«Судьба человека» (по фильму Р. Поланского «Пианист»)

Эссе

Вторая мировая война началась первого сентября 1939 года вторжением войск нацистской германии на территорию Польши. Оккупировав Польшу, немцы приступили к созданию особых еврейских кварталов-гетто. Самым крупным было Варшавское гетто, образованное в октябре 1940 года в юго-восточной части польской столицы, где до войны проживала значительная часть еврейского населения. Туда, по приказу фюрера, до 31 октября 1941 года должны были быть переселены все евреи города. В Варшавское гетто попадает и главный герой фильма Романа Поланского «Пианист» Владек Шпильман.

Он талантливый мущзыкант-оказывается вместе с семьей, родителями, двумя сестрами и братом, в нечеловеческих условиях жизни в гетто. Жуткое, умышленно созданное переселение (численность обитателей Варшавского гетто достигла 400 000: один человек на 7,5 квадратных метров) неизбежно приводило к вспышкам эпидемических заболеваний (в первую очередь тифа), постоянная нехватка еды (нормой немцы объявили 200 калорий в день) и топлива, которое даже стали называть «черным жемчугом»-все это приводило к тому, что резко возросла «естественная смертность». В 1941 году каждый десятый житель Варшавского гетто умер от голода или болезней. Не было никакой медицинской помощи: не хватало лекарств и оборудования. Люди не жили, а существовали. Они были лишены материальных благ, всех прав и защиты государства, но кроме этого они вынуждены были работать на нацистов, терпеть от них всяческие унижения и притеснения. Я думаю, что в таких условиях было подвигом то, что обитатели гетто не прекращали культурную жизнь, столь необходимую для поддержания морального духа людей.

В варшавском гетто был детский хор даже дети находили в себе силы жить в ужасающих условиях. Концерты и театральные представления давались до тех пор, пока музыкантов и актеров не депортировали в концлагеря. Это получило отражение в фильме-Владек играет на пианино для обитателей гетто и тем самым дает им силы жить и бороться в очень трудное для них время.

Важно, что люди, попавшие в жуткие условия жизни не падали духом и оставались людьми несмотря ни на что, старались поддержать и помочь друг другу. Так, например, в одной из сцен фильма Владек пытается спасти ребенка, которого убивают немцы, он пытается остановить их, взывая к их человечности.

«Что же вы делаете?! Это ведь ребенок!» Но солдаты Гитлера глухи к его крику. Спасти ребенка Владеку не удалось. Но важно, что он не пошел мимо, безразличный и безучастный к происходящему только потому, что всем сейчас плохо и жестокость стала распространённым явлением. Школы, театры, представления, даже сам факт того, что жители гетто выживали, можно уже назвать героизмом, по мнению многих историков. Это было формой сопротивления нацистскому оккупационному режиму.

Ещё до заключения евреев в гетто нацисты проводили жесткую антисемитскую политику: евреи объявлялись вне закона, им было официально запрещено гулять в парках, садиться на скамейки, ходить по тротуарам, посещать кафе, рестораны, общественные места. Как справедливо замечает Владек: «Нам осталось только стоять и говорить, пока нам и этого не запретили». Вскоре евреев заставили носить синюю «звезду Давида» на белом фоне. Игнорирование этого приказа каралось очень жестоко, часто расстрелом. К высшей степени дискриминации прибавлялось ещё и безнаказанное насилие ударить еврея просто так, «в честь Нового года», было обычным делом.

Местное население быстро убедилось в полном бесправии своих еврейских соседей при оккупационном режиме. Евреев ещё не заставляли носить отличительные знаки, их ещё не загнали в гетто, а многие уже издевались над ними, бесцеремонно выгоняли из очередей за хлебом. Находились и такие, кто охотно участвовал в убийствах, присваивал имущество убитых, а иногда и ещё живых евреев. В фильме есть эпизод, когда семья Шпильманов продает пианино. Продает за бесценок, ведь кто же купит дорого пианино у еврейской семьи, которую вот-вот депортируют в гетто, которая всё равно будит, вынуждена его продать? Естественно, никто. Особенно в годы войны, когда стоимость вещей и продуктов стала несоизмерима их ценности, например, мальчик в фильме продает отцу Владека ириску за 20 злотых, а чуть раньше брат Владека продал книгу Ф.М. Достоевского за 3 злотых.

Коллаборационисты, то есть люди шедшие на сотрудничество с оккупантами, были и на территории самого гетто. Там существовали отряды еврейской полиции-юденраты,-поддерживающие порядок внутри гетто. Многие шли в такие отряды добровольно, остальных заставляли. Что же вынуждало евреев идти против своих же знакомых, друзей, да и просто товарищей по несчастью, идти на союз с нацистами? Возможно, они видели в этом единственный способ спасти свою жизнь. К таким людям сами евреи относились плохо, считая их предателями, но ведь многие шли в такие отряды по принуждению. И если каждый еврей в гетто отвечал за свои поступки сам, то на каждом еврее-коллабрационисте лежала ответственность за всех и, я уверена, им было тяжело и больно видеть страдания своего народа, они ни на секунду не забывали, что они тоже евреи, но что они могли сделать? Они помогали евреям с риском для жизни в меру своих возможностей, ведь если вспомнить, именно коллаборационист спасает Владека от верной гибели в газовой камере какого-нибудь лагеря.

В фильме отражено очень важное событие, имевшее большое значение не только для евреев, — восстание в Варшавском гетто. Долгое время евреи, бывавшие периодически в «арийской» части города, нелегко проносили оружие в мешках с едой, каждую минуту рискуя быть схваченными. 18 января 1943 года эсэсовцы вошли в гетто, чтобы депортировать оставшихся там евреев. Их встретили оружейным огнем. Это было полной неожиданностью для немцев. Несколько было убито, остальные в панике отступили. Гетто на несколько месяцев осталось в покое. Возобновилось сражение 19 апреля1943 года, когда немецкие войска снова вошли в гетто. Немцы стали поджигать квартал за кварталом, вынуждая людей покидать укрытия. После этого их расстеливали. Бои в гетто продолжались целых три недели.

Ко времени восстания Владек Шпильман уже бежал из гетто. Он скрывался у разных людей, которые надежно прятали и кормили его, рискуя своей жизнью. Ведь за любую помощь евреям немцы расстреливали всю семью. Рисковать своей жизнью намного легче, чем жизнью своих родных и близких. Таких людей, которые прятали евреев от нацистов, называли«Праведники Народов Мира». Несмотря на грозящую опасность, они открывали двери голодным, замученным, грязным часто раздетым и испачканным кровью людям. Благодаря таким людям выжил Владек.

Когда он остался один, он вновь вынужден был искать укрытие, он спрятался на чердаке, где его случайно обнаружил немецкий офицер. Но он не убил его, а, напротив помог выжить в самое трудное время для Владека.

Так или иначе, но Владек Шпильман выжил. Он прошел через всю войну, через унижения, через гетто, через смерть семьи, через голод и лишения. Он сумел выжить и сохранить в себе человека, что было самым главным в идеологической войне против целого народа.

Я думаю, этот фильм никого не может оставить равнодушным, на меня он произвел очень сильное впечатление-судьба одного человека отражает судьбу целой нации, всего еврейского народа. Через описание жизни Владека можно узнать о жизни миллионов евреев, цыган, славян, оказавшись жертвами нацистского террора. Этот фильм открывает малоизвестную страницу второй мировой войны страницу геноцида против еврейского народа.