Сочинение мы будем вечно прославлять ту женщину чье имя мать

Эссе

МБОУ «ВСШ №2»

г.Вельск, Архангельская область

Сочинение мы будем вечно прославлять ту женщину чье имя мать 1

Вельск

Занятие приурочено ко Дню матери, является продолжением классного часа «Вся семья вместе – так и душа на месте»

Цель: создание текста в жанре письма или эссе.

Тип урока:

Форма учебной работы:, Учебный предмет:, Методические приемы

  • Выразительное чтение текстов (письмо, стихотворение)

  • Орфографический и пунктуационный анализ текстов

  • Анализ текста с точки зрения темы и главной мысли

  • Написание текста по клише

  • Написание эссе на тему: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – МАТЬ», или мини-сочинения на тему «Письмо к МАМЕ»

Оформление и раздаточный материал

  • Презентация (смотри классный час)

  • Фотографии (семейные)

  • Распечатки с текстами и клише

Предварительная подготовка: анкетирование, Ход занятия.

Предварительная беседа (или анкетирование)

  1. Можете ли вы обойтись без общения?

  2. Часто ли вы пишете письма?

  3. Как вы предпочитаете поддерживать общение (с помощью чего)?

  4. Если представить ваш день в виде круга, поделенного на восемь частей, какую часть занимает ваше общение с близкими?

Вступительное слово, На фоне тихой музыки

1. Мама… Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Мама… Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Ты еще не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя ходить, говорить… Мама прочла тебе первую книжку.

5 стр., 2282 слов

Текст к презентации Средства общения

... оказываются так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами. Слайд 3 Невербальные средства общения делятся на: визуальные, акустические, тактильно-кинестезические и ольфакторные. 1. ... и их локализация в тексте); •  экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи). 3. Тактильно-кинестезические средства общения: •  физическое воздействие ...

Наш разговор о самом дорогом и близком человеке- маме, продолжается. Возможно, вы этого еще не понимаете, но пройдет время, и вы скажете, как сказал С.А.Есенин в своем стихотворении «Письмо матери»:

Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет., Результаты анкетирования

Как показал опрос, чаще всего мы общаемся, пользуясь телефоном и эсэмэс-сообщениями, грамотность которых порой желает быть лучше. Но главное, все понимаем, что человек без общения не может жить, развиваться и становиться личностью. Личностью не рождаются, личностью становятся в результате общения.

Мы часто обделяем общением своих близких и дорогих людей – матерей. Постараемся же мы с вами не опоздать. Не опоздать сказать теплые слова, предназначенные мамам. Мы порой их не говорим, считая, что все успеем, все еще впереди. Но проходит время, а мы их так и не говорим, порой забывая даже звонить.

  • Представьте, вы далеко, телефонов нет, как вы будете общаться? (письмо).

Часто ли вы пишете письма? (результат анкеты)

не одиноки.

Цель занятия и задачи.

Цель сегодняшнего занятия – вызвать желание написать письмо маме (близкому человеку), или просто написать о ней. А для достижения этой цели, нам потребуется выполнить ряд задач: познакомиться с понятиями эпистолярный жанр и эссе; познакомиться с разновидностями письма по цели предназначения и правилах его оформления; продолжить отрабатывать умение грамотного письма. Всего этого мы будем достигать, опираясь на текстовый материал упражнений и отрывков из произведений писателей русской классики.

Из истории письма, Как вы думаете: почему возникло письмо? (сообщение)

Письмо появилось, « когда потребовалось «останавливать» текст речи, сохранять его во времени и передавать в пространстве. Такая потребность у народов возникает, как показывает история, при переходе к государственным формам общественной жизни, когда усложняются производство, торговля, отношения между людьми и народами, возникают потребности учет продуктов труда, предметов обмена, необходимость регулирования общественных и международных отношений, когда возникают наука и литература, осознается история народов и т. п. Все это требует фиксации, закрепления и сохранения. В таких условиях письмо становится необходимым, и оно со временем возникает, постепенно складывается»

Письма первобытных людей были представлены в виде рисунков

Редьярд Киплинг, рассказ о девочке Таффи (сообщение)

Прошли сотни лет, человек научился делить речь на слова и звуки. Впоследствии рисунки заменили специальные знаки – буквы.

Когда появилось письмо на Руси? (сообщение)

Единая письменность на Руси возникла с принятием христианства в 988 году, но распространялась задолго до этой даты. Создателями славянской письменности считают братьев Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку и старославянский язык, в основу которого лег солунский диалект древнеболгарского языка. Старославянский книжный язык был заимствован Киевской Русью и преобразован в соответствии с фонетикой древнерусского языка. Кириллица претерпела ряд изменений. В результате этого количество букв кириллицы сократилось с 43 до 33 букв.

3 стр., 1477 слов

«Письмо маме» — примеры текстов

... Письмо маме на день матери рекомендуется подарить самостоятельно, не присылая по почте. Послание от дочери Мамочка, хочу сказать, ... сообщение с просьбами и пожеланиями для мамы. Написанное от чистого сердца послание растрогает мать, В тексте ... встрече, поэтому выражаю признательность в письме. Спасибо тебе за то, что всегда ... свобода. Будет в тему, если послание доставят в день рождения мамы в качестве ...

Когда появилось письмо на руси сообщение  1

Когда появилось письмо на руси сообщение  2

Теоретические понятия (презентация) Запись в тетради.

Теоретические понятия презентация запись в тетради  1

Наряду с научной, публицистической эпистолярной литературой распространена художественная эпистолярная литература; основные жанры — стихотворное послание и роман в письмах («Бедные люди» Ф.М. Достоевского).

Художественная проза восприняла многие особенности «частной» эпистолярной литературы как письменной формы бытовой речи.

Письмо – особый жанр публицистики, имеющий форму личной переписки, но

адресованный широкой аудитории. Он содержит в себе непосредственное обращение

в личностной, эмоциональной форме, ставит проблему, обращает внимание на

проблему, предлагает пути решения проблемы.

Письма делятся на три группы:

Теоретические понятия презентация запись в тетради  2

Какая группа писем соответствует цели нашего занятия? (имеющие конкретного адресата)

Письмо — это речь в письменной форме.

Обмен письмами – это речевая ситуация.

презентация

Какая группа писем соответствует цели нашего занятия имеющие конкретного адресата  1

Составление схемы и работа с ней (изменение составляющих компонентов, влияющих на выбор этикетной формулы)

Какая группа писем соответствует цели нашего занятия имеющие конкретного адресата  2

Поэтому можно предложить следующую классификацию писем ( см. презентацию):

— деловое письмо,

-гарантийное письмо,

-письмо-рекомендацию.

презентация

Эссе – (от франц. essai – попытка, проба, очерк).

Небольшое по объему прозаическое произведение свободной композиции, выражающее соображение автора по какому-либо вопросу или его впечатления от явления действительности, не претендующее на исчерпывающую полноту характеристики предмета.

Как правило, эссе предполагает обязательное выражение субъективной оценки чего-либо автором и может иметь историко-философский, лирико-публицистический или часто беллетристический характер. Стиль эссе отличает установка на разговорную интонацию и лексику, ему присуща яркая образность и афористичность.

4 стр., 1539 слов

Урок литературного чтения «Литературная загадка. загадок. ...

... (, Высоко живёт. От него всё растёт. (, Следующая задача обратная 3). ПРИВАЛ с литературной загадкой [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/literaturnaya-zagadkazagadok/ - Её нам сочинили родители Марины Шулики, она ... книг ( авторы встают). Сегодня добавим ещё страницу в ваши книги. Пересаживаемся для работы в группах, открываем рабочие тетради своих групп, в которых мы работаем над ...

Примеры писем личного характера (аудирование, см. приложение №1).

смотри приложение

1) А.П.Чехов (редактирование текста)

2) Ф. М. Достоевский. Выдержки из романов «Бедные люди» и «Преступление и наказание».

3) А.С.Пушкин (Письмо Татьяны к Онегину)

4) С.А.Есенин Письмо матери

Какие обязательные части должны быть в письме? (приветствие, обращение, прощание)

Формулы обращения, прощания, наличие P . S . (Привести примеры)

(презентация).

Примеры писем личного характера аудирование 1

Формулы обращения, прощания, наличие

Речевой этикет – правила речевого поведения, характерные для данных социальных условий.

С какой целью используются следующие выражения (презентация):

будьте добры, не могли бы вы, прошу вас, не сочтите за труд, сделайте одолжение…

  • добрый день/ утро, здравствуйте, приветствую вас…
  • покорнейше благодарю, спасибо, очень признателен…

Составление предложений (Работа в группах с последующим анализом).

Об умении изъясняться на русском языке писал в своем знаменитом романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкин.

XXVI

Еще предвижу затрудненья:

Родной земли спасая честь,

Я должен буду, без сомненья,

Письмо Татьяны перевесть.

Она по-русски плохо знала,

Журналов наших не читала

И выражалася с трудом

На языке своем родном,

Итак, писала по-французски…

Что делать! повторяю вновь:

Доныне дамская любовь

Не изьяснялася по-русски,

Доныне гордый наш язык

К почтовой прозе не привык.

XXIX

Неправильный, небрежный лепет,

Неточный выговор речей

По-прежнему сердечный трепет

Произведут в груди моей…..

Письмо должно быть грамотно написано. Работа с упражнением (смотри приложение №2), Работа с текстовым материалом.

  1. Орфография. Пунктуация.

  2. Ответы на вопросы.

  3. Написание текста по клише (см. приложение №2)

Подведение итогов. Основные требования к оформлению письма:

Домашнее задание: напишите письмо маме\ письмо другу, где в форме эссе представлены рассуждения о самом дорогом и близком человеке – маме.

Стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери» (читается на фоне музыки)

Приложение №1

Село Блины-Съедены

« Дорогой Соседушка. Максим… (забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной мелким человечиком, а я все еще не знаю Вас, а Вы меня стрекозу жалкую не знаете. Позвольте ж драгоценный соседушка хотя посредством сих старческих гиероглифоф познакомиться с Вами, пожать мысленно Вашу ученую руку и поздравить Вас с приездом из Санкт-Петербурга… Приежжайте, сделайте милость. Приежжайте хоть завтра например. Мы теперь постное едим, но для Вас будим готовить скоромное. Дочь моя Наташенька просила Вас, чтоб Вы с собой какие нибудь умные книги привезли….

5 стр., 2470 слов

Сенека: интересные мысли из «Нравственных писем к Луцилию»

... подняться над фортуной. «Нравственные письма к Луцилию», XLIV Душу непреклонную, благородную, высокую можно назвать не иначе, как Богом, нашедшим приют в теле человека. Такая душа может оказаться ... тогу, ради него старимся в палатках лагеря, ради него заносит нас на чужие берега. А то, чего с нас довольно, у нас под рукой. Кому ...

Остаюсь уважающий Вас Войска Донского отставной урядник из дворян, ваш

Сосед Василий Семи-Булатов»

(А.П. Чехов «Письмо к ученому соседу»)

Письмо дрожало в руках его; он не хотел распечатывать при ней: ему хотелось остаться наедине с этим письмом. Когда Настасья вышла, он быстро поднес его к губам и поцеловал; потом долго еще вглядывался в почерк адреса, в знакомый и милый ему мелкий и косенький почерк его матери, учившей его когда-то читать и писать. Он медлил; он даже как будто боялся чего-то. Наконец распечатал: письмо было большое, плотное, в два лота; два большие

почтовые листа были мелко-намелко исписаны.

«Милый мой Родя, вот уже два месяца с лишком как я не беседовала с тобой письменно, от чего сама страдала и даже иную ночь не спала, думая. Но, наверно, ты не обвинишь меня в этом невольном моем молчании. Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все, вся надежда, упование наше. Что было со мною, когда я узнала, что ты уже несколько месяцев оставил университет, за неимением чем содержать себя, и что уроки и прочие средства твои прекратились! Чем могла я с моими ста двадцатью рублями в год пенсиона помочь тебе? Пятнадцать рублей, которые я послала тебе четыре месяца назад, я занимала, как ты и сам знаешь, в счет этого же пенсиона, у здешнего нашего купца Афанасия Ивановича Вахрушина. Он добрый человек и был еще приятелем твоего отца……»

(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» отрывок из письма матери Раскольникова)

«Бесценная моя Варвара Алексеевна!

Вчера я был счастлив, чрезмерно счастлив, донельзя счастлив! Вы хоть раз в жизни, упрямица, меня послушались. Вечером, часов в восемь, просыпаюсь (вы знаете, маточка, что я часочек-другой люблю поспать после должности), свечку достал, приготовляю бумаги, чиню перо, вдруг, невзначай, подымаю глаза, — право, у меня сердце вот так и запрыгало! Так вы-таки поняли, чего мне хотелось, чего сердчишку моему хотелось! Вижу, уголочек занавески у окна вашего загнут и прицеплен к горшку с бальзамином, точнехонько так, как я вам тогда намекал; тут же показалось мне, что и личико ваше мелькнуло у окна, что и вы ко мне из комнатки вашей смотрели, что и вы обо мне думали. И как же мне досадно было, голубчик мой, что миловидного личика-то вашего я не мог разглядеть хорошенько!……….

P. S. Об одном прошу: отвечайте мне, ангельчик мой, как можно подробнее. Я вам при сем посылаю, Варенька, фунтик конфет; так вы их скушайте на здоровье, да, ради бога, обо мне не заботьтесь и не будьте в претензии. Ну, так прощайте же, маточка.

Апреля 8.»

( Ф.М. Достоевский «Бедные люди»)

«Милостивый государь, Макар Алексеевич!

Знаете ли, что придется наконец совсем поссориться с вами? Клянусь вам, добрый Макар Алексеевич, что мне даже тяжело принимать ваши подарки. Я знаю, чего они вам стоят, каких лишений и отказов в необходимейшем себе самому. Сколько раз я вам говорила, что мне не нужно ничего, совершенно ничего; что я не в силах вам воздать и за те благодеяния, которыми вы доселе осыпали меня.

9 стр., 4007 слов

Конфликт человека и общества в старухе изергиль. Старуха Изергиль. ...

... действий по направлению похоти. Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» как раз о человеке, жизнь которого не лишена ни страсти, ни ... отважного юноши и недолюбливаем его вечно сомневающееся и ворчащее племя. Однако именно в нем, только в нем, Данко ... на стенке! Меню статьи: Конфликт между поколениями всегда выглядит закономерным и логичным. Со временем людям свойственно отказываться от юношеского ...

Смеркается. Пора за работу. Я вам о многом хотела бы написать, да некогда, к сроку работа. Нужно спешить. Конечно, письма хорошее дело; все не так скучно. А зачем вы сами к нам никогда не зайдете? Отчего это, Макар Алексеевич? Ведь теперь вам близко, да и время иногда у вас выгадывается свободное. Зайдите, пожалуйста! Я видела вашу Терезу. Она, кажется, такая больная; жалко было ее; я ей дала двадцать копеек. Да! чуть было не забыла: непременно напишите все, как можно подробнее, о вашем житье-бытье. Что за люди такие кругом вас, и ладно ли вы с ними живете? Мне очень хочется все это знать. Смотрите же, непременно напишите! Сегодня уж я нарочно угол загну. Ложитесь пораньше; вчера я до полночи у вас огонь видела. Ну, прощайте. Сегодня и тоска, и скучно, и грустно! Знать, уж день такой! Прощайте.

Ваша Варвара Доброселова.

Апреля 8.»

( Ф.М. Достоевский «Бедные люди» )

Приложение № 2

Задание: списать, объяснить орфограммы и знаки препинания (для работы над орфографией и написания эссе)

Для м…теринского сер..ца каждый из её детей всегда остае(т, ть)с я р..бенком даже если у этого р..бенка так(же) есть дети и бл..стит с..дина на висках. Благосл..ве(н, нн) та мать которая умеет (во) время отпустить руку р..бенка и (не) выказать страха когда он делает первые шаги на еще (не) окрепших ногах. Когда дети выр..стают и ст..новя(т, ть)ся сам..стоят..льными они (н..)когда (не)пойдут по проторе(н, нн)ым дорогам отцов – они ищут свои новые и всегда (не)ожида(н,нн)ые для матери. Пока жива мать и тебе есть кому сказать это нежное слово «мать» ты молод силен и (не)ут..мим.

  1. О чем говорится в данном тексте?

  2. Каким чувством наполнены слова в этом тексте?

  3. Какую главную мысль выражает автор?

  4. Напишите текст по клише, объясните орфограммы и знаки препинания.

«О матерях можно рассказывать бесконечно!» — говорил Максим Горький. И действительно, сколько уже написано _________, сколько уже сложено _______ про самого______ , человека на земле – про ______! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой священной теме, находит свои _______ слова, чтобы высказать всю (в-2 безграничную, глубокую, непостижимую, горячую, страстную) любовь к ________. Автор этого текста пишет о том, что матерям свойственны не только (в-2; любовь, отзывчивое сердце, горячая забота о своем ребенке, самоотверженность, нежное, любящее сердце), но и отвага, потому что она отпускает в сложный и ________ мир свое неокрепшее дитя, чтобы оно новыми свершениями озарило наш мир. «Берегите матерей, ___________!» — этот призыв отчетливо звучит в каждой строчке в каждом слове текста.

_________________________________

Знак «в» означает «выбор»: нужно выбрать указанное количество вариантов из предложенных в скобках слов или словосочетаний.

Дополнительный материал

КАК БЫЛО НАПИСАНО ПЕРВОЕ ПИСЬМО

Сказки Киплинга Р. Д

Давным-давно, в незапамятные времена, милые мои, жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал свое тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать — вот все, что ему было нужно. Звали его Тегумай Бопсулай, что значит «человек, который не спешит ставить ногу вперед»; но мы для краткости, милые мои, будем называть его просто Тегумай. Жену его звали Тешумай Тевиндрау, что значит «женщина, которая задает множество вопросов»; но мы для краткости, милые мои, будем называть ее просто Тешумай. Их маленькую дочку звали Таффимай Металлумай, что значит «шалунья, которую надо наказывать»; но мы для краткости, милые мои, будем называть ее просто Таффи. Она была лю- бимицей папы и мамы, и ее наказывали гораздо реже, чем следовало. Как только Таффи научилась бегать, то стала всюду сопровождать своего папу. Они не возвращались домой в пещеру, пока голод не загонял их. Глядя на них, Тешумай говорила:

28 стр., 13509 слов

Человек и природа в русской литературе 20 века

... человека под знаком проблем, изначально определяющих его земные пути... Судьба человека вовлекается в поток жизненных стихий, а человек становится один на ... писатель как бы ищет средство залпом, одним махом, как жаждущий осушает сосуд с водой, приобщить нас к тем ... пожинаем сегодня. Отношения человека и природы в XX веке стали своеобразным центром, в котором сходятся и завязываются в один узел ...

  • Да где же вы оба были, что так вымазались? Право, Тегумай, ты не лучше Таффи.

Ну, теперь слушайте!

Однажды Тегумай Бопсулай пошел через болото к реке Вагай наловить багром рыбы к обеду, Таффи тоже пошла с ним. У Тегумая багор был деревянный с зубами акулы на конце. Не успел Тегумай еще поймать ни одной рыбы, как нечаянно сломал его, сильно стукнув об дно реки. Они были очень- очень далеко от дома (и, конечно, захватили с собою завтрак в маленьком мешочке), а Тегумай не взял запасного багра.

  • Вот тебе и рыба! — сказал Тегумай. — Полдня придется потратить на починку.
  • А дома остался твой большой черный багор, — заметила Таффи. — Дай я сбегаю в пещеру и возьму его у мамы.

— Это слишком далеко для твоих толстеньких ножек, — ответил Тегумай. — Кроме того, ты можешь провалиться в болото и утонуть. Обойдемся как-нибудь. Он сел, достал кожаный мешочек с оленьими жилами, полосками кожи, кусочками воска и смолы и принялся чинить багор. Таффи тоже села, опустила ноги в воду, подперла подбородок рукою и задумалась. Затем она сказала:

  • Правда, папа, досадно, что мы с тобою не умеем писать? А то послали бы мы за новым багром.
  • Пожалуй, — ответил Тегумай.

В это время мимо проходил чужой человек. Он был из племени тевара и не понимал языка, на котором говорил Тегумай. Остановившись на берегу, он улыбнулся маленькой Таффи, так как у него дома тоже была дочурка. Тегумай вытащил из своего мешочка клубок оленьих жил и стал связывать багор.

  • Иди сюда, — сказала Таффи. — Ты знаешь, где живет моя мама?

Чужой человек (из племени тевара) ответил:

  • Гм!
  • Глупый! — крикнула Таффи и даже топнула ножкой. По реке как раз плыла стая больших карпов, которых папа без багра не мог поймать.
  • Не мешай взрослым, — сказал Тегумай. Он так был занят своей починкой, что даже не оборачивался.
  • Я хочу, чтобы он сделал то, что я хочу, — ответила Таффи, — а он не хочет понять.
  • Не мешай мне, — сказал Тегумай, обкручивая и затягивая оленьи жилы и придерживая их кончики зубами.

Чужой человек (из племени тевара) сел на траву, и Таффи показала ему, что делает папа. Чужой человек подумал:

15 стр., 7414 слов

Человек и общество в рассказе «старуха изергиль» (м. горький)

... Горького Данко — это идеал человека. Человек и общество в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» В сочинении по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль» можно написать о следующем. В рассказе «Старуха Изаргиль» писатель представляет читателю два ... Страшнее наказания придумать нельзя. Данко ведёт своё племя через лес в ночное время. А чтобы освещать путь, он вырывает из ...

«Странная девочка! Она топает ножкой и делает мне гримасы. Вероятно, это дочь того благородного вождя, который так велик, что даже не замечает меня».

  • Я хочу, чтобы ты пошел к моей маме, — продолжала Таффи. — У тебя ноги длиннее моих, и ты не провалишься в болото. Ты спросишь папин багор с черной ручкой. Он висит над очагом.

Чужой человек (из племени тевара) подумал:

«Странная, очень странная девочка! Она машет руками и кричит на меня, но я не понимаю, что она говорит. Однако я боюсь, что этот высоко- мерный вождь, человек, оборачивающийся к другим спиною, разгневается, если я не догадаюсь, чего она хочет».

Он поднял большой кусок березовой коры, свернул его трубочкой и подал Таффи. Этим он хотел показать, милые мои, что сердце его чисто, как белая березовая кора, и зла он не причинит. Но Таффи не совсем верно поняла его.

— О! — воскликнула она. — Ты спрашиваешь, где живет моя мама? Я не умею писать, но зато умею рисовать чем-нибудь острым. Дай мне зуб акулы из твоего ожерелья! Чужой человек (из племени тевара) ничего не ответил, и Таффи сама протянула ручку к его великолепному ожерелью из зерен, раковинок и зубов акулы. Чужой человек (из племени тевара) подумал: «Очень-очень странная девочка! Зуб акулы на моем ожерелье — заколдованный. Мне всегда говорили, что если кто-нибудь тронет его без моего позволения, то сейчас же распухнет или лопнет. А девочка не распухла и не лопнула. И этот важный вождь, человек, который занят своим делом, до сих пор не замечает меня и, кажется, не боится, что девочка может распухнуть или лопнуть. Буду-ка я повежливее». Он дал Таффи зуб акулы, а она легла на животик, задрала ножки, как делают дети, которые собираются рисовать, лежа на полу, и сказала:

— Я нарисую тебе хорошенькую картинку. Можешь смотреть мне через плечо, только не толкни меня. Вот папа ловит рыбу. Он не похож, но мама узнает, потому что я нарисовала сломанный багор. А вот другой багор с черной ручкой, который ему нужен. Вышло, как будто багор попал ему в спину. Это оттого, что зуб акулы соскочил, и коры мало. Я хочу, чтобы ты принес нам багор, и нарисую, что я тебе это объясняю. У меня как будто волосы стоят дыбом, но ничего, так легче рисовать. Теперь я нарисую тебя. Ты на самом деле красивый, но я не умею рисовать, чтобы лица были красивые, уж не обижайся. Ты не обиделся? Чужой человек (из племени тевара) улыбнулся. Он подумал: «Где-то, должно быть, идет большое сражение. Эта удивительная девочка, которая взяла заколдованный зуб акулы и не распухла и не лопнула, говорит мне, чтобы я позвал на помощь племя великого вождя. А он, без сомнения, великий вождь, иначе он заметил бы меня».

  • Смотри, — сказала Таффи, усердно рисуя или, точнее, царапая. — Вот это — ты. У тебя в руке папин багор, который ты должен принести. Теперь я покажу тебе, как найти маму. Ты будешь идти, идти, пока не придешь к двум деревьям (вот деревья), потом поднимешься на гору (вот гора), а потом спустишься к болоту, где много бобров. Я не умею рисовать бобров целиком, но я нарисовала их головы;
  • да ты одни головы увидишь, когда будешь идти по болоту. Смотри только, не провались! Наша пещера сейчас за болотом. Она не такая высокая, как гора, но я не умею рисовать ничего маленького. У входа сидит моя мама. Она красивая, она самая красивая из всех мам на свете;
  • но она не обидится, что я нарисовала ее уродом. Она будет довольна, потому что это я рисовала. Чтобы ты не забыл, я нарисовала папин багор около входа. На самом деле он в пещере. Ты только покажи маме картинку, и она тебе его даст. Я нарисовала, что она протягивает руки;
  • я знаю, что она будет рада тебя видеть. Разве нехорошая вышла картинка? Ты все понял или надо тебе объяснить еще раз?

Вот что Таффи нарисовала для него:

19 стр., 9279 слов

Версии происхождения человека. Основные теории происхождения человека

... считают те, кто искренне верит в сверхъестественные силы. Исходя из такого мнения о происхождении человека, индивидуум был сотворен Богом. Эту версию уже десятки лет подряд опровергают ... внешним условиям особи. Английский ученый не затрагивал конкретно вопрос о происхождении человека, но вывод напрашивался сам собой. Человек неумолимо подводился под общие законы эволюции. Вскоре соратник Дарвина ...

Сказки киплинга р д 1

Чужой человек (из племени тевара) посмотрел на рисунок и кивнул головой. Он подумал:

«Если я не приведу сюда на помощь племя великого вождя, то его убьют враги, которые с копьями сбегаются со всех сторон. Теперь я понимаю, почему великий вождь делает вид, что не замечает меня: он боится, что его враги прячутся в кустах и могут увидеть, если он передаст мне поручение. Оттого-то он повернулся спиной, а умная и удивительная девочка тем временем нарисовала страшную картинку, показывающую его затруднительное положение. Я пойду звать ему на помощь». Он даже не спросил у Таффи дорогу, а как стрела помчался через кусты с куском березовой коры в руке. Таффи была очень довольна.

  • Что ты здесь делала, Таффи? — спросил Тегумай. Он уже починил багор и осторожно покачивал его взад и вперед.
  • Я что-то устроила, папочка! — сказала Таффи.

— Ты не расспрашивай меня. Скоро все сам узнаешь. Вот ты удивишься, папочка! Обещай мне, что удивишься.

  • Хорошо, — ответил Тегумай и пошел ловить рыбу.

Чужой человек (из племени тевара, вы помните?) долго бежал с рисунком, пока случайно не нашел Тешумай Тевиндрау у входа в пещеру. Она разговаривала с другими первобытными женщинами, которые пришли к ней на первобытный завтрак. Таффи была очень похожа на мать; поэтому чужой человек (настоящий тевара) вежливо улыбнулся и подал Тешумай березовую кору. Он бежал не останавливаясь и насилу переводил дух, а ноги его были поцарапаны колючками, но все-таки он старался быть вежливым. Увидев рисунок, Тешумай громко вскрикнула и бросилась на чужого человека. Другие первобытные женщины повалили его и вшестером уселись на него, а Тешумай стала драть его за волосы.

  • Это ясно, как день, — сказала она. — Он заколол моего Тегумая копьем и так напугал Таффи, что у нее волосы стали дыбом. Мало того, он еще хвалится и показывает мне ужасную картину, где все нарисовано, как было. Посмотрите!

Она показала рисунок первобытным женщинам, терпеливо сидевшим на чужом человеке.

— Вот мой Тегумай со сломанной рукой. Вот копье вонзилось ему в спину. Вот человек, прицеливающийся копьем. Вот другой бросает копье из пещеры, а вот куча людей (это были Таффины бобры, хотя они больше напоминали людей, чем бобров) гонится за Тегумаем. Ах, ужас!

  • Ужас! — повторили первобытные женщины и, к удивлению чужого человека, обмазали ему голову глиной и били его, и созвали всех вождей и колдунов своего племени. Те решили, что надо отрубить ему голову, но раньше он должен отвести их на берег, где спрятана бедняжка Таффи. Тем временем чужой человек (из племени товара) чувствовал себя очень неприятно. Женщины склеили ему волосы вязкой глиной;
  • они катали его взад и вперед по острым камешкам;
  • они сидели на нем вшестером;
  • они били и колотили его так, что он еле дышал;
  • и хотя он не понимал их языка, но догадывался, что они его ругали. Как бы то ни было, он ничего не говорил, пока не сбежалось все племя, а тогда повел всех на берег реки Вагай. Там Таффи плела венки из маргариток, а Тегумай ловил мелких карпов своим почи- ненным багром.
  • Ты скоро сбегал, — сказала Таффи, — но зачем ты привел столько народу? Папочка, милый! Вот мой сюрприз. Ты удивился? Да?

— Очень, — ответил Тегумай, — но на сегодня пропала моя рыбная ловля. Ведь сюда идет все наше милое, славное племя, Таффи. Он не ошибся. Впереди всех шла Тешумай Тевиндрау с другими женщинами. Они крепко держали чужого человека, у которого голова была обмазана глиной. За ними шли старшие и младшие вожди, помощники вождей и воины, вооруженные с головы до ног. Далее выступало все племя, начиная от самых богатых людей и кончая бедняками и рабами. Все они прыгали и кричали и распугали всю рыбу. Тегумай сказал им благодарственную речь. Тешумай Тевиндрау подбежала к Таффи и принялась целовать и ласкать ее, а старший вождь племени схватил Тегумая за пучок перьев на голове и стал трясти изо всех сил.

  • Объяснись! Объяснись! Объяснись! — кричало все племя Тегумаю.
  • Пусти, оставь мои перья! — кричал Тегумай. — Разве человек не может сломать своего багра, чтоб не сбежались все соплеменники? Вы — несносные люди!
  • Кажется, вы даже не принесли папе его черного багра? — спросила Таффи.

— А что вы делаете с моим чужаком? Они били его по двое, по трое и по целому десятку, так что у него глаза чуть не выскочили. Он, задыхаясь, указал на Таффи.

  • Где злые люди, которые нападали на вас, деточка? — спросила Тешумай Тевиндрау.
  • Никто не нападал, — сказал Тегумай. — За все утро здесь был только несчастный человек, которого вы теперь хотите задушить. В своем ли вы уме?
  • Он принес ужасный рисунок, — ответил главный вождь. — На этом рисунке ты был пронзен копьями.
  • Это я дала ему рисунок, — сказала сконфуженная Таффи.
  • Ты?! — в один голос воскликнуло все племя.
  • Шалунья, которую надо наказывать! Ты?!
  • Милая Таффи, нам, кажется, достанется, — сказал папа и обнял ее одной рукой.

Под его защитой она сразу успокоилась.

  • Объяснись! Объяснись! Объяснись! — воскликнул главный вождь и подпрыгнул на одной ноге.
  • Я хотела, чтобы чужак принес папин багор, и нарисовала это, — сказала Таффи.

— Там нет людей с копьями. Я нарисовала багор три раза, чтобы не ошибиться. Я не виновата, что он как будто попал папе в голову: на березовой коре было слишком мало места. Мама говорит, что там злые люди, а это мои бобры. Я нарисовала их, чтобы показать дорогу через болото. Я нарисовала маму у входа в пещеру; она радуется тому, что пришел милый чужак. А вы все глупые люди! — закончила Таффи. — Он — хороший! Зачем вы обмазали ему голову глиной? Вымойте сейчас! Все долго молчали. Наконец главный вождь расхохотался; за ним расхохотался чужой человек (из племени тевара); затем Тегумай стал покаты- ваться со смеху, а потом и все племя стало дружно хохотать. Не смеялись только Тешумай Тевиндрау и другие женщины. Главный вождь стал припевать:

  • О, шалунья, которую надо наказывать! Ты напала на великое изобретение.
  • Не знаю. Я хотела только, чтобы принесли папин черный багор, — сказала Таффи.

— Все равно. Это великое изобретение, и впоследствии люди назовут его письмом. Пока это лишь рисунки, а, как мы сегодня видели, рисунки не всегда понятны. Но настанет время, дочка Тегумая, когда мы узнаем буквы и сможем читать и писать. Тогда уж нас все будут понимать. Пусть женщины сейчас смоют глину с головы чужого человека!

  • Я буду очень рада, чтобы понимали, — сказала Таффи. — Теперь вы все пришли с оружием, а никто не принес папиного черного багра.

Главный вождь на это ответил:

— Милая Таффи, в следующий раз, когда ты напишешь картинку-письмо, пришли его с человеком, который говорит по-нашему и может объяснить, что оно означает. Мне ничего, потому что я — главный вождь, а остальному племени ты наделала хлопот, и, как видишь, чужак был очень озадачен.

Они приняли чужого человека в свое племя, так как он был деликатен и не рассердился за то, что женщины обмазали ему голову глиной. Но с того дня и поныне (я думаю, что в этом виновата Таффи) лишь немногие маленькие девочки охотно учатся читать и писать. Другие же предпочитают рисовать картинки и играть со своими отцами, как Таффи.

В отдаленные времена древний народ вырезал историю Таффимай Металлумай на старом слоновом клыке. Если вы прочтете мою сказочку или вам ее прочтут вслух, то вы поймете, как она изображена на клыке. Из этого клыка была сделана труба, принадлежавшая племени Тегумая. Рисунок был нацарапан гвоздем или чем-то острым, а царапины сверху были покрыты черной краской; но все разделительные черточки и пять маленьких кружков внизу были покрыты красной краской. Когда-то на одном конце трубы висела сетка из зерен, раковин и драгоценных камней; потом она оторвалась и потерялась. Остался только клочок, который вы видите. Вокруг рисунка — так называемые рунические письмена. Если вы когда-нибудь научитесь их читать, то узнаете много нового.

Это интересно

  • В начале 19-ого столетия, почтовые ведомства Англии столкнулись с проблемой. Поскольку получатель письма платил за пересылку по почте, корреспонденты стали писать сообщения на конвертах. Адресат прочитав, возвращал письмо почтальону, и отказывался заплатить. Почтовые марки были разработаны, чтобы положить конец этой игре. Конверты постоянно совершенствуются. Сначала придумали откидную створку, потом печать для защиты от вскрытия. Последний раз химическая компания придумала конверты, сделанные из пластика, он легче чем бумага, нечувствителен к воде и химикатам, и практически не рвется.

  • В красных конвертах, по китайской традиции, принято вручать чаевые и иные подарки денежного свойства, особенно молодожёнам на свадьбах и детям во время празднования Нового года. По китайским представлениям, красный цвет конверта предвещает удачу. Конверты оформляются нарочито ярко, слова поздравления зачастую вытиснены крупным золотым шрифтом. Находящаяся в конверте сумма обязательно должна быть чётной. В старину в конвертах красного цвета вручались взятки. В организациях в таких конвертах сотрудникам часто выдаётся премия к празднику.

  • Инициатива введения почтовых марок принадлежала Роланду Хиллу, генеральному почтмейстеру Великобритании. До этого в качестве платы за почтовые пересылки существовал специальный почтовый сбор с адресатов. С появлением марок почтовые расходы оплачивали уже отправители писем, наклеивая марки определенного достоинства на конверт.

  • Первые в истории марки, названные «Чёрный пенни» (англ. Penny Black), были выпущены 6 мая 1840 года в Великобритании.

  • В России почтовые марки были введены в 1858 году.

  • Кроме почтовых знаков, в некоторых странах существовали ещё телеграфные, податные, штемпельные марки, но для этих целей часто употребляли и почтовые марки.

  • В начале XX века на штемпеле в США помещали метеорологические указания, сообщавшиеся каждое утро метеорологической станцией некоторым почтовым конторам, так что получавший письмо находил в штемпеле указания о предстоящей перемене погоды.

  • Практически во всех странах значительная часть марок выпускается с изначальной целью их продажи коллекционерам, что позволяет государству получать значительные доходы, не связанные напрямую с почтовыми услугами.

  • В 1847 году на острове Святого Маврикия вышли две небольшие марки, получившие у филателистов в связи с их цветом собственные названия «Голубой Маврикий» и «Красный Маврикий». Последний раз конверт с двумя маврикиями был продан после напряженных аукционных торгов за 2,5 млн. долларов.

  • Из-за сбоя в работе почтовой службы Великобритании открытка, посланная в 1929 году незадолго до краха на Уолл Стрит, прибыла по нужному адресу только в 2008-м (по иронии судьбы, как мы знаем теперь, тоже накануне краха).

    Что примечательно, открытку упаковали в конверт Королевской почты с отметкой «Приносим извинения за задержку».

  • Первые почтовые ящики появились 400 лет назад во Флоренции. Их повесили на дверях ратуши. Они служили для анонимных доносов — на ученых, подозреваемых в «контактах с дьяволом», на философов, распространяющих прогрессивные взгляды, на политиков, обвиняемых в измене и т. д.

  • Самый старый почтовый ящик, все еще выполняющий свои функции, был установлен 8 февраля 1853 г. по адресу Юнион стрит, Сент Питер-Порт, о-в Гернси, Великобритания. Все британские почтовые ящики изначально были темно-каштанового цвета.

  • Первая нумерация домов началась с моста «Нотр Дам» в Париже. Самый большой номер дома в Великобритании — № 2679.

  • За одну минуту через почты всего мира проходит в среднем 5 миллионов писем.

  • Самое длинное личное письмо состоит из 1 402 344 слов; оно было начато ЭланомФорманом, Кент, Англия, 3 января 1982 г. и отправлено по почте его жене Дженет 25 января 1984 г.

  • Самое большое количество писем написал своей жене Мицу бывший вице-президент казначейства и министр строительства Японии ВичиНода из своих заморских поездок. С июля 1961 г. до смерти жены в марте 1985 г. Нода отправил 1307 писем, состоящих из 50 тыс. иероглифов. Эти письма были опубликованы в 25 томах на 12 404 страницах.

  • В Швейцарии, оказывается, запрещено отправлять по почте гороскопы.

  • С середины 19 века во многих крупных городах Европы и Америки получила распространение пневматическая почта. Станции почтамта соединялись подземными трубами, в которых перемещались капсулы с письмами посредством сжатого или разрежённого воздуха. Постепенно с развитием новых технологий системы пневмопочты закрывались. Последняя из них действовала в Праге до наводнения 2002 года, хотя сейчас занимаются её восстановлением.

  • Художник Владислав Коваль во время учёбы в Москве посылал письма родным. При этом марки на конверты он не наклеивал, а рисовал, и все письма дошли в таком виде. Когда министерство печати объявило конкурс на эскизы новых марок, студент Коваль принёс организаторам пачку конвертов и стал победителем.

  • В 17-18 веках в Англии существовала должность королевскогооткупорщика океанских бутылок с письмами. Всем остальным, кто открывал бутылки самостоятельно, полагалась смертная казнь.

  • На любой почтовой марке должно стоять название выпустившей её страны латинскими буквами. Если названия не обнаружится — значит, это марка Великобритании. Она освобождена от такой обязанности как первая в истории страна, использовавшая марки

  • В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».

  • В одном из музеев немецкого Вупперталя хранится коллекция из нескольких тысяч открыток, изображающих один и тот же пейзаж, но украшенных марками многих стран. Каждому гостю музея служители вручают чистую открытку с просьбой выслать её обратно после возвращения на родину.

  • А знаете ли вы, что некоторые исследователи называют точную дату, когда появился первый почтовый ящик – 1500 год. Правда его функции тогда выполнял простой башмак. В 1500 году Бартоломео Диас (тот самый, который открыл для европейцев Мыс Доброй Надежды) со своей экспедицией попал в жуткий шторм у берегов Южной Африки. От всей экспедиции уцелел всего один корабль, который чудом спасся в тихой бухте. Понимая, что путешествие, тем не менее придется продолжить, и не слишком рассчитывая на благополучный исход, члены экспедиции решили записать все, что с ними произошло. Рукопись решили оставить на берегу в надежде, что кто-то сможет обнаружить ее. Письмо засунули в башмак и подвесили на дерево.

  • Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите — «рассказ в картинках», так называемое пиктографическое письмо. Письмо это, конечно же, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности.

  • Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э. Упорядочить запись слогами, казалось бы, что может быть естественнее! Да и слогов много меньше, чем составляемых с их помощью слов. Но чтобы придти к такому решению, понадобились многие столетия. Мы ведь говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Слоговым письмом пользовались в Восточном Средиземноморье. Например, преимущественно слоговым письмом является знаменитая клинопись. (Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии.)

  • Следующим этапом на пути упрощения письменности стало так называемое звуковое письмо, когда каждому звуку речи соответствует свой знак. Но додуматься до такого простого и естественного способа оказалось сложнее всего. Прежде всего надо было догадаться расчленить слово и слоги на отдельные звуки. Но когда такое наконец произошло, новый способ продемонстрировал несомненные преимущества. Нужно было запомнить лишь два-три десятка букв, а точность в воспроизведении речи на письме несопоставима ни с каким другим способом. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно.

  • Один из первых алфавитов на Земле — финикийский. В алфавите финикийцев было 22 буквы.От финикийцев — жителей восточного побережья Средиземного моря, морских торговцев и путешественников — буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. От греков данный принцип письма проник в Европу. А от арамейского письма, как считают исследователи, свое происхождение ведут почти все буквенно-звуковые письменные системы народов Азии.

  • Самый длинный алфавит в мире — камбоджийский. В нем 74 буквы.

  • Самым маленьким алфавитом в мире считается алфавит языка ротокас. На нем говорят жители части острова Бугенвиль, входящий в группу Соломоновых островов в Тихом Океане. В алфавите ротокас всего 12 букв, в основе которых — латиница: A E G I K O P R S T U V. Эти буквы используются для записи одиннадцати звуков. На языке ротокас говорят всего 4,3 тыс. человек.

  • В китайском письме более 40,000 символов.

  • В китайском письме иероглиф, обозначающий «трудность, неприятность» изображается как две женщины под одной крышей.

  • В арабском языке 28 букв, которые на конце слова пишутся иначе, чем в середине, в еврейском — 5 таких букв, в греческом — одна, а в остальных европейских языках таких букв нет.

  • Самая древняя из сохранившихся до сих пор буква алфавита — О.

  • Самое древнее письмо было вырублено на стене своего жилища первобытным человеком. На земле много мест, где на скалах, стенах пещер мы можем увидеть сохранившиеся выдолбленные рисунки и знаки, это – петроглифы. Они были не просто картинами, они служили указателями границ владений племен, места охоты. Значит, эти рисунки и знаки передавали информацию, иными словами – были первыми письмами.

  • На африканском континенте более 1 000 разных языков. А у языка берберов в Северной Африке даже нет письменной формы.