Эссе «Значение православия»
Учитель МБОУ «Брин-Навололоцкая СШ» Янчук Е.Е.
Если посмотреть на результат, на то, что за эти 400 лет произошло, то мы видим, как из обычного мононационального государства с небольшим присутствием инославия и иных этносов Россия превратилась в огромную семью народов, соединенную народом русским и верой православной…
Патриарх Кирилл.
(Из
18 мая 2013)
Всем нам хорошо известно, что на протяжении столетий культурный путь русского народа определялся православной верой. Есть в истории каждого народа события, которые определяют всю его дальнейшую судьбу. Для русского народа таким событием стало Крещение Руси Святым равноапостольным князем Владимиром Святославовичем (952-1015).
Это был выбор веры, одухотворившей жизнь народа. «И не в каком краю мира не принесла вера Христова таких удивительных плодов, как в России, никогда она не являлась столь могучею, столь благодатною, как в то время, когда просияла над нашим Отечеством! Именно она сотворила нашу великую, нашу святую Русь. Целый народ, одним христианством созданный», — так писал П.Я.Чаадаев.
Православие определило историческую судьбу Руси, ее культурно-исторический путь, включило нашу Родину в определенный и уже сложившийся круг связей и воздействий… Через христианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром. Корни русского национальною духа, русской чести и совести, русского государственного единства, русской семьи и русского правосознания заложены в православной вере (5).
Воздействие принятия христианства на культуру и историю Руси можно охарактеризовать следующими тезисами.
Наши предки до Х века были язычниками. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси. С этого времени Православие стало официально государственной религией на Руси. Во главе государства мог стоять только православный монарх, венчанный на княжение или царствование по православной традиции. Официальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство, смерть) регистрировались только Церковью, в связи с чем совершались соответствующие Таинства (Крещение, Венчание) и богослужения. Все государственные церемонии сопровождались молебнами (специальными богослужениями).
Борьба русского народа против татаро-монгольского ига
... жизнь Руси. Эта особенность ордынского ига объяснялась не столько отсутствием на Руси благоприятных природных условий для экстенсивного кочевого скотоводства татаро-монголов, сколько героической борьбой русского народа против ... дружинники погибли. В результате этой битвы государство половцев оказалось уничтоженным, а сами половцы вошли в состав государства, созданного татаро-монголами. В 1231 ...
Православная Церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни народа. Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века были неразделимы и означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре. Православным, а значит принадлежащим к русской православной культуре, мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни. И так случалось часто: представители других национальностей и вероисповеданий принимали Православие как веру, мировоззрение и, соответственно, христианское бытие и становились истинными сынами нового для них православного Отечества. Нередко эти люди оставляли яркий след в истории нашей культуры, стремясь верой и Правдой служить новой Родине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честное служение не ради личной корысти и собственных интересов, а ради прославления Господа. Таким образом, гражданская общность в России формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к православию и отношению к православному государству.
Православие помогло преодолеть обособленность восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем — сословия), все более осознавая себя русским православным. С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. В значительной степени их укрепляли династические браки. Русская церковь, благословившая эти браки, увеличивала и свое влияние в мире. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции.
Вера Христова поддерживала значение княжеской власти. Она, в лице духовенства, учила, как князья должны управлять. Князь не может остаться безучастным к насилию и злу в своей земле, он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю. Церковь требовала от подданных князя почтения и подчинения, чтоб не мыслили на него зла и смотрели на него, как на избранника Божия (2).
Так вера Христова проводила в жизнь идеи государственного порядка.
Известно, что в годы своего создания, развития и функционирования русское государство вело многочисленные войны с иноземными захватчиками, отстаивая независимость. Находясь в союзе с государством, с его военными формированиями, церковь делала все, чтобы Родина с честью выходила из вооруженной борьбы. Помимо духовного благословения, как это делал Сергий Радонежский, наставляя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, священнослужители конкретными действиями оказывали помощь государству, превращая монастыри в бастионы сопротивления врагу(3).
Раскол в Русской Церкви. «Житие» протопопа Аввакума
... власти (Ф.М. Ртищев) и провинциальных протопопов (Аввакум, Даниил, Логгин). Деятельность кружка была ... Руси возникло патриаршество, что означало начало канонически и юридически законного периода автокефалии русской православной Церкви. ... чина, к правилам первых веков христианства, "ревнители" вынуждены были обращаться к ... неожиданная безбытность, умышленность и надуманность их действий. И Никон слушал ...
Духовенство собирало под свои знамена рать, помогало готовить ее к будущим боям, развивало земледелие и торговлю, а главное, заряжало народ духовной энергией.
Важной составной частью вооруженных сил любого государства является флот. Флот — это не только корабли, это еще и базы, порты, береговые батареи, тыловые и медицинское учреждения. В этой связи надо отметить, что большую роль в деле обороны водных рубежей Отчизны играли приморские монастыри.
Начавшееся с введением христианства широкое строительство во многом определило развитие архитектуры и других видов искусства. На Русь из Византии прибывали мастера, учившие русских умельцев каменному зодчеству, сложной технике мозаики, секретам фрески и иконописи. Византийская художественная система легла на яркую и богатую культурную традицию языческой Руси. Достижения дохристианского периода позволили русским мастерам в удивительно короткий срок освоить совершенно новые для них жанры. Отличительной характеристикой русского зодчества стал его больший, по сравнению с византийским, демократизм. Древнерусское искусство было гораздо радостнее, красочнее и звонче. В нем нет византийской строгости и суровости. На Руси христианство воспринималось более эмоционально и жизнерадостно.
Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры.
Строительство архитектурных сооружений сопровождалось быстрым развитием живописи. Мозаика и фрески киевской Софии, Десятинной церкви и других говорят об освоении русскими мастерами сложных видов декоративного искусства. . В киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков. Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе фресками были покрыты практически все стены, однако до наших дней сохранились лишь немногие. Часть фресок посвящена светским сюжетам: два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения акробатов, музыкантов.
На Руси развивалось и деревянное зодчество. А деревянные церкви не могли расписываться фресками, они украшались иконами, написанными на доске. Известно не более трех десятков таких икон. Самой древней из них считается «Владимирская богоматерь», созданная в начале XII в. Православная русская икона — полностью заслуга Руси. Основными в русской иконописи стали все семь цветов радуги. Семь цветов радуги соответствуют семи дням Творения, семи таинствам христианства. Особое значение имеют в иконописи белый цвет и цвет золота, Это символы Божественного Света, царственной славы и достоинства.
Урок русского языка «Крылатые выражения как отражение истории, ...
... те, что употребляются в определенное время (связь с рекламой, телевизионными передачами, фильмами современности). Сочинение с крылатыми выражениями и словами из греческой мифологии про вьетнамскую ... вкус к народному творчеству. Крылатые выражения относятся к особому пласту русского языка и являются частью культуры народа. Герои крылатых выражений Героем крылатых выражений может стать любой человек, ...
За сравнительно короткий срок была создана система общерусских художественных ценностей, которая сохранялась и в условиях раздробленности Руси. Широкое распространение письменности началось с распространением христианства и созданием болгарскими братьями Кириллом и Мефодием славянского алфавита — кириллицы. Древнейшими дошедшими до нашего времени памятниками древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие 1056г., Изборники 1073 и 1076гг. От XI — XII вв. до нас дошли 80 книг, семь из которых имеют точную дату написания. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникали новые библиотеки, в том числе монастырские и частные. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались книжное дело, литература, история и философия. На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести. Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси – «Повесть временных лет». Важнейшими темами были защита христианской веры и родной земли. Автором «Повесть временных лет» обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Это коллективный труд, в составлении и переработке которого принимали участие несколько летописцев. Летописец не бесстрастно наблюдал за событиями. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя. Важными для православия были поучения, жития, хождения.
Русское православие ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало появлению такого феномена, неизвестного западному христианскому миру, как духовность. Есть особенности русского национального самосознания, что выражено в православии: христианское милосердие, коллективизм, нестяжательство. Православие опекало и питало тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих, давало приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. И как бы ни был слаб или ничтожен человек, церковь смотрела на него по-христиански — как на свободного человека. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.
Особое отношение на Руси было к святым. Многие из них жили в глубокой древности: святые первоучители словенские Кирилл и Мефодий, святой равноапостольный великий князь Владимир, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий и Никон Радонежские. Преподобный Сергий Радонежский (1319-1392) жил во время татаро-монгольского нашествия, он постоянно заботился о своем народе, оберегал его молитвенным покровом, всегда хранил в своем сердце любовь к нему. Своей жизнью, своим примером Преподобный звал русский народ к единению по образу Пресвятой Троицы. Им самим и его учениками было основано около 100 монастырей – духовных центров высокой культуры, имевших во время татар относительную свободу, хотя и не защищенных от полного разграбления и разорения. [4].
Христианство и русская культура
... христианства Киевской Русью, роль христианства в процессе становления древнерусской культуры, взаимодействие культуры и религии, вклад деятелей Русской Православной Церкви в развитие русской культуры, ... примеров. Это и шедевр древнерусской литературы «Слово ... древнерусского человека, в истории проявляется действие двух ... православия. Вместе с христианской верой из Византии и Болгарии на Русь ...
Святые нашей земли учили вере, надежде и любви, терпению и христианскому мужеству, твердости в вере и молитве, верности. Среди русских святых — люди всех званий и состояний, разного возраста и пола, монахи и князья, ученые и простецы. Из этого сонма каждый может выбрать себе примеры для подражания. Это любовь к Богу, единство с Церковью, это христианское отношение к миру.
Их жизнь и человеческий подвиг дали импульс духовному, культурному и государственному возрождению Руси.
Христианство воспитывало русское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства. Вместе с Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала византийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе (2).
Под влиянием христианства отдельные лица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и нравы, оно показывало, как надо жить и действовать в делах личных и общественных. Русская культура и народная история фактически и начинается с принятием христианства.
В настоящее время Православие официально не является государственной религией, но остаётся культурообразующей и традиционной для России, так как традиции православной религии сохранялись в России на протяжении всей её истории и отразились на всех сферах бытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, а также литературу и искусство. С принятием христианства русские люди получили веру, православно-христианское мировоззрение, письменность, литературу, школы, государственность, право и т.д. Русский характер тоже создан под влиянием 1000-и летней христианской проповеди. Этим и объясняется изобилие христианских качеств в русском народе. Можно сказать, что православная вера является колыбелью русской культуры и воспитательницей русского характера. Таким образом, православие, став доминантой русской истории, определило её ход. Принятие Русью Христианства в форме православия в качестве государственной религии явилось важнейшей вехой на пути становления русского этноса. Выполняя свое высокое назначение, перевоспитывая своих членов духовно-нравственно, православие содействовало переустройству всех сторон русского бытия и общего гражданского порядка на христианских началах.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/po-osnovam-pravoslavnoy-kulturyi-klass/
-
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) Аспект пресс, Москва 1998 г.
6 стр., 2762 словРусская Православная Церковь и возрождение культуры
... Православие оплодотворило собою все важнейшие творческие движения, созидавшие русскую культуру ... христианство не как веру снисходительную и удобную, но как веру, ... исихастов дало импульс духовному Возрождению в палеологовской Византии, в ... русской и российской государственности получил мощный христианский импульс, при всех сложнейших перипетиях российской истории неистребимый до конца. На Руси христианство ...
-
Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1-2. М. 1991 .
-
Лихачев Д. С. Куликовская битва в истории русской культуры. Памятники Отечества, кн.4. М, 1979, с. 244 – 256
-
Никон, архимандрит. Житие и подвиги… Сергия, игумена Радонежского. Троице-Сергиева Лавра, 1898.
-
Царевский А. А.Значение Православия в жизни и исторической судьбе России. Казань, 1898 г.