По мнению Гоголя, русский человек, в отличие от иностранцев, многогранен: одна сторона у него приготовлена для банкетов и официальных торжеств, другая – для простых вечеринок, еще одна – для общения с высшими чинами… “Перечислить нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения” – утверждает Гоголь. Видя человека каждый день, в каком – то одном “обличии”, невозможно уже представить его в каком либо другом, а увидев, поражаешься: до чего же огромна разница!!! Бывшая гроза своих подчиненных неведомым образом превращается в мелкую мошку перед грозным начальством. “Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, – да просто от страха и слова не выговоришь! И он же, когда приближается к кабинету начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет”. Примеры такого “преображения” можно встретить не только у Гоголя: например у Толстого, в его романе “Война и мир”, описывается генерал Тушин, храбрый с врагами в шенграбенском сражении и совершенно беззащитный и жалкий перед своим начальством. Я уверена, что Гоголь прав в том, что с разными людьми человек ведет себя по-разному.
На мой взгляд, человек обычно старается спрятать свою истинную сущность под маской, пытается сделать так, чтобы окружающие видели его именно так, как он хочет, но никак иначе. В итоге человек превращается в комедианта, уже не отличавшего своего истинного лица от маски.
И получается так, что, в конце концов, не видя себя, люди теряются, исчезают в толпе, становятся серыми, скучными, неинтересными, с миллионом ярких масок, но с одним – единственным серым и скучным лицом… Но есть и другая сторона этой “игры масок”: иногда просто необходимо “спрятать” свое лицо от окружающих, например, на каком – нибудь особо важном приеме.
Я считаю, что Гоголь пытался нам сказать о том, что, кто бы ни стоял перед тобой, нужно относиться к нему прежде всего как к человеку, а не как, допустим, к своему начальнику или подчиненному. “Милосердие выше справедливости” – уверял Гоголь в своем рассказе об Акакии Акакиевиче, и был, я думаю, прав: относясь к человеку “по справедливости”, мы прежде всего убеждаем себя, что “те люди, которые выше нас – Боги, те, кто ниже нас – никто”. Самовольное разделение общества на такие составляющие представляется мне порогом, переступив который, человек превращается в безжалостного, но загнанного монстра, который пугается, если возникает недовольство “наверху”, и крошит все и вся “внизу” при первой же возможности.
Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.В. Гоголя ‘Мертвые души’
... Цель данной работы - раскрыть идейно-художественное своеобразие «Мёртвых душ». Объект исследования - поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Предмет ... «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863): «Мертвые души, люди, умершие в промежутке двух народных переписей, но числящиеся ... совершила над ним свою Страшную месть. Лик, виденный Гоголем, не спас Гоголя: этот лик стал для него «всадником ...
(No Ratings Yet)