Рейтинг
- Подробности
- Автор: Наумова Нина Викторовна
Моя бабушка, Кузнецова Клавдия Фёдоровна, не была учителем. Но в памяти моей навсегда сохранилось её трепетное отношение к Учителю, Учению, Знаниям. Эпизод за эпизодом встают картины её нелёгкой, но такой светлой и славной жизни.
Родилась моя бабушка в селе Милорадовка Пугачёвского района Саратовской области. Братья и сестра всей душой тянулись к весёлой, доброй, лёгкой на подъём Каленьке, как ласково называли её родные.
Семье моей бабушки жилось несладко: много детей, бедность, голод. И вот в четырнадцать лет юная Клавдия вынуждена была отправиться в город на заработки. Первое время пришлось работать прислугой. Чего только не натерпелась она у чужих людей! Но именно то пшено, картошка, хлеб, за которые работала бабушка, помогли семье пережить трудное время. И не просто пережить: все младшие дети пошли в школу, имели возможность учиться. Брат бабушки – Владимир – стал доктором, глазным хирургом. Сестра Лидия также окончила медицинский институт. К сожалению, два самых младших брата – Дмитрий и Николай – геройски погибли на войне.
Моя милая бабушка не получила практически никакого образования, но, закончив курсы, стала одним из лучших мастеров по пошиву верхней одежды.
Двум своим дочерям мои бабушка и дедушка тоже дали образование. Бабушка всегда повторяла: «Неуч в жизни, как пень в лесу». И ещё: «Не гордись званием, а гордись знанием». Как она радовалась успехам детей! Всем соседям пересказывала короткие строки телеграмм, которые «отбивала» младшая дочь Нина во время студенческих сессий: «Экзамены сдала. Все пятёрки».
Когда я была маленькая, бабушка рисовала мне смешных кукол, учила писать печатные буквы. Перед глазами её руки: разбитые работой, с утолщёнными суставами пальцев, с трудом держащие карандаш, но такие ласковые и любимые!
Начальная школа. Первый, второй, третий класс. Ни одного первого звонка не пропустила ты, моя родная! Первое сентября в нашей семье считалось праздничным днём: бабушка пекла пироги, угощала нас, ребятишек. Слушая нашу болтовню про школу, новых учителей, новые предметы, радовалась, огорчалась, удивлялась вместе с нами.
Никогда она плохо не отозвалась ни об одном учителе. А только с благоговением говорила: «Учитель – это большой человек на земле. Самый главный». И не статус она имела в виду, не почёт, а именно роль учителя, его место в жизни каждого из нас.
Роль сказки в жизни ребёнка
... звучит так «Роль сказки в детском чтении». Объект изучения - детская сказка. Предмет изучения - сказка и её роль в досуговой деятельности ребенка. Цель - изучить роль сказки в досуговой деятельности. Задачи: ... жизни. Изо всего этого возникает сходство сказок в идеях, в вымысле. Специалисты, изучавшие сказки во всемирном масштабе, сначала держались убеждения: сказки похожи потому, что были придуманы в ...
До самых последних дней моя бабушка старалась читать: читала она газеты, журналы – выписывали их в то время много. Была в курсе всех главных политических событий. И это в восемьдесят с лишним лет!
А ещё моя дорогая бабушка любила слушать, как читают другие. Сидела рядом тихохонько, сложив натруженные руки на коленях, когда я читала вслух свои школьные параграфы, слушала мои сочинения, улыбалась чему-то своему.
Трудно поверить сейчас, но бабушка была записана и в библиотеку: мама моя брала книги, а вечером читала нам всем вслух. Ну а днём, если было время, бабушка медленно, водя пальцем по строкам, читала сама.
«Учись, внученька! Учёба – это культура, радость, добро. Грех не учиться-то, когда сам бог велел!»
С тех пор прошло много лет. Давно нет рядом со мной человека, который говорил эти слова: «Учись, внученька!» Но учусь я до сих пор, сама стала педагогом. Спасибо тебе, родная, за то, что ты была у меня, подарила веру в красоту учительского труда, веру в силу знаний и в то, что «ученье – есть добро, культура и свет!»