«Делатьто, что доставляет удовольствие — значит быть свободным»
Вольтер
Величайшее педагогическое изобретение XX века – возможность для учителя и ученика быть самим собой. Майн Рид не был педагогом. Но многие его мысли были высказаны задолго до того, как педагогика стала СВОБОДНОЙ!
«Привести лошадь на водопой может один человек, но и сорок человек не смогут заставить её пить!» – одна из таких крылатых фраз.
Вариативность технологий и стилей преподавания дают возможность современному учителю достичь того, о чём мы мечтали долгие годы – организовать учение без мучения.
Учитель: «Те, кто будет учиться на 5 и 4 попадут в рай, а те, кто на 3 и 2 — в ад». Голос с задней парты: «А живыми окончить школу шансы есть?»
Теперь – есть! Есть возможность выбора профиля обучения, уровня обучения, уровня усвоения учебного материала, способа получения образования. Настолько много возможностей, что учителя и родители растерялись! Но дети! Наши современные дети, которые раньше нас взрослых уже давно поняли, что они хотят от школы теперь получили возможность быть полноправными участниками образовательного процесса. Революционная ситуация в образовании, когда учителя не могут, а ученики не хотят жить по-старому закончилась победой прогрессивной мысли.
Всё началось с инициаторов развивающего обучения. Достаточно долгое время не только родители и ученики, но и сами учителя скептически относились к новой форме проведения урока, у которого нет классической структуры, не понятно с первого взгляда, где его начало и конец. Да и оценки за ответы ставятся не только за знания, но и за умения, за деятельность. И только по прошествии времени стало ясно – такой метод преподавания создаёт мыслящего человека.
С момента признания преимущества развивающего обучения эволюция педагогической техники пошла по пути ароморфоза. Стали ветвиться технологии и методики – создалось прогрессивное эволюционное древо, на котором нашлось место различным методикам, в зависимости от направленности и уровня обучения, гендерного и индивидуального подходов. Началась эра педагогических технологий, основным прогрессивным признаком которой является вариативность.
Вариативность, как нельзя кстати, пришла на помощь учителю. Ведь к этому времени в обществе учителя реально столкнулись с явлением децелерации – массовой задержкой в психическом и физическом развитии детей, которые стали заложниками негативных социальных явлений, в том числе пьянства и наркомании. Также возникла необходимость наконец-то выделить особо талантливых детей из общей массы, где они порой теряются окончательно, так и не поняв сами, что они талантливы. У учителя появилась возможность выбрать методику преподавания в зависимости от её адекватности образовательной ситуации и особенностям контингента учеников. Предметные и модульные технологии завоевали своё право быть рядом с общепедагогическими.
«Может ли Интернет заменить учителя в обучении?»
... с более низкими баллами в обучении, так как именно им будет труднее всего при обучении без наставника, следовательно, Интернет не может во все заменить учителя. К тому же Интернет ... может занять слишком много времени, в отличие от того, сколько времени на это уйдет у учителя. При возможности пройти ту или иную тему в удобный нам момент может привести ...
Эволюция педагогической техники продолжается в направлении интеграции технологий. Ведь чаще всего класс учеников состоит не из детей, подобранных по схожести интересов и психо-физических качеств. Это группа детей, порой настолько разных, что индивидуализация обучения стала объективной реальностью. Как достичь этого в условиях массовой школы? Вопрос нелегкий. Педагоги в поиске. Ориентация на личностную структуру ребенка создает проблемную ситуацию при выборе технологий ведения образовательной деятельности. Информационные и операционные технологии формируют знаниевый и умениевый компонент результатов обучения. А как же эмоционально-нравственная сфера и саморазвитие? И обучение эвристическим навыкам и навыкам проектирования? Я, как учитель химии, нашла не все, но много ответов на эти вопросы у автора интегральной технологии Гузеева В.В. Его идея даёт возможность маршрутизации обучения (ученик может выбрать свой уровень усвоения и индивидуальную образовательную траекторию), позволяет структурировать учебную информацию так, чтобы была возможность многократно повторить и, использовав принцип деятельности, закрепить материал темы. Как учителя биологии меня привлекают проблемно-поисковые технологии, диалоговое взаимодействие, которые позволяют понять особенности организации живой материи как объективной реальности, законы существования которой первичны.
Моё мнение таково: учительство сейчас активно адаптирует различные технологии для своей индивидуальной дидактической системы. И результатом этого процесса действительно является стирание граней между конкретными технологиями обучения. Так, как это случилось с человеческими расами на Земле. Биологи прогнозируют в будущем существование единой расы – земляне. Разрешите предположить существование в будущем единой концепции во всех педтехнологиях – развитие личности в зависимости от индивидуальных особенностей. Это и есть новое коренное отличие от классической педагогики времён Советского Союза, когда мы пытались создать всесторонне развитую личность, что в принципе невозможно, так как у каждого человека свои способности и возможности.
Вот она – СВОБОДА! Свободный учитель СОЗДАЁТ СВОБОДНЫХ УЧЕНИКОВ. Свободных не в плане вседозволенности или независимости. Эти качества, как положительные, так и отрицательные более формируются социумом. Я имею в виду СВОБОДУ МЫСЛИ, думающего человека, который в будущем будет способен активно и целенаправленно создавать свою социальную среду. Это и есть в моём понимании свобода учителя!
Технологии будущего на английском. на английском языке — ...
... ученика, нацеленная на решение учебной задачи. Рассмотрим несколько популярных современных технологий. К предметно-ориентированным технологиям относится технология дифференцированного обучения, которая осуществляется ... на уроке, а каждому ученику в отдельности - сравнить собственный результат с предыдущим, активно включиться в учебный процесс для достижения поставленной цели. Конечно, эта технология ...