.
В одной древней притче раскрывается ценность самых важных начал в человеке.
Какой «свет» имеет человек?
Один мудрец беседует с царём:
– Какой свет имеет человек?
– Свет солнца, о, царь!
– Когда солнце зашло, какой свет имеет человек?
– Луна служит ему светом.
– А когда зашли солнце и луна?
– Огонь служит светом.
– А когда зашло солнце, зашла луна, и погас огонь, что служит ему светом?
– Речь служит ему светом… Поистине, государь, человек идёт туда, где произносится речь.
– А когда солнце зашло, зашла луна, погас огонь, и замолкла речь, какой свет имеет человек? Что остаётся человеку в полном молчании, без мелькающих образов вещей, без слов даже, наедине с собой? Есть ли внутри него творческий источник жизни, или он зависит целиком от окружающего и не имеет опоры в самом себе?
Проблема как научить детей свободно владеть словом, языком, речью волнует каждого педагога начальной школы. А как направить эти знания на совершенствование внутреннего мира ребёнка, как научить творчески мыслить?
Рабочие тетради по программе «Служу Отечеству пером» помогают вести грамотную и целенаправленную работу над словом, предложением, текстом, мудрыми мыслями. Многие задания носят творческий характер.
Не так-то легко было начинать работу со слабыми детьми, которые составляют половину класса. А учить нужно всех!
Для таких ребят на первых творческих занятиях придумала «лучики мыслей», которые выскальзывали из весёлого солнышка, помещённого в верхнем правом углу листа. На «лучиках мыслей» детишки записывали самые красивые мысли по данной теме. Потом из этих мыслей получался красивый текст, исправляли ошибки, придумывали заголовок, который помещали в «солнышко» и без труда записывали своё эссе в чистовик.
Изобразительная деятельность детей с тяжелыми нарушениями речи
... работы по изобразительному искусству с детьми с нарушениями речи нарушение речь искусство дети Включение в процесс обучения детей с ОНР изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей. Так, ...
Заметила, что с каждой творческой работой дети начинали справляться лучше и лучше. В их работах не было скучных фраз, меньше проскакивало речевых и грамматических ошибок.
А самое главное, мои ученики полюбили работать творчески. Ведь, действительно, программа «Служу Отечеству пером» даёт большие дополнительные возможности развития детей. Наряду с формированием основ нравственности, идёт активное развитие учащихся в области филологии. Наблюдения показали, что у ребят развивается речь, орфографическое чутьё, закладываются основы понимания русского языка, бережного отношения к нему, и развиваются творческие способности. Это ли не ценно сейчас, когда безграмотность становится обычным явлением нашей жизни, уже давно никого не шокирующим.
Благодаря данной программе мне удалось создать добрый, светлый и трогательный мир существования детей в самой обычной школе. А вся работа помогает организовать жизнь детей с верой в обязательную победу их мыслетворчества. Порой в их работах осмысливаются важные нравственные вопросы, что можно уже смело назвать «Пробой пера…»
И вот уже целых пять лет мы строим свой дом Творчества. Наш дом сложен из особого материала: Доброты, Красоты, Любви и Души. Каждый из детей в строительство этого дома положил свой кирпичик. А особым законом была Красота Мысли.
Особое место занимает создание учениками рукописных книг. Каждый стремится стать автором новой книги. За эти годы было создано более 30 книг, которые с большим успехом были представлены на Международном конкурсе рукописных книг.
Автор: Лукашова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1», г. Кандалакша, Мурманская область. Я работаю учителем начальных классов более 30 лет. За эти годы поняла, как важно воспитывать в каждом ребёнке творческую личность.