По фильму «Триумф: история Рона Кларка»

Эссе

Эссе по фильму «Триумф: история Рона Кларка»

Просмотренное мною кино основано на реальной истории учителя, работавшего с трудными подростками. Рон Кларк является автором книги « Essentials 55», ставшей бестселлером в США и содержащей его правила общения с учениками, которые привели его к успеху.

Я выбрала этот фильм для написания работы, так как в нем изображена работа реального человека, к тому же известного. Более того, большая часть фильма демонстрирует процесс взаимодействия учителя и учеников, возникающие трудности и неудачи, а также способы по их преодолению, которые можно взять на заметку при работе с детьми.

Фильм начинается с перехода главного героя в одну из школ Гарлема, являющегося афроамериканским сектором города и в изобилии населенного криминальными группировками. Данный факт помогает нам лучше понять то, в какой атмосфере придется работать Кларку.

Никто из знакомых Рона не советует ему преподавать в Гарлеме, предупреждая: «Тебя вынесут оттуда тем же путем, которым ты туда войдешь». Их опасения не вымышлены: подходя к школе, Кларк становится свидетелем того, как преподаватель, не выдержав, пытается за шкирку вышвырнуть одного из учеников из здания, после чего увольняется. Его место, как и следовало ожидать, занимает Рон Кларк. Поначалу директор хотел предложить ему другой класс, но Рон берет именно этот, шестой, который считается худшим во всей школе. Этих подростков никто не любит, — они с огромной скоростью выживают каждого нового учителя.

Первым необходимым шагом на новой работе главный герой считает знакомство с семьей каждого ученика. Ко всем родителям он заходит домой и тщетно пытается убедить их совместно взяться за обучение и воспитание детей. Во время визитов ярко демонстрируется, что у родителей совсем другие заботы, а знакомство с новыми учениками наводит на мысль, что их нельзя не назвать трудными подростками. Один ворует, у другого неполная семья, где помимо него еще трое маленьких детей, третьего воспитывают в строгости и беспрекословном послушании. Таким образом, становится понятно, каков масштаб предстоящей Рону работы и лишний раз напоминается, что к каждому из учеников придется найти индивидуальный подход.

Первый урок в классе учитель проваливает: его никто не хочет слушать, в классе шум и хаос. К тому же подростки уже к следующему занятию рвут принесенные плакаты и пишут на стенах краской из баллончиков, демонстрируя свое неуважение к новому преподавателю. Рон Кларк не сдается и приносит новые плакаты, на которых в течение всего фильма появляются новые правила поведения, а также перекрашивает стены класса в синий цвет. Обновление облика помещения вызывает ассоциации с началом другого подхода, отношения к учебному процессу.

43 стр., 21180 слов

Анализ психологической готовности к школе детей 6- и 7-летнего возраста

... готовности к школе – мотивационной, интеллектуальной, социальной. Необходимость сравнительного изучения различных сторон школьной готовности у детей 6 лет и 7 лет осознана большинством психологов. Актуальность данной проблемы и определила тему нашей дипломной работы. ... связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место ...

Одни из первых правил гласят: «Мы – семья», «Школа должна пробуждать чувства», «Мы друг друга уважаем», «Заходить и выходить из класса по очереди». Кроме того, на стенах появляются фотографии учеников, которые развешены на одном большом дереве, а каждому подростку Кларк предлагает завести личный дневник мечтаний и стремлений.

Данный отрывок фильма очень интересен в понимании системы образования. Формирование учителем списка подобных человечных правил, а также деятельность по обустройству классной комнаты демонстрирует, что он один из первых, кто не подошел к педагогическому процессу как к формальности. Устраиваясь на работу, Рон ставит перед собой цель повысить оценки своего класса до уровня «выше средних». Однако, наблюдая за его действиями, можно выделить и другие цели и задачи: сплочение коллектива, дружного и помогающего каждому его члену, и завоевание доверия. Рон Кларк видит в подростках не проблему, а личностей, чего не делают даже их родители.

У Рона необычные методы: в попытке заинтересовать учеников он объясняет материал, каждые 15 секунд выпивая по небольшой коробочке шоколадного молока. Затем учится у них на площадке перед школой прыгать через веревки, — «вы учите меня, а я – вас». Подобный подход поднимает самооценку подростков, они видят, что учитель на многое готов, чтобы преподавать им, что он тоже умеет не все, но не сдается и продолжает учиться новому. Таким образом, атмосфера в классе становится более безопасной: не приходится постоянно ждать, что на тебя могут накричать, выставить из класса или наказать каким-либо другим способом.

Еще одним достоинством метода Рона Кларка является то, что он находит новые способы заинтересовать подростков, основываясь на их увлечениях: выучить имена и последовательность правления всех президентов Соединенных Штатов он предлагает в форме рэпа, который приходится по душе учащимся. Во время болезни (у Кларка обнаруживают воспаление легких) учитель записывает уроки на кассету, где на интересных и веселых примерах демонстрирует действие гравитации. Помимо этого, Рон занимается с детьми после уроков (в фильме есть сцена, в которой он учит математике на основе карточной игры), а также дает свой номер телефона, чтобы любой мог позвонить ему с вопросами по домашнему заданию или с разнообразными жизненными трудностями.

11 стр., 5334 слов

Литературно-творческая внеклассная работа с учениками старших классов

... задачи внеклассной работы по литературе; − рассмотреть основные виды и формы организации внеклассной работы по литературе; − проследить особенности реализации внеклассной работы по литературе в нормативных документах; − рассмотреть особенности организации и проведения тематического вечера с учениками старших классов; − определить значение внеклассной работы по литературе ...

В завершении фильма мы видим, что меняются не только оценки (класс Рона на выпускных экзаменах получил высочайшие баллы, обогнав даже лучший класс школы), но и раскрываются таланты детей, улучшается их внешний вид, что может свидетельствовать о глубоких личностных изменениях.

По моему мнению, подход Рона Кларка уникален и действительно может помочь ученикам в освоении новых знаний и подтолкнуть их к любознательности и самосовершенствованию. Класс Рона из забитых трудных подростков превратился в общество талантливых личностей, способных продолжить образование и найти себя. Это становится возможным благодаря глубокому знанию учителем преподаваемых дисциплин, умению заинтересовать каждого посредством индивидуального подхода и изучению интересов учеников, неравнодушию к судьбам своих подопечных.

Рассматривая преподавание Рона Кларка в связи с профессионально важными качествами педагогического общения, можно выделить:

  • Интерес к людям и работе с ними (к ученикам, родителям, директору)

  • Способность к эмоциональной эмпатии и пониманию людей (подбор методов обучения на основании интересов учеников)

  • Гибкость, творческое мышление (подстраивает подачу материала под класс, изобретает новые способы: «Президентский рэп», прием с шоколадным молоком, гравитация показом упавшего и разбившегося яйца)

  • Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации и их последствия (Рон не наказывает учеников, зная, что они начнут защищаться и связь с ними будет потеряна)

  • Хорошие вербальные способности (Кларк уверенно и громко говорит, не теряя и визуального контакта, пытаясь приблизить свою речь к речи учеников)

  • Культура речи (в диалогах с классом учитель не позволяет себе резких высказываний, не имеет слов-паразитов и запинок, других назализаций)

  • Способность повлиять на учеников в требуемом направлении (прививает им любовь к знаниям, за один год преподавания позволяет им выбиться из худших учеников в лидеры школы, а некоторым, и округа)

Среди функций педагогического общения можно обозначить:

  • Познавательную (примеры учителя часто связаны с законами, по которым живет окружающий мир),

  • Воспитывающую (на уроке перестают жевать жевательную резинку, прямо сидят за партами, не разрисовывают стены неприличными надписями),

  • Фасилитативную (благодаря новому учителю подростки раскрывают свои таланты: лидерские, математические, творческие способности),

    3 стр., 1311 слов

    Ученика 4-го класса Юркова А

    ... мая 1945 г. Мне казалось, что сочинение надо писать стихами. Потому что у нас дома была книжка "Сочинения" А.С. Пушкина, в матерчатом переплете. Там были стихи. Мы почти каждый день ... по кромке, цепочкой след в след трусили волки. На меня не оглядывались... Новенькая К началу сорок пятого года в нашем выпускном классе осталось восемь учеников. Учились мы в ... - старики и дети: кончайте войны чтоб всем ...

  • Регулятивную (Рон направляет детей к законопослушной жизни и дает им шанс на дальнейшее обучение в престижных образовательных учреждениях).

Среди профессионально значимых качеств Рона особо следует выделить:

  • целеустремленность (еще в самом начале фильма он убеждает директора школы, что балл его класса к концу учебного года будет выше среднего, несмотря на то, что это худший класс школы),

  • желание работать (даже когда Рону ставят диагноз «воспаление легких» и сообщают о необходимости 2 недели лежать дома или госпитализироваться, он продолжает ходить в школу, а после того, как падает в обморок в классе, начинает записывать уроки на кассеты, отводя этому по 4 часа в день),

  • справедливость (на всем протяжении фильма Рон ни разу не наказал ни одного ученика, тем более не обвинял их в том, что они чего-то не понимают или пока не способны выполнить),

  • гуманность (все преподавание основано на общечеловеческих ценностях, что отражено в правилах на плакатах, развешенных в классной комнате),

  • эрудицию (она помогала Рону найти сферы жизни, на примере которых учеников можно заинтересовать новым материалом),

  • толерантность (некоторые подростки воруют, продают наркотики, однако учитель не относится к ним хуже из-за этого),

  • педагогический оптимизм (на протяжении года работы с трудным классом у Рона лишь один раз сдали нервы, тем ни менее он нашел в себе силы вернуться и продолжать учить детей с прежним энтузиазмом).

Кроме доминантных качеств у Рона Кларка присутствуют и периферийные: доброжелательность, приветливость (с каждым он считает нужным поздороваться и улыбнуться), чувство юмора (после того, как при демонстрации силы гравитации яйцо разбивается об пол, Рон говорит: «А теперь откройте учебники, мне нужно вымыть пол», чем смешит учеников и т.п.), внешняя привлекательность (Кларк всегда опрятно выглядит в чистом пиджаке, брюках и галстуке).

Среди качеств главного героя фильма нельзя выделить ни одного недопустимого (алкоголизм/наркомания, некомпетентность, безнравственность, беспринципность и безответственность, рукоприкладство).

Если обратиться к стилям педагогической деятельности, предложенным А.К. Марковой, А.Я. Никоновой, то стиль Рона Кларка ближе всего к эмоционально-методичному. К сожалению, в фильме не демонстрируется то, как ученики самостоятельно выполняют домашние задания, а опросы в классе в большинстве случаев письменные (не увидеть, выделяет ли Рон сильных учеников для постоянных опросов).

Однако учитель явно ориентирован и на процесс и на результат обучения, привлечь внимание пробует особенностями предмета (математика в карточных играх, сила гравитации и т.п.), хоть и не сразу (сначала – шоколадное молоко, торт на уроке), следит за всеми учениками и подтягивает слабых, поэтапно прорабатывает материал от самого простого до сложного. Я считаю данный стиль педагогической деятельности уместным в описанной ситуации: так Рон смог через интерес учеников поднять их мотивацию и тягу к знаниям.

12 стр., 5660 слов

«Воспитание детей искусством хореографии» материал

... Практическая значимость данного реферата заключается в изучении особенностей процесса воспитания детей посредством искусства хореографии и применении ... ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те ... выразительно. 2. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется ...

Перечисленные выше особенности преподавания Рона Кларка свидетельствуют в пользу его подхода. Он соответствует мнению о преподавателе-профессионале, история обучения привела его учащихся к усвоению знаний и получению высоких баллов на экзамене.

Кроме очевидных «плюсов» есть и недостатки. Они, скорее всего, являются «минусами» не столько для учеников, сколько для самого преподавателя. Рон Кларк не щадит себя и продолжает обучать детей, даже с тяжелой болезнью. Таким образом, он может быстро профессионально выгореть или, что еще хуже, заработать себе хронические заболевания, ведь времени на себя не остается. К тому же поиски индивидуального подхода к ученикам отнимают много сил и могут быстро истощить нервную систему, открыв путь заболеваниям.

Подводя итог, следует сказать, что каждый преподаватель волен выбирать свой путь в подаче детям новых знаний. Большинство, к сожалению, скупится на интересные примеры, случаи из жизни, предпочитая повышать голос и читать нотации. Возможно, и в таком стиле есть достоинства, а не только бросающиеся в глаза недостатки. Я надеюсь, что в дальнейшем все больше учителей смогут прививать детям любовь к знаниям, показывая им свое неравнодушие и создавая в классе безопасную и способствующую развитию атмосферу. Ведь не стоит забывать, что школа – это не просто место, где надо тихо отсиживаться, это пространство для обучения и воспитания личностей, способных раскрывать свой потенциал.

Источник:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/po-filmu-personaj/

Фильм «Триумф: история Рона Кларка», режиссер Рэнда Хейнс, 2006 год.