Итак, оценка и отметка — понятия, которые часто используются как синонимы в контексте современной школы. Тем не менее, необходимо понимать различие между этими терминами. Отметка отражает оценку умений, знаний и навыков учащегося, по которой можно судить о его успеваемости и уровне развития. Это неотъемлемая часть учебного процесса, однако она не всегда достоверно отображает реальные умения и навыки ученика. Высокие отметки иногда можно получить нечестным путем, что не является объективной оценкой.
В отличие от отметки, оценка предшествует ей и позволяет определить точный уровень знаний учащихся, а также отразить меру их усилий в процессе обучения. Оценка — это оценка качества умений и способностей школьников, и должна быть мотивационной, убедительной и правильно коррелировать со степенью одобрения со стороны коллектива учащихся класса и самооценки.
Психолог Ш.А.Амонашвили создал социальные портреты отметок, которые говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны отметок.
Положительные:
- Видно, что ученику удалось и что не удалось освоить;
- Положительная оценка иногда способствует более глубокому изучению материала;
- Для достижения хорошей оценки ученик часто прикладывает дополнительные усилия;
- Получение высокой оценки подразумевает одобрение со стороны взрослых и одноклассников, а также чувство удовлетворения у самого ученика;
- Через повышение своей оценки ученик повышает свою статусность в глазах педагогов и одноклассников. Не всегда это означает получение отличной оценки — иногда получение «4» или «3» для ученика со слабыми успехами может иметь тот же эффект, что и «5» для отличника.
Влияние отметок на воспитание и обучение школьников
Вопрос об использовании отметок в качестве средства оценки успеваемости детей является весьма спорным. Существуют как позитивные, так и негативные мнения на этот счет. Для более глубокого понимания проблемы мы провели исследование на основе опроса учащихся, родителей и педагогов.
Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе
... грамотность. Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4). Оценка ... классов объем текста разный Конечно, к этим цифрам следует относиться как примерным, потому что объем в любом случае будет зависеть от обстоятельств. Никто не может запретить ученикам ...
Результаты исследования
Большинство респондентов считает, что отметки необходимы для объективной оценки успеваемости учащихся. Однако, 52% родителей утверждают, что отметки оказывают негативное влияние на психологическое состояние и учебную мотивацию детей.
Позитивные мнения:
-
Отметки мотивируют детей усердно учиться, что, в свою очередь, повышает качество обучения.
-
Отметки помогают педагогам лучше ориентироваться в знаниях и умениях учащихся, а также участвовать в профильном отборе.
-
Отметки могут являться критерием при поступлении в дальнейшее образование и трудоустройстве.
Негативные мнения:
-
Отметки сильно стрессуют детей и оказывают негативное влияние на здоровье.
-
Отметки могут оказаться несправедливыми из-за субъективности педагога.
-
Отметки стимулируют учеников к манипулятивному поведению, например, попытке подкупить своего учителя.
Наши предложения
Основываясь на наших результатах, мы считаем, что использование отметок в качестве единственной формы оценки успеваемости нецелесообразно. Мы предлагаем школам перейти на систему наград за достижения и личностные качества учеников, а также дополнительные формы оценки знаний, например, устные и письменные контрольные работы, портфолио и т.д.
Кроме того, необходимо внести изменения в методику работы педагогов, направленную на стимулирование ребенка к самооценке и саморазвитию, а не только к достижению высоких отметок.