Педагогическое «Закаливание дошкольников: за и против»

Эссе

Педагогическое эссе на тему «Закаливание дошкольников: за и против».

Закаливание полезно для людей всех возрастов. Но особенное влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста. Закаленный детский организм легче адаптируется в неблагоприятных условиях, повышается иммунитет, устойчивость к недостатку кислорода (гипоксии).

Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы ребенка, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения. Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания — тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям. Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования. Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, некоторые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

А может ли закаливание навредить?

1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

6 стр., 2859 слов

Закаливание, его виды и влияние на здоровье

... закаливания малыша Закаливание укрепляет естественные защитные силы организма и укрепляет иммунитет малыша. Закаливание способствует правильному обмену веществ. Грамотное закаливание благоприятно сказывается на физическом развитии ребёнка. 3.2. Виды закаливающих процедур для детей ...

4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня.

5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол).

6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия.

Мнения о важности и необходимости закаливания настолько противоречивы, что родителям порой очень трудно разобраться, а главными исполнителями и ответственными за все являются именно они, родители. Приведем несколько примеров за и против закаливания дошкольников.

ЗА:

1. Детей необходимо закаливать с первых дней жизни.

2.Закаленный ребенок болеет меньше, и каждое заболевание протекает легче, несмотря на то, что сами закаливающие процедуры не могут полностью исключить заражение вирусной инфекцией.

3.Закаливание «в меру» и «с умом» является эффективным методом оздоровления, положительно сказывается на психическом состоянии и общем самочувствии, способствует улучшению кровообращения и работы всех систем организма.

4.Закаливание необходимо всем детям для повышения стрессоустойчивости, укрепления их здоровья.

5.Все процедуры должны вызывать только положительные эмоции.

6.Для закаливания может использоваться все, что дано природой – снег, вода, воздух, солнце.

7. Улучшается кровообращение.

ПРОТИВ:

1.Закаливание можно начинать и проводить далее только при полном здоровье детей.

2.Детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения.

3.Чрезмерное увлечение холодовыми процедурами приводит к износу организма, истощению нервной системы, снижению иммунитета и ухудшению психосоматического состояния организма.

4.Никакого специального закаливания не требуется, так как есть масса препаратов, повышающих защитные силы организма ребенка.

8 стр., 3818 слов

«Влияние классической музыки на организм человека, детей, на ...

... и Пучини. II. Влияние классической музыки. 2.1. Влияние классической музыки на организм человека. Многие дpевнейшие yчения содеpжат в себе различные yтвеpждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия мyзыки на животных, pастения и человека. ...

5.Раньше были другие дети, и был естественный отбор.

6.Нельзя начинать закаливание детей в ходе переносимых острых заболеваний

7.При кожных болезнях, гнойничках, открытых ранах также нельзя заниматься закаливанием. Даже в случае регулярных обливаний, тренировки следует остановить, пока кожный покров полностью не заживет.

8.Если повышенное глазное давление, также нельзя заниматься закаливанием холодной водой.

Влияние закаливания на организм человека считается, безусловно, положительным. Закаливание укрепляет иммунитет, благодаря ему значительно снижается заболеваемость, а случайные простуды протекают гораздо легче. Правда, это верно только тогда, когда все процедуры проводятся правильно и с учётом возраста ребёнка.

Сегодня естественное закаливание просто забыто. Под заботой о здоровье стали подразумевать не развитие способности адаптироваться к холоду, а скорее устранение условий, которые ведут к дискомфорту или переохлаждению. Чересчур теплая одежда, кондиционеры, обогреватели — естественная система терморегуляции организма просто атрофируется «за ненадобностью». Чтобы ребенок не заболел, многие родители не выводят его на улицу в пасмурную или дождливую погоду, не разрешают купаться в открытых водоемах, стараются не переезжать из одного климатического пояса в другой.

А ведь постепенное и последовательное закаливание — это отличная тренировка терморегуляции детского организма, которая позволит избежать множества болезней.

Может ли закаливание принести вред? Ратующие за здоровый образ жизни родители стремятся натренировать механизм терморегуляции своего ребенка, начиная с контрастного душа, холодных обтираний и сна с открытым окном зимой. Вред такого закаливания очевиден: неподготовленный к таким интенсивным воздействиям ребенок в большинстве случаев подхватывает простуду и, кроме того, начинает очень негативно относиться к подобным процедурам.

Из-за незнания, обычной лени или желания скорее получить результат — здорового румяного ребенка — родители зачастую слишком быстро увеличивают нагрузку или же не учитывают физиологические особенности малыша. Обычные закаливающие процедуры, которые должны ассоциироваться с весёлой увлекательной игрой, становятся для ребенка настоящим стрессом.

Таким образом, у такого метода оздоровления как закаливание есть свои сторонники и противники. В действительности, для улучшения состояния организма таким способом необходимо придерживаться некоторых правил. Если их не нарушать, то закаливание будет приносить только пользу.