Моя будущая профессия воспитатель
Мне кажется, что воспоминания о детстве у каждого связаны с детским садом. Именно воспитатели помогли осознать и усвоить такие понятия, как Добро, Благо, Добродетель, Честь и Достоинство, Совесть, Любовь, Благодарность. Они окружали нас заботой, нежностью, лаской, вниманием. Столько тепла и душевной теплоты я уже не ощущала нигде. Может быть, поэтому еще тогда, я решила, что очень хочу быть похожей на них. Но поняла я, это гораздо позже.
Дошкольное образование на данном этапе является одной из самых развивающих ступеней образовательной системы Российской Федерации, так как развитие современного общества предъявляет к нему особые требования. Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была, есть и будет насущной проблемой. Какими будут наши дети, когда вступят во взрослую жизнь, во многом зависит от воспитателей. Именно поэтому на современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективных» педагогов, которые в условиях массового образования способны обеспечить высокий уровень обучения, позаботиться о здоровье и досуге своих воспитанников.
Воспитатель для детей тот человек, который связывает их с удивительным многообразием окружающего, ещё ими не познанного. Он умело переводит с языка взрослых на язык детей то, с чем они соприкасаются, и тем самым делает для них недоступное доступным, непонятное осмысленным.
Сегодня педагог должен становиться подлинным профессионалом, способным решать задачи общего развития детей педагогическими средствами, содержанием педагогической деятельности, основанной на нравственных ценностях. Современный воспитатель работает в ситуации постоянного выбора: как профессионально-нравственного, предполагающего свободную реализацию собственных концептуальных подходов и инновационных идей, так и профессионально-технологического, обусловленного свободным владением всем спектром методических средств, приемов, форм, позиций в процессе воспитания и обучения детей.
Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности педагога. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности. Педагог становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только на занятии и в общении с ровесниками, его влияние простирается и на состояние, поведение, личностные проявления детей, как в период обучения, так и в последующие годы.
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ...
... основе противоречия, можно обозначить проблему: какие игровые приемы будут более эффективны в воспитании творческой активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению изобразительной деятельности. Как следствие выше изложенного выбор темы ...
Для того, чтобы понять, из каких элементов складывается содержание профессиональной компетенции педагога дошкольного образования, необходимо обратиться к действующим нормативно-правовым актам, регламентирующим его деятельность.
В Законе об образовании, в концепции ФГОС ДО3 и в «Профессиональном стандарте педагога4 » в качестве стратегической задачи образования выдвигается задача развития человеческого капитала, подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране.
Успешность решения этой задачи, результативность намеченных преобразований во многом зависит от уровня профессионально нравственного саморазвития педагога, как процесса и результата целенаправленной и осознанной работы педагога над собой с целью повышения уровня профессионального и нравственного самосознания и поведения, формирования духовных потребностей, личных качеств и культуры. Практика показывает, что именно педагог своей профессиональной деятельностью и поведением актуализирует тенденцию детей к личностному росту, способствует их нравственному становлению и на этой основе обретению ими личностных смыслов и духовно-нравственных ценностей.
Согласно п. 3.4.2. ФГОС СПО педагогический работник должен «обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей».
Общая компетентность (ОК) по ФГОС ДОУ определяется обладанием педагогом дошкольного образования конкретными способностями и знаниями, которых достаточно для осуществления цели профессиональной деятельности и умения действовать в ней в нужной мере эффективно.
Прежде всего, в ОК выделяется понимание сути и социальной важности профессии, интерес к ней работника, который, в свою очередь, должен уметь организовывать профессиональную деятельность, решать задачи с помощью специальных методов, умея делать это и в нестандартных ситуациях, оценивая риски, определяя качество и эффективность своего труда. Здесь же нужно отметить умение коллективной работы, и самосовершенствование в области повышения квалификации.
В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) становится общим универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога. При переходе к реализации ФГОС это направление требует особого внимания.
В области воспитанников нужно уметь создать условия построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у детей в совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками, но не актуализирующийся в их индивидуальной деятельности, ставить перед ними цели, мотивировать, организовывать и, конечно, контролировать с учетом принятия ответственности за образовательный процесс.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами ...
... развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если: педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития; будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора ... развития речи старших дошкольников В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи ...
Одна из актуальных на сегодняшний день общих компетенций –осуществлять профессиональную деятельность в условиях инклюзивного образования с учетом особых целей, содержания и инновационных технологий.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм, дабы отвечать за охрану здоровья и жизни воспитанников.
Таким образом, нужно быть Педагогом, от отношения к себе, работе и воспитанникам до тщательного планирования всей деятельности.
Профессиональная компетентность (ПК) педагога дошкольного образования определяется как уровень знаний, умений, навыков и профессионализма, которые позволяют педагогу принимать правильные решения в любой педагогической ситуации. Постоянная готовность педагога, то есть его способность мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность. Следовательно, объединение данных компонентов является основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.
ПК коррелируют с ОК, но более тщательно определяют непосредственно компетентность педагога дошкольного образования.
Здесь необходимо отметить умение организации мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие, что особо предполагает мониторинг состояния каждого ребенка и учет возрастных особенностей.
Кроме того, нужно отметить умение организовывать общение и деятельность различных видов воспитанников: продуктивная деятельность, игровой процесс, праздники и т.д. Здесь важны планирование и контроль.
Современной технологией развития профессиональной компетентности педагога ДОУ, на мой взгляд является — индивидуальный образовательный маршрут. ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию собственной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. По мере развития общества самообразование становится социальным явлением и процессом. Для информационного (постиндустриального) общества самообразование – это способ самоорганизации, в более широком контексте – источник социальных инноваций.
Следующая ПК связана с организацией обучения по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Необходимо: уметь определять цели и задачи, анализировать и планировать обучение детей в различных организационных формах, грамотно вести документацию, обеспечивающую организацию обучения детей. И, конечно, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Конечно, в ПК и взаимодействие педагога с родителями (либо заменяющими их), а также с сотрудниками образовательной организации. Если в работе с первыми важно привлечение к организации и проведению различных мероприятий, коррекция детей через родительские собрания, консультации (групповые и индивидуальные) и т.д., то в работе с сотрудниками ОУ, которые работают с группой, важна эффективная координация.
Литературное образование дошкольников с использованием метода проектов
... ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ .1 Сущность, содержание и задачи литературного образования детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении Одним из важных средств полноценного всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста ...
Есть много способов сформировать учебный процесс: методическая деятельность в области обеспечения эффективности образовательного процесса, организация предметно-развивающая среда, к которой в свою очередь предъявляются особые требования, педагогические разработки, проектная и исследовательская деятельность, которые призваны помочь построить эффективную образовательную программу с использованием различных техник и методик.
Конечно, необходимо отметить и личностные качества воспитателя. Позиция педагога может быть представлена как система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности.
Нравственная позиция
Важную роль в профессиональной деятельности играет профессиональная позиция, которая определяет личностное отношение к той деятельности, которой занимается человек, к себе самому в этой деятельности. «Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путем он может принести наибольшую пользу обществу», – писал А. Амонашвили.
Педагог должен становиться подлинным профессионалом, способным решать задачи общего развития детей своими педагогическими средствами, своим содержанием педагогической деятельности, основанной на нравственных ценностях.
Итак, цель образовательного процесса должна состоять в том, чтобы каждого воспитателя сделать субъектом человечности, воплощением нравственного идеала. Данная цель обусловлена ответственностью, которая лежит на профессии воспитателя. В условиях, когда положительные нравственные проявления личности потеряли свою привлекательность и ценность в обществе, воспитателю важно быть не просто нравственным, а высоконравственным. Оставаться в любых обстоятельствах принципиальным, ответственным за результат своего труда, свои слова и поступки под силу воспитателю с высоким уровнем сформированности нравственной позиции.
Требования, предъявляемые к педагогическим работникам четко прописаны в Трудовом кодексе РФ
Таким образом, значимость и важность профессии воспитателя не вызывает никаких сомнений. Я прекрасно понимаю особые требования к данной профессии, считаю, что полностью им соответствую. Я рада, что смогу подарить частичку своей души и тепла самым прекрасным существам на свете – детям, и не прав тот, кто говорит, что дети – неблагодарны. Для меня профессия воспитатель – это образ жизни, осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и это мой выбор.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/moya-buduschaya-professiya-vospitatel/
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 03.08.2018 N 329-ФЗ) // КонсультантПлюс.
-
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2018. 32 с.
-
Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]: введен в действие с 1 января 2015 г. // СПС КонсультантПлюс.
3 стр., 1432 словДиагностическая деятельность педагога: сущность, функции, методы
... диагностической целью диагностическая задача конкретизирует цель диагностической деятельности педагога, ... -образовательную деятельность ... Литература [Электронный ресурс ... воспитателей дошк. ... виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических ...
-
Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 11.10.2018).
-
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! Пособие для учителя. М., 2013, 280 с.
-
Ахмерова Н.М., Зиатдинова Ф.Н., Мухамадеев И.Г. Профессионально-педагогические качества воспитателя дошкольного образовательного учреждения: структурно-динамический подход // Педагогическое образование в России. 2016. №6. С. 153
-
Васильева Д. В., Попова Л. В. К проблеме формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал
-
Поляков С.Д. Технологии воспитания. М.: Мозаика-Синтез. 2015, 145с.
-
Сваталова Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. Сваталова // Дошкольное воспитание. 2011. №1. С.95.
-
Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов. М.: Сфера, 350 с.
-
Ястребова Г. А., Цветкова Г. В. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта педагога. М.: Мозаика-Синтез. 2019, 85 с.