«ДАТЬ РАДОСТЬ — ЭТО КАК УВИДАТЬ ВОСХОД СОЛНЦА»
Не открою Америки: нашей молодежи более известен Николай Рерих – художник, нежели Николай Рерих-публицист. В том нет его вины. До недавнего времени его публицистика, прежде чем дойти до нас, тщательно отмерялась на гомеопатических весах цензуры.
Можно бесконечно сожалеть, что во всей полноте, не таясь, она приходит к нам только сегодня. И вместе с тем есть какая-то непостижимая правда (или высшая мудрость жизни? или высшая ее тайна?), что именно в наши дни, которые нарекают смутными, в сложную переходную пору, когда прежние приоритеты и истины сокрушены и все сильнее жажда новых духовных ориентиров, – именно в это переломное время нам дано услышать не стесненный никакими запретами голос Николая Рериха.
Молодость – не возраст, а состояние мышления, – утверждает он. И сам до конца дней блистательно доказывал неоспоримость этого. Но собственно молодежь всегда занимала особое место в его раздумьях о жизни. «Молодежь», «Племя младое», «Молодому другу», – читаем мы в названиях его статей, очерков, дневниковых страниц. Последнее – «Молодому другу» — стало названием этой книги. Им создан стихотворный цикл «Мальчику». Строфы из него вы прочтете в эпиграфах к главам.
Но было бы ошибкой увидеть обращенность к молодежи только там, где она обозначена столь явно. В оркестре рериховской мысли «тема молодежи» возникает часто, иногда лейтмотивом, иногда неожиданно, словно попутно. Вот в далеких Гималаях, где он жил, зимой сорокового года он с радостью узнает, что в Москве чествовалась память Скрябина. «Кто-то любит его, – записывает в дневнике, – и трудится над его достоянием. Наверное, молодежь». Вот вспоминает художника Серова: «Молодежь верила в него, а это суд праведный…» Он хотел быть услышанным Россией, миром, человечеством, но, может быть, главным внутренним адресатом его была молодежь.
Его вера в молодежь была глубока и одновременно далека от духовной зависимости от нее, заискивания перед ней. От этой крайности так страстно предостерегал один из современников Н.К.Рериха, отец Сергий Булгаков. Взор Николая Рериха, устремленный к юношеству, – добросклонный и взыскующий. Взор надежды, столь естественный для человека, чьи мысли и дело выходят далеко за границы собственного земного существования.
Великая рериховская идея о необходимости Красного Креста Культуры – охранения культурных ценностей народов, идея, родившаяся в первые десятилетия века, сейчас все так же насущна и бесспорно перешагнет в век XXI. Мыслимо ли ее осуществление – в поколениях – без молодых рук, умов, сердец?
Курсовая работа литература 19 века
... формировании русского реализма в начале 19 века большую роль сыграли И.А. Крылов и А.С. Грибоедов, Но подлинным родоначальником русской реалистической литературы был А.С. Пушкин). 2 Державин Г.Р., ... сочувствие простым людям, веру в силу народа, его будущность. Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и ...
«Для кого все строится, собирается, запечатлевается? – писал Н.К.Рерих. – Прежде всего для той же молодежи». Молодежи, которая, приняв дар, сама будет «строить, собирать, запечатлевать» и понесет эстафету дальше, в века. Три красных круга на белом полотнище – прошлое, настоящее и будущее, замкнутые окружностью вечности на рериховском «Знамени мира». Так предложил он назвать флаг Красного Креста Культуры (всемирно известного «Пакта Рериха»).
И знак этот, соединяющий времена в кругу вечности, когда узнаешь об отношении Рериха к молодежи, словно спускается с высоких ступеней символики, наполняясь живым человеческим содержанием.
Испокон века люди старшего поколения сетовали на молодежь: «Не та пошла! Вот в наши годы…» Время Рериха не было исключением.
«Много нападают на молодежь», – писал он: «Она поглощена спортом». «Она отшатнулась от гуманитарных предметов…» «Она не бережет чистоту языка и наполняет его всякими нелепыми, выдуманными выражениями». «Она уходит от семьи». «Она предпочитает танцы…» «Она не хочет читать».
Не правда ли, знакомые и нашему времени упреки?
«Мало ли что говорят про молодежь, – размышлял Рерих. – Допустим, что все это так и есть. Но если мы посмотрим в причины происходящего, то ведь прежде обвинения молодежи нужно призвать к ответу старшее поколение.
Много ли сердечности в семье? Притягательна ли домашняя обстановка? Есть ли возможность серьезных устремлений?.. Кто прокурил дом свой? Молодежь ли наполнила домашнее вместилище спиртными напитками? Хотят ли в семье говорить с молодежью? Устремлена ли семья к будущему? Где именно рождается равнодушие к добру и злу?.. Где впервые услышала молодежь анекдоты кощунственные? Где впервые слышат много разрушительного и очень мало созидательного?»..
Этот вызов – «К ответу старшее поколение!» – звучит и в сегодняшних дискуссиях о молодежи и часто, при всей кажущейся бесспорности, вызывает бурное противодействие: в нем видится односторонность, попытка «оправдать» молодых людей, снять с них ответственность за свои поступки, переложив ее на плечи старшего поколения. Но по отношению к Николаю Рериху, одному из создателей «Живой Этики», учения о неиспользованных возможностях человека, о творческих силах, которые таятся в глубинах его сознания, его души, по отношению к Рериху, с молодых лет глубоко увлекавшемуся самообразованием и самовоспитанием, такие упреки не состоятельны. Беря молодежь под крыло защиты, отводя от нее разного рода наветы, он в то же время, глубоко веря в ее духовные потенции, старался силой искусства, мысли, деятельности своей показать, внушить, как много в жизни зависит от нее самой.
Да, огульные нападки отвергал категорически. Возражал с решительностью: «Спросим себя: «Знаем ли мы молодежь, истинно трудящуюся?» — Конечно, знаем. «Знаем ли мы молодежь, несущую в семью все свои заработки?» – Конечно, знаем. «Знаем ли мы молодежь, сердечно мечтающую о будущем?» – Конечно, знаем. «Знаем ли мы молодежь, устремленную к серьезным книгам и обсуждениям?.. К поискам прекрасного? И так, мысленно перебирая все лучшие высоты человеческие, мы на каждой из них найдем и прекрасное выражение молодежи.»
Элективный курс по литературе для 10-11 классов «Учимся писать «
... о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе. В эссе отражается ... препинания. 4. Как мыслит автор эссе. Учимся у знаменитых мыслителей. 1 Анализ ... известны эссе Б.Шоу, Дж.Голсуорси, А.Франса, Р.Роллана...Термин «эссе» распространён на ... литературе Востока.Секрет его долголетия в уникальных свойствах , позволяющих установить связь между читателем и писателем или писать для себя, потому что эссе ...
Считал, что именно к этим добрым примерам разумно прежде всего обращать общественное внимание: «Если молодые люди, иногда еще и неопытные, все же так мужественно и вдохновенно противостоят темным силам, то как же бережно нужно поддержать их тем, кто считает себя уже умудренным».
И старался сам – поддержать. Реальных, ему известных. Учеников из петербургской школы Общества поощрения художеств, директором которой он был. Своих сыновей. Членов молодежных секций «Пакта Рериха», возникавших в разных странах. Тех, кто искал с ним общения, писал письма, прося совета. И сотни, тысячи тех, которых он не знал, не видел и которым помогал своим словом, опытом жизни, провидческой мудростью.
Его слово поддержки так сильно, что сказанное десятилетия назад, воспринимаешь как сказанное сегодня.
Обращенность к молодежи, которой дышит наследие Николая Константиновича Рериха, имеет не только философские корни. В этом проявилось и одно особенное свойство его личности. «Дать радость, – говорил он, – это как увидать восход солнца». Среди многих даров, которыми богато наделила его природа, принеся всемирную славу художника, мыслителя, литератора, общественного деятеля, ему был дан еще один дар – или поверх всех даров дар: душевная щедрость, потребность отдавать. Дар, отличающий Учителя и сделавший Николая Рериха величайшим просветителем XX века.
Дар этот, жалованный природой, усилен был российской почвой конца прошлого – начала нынешнего веков, насквозь пронизанной токами просветительства.
«Молодой друг», – говорил Рерих. И находил синонимы для этих слов: сотрудник, со-деятель. Так он понимал отношения с молодежью: со-деятельность, сотрудничество. В делах практических, на ниве борьбы за культуру, и в раздумьях о мире и человеке. Публицистические работы Н.К.Рериха – не свод истин, вещаемых Мудрецом, но приглашение к диалогу, к работе мысли и сердца, духовным исканиям, осознанию себя в мире.
«Истинная книга не может быть прочтена лишь однажды, – писал он. – Как магические знаки, истина и красота книги впитываются постепенно». В полной мере эти слова могут быть отнесены и к его работам. Истину и красоту их тоже постигаешь не сразу. Язык их поначалу может показаться иногда непривычным, иногда устаревшим (мы не скажем сегодня «фильма» вместо «фильм» или «кинемо» вместо «кино»), иногда трудноватым. Но приподняв завесу архаических слов и, казалось бы, давних фактов, вдруг открываешь для себя наисовременнейшую жизнь, сегодняшние наши тревоги, сегодняшние поиски выхода из духовных тупиков.
Как известно, безвременье больнее всего бьет по молодежи. И как откровение, как путь указующий звучат ныне рериховские слова: «Нет такого ужаса, который, вызвав к жизни еще более напряженные энергии, не мог бы превратиться в светлое разрешение».
Напишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского ...
... слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». 10. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. ... словам 12. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста М.Н.Кожиной: «Читатель ... охотно ей повинуются",-писал в 19 веке ... к сонным волнам». Перед нами яркая метафора, с помощью которой автор ... Яковлев это сравнение! Ведь от этой "веточки" в ...
Вера в победу светлых начал в жизни у него не от прекраснодушия. Долгие годы он прожил в горах, Гималаях, но никогда – в башне из слоновой кости. Не миражи, а реальный мир с его болями и страданиями был перед его глазами. Он ясно видел – и хотел, чтобы так же ясно видели и другие, и, может быть, в первую очередь, молодежь – два полюса в жизни: созидание и разрушение. И два человеческих полюса, два антипода: созидатели и разрушители; «вдохновители» и «тушители» всего святого. «Идите не с теми, – звал он, – у кого «нет» на первом месте. Пусть светлое «да» ободрит и поможет найти лучшую тропу». Его оптимизм – поиски выхода из тьмы, поиски «лучшей тропы», в основе этого оптимизма – философия созидания. Н.К.Рерих убежден: только «беспредельное строительство» может обратить жизнь в светлый праздник. «Воспитание, формирование миросознания, – подчеркивал он, – достигается синтезом, и не синтезом невзгод, но синтезом радости совершенствования и творчества». Даже само сосредоточение мысли только на разрушении считал разрушительным для личности: «Не будем останавливать мысль на разрушении, подумаем, какое светлое обновление жизни в руках нового поколения».
Он указывает «спасительные пристани» на пути к свету и одной из самых первых называет «стремление к честному и неограниченному знанию»: «Знать – это уже будет преуспевать».
Мир спасет Знание.
Мир спасет Культура.
«Человечество, – писал Н.К.Рерих, – привыкло к знаку Красного Креста. Этот прекрасный символ проник не только во времена военные, но внес во всю жизнь еще одно укрепление понятия человечности».
Увы, к знаку Культуры оно еще не привыкло и на исходе века.
«Особенно ужасно слышать, когда отягощенные кризисом люди, не очень плохие сами по себе, начинают говорить, что сейчас не время даже помышлять о Культуре», – это написано Н.К.Рерихом несколько десятилетий назад. Но разве это не о нас, сегодняшних? Разве сейчас мы не слышим: сначала – экономика, потом – культура? Или, что еще хуже, слова о культуре звучат самые высокие, а практика являет обратное: культуру упорно держат на пайке «остаточного принципа», разрушают, загоняют в «элитные» резервации, уже сейчас концерт или театр не каждому доступны.
«Эти ужасные «нельзя», «не время», невозможно» приводят молодое сознание в тюрьму беспросветную» – как ко времени звучит эта горестная мысль Н.К.Рериха. И как же важно понять другую его – такую ясную – мысль: «Культура – источник жизни молодого поколения».
«Не нужно думать, что возможно помыслить о Культуре когда-то, переваривая пищу вкусного обеда, – писал он. – Нет, именно в голоде и холоде, как тяжелораненым светло горит знак Красного Креста, так же и голодным телесно и духовно будет светло гореть знак Культуры… Мысля о Культуре, нужно сказать и друзьям и врагам: будем действовать по способности, т.е. положим все силы наши во славу неотложного в своей живоносности творческого понятия Культуры.»
Философские мысли в творчестве Ф.Н. Достоевского
... свою значительность и сейчас по богатству идей и по глубине анализов. Мысль Достоевского часто достигает здесь ... больше—мировой философии. Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа,—это темы антропологии, философии истории, этики, философии религии. ... будет синтезом всех тех идей, какие развивает Европа». Главными сотрудниками журнала «Время» были братья Достоевские, Ап. ...
«И свет во тьме светит, и тьма его не объят».
* * *
Сотни полотен в художественном наследии Николая Константиновича Рериха, великое богатство сокрыто и в его наследии публицистическом, его статьях, эссе, письмах, «Листах дневника». В этой книге – малая толика. Это –начало дороги к Рериху. Врата открыты – иди! И еще: не готовые ответы найдешь ты в этой книге, а путь к ним. Помните: «И свет во тьме светит…»
И, может быть, лучшим предварением предстоящего чтения будут слова самого великого художника и мыслителя:
Дар мой прими, милый друг!
Трудом и знаньем я накопил
Этот дар. Чтобы отдать его,
я сложил. Я знал, что отдам
его. На даре моем наслоишь
радости духа…