Феномен любви в философии
Любовь является одной из основных тем в философии, так как она играет важную роль в человеческой жизни. Без любви человек не может полноценно существовать, поскольку она придает ему подлинную жизнь и глубину, позволяет эффективно действовать и адекватно понимать других и себя.
Изучение феномена любви имеет центральное значение в философии, поскольку человек является ее центральным объектом. Вопросы о том, что такое любовь, каков ее смысл и как она связана со счастьем, всегда были важными в философских размышлениях.
Для более глубокого понимания феномена любви, рассмотрим мысли известных философов всех времен и народов и попытаемся выявить общую идею, которая поможет нам разобраться в том, что такое любовь.
Любовь как основа человеческой жизни
Многие философы считают любовь основой человеческой жизни. Она придает смысл существованию и позволяет испытывать настоящую радость и счастье. Любовь является движущей силой, которая вдохновляет на действия и преображает человека.
Философы разных эпох подчеркивают важность любви в формировании личности и общества. Они утверждают, что через любовь человек становится более эмпатичным и способным понимать других людей. Любовь способствует развитию моральных и этических ценностей, формирует гармоничные отношения в обществе и способствует созданию благоприятной среды для развития личности.
Любовь и счастье
Одним из основных вопросов, связанных с феноменом любви, является ее взаимосвязь со счастьем. Многие люди считают, что встречая любовь, они одновременно находят и свое счастье. Однако, философы высказывают различные точки зрения на этот вопрос.
Некоторые философы утверждают, что любовь является необходимым условием для достижения счастья. Она придает жизни смысл и наполняет ее глубиной. Любовь позволяет испытывать радость и удовлетворение от соприкосновения с другим человеком, что является основой для ощущения счастья.
Другие философы считают, что любовь и счастье — это два разных понятия, которые могут сопутствовать друг другу, но не обязательно связаны. Они утверждают, что человек может быть счастливым и без любви, находя удовлетворение в других сферах жизни, таких как достижение целей, развитие талантов или познание истины.
Почему любовь не всегда приносит счастье? по русскому языку
... содержать в себе обзор всех этих типов любви. Но для молодого человека станет очевидно, ... философ Платон считал филиа самым высоким типом. Ее испытывают по отношению к родственникам, друзьям, родителям и детям. Итак, теперь становится немного понятно, почему любовь не всегда приносит счастье. Сочинение может и не ...
В итоге, изучение феномена любви позволяет нам лучше понять ее значение в человеческой жизни и отношениях. Любовь является основой для формирования личности, создания гармоничного общества и достижения счастья. Она позволяет человеку становиться полноценным существом и находить смысл в своей жизни.
Для начала я хочу рассмотреть учения древнегреческого философа Платона, для которого любовь была следствием красоты. Когда человек, который смотрит на что-то красивое, вспоминает истинную красоту, окрыляется, а окрылившись, стремится взлететь — это и есть любовь «Причастный к такому неистовству любитель прекрасного, называется влюбленным» 1 . Получается, что для Платона любовь и красота неразделимы, то есть возможно лишь духовное влечение любящих, без примеси плоти. Отсюда пошел общеизвестный термин платоническая любовь — близкие (любовные) отношения между двумя людьми, не сопровождающиеся интимной близостью. Противоречия между любовью платонической и любовью сексуальной на первый взгляд кажутся очень современными, но этот вопрос также стар, как и сам человек и, похоже, встал перед людьми в тот самый момент, когда они впервые начали осознавать свои взаимоотношения. Древние философы говорили, что человек ищет то, чего не имеет: если бы он обладал этим, то не нужно было бы искать. И любит человек то, чего ему недостает, — значит, того, что он любит, у него нет. Ощущая свою неполноту, человек тянется к тому, что считает важным для восстановления своей целостности.
Получается, если человек ищет то, чего у него нет, и любит то, чего ему не хватает, означает, что у нас нет ни счастья, ни любви. Это величайший парадокс нашего времени: чем больше того о чем-то говорится, тем вернее это указывает на отсутствие или нехватку того, о чем идет речь. Нам не хватает любви, поэтому мы ищем ее и готовы идти любым путем — тем, который предлагает мода, или тем, который сами считаем верным, — лишь бы встретить эту любовь, это счастье, которого, по нашему убеждению, мы лишены. Человечество всегда колеблется между двумя крайностями: любовью духовной — платонической, и любовью физической, сексуальной. Однако одного слова «любовь» отнюдь не достаточно, чтобы раскрыть бесконечное множество отношений, которые лежат между этими двумя полюсами — духовным и материальным. Я хочу обратиться к античной мифологии для того, чтобы найти определение любви. Согласно Платону — Любовь (или Эрос, как называли его древние греки) — самое древнее божество. Это не симпатичный ангелочек, который подстерегает людей, чтобы поймать их в свои сети. Эрос — это архаическое божество, Первозданная Любовь, изначальная сила взаимного притяжения.2 Мифология говорит, что когда мира еще не существовало, когда царил хаос, когда все находилось в потенциале, и ничто еще не было проявлено, — тогда родился импульс, невероятная сила, способная все упорядочить, все объединить, всему дать форму и жизнь.
Эта сила и есть Эрос, Любовь, — Первозданная Любовь, тот древний Эрос, о котором писал Платон. Древний Эрос, говорит мифология, нисходя, выражает себя в разных формах, вплоть до превращения в ту, что известна нам сегодня, — Амура со стрелами, спутника Афродиты, пользующегося малейшей оплошностью людей, чтобы воспламенить сердца, которые не собирались загораться, и создать все те проблемы, которыми пестрят страницы истории. Платон утверждал, что если Любовь находит свое выражение на всех уровнях Вселенной, то логично, что она проявляется и на физическом плане. Как правило, люди упрощенно считают, что платоническая любовь автоматически отвергает все относящееся к сексу. Это заблуждение. Во времена Платона тоже были мужчины и женщины, которые стремились друг к другу, любили и пытались выразить свою любовь во всех возможных формах. Но если Любовь проявляется на всех планах человеческого существования, значит нужно подойти разумно, отделить высокие потребности души от низших инстинктов. Не нужно думать, что инстинкты — это всегда плохо. Речь идет о том, что более высокое всегда нужно отделять от менее высокого; мы — люди, а значит, уже прошли состояние растений и животных и, перейдя в другое состояние, свойственное человеку, должны иметь свои отличительные признаки.
Всегда ли любовь делает человека счастливым в рассказе Гранатовый ...
... фальши или корысти. Заключение Итак, история о Гранатовом браслете Александра Куприна прекрасно иллюстрирует, что не всегда любовь делает человека счастливым. Иногда она может стать источником боли и страданий, как в ... Грустно осознавать, что такая великая любовь, которая жила в сердце Желткова, не сделала его счастливым. Хотя, возможно, он был по-своему счастлив. Счастлив от того, что мог так ...
Именно об этом говорит Платон в своих диалогах — о поиске способа выражения Любви, свойственного именно человеку, способа, который позволил бы ему найти человеческое счастье; не счастье животного, не счастье дерева или камня, а подлинное счастье человека. Платон был романтиком. Он говорит, что поиск Любви и ее проявлений, иногда низших, иногда высших, — одна из древнейших проблем человечества.3 Он рассказывает, пользуясь классическим стилем мифа, что много тысяч лет назад, когда Бог сотворил мир, души людей начали разделяться, пока не стали тысячами и тысячами душ, живущих на земле. Эти разделенные души чувствовали, что они что-то потеряли, словно каждой из них недостает половины. Это представление лежит в основе учения о «душах-близнецах» и о значении Любви как потребности каждого человека встретить то, что когда-то было его частью, а сейчас утрачено. Любовь понимается, ни много ни мало, как поиск утраченного Единства, поиск гармонии противоположностей и гармонии подобия. Противоположностей — потому что всем нам не хватает половины, а подобия — в силу духовного родства: если две души однажды были одним целым, они испытывают потребность встретиться вновь. Платон предупреждает, что в этом постоянном поиске нужно быть осторожными, поскольку любовь обычно скрывается под масками; есть Эрос небесный и есть Эрос земной.
Небесный побуждает душу искать и находить другую душу, которая когда-то составляла с ней одно целое. Земной ищет только удовольствия, сексуального удовлетворения; он основан на инстинктах, и ему абсолютно неважно, какими средствами он этого удовлетворения добивается. Но земной Эрос, любовь, которая связана с телом — телом стареющим, болеющим и умирающим, — не приносит счастья.4 Платон был очень тверд в своей позиции: Любовь — это нечто гораздо большее, чем любовь. 5 Любовь — это Мудрость, Любовь — это Энергия, Любовь — это Жизнь на всех уровнях, которые нам известны, во всем, что мы воспринимаем как живое, включая камни. Мы называем человека красивым, когда он обладает чем-то, что больше чем просто тело, больше чем черты лица, фигура, цвет волос или глаз; это красивая душа, которая отражается в его облике. Согласно Платону, Прекрасное тождественно Справедливости, Благу, Истине; и Любовь нуждается в том, что прекрасно, справедливо, истинно, она ищет Прекрасное и проявляется через него. Это и есть платоническая любовь — встретить недостающую часть души в другом человеке, в человеке, который представляет для нас все доброе, все прекрасное, все подлинное, все справедливое.6
Проблема любви человека к природе
... того великого множества живых организмов, которые её населяют. Любовь к природе в разные периоды жизни и у разных людей находит различное выражение. Дети выражают свою привязанность наиболее непосредственно ... от дома среди объектов, где нет городских построек, светящихся окон и голосов людей, в душе моей поселяется предчувствие чего-то нового, доброго, «Вечерний звон» - одна из ...
Исследование о любви в Древней Греции
В древнегреческой философии имеется множество трудов, которые позволяют нам взглянуть на концепцию любви и ее роль в обществе того времени. Один из таких трудов — «Пир» Платона, в котором содержится прославление любви и раскрытие ее положительного нравственного содержания.
Учитель Платона, Сократ, считал, что любовь начинается с эротической страсти взрослого мужчины к прекрасному юноше. В Древней Греции гомосексуализм был широко распространенным явлением. Женщина, по мнению греков, была нужна мужчине исключительно для продолжения рода, в то время как любовь предназначалась исключительно для мужчин.
Цицерон отмечал, что у греков было позором для юношей, если они не имели любовников. Некоторые мыслители считали, что любовь к юношам является привилегией философов и более возвышенной, чем любовь к женщине.
Однако, ученые до сих пор спорят о характере этой любви. Некоторые считают, что она имела чисто духовный характер, в то время как другие предполагают, что она включала в себя и сексуальные взаимоотношения.
Несмотря на разногласия по этому вопросу, в Древней Греции любовь ценилась высоко. В «Пире» Платона говорится, что тому, кто желает прожить жизнь безупречно, ничто на свете не научит лучше, чем любовь. Это свидетельствует о том, что любовь была признана важным элементом человеческого существования и морального развития.
Таким образом, исследование трудов древнегреческих философов позволяет нам более глубоко понять концепцию любви в Древней Греции и ее влияние на общество того времени.
Возрождение и философия любви
В эпохе Возрождения тема любви стала особенно актуальной, так как общий интерес к миру и человеческим ценностям освободился от контроля церкви. Возрождение вернуло любви ее прежний философский статус, который она имела в античности у Эмпедокла и Платона.
Итальянский христианский философ М. Фичино выделяет три основных вида любви, которые имеют существенные внутренние различия. Первый вид — это любовь равных существ к равным, второй — низших к высшим, а третий — высших к низшим. В каждом из этих случаев любовь выражается по-разному: в умиленном опекунстве, благодарном почитании и всепроникающем гуманизме соответственно.
Однако наивысшего пафоса представление о сущности и значении любви достигло в философии Джордано Бруно. По его учению, любовь — это все, она воздействует на все и к ней можно отнести все. Бруно придает любви космическую силу, которая делает человека непобедимым. Главная цель человека — быть причастным к величию Бога через интеллектуальную любовь к Природе.
В своем трактате «Страсти души» Рене Декарт также рассматривает любовь и ее различные виды. Он утверждает, что любовь — это волнение души, вызванное движением «духов», которое побуждает душу соединиться с близкими предметами. Ненависть же, наоборот, побуждает душу отделиться от вредных предметов. Декарт выделяет два основных вида любви: любовь-желание добра и любовь-вожделение, связанную с желанием обладания.
Философия Платона
... философии привело к тому, что Платон сжег свои поэтические произведения. В 389—387 гг. до н. э. Платон посетил Италию и Сицилию. В ... однажды довелось отговорить Платона от сожжения сочинений Демокрита, напомнив вышедшему ... Платон на эти 30 мин купил сад, носивший имя афинского героя Академа, и открыл в нем свою философскую ... Платон первым обозначил виды любви, навсегда связал свое имя с открытием любви ...
Первый вид любви проявляется в желании приносить добро тому, кого любят, и способен на самопожертвование. Наиболее яркий пример такой любви — это отношение родителей к своим детям. Второй вид — «любовь-вожделение», связанная с желанием обладания, как в случае отношения к любимому человеку. Декарт признает, что в этой любви может быть примесь первого вида, но он также отмечает, что третий вид, характеризующийся лишь пожирающей страстью, не является настоящей любовью.
Таким образом, философы эпохи Возрождения принесли новые взгляды на сущность и значения любви. Они подчеркивали ее всеобъемлющую силу и важность в человеческой жизни, а также выделяли различные виды любви с их особенностями и проявлениями.
В конце XIX — начале XX века философия начала уделять большое внимание теме любви. Это время было насыщено работами различных авторов, которые обсуждали эту тему в философии, публицистике, художественной критике и теологии. Одной из таких талантливых русских авторов была Зинаида Гиппиус — поэтесса, литературный критик и философ. В своих работах она рассматривала различные аспекты любви и делала различие между настоящей и ненастоящей любовью.
Гиппиус считала, что настоящая любовь возникает в слиянии свободы и Бога. Это может происходить как в одном человеке, который полюбил, так и между двумя влюбленными. Она отрицала возможность существования безответной любви, в чем наши взгляды расходятся. Я считаю, что безответной может быть только влюбленность, в то время как любовь — это результат взаимного чувства, которое включает в себя не только духовную и физическую близость, но и привычку и взаимопонимание.
Гиппиус также утверждала, что человек, который любит, становится медиатором. Через его любовь можно любить себя, и через него тебя может любить другой человек. Однако, важно, чтобы через любящего «просвечивал» Бог. Любовь является путем к Богу, возможностью почувствовать Его присутствие или слияние с Ним. Гиппиус даже высказывает мысль о том, что влюбляясь, мы на самом деле любим не конкретного человека, а Бога в нем, Бога через него.
Гиппиус разделяла любовь на две ипостаси: платоническую и плотскую. Для религиозных философов того времени это было обычным и естественным. Она считала, что платоническая любовь должна быть чистой и невинной, в то время как плотская любовь связана с телесными утехами и считается нечистой и богопротивной. Такое разделение противоречило представлению Гиппиус о свободе — главном понятии в ее философии и мировоззрении. Она считала, что любовь должна быть единая, и не платоническая любовь, а любовь в целом является путем к Богу.
Любовь как потребность и утешение человеческой жизни
Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе. К каждому человеку присуще желание любить и быть любимым, несмотря на расовые, культурные и многие другие различия.
В своей работе «Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство» Вячеслав Шестаков пишет, что любовь является фундаментальной выпуклостью человеческого бытия, а любовные отношения неизбежно привносят грандиозный эмоциональный опыт в жизнь человека.
Любовь как творчество реферат по философии
... любви, являющейся парадигмой всякой любви. Любовь истолковывается как влечение, порыв, вдохновение, как воля к власти и вместе с тем стремление к верности, как особая сфера творчества ... любви — Сократа, Платона и Аристотеля. А греческие боги любви? В свите богини любви Афродиты было много богов — покровителей любви. ... независима, уже существует сама по себе. Любовь все больше пронизывается духовными ...
Как отмечает Андрей Александрович Ивин, любовь также помогает нам осознать свое существование, ощутить себя живым, убедиться в нашей природной сопричастности с миром и в том, что мы необходимы кому-то, что наши действия имеют смысл и ценность.
В древнегреческой философии выпукло выделялась любовь как феномен. Платон рассматривал духовную любовь как стремление к божественному и идеальному, а Аристотель считал, что любовь способна привести к справедливости и честности.
Любовь может вспыхивать и гаснуть, одна любовь может замещаться или вытесняться другой, но человек всегда или любит, или надеется полюбить, или живет воспоминаниями о былой любви. Слова великой русской поэтессы Марины Цветаевой «Влюбляешься ведь только в чужое, родное — любишь» говорят о том, что любовь к другому человеку может быть как бурной страстью, так и глубоким, стойким чувством.
Список литературы
- Вячеслав Павлович Шестаков. «Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство», М.: Республика; ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. — 464 с.; 48 с. ил.
- Ивин А.А. «Философия любви», М.: ИФ РАН, 1995, 268 с.
- Аристотель. «Этика к Никомаху», Философы Греции: М.: «ЭКСМО ПРЕСС», 1999.
- Барт Р. «Фрагменты речи влюбленного», пер. с фр. В.Липицкого. Ред., вступит ст. С.Зенкина, М.: Ad Marginem, 1999.
- Платон. «Пир», Платон. Собр. соч. в 4 т., Т. 2, М.: Мысль, 1990, с. 81–134.
- www.citaty.info – энциклопедия цитат.
- www.newacropol.ru – Философская школа Новый Акрополь.
- www.ru.wikipedia.org – Свободная энциклопедия «Википедия».
5 Платон. Пир // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 81–134.
6 Барт Р. Фрагменты речи влюбленного / Пер. с фр. В.Липицкого. Ред., вступит ст. С.Зенкина. М.: Ad Marginem, 1999., 370 с.
7 www.citaty.info – энциклопедия цитат
8 www.citaty.info – энциклопедия цитат