Черты монументально-исторического и эпического стиля в «Слове о Полку Игореве»
Эссе.
В конце 12 века неизвестный нам автор создал величайшее произведение — «Слово о полку Игореве». Эта работа – один из важнейших исторических памятников. Она показала, что русская словесность – одна из древнейших в Европе, что памятники литературы древнерусских авторов могут потеснить ряд памятников мировой литературы.
Очень много черт объединяет «Слово о полку Игореве» с другими произведениями того времени, однако оно имеет и ряд своих черт. Таковыми можно назвать: необычность использования эпических приемов, несомненное богатство языка, изящность ритмического построения текста, лиричность, а также народность в самой сути произведения.
Поэтика «Слова о полку Игореве» очень своеобразна, а язык и стиль очень необычны и красочны. И на первый взгляд это произведение кажется отличным от других древнерусских памятников литературы, созданных в то же время.
Тем не менее, в изображении русских князей и, главным образом, основных действующих лиц произведения (Игоря, Всеволода, Святослава Киевского) можно увидеть черты стилей, свойственных летописному повествования — эпического и монументально-исторического. Хотя автор не снижает степень своего неодобрения, повествуя о походе Игоря, который, по словам современника-летописца, «отворил ворота на Русскую землю», сам князь все еще остается для него воплощением истинно мужских и княжеских доблестей. Игорь изображен как мужественный, исполненный «ратного духа», жаждущий «испить шеломом Дону Великого», следующий законам воинской чести («лучше потяту быти, чем полонену»).
Стиль монументального проявляется в «Слове о полку Игореве» довольно ярко и разнообразно. Действие произведения происходит на большом пространстве от Новгорода Великого на севере до Тмуторокани на юге, от Волги на востоке до Галича и Карпат на западе. Автор «Слова» упоминает в своих обращениях к князьям многие географические пункты Русской земли, слава Святослава простирается далеко за ее пределы — до немцев, чехов и венецианцев. Главные действующие лица произведения видят Русскую землю как бы «панорамным зрением», то есть, словно бы с высоты. Не только географические масштабы поражают, но и сама битва с половцами кажется громадной, ведь враги описываются как черные тучи, идущие от самого моря.
«Слово о полку Игореве» — величайший памятник ...
... плещут: половцы идут". Основной пафос "Слова о полку Игореве" — призыв автора к князьям объединиться на благо ... к древнерусской поэме в своих записках и статьях, которую называет также "Песнь о полку Игореве". Так, ... Высказывались сомнения в подлинности этого произведения, авторство пытались приписать то Державину, ... писатели усумнились в подлинности древнего памятника нашей поэзии и возбудили жаркие ...
Еще одной чертой монументального историзма является своеобразная церемониальность «Слова о полку Игореве». Очень часто упоминаются в нем такие церемониальные формы народного творчества, как плачи и славы. Да и сами князья в «Слове» изображены в контексте церемониальности: они «вступают в златое стремя» (отправляются в поход), поднимают или, наоборот, «повергают» стяг (что символизировало также выступление в поход или поражение в бою).
Важным элементом, свидетельствующим о монументально-историческом стиле, является историзм произведения. И события, и поступки, и сами качества героев «Слова о полку Игореве» описываются с позиции событий и атмосферы того времени.
Принципами стиля монументального историзма определяется и такая заметная особенность «Слова о полку Игореве», как авторские отступления, исторические экскурсы, в которых обычно наиболее явно выделяется основная идея произведения — осуждение княжеских усобиц, размышление о страданиях Русской земли, которая подвергается половецким набегам.
Именно поэтому автор произведения прерывает рассказ о битве Игоря с половцами в самый важный момент и обращается к воспоминаниям о таких же трагических для Руси временах Олега Гориславича; между рассказом о падении «стягов Игоревых» и описанием пленения Игоря помещено обширное рассуждение автора о последствиях поражения: «Уже бо, братие, невеселая година въстала…» и о бедствиях Русской земли, которая подверглась новому нашествию половцев.
Словом, авторские отступления смещают (и смещают умышленно и нарочито) действительный ход событий, ибо цель автора не столько рассказ о них, хорошо известных современникам, сколько выражение своего отношения к ним и размышления над случившимся. «Слово о полку Игореве» — это не документальное произведение, оно эпично, оно не столько рассказывает о событиях, сколько размышляет о них.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/monumentalnyiy-istorizm/
1. Лихачев литературы Древней Руси. XII век. — М., 1980.
2. Слово о полку Игореве