Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе

Эссе

Актуальность исследования социального стереотипа обусловливается, прежде всего, потребностью в объяснении особенностей развития и функционирования механизмов регуляции социального поведения и таких общественных процессов, как, например: межличностная, массовая и межэтническая коммуникация, манипулирование общественным и индивидуальным сознанием, распространение различных форм нетерпимости в обществе. Все эти вопросы нельзя решить без знания и понимания природы, сущности, свойств и назначения стереотипов в обществе.

С практической точки зрения необходимость всестороннего изучения социальных стереотипов объясняется потребностью в нейтрализации негативных последствий стереотипизации (процесса образования стереотипов) и острых стереотипных проявлений негативизма, нетерпимости во взаимоотношениях и поведении людей, а также противодействии манипулятивному использованию стереотипов в общественной практике.

Социальный стереотип является универсальным инструментом распознавания и передачи общественно значимой информации в процессах взаимодействия людей с окружающим миром и друг с другом.

Только на основе социально-философского анализа стереотипов можно объяснить существование устойчивой связи между восприятием объектов под определённым углом зрения и соответствующим повторяющимся поведением, омассовление сознания и поведения людей, особенности манипулирования ими, истоки нетерпимости в межличностных и межгрупповых отношениях людей, взаимосвязь процессов идентификации личности с состояниями её жизнедеятельности и др.

Существуют две взаимодополняющие стратегии философского исследования социальных стереотипов, которые необходимо синтезировать для достижения наиболее полной исследовательской картины [6].

1. У всякого стереотипа есть конкретные носители — люди. Следовательно, чтобы понять истоки и механизм образования стереотипов мышления и поведения людей, нужно исследовать самих людей и их психику, сознание.

2. Поскольку психика, сознание людей формируется в обществе и через общественную деятельность, то, чтобы понять природу стереотипов, нужно исследовать порождающее их общество, различные связи и отношения людей.

На современном этапе встречаются две разновидности определения стереотипа: динамический стереотип — относительно устойчивая система условно- рефлекторных реакций высших животных и человека на привычные раздражители, и социальный стереотип — схематический, стандартизированный общезначимый образ или эмоционально окрашенное и устойчивое представление об определённом явлении или объекте, в котором выражается привычное отношение людей к ним, сложившееся под влиянием условий их бытия и предшествующего опыта. Следовательно, такое определение на самом деле недостаточно для понимания сущности этого феномена, так как данное определение не даёт ответа на вопрос, что есть образ или «представление» в вышеуказанном контексте, с чем связаны эмоциональная окрашенность и устойчивость социального стереотипа. [4]

1 стр., 491 слов

Философия: «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой)

... полноценными членами общества. Таким образом, я полностью согласна с высказыванием Льва Николаевича Толстого, что «человек немыслим вне общества». Человек, как ... а именно общаясь с людьми, то абстрагировавшись от общества, человек теряет свою социальную сущность. В качестве примера ... поведении присутствовали исключительно волчьи повадки. Дети вели себя очень агрессивно и жестоко с окружающими людьми, ...

В этой связи социальный стереотип рассматривается в эссе как комплексное образование, в котором имеет место неразрывное единство трёх его компонентов:

1. когнитивного (информационного) — выражающегося в осознании объектов — т.е., получаемая человеком информация, сведения о рационально осознаваемых, объективных феноменах;

2. аффективного (оценочного) — выражающего переживания относительно реального или символического объекта;

3. социального (поведенческого) — представляющего программу действий касательно объектов окружающего мира.

Социальные стереотипы как шаблоны мышления и поведения людей, являющихся членами тех или иных групп, усваиваются ими очень рано и используются задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

Как правило, исследователи обращают внимание на наличие двух функциональных уровней социальных стереотипов — группового и индивидуального. По их мнению, на индивидуальном, равно как и на групповом уровнях стереотипы выполняют следующие задачи: селекцию социальной информации, её схематизацию, генерализацию и упрощение (когнитивная функция), создание и поддержание образа «Я» личности или образа «Мы» группы (ценностная функция).

В научной литературе отмечается, что любой стереотип выполняет также задачу обеспечения определённого поведения (собственно социальная функция) в зависимости от традиций и этнического своеобразия культуры, в которую погружены конкретный индивид или социальная группа. [7]

Стереотипы регулируют процессы идентификации и формирования социальной идентичности личности. Социальные стереотипы усваиваются человеком с того момента, как только он начинает идентифицировать себя с конкретным обществом, культурой, определённой социальной группой и осознавать себя их членом.

Поведении личности и отмечается, что зависимость в её различных формах делает человека поверхностным в его оценках и суждениях об окружающем, что способствует активному использованию им стереотипов, позволяющих ему видеть лишь то, что обслуживает его зависимость.

Стереотипы негативного отношения или поведения сопровождаются отрицательными эмоциями (гневом, отвращением, презрением), трансформирующимися в общую антипатию и нетерпимость по отношению к тому или иному объекту, вызвавшему эмоции. Их сущность заключается в открытом, явном вербальном и действенном выражении неприязни, отталкивания, вражды. [1; 2]

В стереотипах в значительной мере акцентирован ценностный и антиценностный компонент, и потому нетерпимость рассматривается как следствие и воплощение социального стереотипа в действии. Будучи причиной образования социальных стереотипов и результатом их образования, сама нетерпимость впоследствии может возводиться в ранг стереотипа — отношение негативизма и нетерпимости к кому-либо или чему-либо закрепляется в общественном сознании как стереотип. [3]

2 стр., 698 слов

Сочинение печальная история любви людей из разных социальных слоев

... наверное, для молодого человека из солидной семьи связь ... из характерных особенностей творчества БунинА – он никогда не писал о счастливой любви, о соединении двух любящих сердец. Несмотря на болезненный разрыв, на ... история заканчивается смертью героев, либо одного, либо обоих. Книгу “Темные аллеи” часто называют “энциклопедией любви ... Любовь в этих рассказах всегда недолговечна, и чем она сильнее, тем ...

Ситуация вокруг инвалидности в современном обществе — один из наиболее ярких наглядных примеров стереотипизации и стигматизации сознания людей. Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, поэтому каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. В диссертации проводится анализ инвалидности как медицинской и социальной проблемы, и показываются принципы её решения. Автор считает, что для решения проблемы необходимо переосмыслить понимание инвалидности и устранить социальные стереотипы, являющиеся источником изоляции инвалидов[5]:

  • люди с нарушениями должны рассматриваться как субъект построения их собственной жизни;
  • внимание должно быть направлено на общество, которое нуждается в переменах внутри себя для изменения отношения к инвалидам;
  • «нормализация» необходима не людям с инвалидностью, а условиям жизни, которые должны нормализоваться до такой степени, чтобы люди с особыми потребностями могли участвовать в жизни.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что дети разделяют стереотипы в отношении старости и старения, которые существуют в обществе, и усваивают через макросоциальное окружение доминирующий в обществе образ старости. Однако, отрицательные стереотипы в отношении пожилых людей не относятся к родственникам, то есть к бабушкам и дедушкам детей, с которыми они общаются с раннего детства. Отсюда можно предположить, что частые контакты между поколениями в семье стимулируют положительное отношение к пожилым людям. Как следствие, чем раньше дети будут взаимодействовать с пожилыми людьми не родственниками, тем более позитивны будут взаимоотношения между ними.

Для эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативные представления о старости и пожилых людях в лучшую сторону. Изменению стереотипов способствует:

1) знание о специфических особенностях людей пожилого возраста;

2) личный контакт с представителями людей третьего возраста;

3) создание позитивного образа старости средствами массовой информации;

4) выделение общих признаков, характерных для обеих групп (дети — пожилые люди).

1. Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

2. Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002.

13 стр., 6109 слов

Человек и общество итоговое аргументы из литературы

... понятие, имеющее отношение к направлению «Человек и общество». Человек и общество: егэ, проблема, аргументы, примеры (итоговое сочинение) Маяковский. «Послушайте». Внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли ... 2 Порой случается так, что человек не разделяет принятых в обществе взглядов, пытается отстоять собственное мнение. И тогда общество оказывает на него прямое ...

3. Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность, 2006, № 4, C. 125-141.

4. Текст автореферата Суходольской Н.П. «Социальный стереотип в жизнедеятельности людей». МГУ, 2009.

5. Жукова С.А. «Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения».

6. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей // Философия и общество. №3, 2007. (стр. 152-160).

7. Социальная нетерпимость как причина и следствие формирования стереотипов в обществе // Сборник материалов Всероссийской конференции «Бренное и вечное: социально-мифологические и политософские измерения идеологии в «массовых обществах», НовГУ имени Ярослава Мудрого. 2007. (стр. 315-317).