ДМИТРИЙ СУСЛИН – учитель и писатель

Все мы живем в мире общественных отношений, общаемся с другими людьми, развиваемся, и так или иначе выполняем различные социальные роли, требующие от нас определенных моделей поведения.

На мой взгляд, известный русский социолог – И.Кон в своих словах подразумевает, что то, как человек воспроизводит свои социальные роли – напрямую зависит от его личностных особенностей.

Не могу не согласиться с мнением автора, ведь действительно, в обществе существует множество социальных ролей(отец, водитель, пешеход, покупатель, директор – всё один и тот же человек) но, так как каждый человек уникален, то и играть эти роли он будет по-своему. Напомню, что социальная роль – это поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенный статус. Человек, осваивает множество различных социальных ролей с самого раннего возраста в ходе социализации (процесс, протекающий на протяжении всей жизни, в ходе которого индивид усваивает социальные нормы и ценности), и чем больше ролей он освоил – тем больше он приспособлен к жизни в обществе, тем больше он развит как личность. Каждый из нас уникален: мы вырастаем в определенных условиях, воспитываемся и самовоспитываемся по-разному, у всех различные типы темперамента и манеры поведения, ценности и цели в жизни, следовательно одни и те же социальные роли мы переживаем, оцениваем и реализуем по-разному – в силу вышеперечисленных факторов. Но также человек может противоречить своей социальной роли, или даже стараться избегать её выполнения (например-мать отказалась от ребенка).

Такое поведение называется девиантным — отклоняющимся от норм.

К примеру можно взять обычный школьный класс. К ученику предоставляются такие требования, как внимательное изучение материала, выполнение заданий, дисциплина, к учителю – подготовка материалов, особые нормы поведения, тактичность. Но каждый ученик ведет себя по-разному: кто-то добросовестно относится к предоставляемым требованиям, кто-то их частично нарушает, а кто-то и вовсе ведет себя неподобающе, т.е с отклонениями от нормы. Учителя – тоже разные кто-то просто раздает конспекты, а кто-то старается дать знания углубленно и старается раскрыть материал максимально доступно, чтобы каждый понял тему. Такое “расслоение” происходит с каждой социальной ролью, будь то учитель или ученик, актер или дворник.

2 стр., 629 слов

Роль права в моей жизни

... правовой жизни общества. Право, сугубо мое мнение, должно присутствовать в каждом государстве. Оно всегда будет регулятором общественных отношений, будет защищать интересы людей, поможет населению жить в благоприятных для жизни условиях. роль право государство ...

В качестве еще одного примера можно взять роль правителя государства. Из истории России мы знаем, что сменилось немало предводителей, и можно заметить, что Иосиф Сталин отличался особой деспотичностью, репрессировал множество людей, ввел тоталитарный режим, в то время, как Екатерина II придерживалась либеральных правил: предоставила определённым сословиям различные права и свободы.

Таким образом, мы видим что автор несомненно прав в своем высказывании, и я считаю, что его слова не потеряют своей актуальности никогда, так как мы живем в общественном мире, где так или иначе каждый из нас выполняет свои социальные роли.


Голубева Ирина

И-11-2