Как управлять творческим коллективом

Эссе

ТАРАНИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №87» общеразвивающего вида г. Барнаул

заведующий

Как управлять творческим коллективом

Как управлять творческим коллективом

эссе

Каждый день своей жизни вы можете использовать для взлета., Это доступно каждому, и преступление перед самим собой всю жизнь протоптаться на одном месте., Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин, Качество образования — это количество счастья, которое ребенок получает в детском саду.

Но как определить, счастлив ли ребенок, и где найти рецепты того, как вырастить ребенка счастливым и готовым к самостоятельной жизни?

Как зажечь искорки творческого поиска в педагогическом коллективе? Что побуждает сотрудников работать с полной самоотдачей, и, наоборот, что их отталкивает и вызывает апатию? Каковы факторы высокой мотивации к труду? Какие стимулы могут существенно повысить качество педагогической деятельности, привести коллектив к инновационным преобразованиям?

Как определить формулу успеха, благодаря которой повысится статус образовательного учреждения, качество образования детей, удовлетворенность профессиональной деятельностью педагогов, уровень удовлетворения запросов родителей, конкурентоспособность образовательного учреждения?

Эти и другие вопросы встают передо мной, как перед руководителем современного ДОУ.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения в изменяющихся социально-экономических условиях должен уверенно владеть современными методами и технологиями управления, грамотно и уверенно определять стратегию и тактику развития своего учреждения, определять его миссию и формировать политику качества, владеть основами менеджмента и маркетинга, психологией управления персоналом, основами бухгалтерского учета, быть экономически и юридически грамотным. В настоящее время, когда рынок спроса значительно превышает рынок предложения на места в дошкольные образовательные учреждения, вопрос о конкурентоспособности конкретного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, может быть, и не столь актуален.

Вместе с тем, уже наступило то время, когда детские сады вынуждены работать в условиях финансово-экономической и хозяйственной самостоятельности, не просто выживать, а развиваться в достаточно жестких условиях конкуренции, внедрения ФГОС ДО. Поэтому уже сегодня для нас важно , какое место занимает наше о учреждение на рынке образовательных услуг города, района, микрорайона. Какой должна быть образовательная система дошкольного учреждения, чтобы она стала привлекательной не только для родителей — главных заказчиков образовательных услуг, но и спонсоров, чтобы она была конкурентоспособной?

Нас не учили быть руководителями, управленцами. Все мы либо психологи, либо методисты, либо учителя. Мы на практике осваивали азы управленческой науки, поэтому порой испытываем трудности, пытаясь восполнить дефицит знаний самообразованием. Современные условия жизни не терпят пробелов, особенно пробелов в управлении системой.

Концепция модернизации российского образования во главу угла ставит обеспечение качества образования как главную задачу российской политики в области образования.

Добиться обеспечения качества дошкольного образования можно за счет отбора содержания (использования современных программ, методик, в т.ч. обобщения опыта и разработки собственных парциальных программ, адаптированных к условиям региона).

Это могут быть программы по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях Сибири, по регионоведению, по развитию адаптивных механизмов и интеграции ребенка в социум и другие. Они являются теми находками, изюминками, которые обеспечивают конкурентоспособность системы конкретного ДОУ, помогают учреждению заявить о себе на рынке образовательных услуг, создать свой имидж.

Наш детский сад называется «Дом радости». Педагогическое кредо коллектива : каждый день дарить детям радость — радость общения, радость открытий, радость познания, познания себя и окружающего мира.

С 2011 года детский сад работает по приоритетному направлению «Развитие духовно — нравственного потенциала дошкольников через ознакомление их с природой, историей и культурой родного города и края» под руководством научного руководителя кандидата педагогических наук доцента кафедры дошкольного образования АКИПКРО Е.В.Затеевой.

С января 2012 года детский сад является краевой экспериментальной площадкой по теме «Становление субъектного опыта ребенка в процессе духовно- нравственного воспитания средствами краеведения».

Решение о выходе на эксперимент пришло не сразу. Сделав анализ кадрового, материально — технического, программно — методического обеспечения и проблемно — ориентированный анализ деятельности ДОУ за последние 4 года, мы пришли к выводу о необходимости и возможности развития творческого потенциала педагогов через организацию экспериментально — поисковой инновационной деятельности.

Внедрение инноваций — важное условие развития педагогического коллектива, совершенствования функционирования дошкольного образовательного учреждения, системы управления.

Выбор направления инновационной деятельности определен осознанием того, что содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на поиск ценностных ориентаций, а также рядом директивных документов: государственной программой Российской Федерации «Развитие об­разования» на 2013-2020 гг, , Региональной ведомственной целевой программой «Развитие образования в Алтайском крае» на 2011-2015 годы, Концепцией модернизации российского образования, национальным проектом «Образование», законом АК «Об образовании», «Основными направлениями развития системы образования города Барнаула на период до 2015года».

В каждом из этих документов значительное место отводится гражданско-патриотическому воспитанию, духовно-нравственному и личностному развитию ребенка, способного реализовать себя как субъекта деятельности.

По мнению Е.В.Бондаревской, образование сегодня имеет смысл тогда, когда оно выступает в контексте истории и культуры.

1

Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения, отвечая на сложившуюся социальную ситуацию, пересмотрел многие педагогические позиции, в том числе и ту, которая связана с духовно- нравственным, социально-личностным и субъектным развитием ребенка.

При выборе направления инновационной деятельности и разработке программы эксперимента мы исходили также из того, что базовым этапом становления системы основ гражданственности, патриотизма следует считать накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры.

Поэтому приоритетными направлениями развития инновационной деятельности в нашем ДОУ определены:

  • повышение качества образования дошкольников за счет обновления содержания;
  • ориентации его на социально-личностное, духовно-нравственное, субъектное развитие ребенка;
  • гражданско — патриотическое воспитание;
  • использование здоровьесберегающих технологий;
  • экологическое образование как средство становления экологически целесообразного поведения в природе.

Любая инновационная политика, в первую очередь, связана с людьми. Поэтому задачей своей профессиональной деятельности как руководителя считаю создание условий для творческой самореализации личности каждого

педагога, профессионального роста, формирования мотивационной

готовности к преобразованиям, самоанализу, принятию управленческих решений в рамках своей компетенции.

Разработка нового содержания, программы опытно-экспериментальной деятельности, внедрение современных педагогических технологий, потребовали перехода из режима функционирования в режим развития, создания творческого коллектива единомышленников, обновления системы методической работы, совершенствования системы управления.

Разрабатывая модель управления коллективом в условиях инновационной деятельности, как условия обеспечения качества образования, мы поставили следующие задачи:

1.Разработать механизм управления проектированием и организацией инновационной деятельности, механизм вовлечения педагогов в процесс управления ДОУ.

2.Развивать профессиональную компетентность педагогов, их мотивационную готовность к инновационной деятельности, принятию целей и задач общего дела. Определить факторы, позитивно влияющие на активность и творчество педагогов, повысить их профессиональную компетентность через организацию проблемных, практико-ориентированных семинаров, самообразование, развивать готовность к командному взаимодействию.

3..Повышать качество образования, качество предоставляемых образовательных услуг через разработку и адаптацию программы опытно-экспериментальной деятельности, модели становления субъектного опыта ребенка в процессе духовно- нравственного развития за счет отбора содержания и эффективных форм, методов и средств образовательного процесса, наполненного краеведческим содержанием.

4.Обеспечить переход дошкольного образовательного учреждения на качественно иную ступень развития, повысить статус образовательного учреждения.

В качестве научной основы для разработки данной модели использованы труды известных теоретиков и практиков в области психологии, педагогики, теории управления:

  • М.М.Поташник — вопросы теории управления.
  • Л.В.Поздняк — теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением.
  • Т.П.Колодяжная — вопросы управления образовательным учреждением в условиях инновационной деятельности.
  • М.Теплов, Л.С.Выготский — вопросы творческого развития.
  • Ш.А.Амонашвили, Е.Ю.Сазонов, И.П.Иванов — вопросы «педагогики сотрудничества».
  • Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский — вопросы психологии, социализации личности.
  • Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич, В.Т.Фоменко — концепция и теория личностноориентированного образования культурологического типа, педагогической синергетики.
  • С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин — закономерности психического развития личности ребенка.

Выстраивая модель мотивационного управления инновационной деятельностью, мы представили ее как структуру, состоящую из пяти блоков: целеполагания, организационно — управленческого, организационно-методического, результативного, рефлексивного.

Данные блоки являются относительно самостоятельными, но в то же время взаимосвязь всех блоков и входящих в них компонентов является необходимым условием системного формирования, апробации и внедрения данной модели в процесс управления ДОУ (см. приложение 1).

целеполагания

Блок направлен на формирование ценностно-мотивационной ориентации всех участников инновационной деятельности.

Организационно-управленческий блок

С целью ресурсного и научно-методического обеспечения внесены коррективы в штатное расписание – введена единица научного руководителя, разработаны нормативные показатели для процедуры оценивания качества деятельности педагогических кадров, разработано положение о научно — методическом совете.

Научное сопровождение позволяет проводить экспертизу разработанных в ходе эксперимента материалов, обеспечивает инновационность экспериментальной деятельности.

Принимая решение о выходе на эксперимент, мы отдавали себе отчет о том, что наши педагоги — современные люди с нормальной системой ценностей. Они не готовы работать фанатично, как этого требует поставленная творческая цель, и шаги по выходу на эксперимент могут повлечь сопротивление части коллег из-за возросшей сложности работы. Поэтому важно было создать положительный психологический климат в коллективе в целом и в каждой группе в отдельности, принять меры для профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Поэтому самое пристальное внимание было уделено подбору и расстановке кадров с учетом психологической совместимости, желания самих педагогов работать в паре, уровня их квалификации, готовности работать в режиме эксперимента.

Хорошему психологическому микроклимату способствовало и создание собственных традиций. Ежегодно проводим праздники, посвященные дню рождения детского сада, дню рождения города, поздравления с днем рождения коллег. В октябре проводим праздник «Глаза и руки бабушки моей», в мае — тематические занятия «Поклонимся великим тем годам», экскурсии к мемориалу славы, осенью — акции «Сделаем наш сад красивее и чище» и др.).

Организуем нетрадиционные праздники, в которых участники — и дети , и взрослые: «День шляп», «Бантики и бабочки» и др.

С целью стимулирования активности участников инновационных процессов была разработана система морального и материального стимулирования. Введение новой системы оплаты труда педагогов и 20%-ная стимулирующая надбавка явились хорошим подспорьем.

Система стимулирования при управлении инновациями включила следующие составляющие:

1.Материальное стимулирование:

  • Положение об оценке качества деятельности педагогов;
  • Положение о доплатах и надбавках работникам ДОУ;

2. Моральное стимулирование:

  • положение о награждении педагогических работников почетными грамотами различных уровней;
  • выдвижение педагогов для участия в различных конкурсах, выставках методических материалов, конференциях городского, краевого, всероссийского уровней;
  • аттестация педагогов на высшую квалификационную категорию;
  • организация творческих отчетов, мастер-классов, семинаров для педагогов района, города, края;
  • участие в работе краевого профессионального клуба педагогов «Русь» по гражданско — патриотическому воспитанию;
  • делегирование части полномочий педагогам;
  • организация работы опытных педагогов на доверии.

Были определены функции участников ОЭД, рассчитанные на управленческий состав, педагогический состав, родительский состав и состав воспитанников.

Определено контрольно-диагностическое поле:

  • качество становления субъектного опыта ребенка в процессе духовно — нравственного воспитания;
  • качество преобразования предметно-развивающего пространства, направленного на развитие субъектного опыта ребенка и его духовно- нравственное воспитание;
  • влияние инноваций на профессиональную компетентность педагогов;
  • соматическое и психологическое здоровье детей;

Разработан инструментарий контроля:

компетенцией

профессиональные и личностные

Профессиональные компетенции, Личностные компетенции

  • разные виды мониторинга уровня развития детей по теме эксперимента;
  • критерии оценки качества предметно-развивающей среды.

Организационно-методический блок

С целью оказания методической помощи педагогам и их поддержки в инновационной деятельности была разработана и проведена система методических мероприятий:

  • круглые столы «Концептуальные основы деятельности ДОУ по приоритетному направлению»;
  • «Создание условий в ДОУ для становления духовной и интеллектуальной культуры ребенка»;
  • : «Создание условий для формирования позиции соучастников единого образовательного пространства через определение приоритетного направления», «Создание условий в ДОУ для становления духовно- нравственного потенциала дошкольников через приобщение их к истории, культуре, природе родного края и города», разработаны алгоритм и этапы вхождения ДОУ в режим инновационной деятельности;
  • проблемные и проектные семинары по осмыслению проблемы («Проблематизация образовательного процесса» (научный руководитель- кандидат педагогических наук доцент кафедры дошкольного образования АКИПКРО Е.В.Затеева), «Как знакомить дошкольников с обычаями и традициями населения Алтайского края», «Культурологический подход в ознакомлении дошкольников с музыкальным пространством родного города», «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым родного города», «Музейная этнопедагогика в плане патриотического воспитания»;
  • школа молодого педагога;
  • педагогические гостиные (Музыкальная гостиная «Барнаул в стихах и

песнях»;

  • мастер- классы.

Результативный блок

профессионально-личностный рост педагогов

определение смыслового поля процесса становления субъектного опыта

ребенка в духовно-нравственном воспитании средствами краеведения.

положительные показатели мониторинга ОЭД

повышение статуса образовательного учреждения

систематизацию материалов по теме эксперимента

разработку и издание методического пособия.

Рефлексивный блок

Разработан алгоритм внедрения в практику данной модели (см. приложение 3).

Реализация модели мотивационного управления инновациями позволила расширить границы профессионально — творческой самоорганизации педагогов и их ответственности за свою деятельность, вовлечь каждого педагога в процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений, способствовало развитию демократизма; повышению педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников образовательного процесса.

Результативность

В настоящее время в ДОУ реализуется второй этап экспериментальной деятельности.

Реализация первого этапа эксперимента позволила достичь следующих результатов:

  • В ДОУ разработана нормативно – методическая база по теме эксперимента, разработаны проекты, перспективные планы, конспекты занятий, дидактические игры и пособия, макеты;
  • систематизирован консультативный и рекомендательный материал, создано единое образовательное пространство для становления у детей представлений о родном городе и крае, начата работа над созданием сборника из опыта работы ДОУ по ознакомлению детей с родным городом. Для приобщения детей к историческим и культурным ценностям края и города в ДОУ оформлены центры по краеведению и градоведению.

В 2012 (70 детей (46%) участвовали во всероссийском конкурсе «Мир» отмечены сертификатами участников, дипломами за 3 место в РФ, 2 место в регионе; в городском конкурсе «Юный исследователь» отмечены дипломом победителя в номинации «Постановка оригинальной проблемы», в городском музыкальном конкурсе «Дорогою добра».

2013/2014 — дети приняли участие в городском конкурсе рисунков «Мой любимый воспитатель» (дипломы),городском конкурсе декоративно –прикладного и изобразительного творчества «Весенние откровения» (3 диплома 1 степени, 2 диплома 3 степени. В краевом конкурсе «Рождественская сказка глазами детей» приняло участие 25 детей (4 Почетные грамоты).

Воспитанники подготовительной группы приняли участие во всероссийских конкурсах рисунков «Сохраним наше будущее» по экологическому воспитанию дошкольников (Благодарственная грамота (1), Дипломы (5)), «Здоровая Россия» (Дипломы (3), Благодарственные письма (2)).

2012- участие в городском конкурсе «Признание -2012» — детский сад признан победителем конкурса в номинации «Летопись детского сада в истории земли Алтайской»; в международном этнофоруме «Сибирские беседы» — отмечены дипломами за разработку тем «Развитие этнокультурной компетентности педагогов дошкольного образования», «Этнокультурное воспитание дошкольников средствами дидактических игр», благодарственным письмом за участие в выставке творческих работ «Берегиня»; презентация опыта работы на международной научно – практической конференции «Формирование и развитие этнокультурного пространства в образовательном учреждении: опыт, проблемы, решения».

2013/2014- представление педагогических проектов на городском конкурсе «Педагогический олимп – 2013» имени народного учителя СССР Руфины Серафимовны Овсеевской отмечены дипломом победителя конкурса в номинации «Социальное партнерство как условие развития образовательного пространства»; участие в X межрегиональной научно-практической конференции «Этнокультурное образование и воспитание, проблемы сохранения и воспроизводства жизнеспособных форм традиционной народной культуры» — отмечены дипломом за разработку темы «Развитие профессиональных компетенций педагогов в вопросах организации этнокультурного пространства дошкольного образовательного учреждения»; участие в городской научно –практической конференции «Этнокультурное образование дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО», городском конкурсе «Созвездие учительских муз» (6 педагогов) отмечены дипломом первой степени в номинации «Вязание и кружевоплетение».

В ДОУ реализуется проектная деятельность.

Детский сад активно сотрудничает с образовательными, культурными учреждениями города Барнаула: АКИПКРО, музеями, выставками, театрами, организуются экскурсии по городу, памятным местам. Это способствует пробуждению у детей интереса к прошлому, настоящему родного города и края, его культурным традициям.

Вместо послесловия

Итак, эффективность управления творческим коллективом заключается в рационально организованной деятельности всех субъектов образовательного пространства. Руководитель учреждения несет моральную профессиональную ответственность за все, что делается в учреждении, как чувствуют себя дети и педагоги.

Управляя творческим коллективом, необходимо помнить: «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим» (Д.Уэбстер).

Поэтому одним из главных качеств руководителя является умение создавать такие условия, чтобы каждый хотел и мог наилучшим образом не только выполнять свои обязанности, но и проявлять свои способности; умение четко сформулировать задачи, создать хороший микроклимат, обеспечить психологическую совместимость его членов, развивать свои традиции, создать творческую команду единомышленников. Командой, по мнению Т.П.Колодяжной, педагоги будут в полной мере себя ощущать, если они осмысливают общие цели. Если цель не осознана, у «команды» недостаточно сил для ее решения.

И еще, создавая творческую команду надо помнить, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. По мнению В.А. Ясвина сила идейной (творческой) среды «не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления — есть добрая воля. Нет догм — есть проблемы.

Нет благоразумия — есть жар души, энтузиазма. Сдерживающим фактором здесь – отвращение к грязи, моральный эстетизм. Бывает, здесь временами ненавидят, но никогда не презирают. Терпимость тут — не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях — сталкиваясь, снижая полет и вздымая — наполняет собой просторы. Отважный сам, ты жадно ловишь отзвуки чужих молотов и с любопытством ждешь завтрашнего дня, его новых восторгов, недоумений, знаний, заблуждений, борьбы, сомнений, утверждений и отрицаний». 2

1 Т.П.Колодяжная. Управление дошкольным образовательным учреждением в современных условиях. М: Молодая гвардия, 2002