«Эссе-рассуждение о методе проектов»
Эссе на тему:
«Проектная деятельность: возможность применения в науках»
В настоящее время каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, инициативные, духовно и физические здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.
научить учиться.
ФГОС основного общего образования ориентирован на результат — развитие личности ребенка в процессе образовательной деятельности .Исходя из этого, можно в общем виде определить цель профессиональной деятельности учителя — создание условий для формирования и развития каждого обучающего как нравственной, компетентной личности средствами образовательной деятельности.
Изменения, происходящие в стране, в обществе предъявляют новые требования к современному учителю. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением педагогического такта, уважения и чуткости к детям.
В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем.
Модель эффективного учителя соответствует следующим характеристикам:
- личностные качества учителя;
- управление классом;
- планирование и организация учебного процесса;
- осуществление эффективного преподавания;
- контроль качества и оценка потенциальных возможностей учащихся;
- профессионализм.
Задача педагога —
учитель нового типа — профессионал, исследователь, творец.
проектный метод.
личностно- ориентированных
Учебный проект с точки зрения учащегося, Учебный проект с точки зрения учителя
* анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
- целеполагание и планирование деятельности;
- самоанализ и рефлексия;
- презентация деятельности и ее результатов;
- оформление материала для проведения презентации в наглядной форме с использованием для этого специально подготовленного продукта проектирования;
- поиск необходимой информации, ее систематизация и структуризация;
- применение УУД в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
- выбор, освоение и использование технологий, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту исследования( анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение.
следующие этапы:
Творческая деятельность учителя
... профессиональные качества: педагогический такт, выдержку, самообладание, профессионально-педагогическое мышление, позволяющее проникнуть в причинно-следственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность, отыскивать научно обоснованное объяснение успехов и неудач, предвидеть результаты работы. Учитель призван ...
1 этап — погружение в проблему;
2 этап- организация деятельности;
3 этап — осуществление деятельности;
4 этап — презентация результатов, самооценка и самоанализ.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1-погружение в проблему |
Формулирует проблему: * проблему проекта;
|
Осуществляют: *личностное *вживание в ситуацию;
|
2 этап- организация деятельности |
Предлагает: *спланировать деятельность по решению задач проекта( установить «рабочий график»);
|
Осуществляют: * планирование работы;
|
3 этап- осуществление деятельности |
Не участвует, но: *консультирует по необходимости учащихся;
|
Работают активно и самостоятельно: * осуществляют поиск, сбор и структурирование необходимой информации;
|
4 этап- презентация, самоанализ и самооценка результатов |
Принимает итоговый отчет: * обобщает и резюмирует полученные результаты;
Оценивает по критериям :
Привлечение знаний из других областей( метапредметные результаты); * доказательства принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
|
Демонстрируют: * понимание проблемы, умение устанавливать цели и задачи:
Осуществляют: * рефлексию деятельности результатов;
|
Как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности учащихся?
Атлас, бизнес-план, видеоклип, карта, модель, пакет рекомендаций, коллекция, прогноз, публикация, путеводитель, сказка, справочник, статья, сценарий, сборник сочинений, дневник путешествий, серия иллюстраций, главы из несуществующего учебника и пр.
Поводя итог вышесказанному, можно отметить, что учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Современной школе нужны компетентные, инициативные, креативные учителя, открытые всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.