Нужно ли стремиться к познанию самого себя

Эссе

Развитие самого себя зависит от многих факторов, а как именно можно это делать — вы узнаете из статьи.

К сожалению, мы привыкли употреблять речевые штампы, не давая себе труда вникнуть в их настоящий смысл. «Познай себя и ты познаешь Вселенную!» — говорим мы, не задумываясь о том, сколько пластов мудрости и скрытых возможностей кроется за этими простыми словами.

Как и зачем познавать себя? Зачем воплощать в жизнь этот непонятный призыв, который, к тому же, непонятно кто провозгласил, то ли Сократ (которому часто приписывают эту фразу), то ли это все же надпись на дельфийском храме Аполлона.

Сам себе Вселенная

Дело в том, что только через познание самого себя можно осознать, пропустить через свое восприятие и постичь общие законы и понятия, которые правят нашим миром, действуют вне зависимости от того, понимаем мы их или нет, следуем им или пренебрегаем. Только прочувствовав на себе отрицательные или положительные последствия таких понятий, как злоба, зависть, ненависть (или же, напротив, любовь, дружба, самопожертвование), мы поймем и примем как себя, так и окружающих, которые очень похожи на нас в своем познании.

Мы поймем, что сами создаем эти понятия и качества, передаем их детям и внукам, в свою очередь приняв от пращуров. Вот тогда человек действительно может сказать, что он пусть не познал в полной степени, но познает. Познает себя и вместе с тем познает вековые законы, управляющие мыслями, эмоциями, чувствами.

Самопознание

Такое осмысление происходит в двух мирах: нашем внутреннем и одновременно – в окружающем нас извне. Начиная понимать себя, мы постигаем пресловутый закон бумеранга. То, что ты несешь в мир, к тебе от мира и вернется.

В этом один из ответов на вопрос, нужно ли такое самопознание. Ведь законы Вселенной действуют одинаково везде, всегда и для каждого из нас. Наш внутренний микрокосмос – это сконцентрированный в одной личности гигантский мир, который логично назвать микрокосмосом. Мое эго – это эго всего окружающего меня мира, просто оно меньше по объему.

Мы связаны с макромиром глубже, чем нам кажется, ведь атомы и молекулы всего мира такие же! Структурные связи – такие же! Поэтому составляющие нашего тела – это составляющие Вселенной. Выходит, что еще до рождения, являясь эмбрионом, и уж тем более – с момента рождения мы связаны не только с собственным телом, но и с атомами, частицами, клетками всего нашего окружения. Так почему же, поняв эту связь, мы не должны ее углублять?

20 стр., 9772 слов

Сочинение народ должен защищать закон как свой оплот

... философ Гераклит отмечал: «Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену». Законодательная деятельность сосредоточена ... достойными патриотами своей страны. В заключение своего сочинения хочу подчеркнуть, ... мир лучше, то и наше общество стало бы более гуманным. В нашей стране ежегодно принимается множество указов, постановлений, законов. Казалось бы, это все должно ...

Познание себя

Сосредоточившись не только на физических ощущениях своего тела, но и психологических процессах, происходящих с нами, мы не только постигнем их суть, но и научимся контролировать их, управляя своими эмоциями, мыслями, поведением. А дальше, понимая целостность окружающего нас мира, мы будем учиться направлять свои умения и на все, что происходит вокруг нас.

Что значит – познать себя

Духовники утверждают, это самое главное в жизни. Мы должны знать, что происходит в нашей душе, мыслях, сердце и понять, куда мы идем по жизни, к какому знаменателю. Те, кто уже успел познать себя, отлично знакомы со своими предпочтениями, ориентирами и устремлениями. И только так, познав самого себя, они смогли полностью взять верх, контроль над своим существованием и легко управляют теми процессами, что отвечают за каждый наш поступок, в том числе и физиологическими моментами, отвечающими за наше здоровье.

Многие в таких случаях задают закономерный вопрос: «А разве не должно быть первым делом познание Бога?». Нет, в первую очередь изучите себя, иначе невозможно будет познать Господа, ведь мы являемся Его отражением, созданы по образу и подобию Его.

По словам духовников, начинать нужно с доброго, то есть закладывать позитивное основание. Для этого важна правильная, объективная самооценка, которую каждый из нас дает чаще всего с ошибкой. И причиной тому наши же негативные стороны, привычки, вселившиеся во внутренний мир и извращающие объективность взгляда. Так, большинство рассматривает свою персону сквозь пелену собственного же эгоизма и после анализа, нам всем кажется, что не такие мы уж плохие.

Мы часто посещаем святые места, периодически постимся, стараемся не выражаться грубо в праздничные дни и т.д. Мы полагаем, что этим уже заработали себе на «бонус» и хвалим себя, сравнивая с другими, более «плохими» людьми. В этом то и кроется ошибка. Прежде всего не нужно сравнений, необходимо ставить перед собой такую планку, до которой нужно расти и расти.

И если уж, как вам кажется, вы её достигли, поднимайте её еще выше. Как мы знаем, предела совершенству нет! И процесс должен состоять из внутреннего очищения, и уж только потом можно рассмотреть изменения в позитивную сторону внешней составляющей человека. Поверьте, они будут.

Также представителям христианского духовенства нередко задают вопрос: «А что будет, если человек не познает себя? Чем это чревато? Есть ли шанс на спасение?». Ответ разочарует – «Нет! Ведь если мы сами не познаем это, как может нас спасти Господь Бог?». Ведь для того, чтобы «определить» душу в ту или иную сторону, ему нужно её изучить, а в закрытом человеке, это потемки. Так что, не познавший себя пойдет только по отрицательному пути.

8 стр., 3679 слов

Жизнь, смерть и бессмертие

... этих феноменов. Существует два принципиально различных пути объяснения вечных вопросов жизни, смерти и бессмертия. Первый подход можно обозначить как ... форм жизни из жидких кристаллов- своеобразных веществ совмещающих свойства жидкости и твердого тела. Он провел эксперименты и ... жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле. По сути дела, речь идёт о триаде: жизнь - смерть - бессмертие, ...

Как мы знаем, что главным качеством христианина является любовь. А она должна быть чистой, искренней. Невозможно ощущать данное явление к кому-либо согласно нашей религии, если мы не познаем себя, а затем не очищаемся от негатива. Поэтому предлагаем не откладывать важный момент в сторону и начинаем работу над собой.

Начнем задавать себе вопросы, разработанные опытными специалистами и проверенные на многочисленных опросах годами. Поверьте, ничего лишнего в нашем тесте нет. Главное правило – отвечать честно и открыто, ничего не утаивая. Перестаньте себя обманывать и начните познавать свой внутренний мир. И если на пути встретятся отрицательные моменты, начинайте с ними бороться.

Сразу хотим сказать, что вопросы будут непростыми. Кому-то они покажутся неудобными, способными задеть за «живое»: самолюбие, гордыню, хвастовство, злость, зависть и т.д. Но если мы не приступим к делу сейчас со всей решительностью, то временить будет поздно. Пройдет совсем немного времени, как нам придется «расхлебывать» кашу из нашего невежества, заблуждений и ошибочного выбора жизненного пути.

Поэтому, не нужно обижаться на неудобные вопросы. Мы хотим вам помочь, а не разочаровать. Вы же понимаете, что решение любой проблемы требует некоторой жертвенности. В вашем случае, вы пожертвуете своими амбициями, ну хотя бы на период познания самого себя. И тут нужно сказать честно – данный процесс вы не сможете остановить никогда! А значит, вы никогда не будете амбициозным, наглым, невоспитанным, невежливым, завистливым, злым, ревнивым, жадным, подлым, корыстным, меркантильным человеком.

Важно: не стоит начинать применять наши рекомендации тем, кто находится в глубокой депрессии или в состоянии стресса. Отложите статью в сторону и повремените, пока успокоятся нервы.

Те, кто решительно настроен, извините за тавтологию, на решение вопроса, наизусть знают свои проблемы. Например, ленивый человек знает, что ему сложно взяться за какое-то дело именно по причине своей лени. Значит, ему нужно с ней бороться, заниматься самодисциплиной. Так что давайте вместе начнем работать над собой и настроимся на успешный результат, ведь мы знаем о своих недостатках, не так ли?

Трудно быть Богом

Итак, как управлять телом? Не иначе как посредством Духа, энергетики, которая является начальным понятием. Именно она ответственна за все процессы в нашем теле, от энергетических, до создаваемых ними физических. Поэтому в первую очередь объектом нашего обучения управления всеми процессами должен быть именно энергетический уровень, только тогда, сумев постигнуть законы его действия, мы сможем понять правила, по которым живет наше тело.

Существует и обратная взаимосвязь: понимая, как и чем живет наше физическое тело, мы можем постигать правила жизни энергетического уровня, ведь на нем наше тело также существует. И чем больше и глубже мы будем постигать эту взаимосвязь, тем более всеобъемлющим и качественным будем наше развитие, мы сможем не только существовать, но и творить на каждом из этих уровней, поскольку творчество является более высоким уровнем как существования, так и самопознания, совершенствования.

18 стр., 8678 слов

Религия — ы : Проблема человека в конфуцианстве. Человек ...

... в частности, отказывался высказываться о духах, сосредоточившись на учении о правильном поведении. Обсуждать вопрос о природе человека, ... контекста его высказываний становится понятно, что человека он рассматривает как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но ... в 50 лет. У него было много учеников. Они записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное конфуцианское сочинение ...

Управление телом

Но, творя, не стоит мнить себя Всемогущим, ибо стремление стать Богом не только не имеет никаких перспектив, но и чревато ощущением на себе того самого эффекта бумеранга. Во-первых, кто-то из таких же познающих себя и мир также может решить, что он всемогущ, а, во-вторых, человеку никогда не стать Богом – это тоже один из законов Духа и Материи, законов мироздания. Единственное, в чем человек должен стремиться походить на Бога, это в умении любить и прощать, жертвовать собой и быть свободным в своих словах и мыслях.

Интерпретация

Смысл фразы оставался загадочным для современников и вызывал множество толкований. Так, в платоновском диалоге «Хармид» афинянин Критий высказывает мысль, что фраза «Познай самого себя», обращённая богом к посетителям храма, должна заменять собой обычное приветствие «Здравствуй»; бог, таким образом, считает самопознание более важной вещью, чем здоровье[2].

Сократ

Особое значение фразе «Познай самого себя» придавал Сократ. В утраченном диалоге Аристотеля «О философии» сообщалось, что эта надпись, прочитанная в дельфийском храме, послужила толчком к философским занятиям Сократа[4].

В диалогах Платона Сократ неоднократно обращается к этой теме. Рассуждения на тему «Познай самого себя» можно найти в диалогах «Хармид» (164D), «Алкивиад I» (124A, 129A, 132C), «Протагор» (343B), «Федр» (229E), «Филеб» (48C), «Законы» (923A) и др.[2]

сам человек

, и приходит к выводу, что человек есть не тело и не целое, состоящее из тела и души, но именно душа. Ход мыслей Сократа таков. Во всяком ремесле мастер и инструмент, которым он пользуется, не тождественны друг другу. Так, сапожник пользуется резаком, ножом и другими инструментами, значит, сам он не есть ни нож, ни резак, ни какой-либо из других инструментов. Но сапожник пользуется не только инструментами: он пользуется также своими руками, глазами и прочими частями тела; стало быть, он не есть также руки, глаза или какая-либо из этих частей. Но это ещё не всё: ведь человек пользуется не только руками и глазами, но и всем своим телом. Следовательно, человек и тело, которым он пользуется, не есть одно и то же. Что же такое сам человек? Сам человек, утверждает Сократ, есть именно то, что пользуется телом, а то, что пользуется телом, мы называем душой. Итак, человек есть душа, управляющая телом, как своим инструментом;а значит, бог, призывающий его познать самого себя, призывает его познать свою душу[2].

3 стр., 1079 слов

Зачем человеку нужно познавать себя?

... 2 Насколько же важно человеку познавать себя? Именно этим вопросом следует задаваться каждому, кто ... поэтому ещё не связав себя узами брака, отношение к женщинам имел только ... ценить мирную жизнь. Данное событие изменило дальнейшую жизнь героя, научив его ... своей мечтой навеянные идеалы. Только познав себя самого, мы можем с уверенностью ... Льва Николаевича Толстого «Война и мир», то здесь так же затрагивается ...

Мозговой штурм

К сожалению, сегодня мы развиваемся преимущественно во внешнем мире. Мы пытаемся управлять Вселенной, не зная, как управлять собой, создаем компьютеры, стремясь воплотить в реальность понятие мегамозга. Но для начала неплохо было бы научиться использовать на полную мощность свой собственный, человеческий потенциал. Доказано, что участие мозга в осознанных процессах составляет не более 5-7%, да и то это показатель тех, кого человечество называет гениями.

Представляете, какой рывок сделали бы мы, научись, вместо того, чтобы управлять миром, руководить собственным серым веществом? Мы же, не научившись как следует применять то, что нам дано, пытаемся создавать что-то иное, называя это прогрессом. Истинный прогресс – в совершенствовании себя, в умении идти по пути этого развития и достигать его. Чтобы понять другого – нужно постигнуть прежде всего себя.

Развитие

Кроме того, понимая, что первично, а что вторично, что может сделать его действительно счастливым, человек, постигнув себя, уже трезво оценивает, как этого достичь, какие возможности существуют для этого в нем самом, а какие он может «привлечь» из родственной ему вселенной.

Можно отправиться в путешествие в дальние страны, а можно совершить его, не вставая с кресла или дивана, с помощью книги, телепрограммы или собственного воображения. И в том, и в другом случае мы получим новые впечатления, и в обоих случаях они будут отражением нашего восприятия. Так же, чувствами и мыслями, мы должны учиться менять мир вокруг себя, меняя свое восприятие, отношение к нему, сопоставляя и анализируя, проводя аналогии и находя способы управлять этим миром.

«Познай себя и ты познаешь Вселенную!» — с этого изречения мы начали разговор. Интересно, что его еще называют заповедью Дельфийского оракула. А заповеди, как известно, на то и существуют, чтобы им следовать. И ведь не просто так идут с человечеством через века заповеди: не убий, не укради, не возгордись, не гневайся. Они помогают нам на пути познавания себя и нашей масштабной проекции – Вселенной.

Классный час. Тема «Познай самого себя» классный час (7 класс) по теме

Классный час.

Тема. Познай самого себя.

Класc 7

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле…»

И. Кант

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тематика приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Обучающиеся сталкиваются со многими проблемами социализации.

По мнению психологов, для детей характерны: переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам.

Цели классного часа:

  1. акцентировать внимание учащихся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Задача классного часа:

  1. познакомить детей с приемами самопознания;
  2. дать представление о том, как находить в себе главные черты;
  3. научить определять свои личные особенности;
  4. развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;
  5. способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;
  6. побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию;

В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самооценки. Ученики должны знать, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе и для работы над собой.

Подготовка.

Перед классным часом дети объединяются в группы.

Оборудование.

На парту для каждого ученика: листы бумаги и изобразительный материал для автопортрета; листы бумаги для тестов, ключ к тесту, фигурки для оценки встречи. Во время самостоятельной работы (автопортрета и теста) включать музыкальные отрывки (детская песня «Из чего же сделаны наши МАЛЬЧИШКИ» и спокойная мелодия).

План:

  1. определение темы встречи.
  2. беседа «Нужно ли знать себя?»
  3. осознание своей уникальности через творческое задание
  4. как оценить себя
  5. информация к размышлению
  6. ваше мнение о теме встречи (подведение итогов)

Ход классного часа.

Хочу начать нашу встречу с теста. Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).

Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

Объяснение теста

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;

  • Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;
  • Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

Я не случайно начала нашу беседу с теста. Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест?

Узнали о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни.

Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?» 1. Нужно ли человеку познавать себя? Нужно.

А вот как на этот вопрос отвечает Священное Писание. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя. 2. Для чего человеку нужно познавать себя? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте с вами немного порассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя? Мы подошли к определению термина «самопознание». Самопознание – это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему. Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

Я предлагаю вам быстро написать семь прилагательных начинающихся на первую букву имени. Вычеркните из списка те которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили — будут вас характеризовать.

Как вы думаете, человек должен стремиться познать себя? Да, это интересно. Можно познавать себя, полагаясь на собственный разум? Только одного разума не будет достаточно.

Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».

А познавать себя, полагаясь на мнение окружающих? Окружающие не могут правильно оценить.

Человек может познавать себя, сравнивая с окружающими и прислушиваясь к их мнению. Данные меры позволят человеку узнать кое-что о себе. Однако такое самопознание обречено на односторонность. Таким образом, подобный метод самопознания тоже не подходит.

Что лучше: переоценить себя или недооценить?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоиспытание»?

А как долго может длиться познание самого себя?

(дети высказывают свое мнение)

Как вы думаете, знаете вы себя? Какая у вас память? (пригласить к доске ученика уверенного, что у него плохая память) Проверим, как вы себя оценили.

У доски и на местах быстро делаем зарисовки, которые соответствуют словам:

Солнце, цветок, машина, дерево, дорога, рука. Повторяем, глядя на картинки слова (ребенок у доски справляется с заданием, значит он не верно оценил качества своей памяти).

Познавать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив особенности своей натуры, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (записаны на доске):

1.Самообладание.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ. Чтобы ваша работа была более плодотворна, мы объединились в группы.

Для начала предлагаю вам в группах провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?». через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу (под тихую спокойную музыку идет обсуждение).

Примерные ответы детей:

  • это яркий, талантливый, незаурядный человек
  • человек, который отличается от других
  • необычный человек, странный, чудак
  • это обычный человек, любой человек отличается от другого человека

Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам создать автопортрет, в который вы включите все, что вам дорого, чем вы увлекаетесь. На работу вам дается 5 минут. К вашему распоряжению лист бумаги, вырезки из журналов, различные картинки, клей, фломастеры и карандаши. Это может быть и абстрактная композиция или изображение внешности (под песню «Из чего же сделаны наши МАЛЬЧИШКИ» дети работают).

У вас получились уникальные автопортреты. На обратной стороне листа напишите несколько предложений, начиная со слова «Я». Опишите характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе (3-5 минут на работу).

Кто хочет представить себя всему классу? (зачитываются несколько работ)

Но знать себя не достаточно. Нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенны в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, они самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

Сейчас мы пройдём с вами еще одно испытание и попытаемся определить вашу самооценку.

Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них туфигуру, глядя на которую можно сказать: «Скорее всего, это я».

Запишите ее название под № 1.

Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Какую бы вы фигуру не поставили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.

Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействия с которым представляют для вас наибольшие трудности.

Результаты теста вы найдете на своих столах. Приложение №1.

И еще немного ииформации для размышления. Результат не обязательно открывать всем. На листке нарисуйте 8 кружков в один ряд. Быстро напишите букву «я» в любом кружке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Ну, а кто поставилбукву в середине, имеют правильную самооценку. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь. И еще хочу напомнить, что самопознание, самоанализ не должны быть самоцелью. Целью самопознания и самоанализа должны быть совершенствование личности. Но совершенствование невозможно без осознания и признания своих ошибок и желания измениться в лучшую сторону. Поэтому не забывайте, что вы будете совершенствоваться лишь в том случае, если вы готовы признать свои ошибки и измениться.

Подведем итоги нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя?

Как может верная самооценка помочь тебе в жизни?

Что нового узнали вы сегодня о себе?

Думаете ли продолжить наблюдение за собой?

А понравился ли вам классный час я узнаю, если вы, уходя, над цветком на стенде прикрепите знак солнца или тучи.

Солнце — понравился классный час

Туча — совсем не понравилось

Приложение №1.

Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности.

Фигура Положительные Отрицательные
Квадрат Любовь к порядку Педантизм
Внимательность к деталям Возможность упустить главное
Аналитичность Холодная рассудительность
Рациональность Излишняя осторожность
Упорство, настойчивость Упрямство
Бережливость Скупость
Треуголь-ник Лидерские качества, способность взять ответственность на себя Эгоцентризм, эгоизм
Категоричность Решительность
Сконцентрированность на проблеме Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута
Нацеленность на победу, склонность к соревнованию Коварство
Уверенность в себе Самонадеянность
Честолюбие Карьеризм
Неудержимость Энергичность
Прямо-угольник Возбудимость Напряженность, замешательство
Любознательность
Настрой на свое Легковерность
Чувствительность Наивность
Неамбициозность Эмоциональная неустойчивость
Смелость Низкая самооценка
Круг Доброжелательность Мягкотелость, нетребовательность
Добродушие Беспечность
Заботливость, преданность Навязчивость
Щедрость Расточительность
Доверчивость Легковерность
Великодушие Склонность к самобичеванию
Бесконфликтность Конформность, уступчивость
Зигзаг Креативность Неорганизованность и раз-бросанность
Мечтательность Прожектерство
Экспрессивность Несдерженность
Остроумие Эксцентричность
Интуитивность Неологичность
Раскованность Непрактичность

Приложение № 2.