Рассуждение о методе проектов

Эссе

«Эссе-рассуждение о методе проектов»

Эссе на тему:

«Проектная деятельность: возможность применения в науках»

В настоящее время каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, инициативные, духовно и физические здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.

научить учиться.

ФГОС основного общего образования ориентирован на результат — развитие личности ребенка в процессе образовательной деятельности .Исходя из этого, можно в общем виде определить цель профессиональной деятельности учителя — создание условий для формирования и развития каждого обучающего как нравственной, компетентной личности средствами образовательной деятельности.

Изменения, происходящие в стране, в обществе предъявляют новые требования к современному учителю. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением педагогического такта, уважения и чуткости к детям.

В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем.

Модель эффективного учителя соответствует следующим характеристикам:

  • личностные качества учителя;
  • управление классом;
  • планирование и организация учебного процесса;
  • осуществление эффективного преподавания;
  • контроль качества и оценка потенциальных возможностей учащихся;
  • профессионализм.

Задача педагога —

учитель нового типа — профессионал, исследователь, творец.

проектный метод.

личностно- ориентированных

Учебный проект с точки зрения учащегося, Учебный проект с точки зрения учителя

* анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

  • целеполагание и планирование деятельности;
  • самоанализ и рефлексия;
  • презентация деятельности и ее результатов;
  • оформление материала для проведения презентации в наглядной форме с использованием для этого специально подготовленного продукта проектирования;
  • поиск необходимой информации, ее систематизация и структуризация;
  • применение УУД в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
  • выбор, освоение и использование технологий, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту исследования( анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение.

следующие этапы:

10 стр., 4746 слов

Результативно-оценочный этап в структуре обучающей деятельности учителя

... деятельности Учитель реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств ... уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему ...

1 этап — погружение в проблему;

2 этап- организация деятельности;

3 этап — осуществление деятельности;

4 этап — презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1-погружение в проблему

Формулирует проблему:

* проблему проекта;

  • сюжетную ситуацию;
  • цель и задачи.

Осуществляют:

*личностное

*вживание в ситуацию;

  • принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи.

2 этап- организация деятельности

Предлагает:

*спланировать деятельность по решению задач проекта( установить «рабочий график»);

  • при организации групповой работы — распределить амплуа и обязанности в группах(например, аналитик, инициатор, генератор идей и др.);
  • возможные формы представления результатов проекта.

Осуществляют:

* планирование работы;

  • разбивку на группы и распределение ролей;
  • выбор формы и способы представления информации.

3 этап- осуществление деятельности

Не участвует, но:

*консультирует по необходимости учащихся;

  • ненавязчиво контролирует;
  • ориентирует в поле необходимой информации;
  • консультирует по презентации результатов.

Работают активно и самостоятельно:

* осуществляют поиск, сбор и структурирование необходимой информации;

  • консультируются по необходимости;
  • подготавливают презентацию результатов.

4 этап- презентация, самоанализ и самооценка результатов

Принимает итоговый отчет:

* обобщает и резюмирует полученные результаты;

  • подводит итоги обучения;

Оценивает по критериям :

  • глубина проникновения в проблему;

Привлечение знаний из других областей( метапредметные результаты);

* доказательства принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов.

Демонстрируют:

* понимание проблемы, умение устанавливать цели и задачи:

  • умение планировать и осуществлять работу;
  • найденный способ решения проблемы.

Осуществляют:

* рефлексию деятельности результатов;

  • взаимооценку деятельности и ее результативности;

Как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности учащихся?

Атлас, бизнес-план, видеоклип, карта, модель, пакет рекомендаций, коллекция, прогноз, публикация, путеводитель, сказка, справочник, статья, сценарий, сборник сочинений, дневник путешествий, серия иллюстраций, главы из несуществующего учебника и пр.

Поводя итог вышесказанному, можно отметить, что учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Современной школе нужны компетентные, инициативные, креативные учителя, открытые всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.