Материал к . «Гений и злодейство — две вещи несовместные» (А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»)

Эссе

Александр Пушкин и его маленькие трагедии… Большие вопросы в небольших по объёму произведениях. Одна из трагедий — «Моцарт и Сальери», где нашёл воплощение дух времени поэта, времени, которое охватила жажда самоутверждения, жестокость… И в произведении у Пушкина всё это превращается в личную драму жизни. Драма, смешавшая два понятия – гений и злодейство. Как они могут соединиться в одном лице? Об этом трагедия Пушкина.

  1. В основе произведения – легенда о том, что венский композитор Антонио Сальери отравил своего коллегу Моцарта. Пушкин верил в случившееся, потому что знал исторический факт, который говорит: на премьере оперы Моцарта Сальери освистал композитора. Вот и причина отравления – зависть:

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным,

Змеей, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущею бессильно?

Как могло в гениальном человеке взрасти такое страшное семя, как зависть, несущая с собой зло, даже желание убить? Пушкин своеобразно строит конфликт трагедии. Один герой нападает – Сальери, а другой – Моцарт – и не знает об этом нападении. И честь, благородство Моцарта сталкиваются с голым расчётом Сальери:

ныне — сам скажу — я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую.

  1. Каким же предстаёт в произведении Сальери? Он шёл к музыке с детства, испытывал непонятные волнения , когда оказывался около старинного органа. Для него музыка – это вся его жизнь:

Отверг я рано праздные забавы;

Науки, чуждые музыке, были

Постылы мне; упрямо и надменно

От них отрекся я и предался

10 стр., 4645 слов

Пушкин-психолог в маленьких трагедиях

... проникающие в глубины человеческой психологии, «маленькие трагедии» до настоящего времени вызывают неизменный интерес. Трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери». Судьба искусства.Неожиданная смерть гения в расцвете лет ... Легенда об отравлении известным композитором Сальери гениального Моцарта будоражила умы современников Пушкина, а значит, и истоки и характер трагедии были хорошо известны читателям.Все это ...

Одной музыке.

Он нашёл гармонию с миром – она в музыке! Но властелином над ней он себя не чувствовал. Он её слуга. Она для него господин. Сальери чувствовал, что он просто исполнитель чужой воли в музыке, а не его хозяин. Он мог говорить с Моцартом об этом, искать совета. Но он этого не делает – он выносит просто Моцарту приговор. И всё! Сальери восхищается музыкой Моцарта. Она вызывает в нём восторг, но понять сущность этой музыки бессилен:

Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;

Я знаю, я.

Знает и завидует! Готов отомстить за талант человека, талант которого признаёт сам. Вот то противоречие , которое и сделает Сальери убийцей:

Вот яд, последний дар моей Изоры.

Осьмнадцать лет ношу его с собою…

  1. Второй участник этого «невидимого» поединка – Моцарт. Он честен, правдив. Моцарт не знает, что замышляет Сальери, поэтому открыто высказывает свои мысли вслух. Но и не думает, что этими словами выносит приговор Сальеру – музыканту и себе одновременно:

Нас мало избранных, счастливцев праздных,

Пренебрегающих презренной пользой,

Единого прекрасного жрецов…

Моцарт ничего не таит от своего «друга». Он верит в дружбу! Одна из черт характера Моцарта – жизнелюбие, заражающего его музыку какой – то космической энергией, силой влияния на людей, их души и сердца. Кроме того, он доверчив, как ребёнок! Его непосредственность обезоружит любого. Сколько в Моцарте чистоты, свежести, красоты! И веры в гармоничный союз двух мировых музыкантов:

За твое

Здоровье, друг, за искренний союз,

Связующий Моцарта и Сальери,

Двух сыновей гармонии.

Он откровенно мечтает: «Когда бы все так чувствовали силу

Ты заснешь

Всё соединилось – и гений, и злодейство. И нашло своё разрешение в конце трагедии:

Мне что-то тяжело; пойду засну.

Прощай же!

ВЫВОД

5 стр., 2214 слов

Маленькие трагедии пушкина

... по размеру, но огромных по идейно-художественной значимости. Сочинение Анализ — сочинение на тему «Маленькие трагедии Пушкина» В своих маленьких трагедиях Александр Сергеевич рассматривает конфликт не между ... гений Моцарта опровергает эти представления. Для Моцарта музыка — великое искусство, для Сальери — ремесло, которому можно научиться неустанным трудом, подвижничеством. Сальери понимает ...

Вечное противостояние вечной темы – человеческой зависти. Пушкин развил её на образах двух героев своей трагедии – Моцарте и Сальери. Оба музыканты. И оба – гении, один из которых убеждён:

Гений и злодейство

две вещи несовместные.

Пушкин опровергает его убеждение. Один из музыкантов – злодей!