Василий Васильевич Каменский
Каменский Василий Васильевич (1884/1961) — российский поэт. В раннем периоде творчества Каменский стоит на позициях , затем увлекается эстетикой романтизма. Наиболее известными произведениями являются поэмы «Стенька Разин» (1912/1920), «Емельян Пугачев» (1931), «Иван Болотников» (1934).
Каменский известен также как пилот, он ввел в обиход слово «самолет».
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 118.
Каменский Василий Васильевич (1884 — 1961), поэт. Родился 6 апреля (18 н.с.) на пароходе, на реке Каме, близ Перми. Отец был смотрителем на уральских золотых приисках. Рано потеряв родителей, воспитывался в семье тети, муж которой был управляющим буксирным пароходством в Перми. Детские годы прошли «среди пароходов, барж, плотов… крючников, матросов, капитанов».
В 1900 Каменский оставляет школу, вынужденный зарабатывать себе на жизнь, работает конторщиком в бухгалтерии железной дороги.
С 1904 начал писать, публикуя заметки в газете «Пермский край». Знакомится с местными марксистами, оказавшими влияние на формирование его политических взглядов.
В эти годы увлекается театром, становится актером, разъезжая с труппой по России. Вернувшись на Урал, вел активную подпольную работу среди рабочих железнодорожных мастерских, был председателем стачечного комитета, за что попадает в тюрьму. Освободившись, совершает поездку в Стамбул, затем в Тегеран; впечатления от этих городов позже найдут свое отражение в его творчестве.
В 1907 Каменский поселяется в Петербурге, начинает активно публиковать свои стихи, приобретая известность в литературных кругах. Одновременно занимается живописью, создавая импрессионистские пейзажи и экспонируя их на выставках. Знакомится с В.Хлебниковым, Д. и В.Бурлюками, М.Матюшиным и другими поэтами, вместе с которыми в 1910 издает «Садок судей» — сборник группы «Кубофутуристы». Публикует лирическую повесть «Землянка».
В.Распутин. Рассказ «Василий и Василиса». Проблемы долга, чести, совести
... обращается с сыном ласково, по-матерински, ближе к концу, когда Петр принимает сторону отца и его новой жены, Василиса относится к нему неласково, нервозно. Василий говорит сыну, чтобы ... главным действующим лицом начинается со строк: “Вот уже почти тридцать лет Василий живет в амбаре, среднем среди трех, стоящим одной постройкой”. Недаром Распутин делает акцент на слово ...
В 1911 увлекается авиацией, становится профессиональным авиатором, совершает платные полеты в различных городах России. После аварии и лечения вновь появляется в Петербурге, откуда вместе с Маяковским и Д.Бурлюком выезжает в разные города России с лекциями.
В годы первой мировой войны сотрудничает с различными изданиями, выступает в разных сборниках, расширяет круг литературных и художественных знакомств (Ремизов, Репин, Куприн, Горький и др.).
Главная работа этого периода — роман «Стенька Разин» (1916), переработанный в 1927 в поэму.
Октябрьскую революцию встретил восторженно. В 1920-е написаны: книга «Лето на Каменке», повесть «27 приключений Хорта Джойса» и др. В 1930-е — поэмы «Емельян Пугачев», «Иван Болотников». Мемуарные книги — «Путь энтузиаста», «Жизнь с Маяковским». Умер 11 ноября 1961 в Москве.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
В.Каменский. Рисунок В.Маяковского. 1917 г.
Каменский Василий Васильевич [5(17).4.1884, близ г.Сарапула (на пароходе) — 11.11.1961, Москва] — поэт, прозаик, драматург.
Из семьи смотрителя на золотых приисках. Пяти лет после смерти родителей был перевезен из уральского с.Боровское в Пермь, где жил у родственников, окончил церковно-приходское, а затем уездное училище.
В 1900-02 работал конторщиком в бухгалтерии Пермской железной дороги, тогда же начал выступать с заметками в газете «Пермский край». Увлекшись театром, с 1902 с сезонными труппами гастролировал по России, но по совету В.Э.Мейерхольда в 1905 оставил сцену ради литературы. Возвратившись на Урал, работал на товарной станции Нижнетагильского металлургического завода, стал выступать со стихами в газете «Урал» и «Уральская жизнь». За участие в работе забастовочного комитета служащих железнодорожной станции Нижний Тагил был в янв. 1905 арестован и 4 месяца провел в тюрьме. Освобожденный (под особый надзор полиции), побывал в Стамбуле и Тегеране.
В 1906 приехал в Петербург и, сдав экзамены на аттестат зрелости, поступил на Высшие сельскохозяйственные курсы.
В 1908 стал секретарем, а затем соредактором издававшегося Н.Шебуевым журнале «Весна», где активно печатался сам, привлекал к сотрудничеству других писателей, напечатав, в частности, один из ранних прозаических опытов В.Хлебникова — «Искушение грешника». Тогда же начал учиться живописи у Д.Д.Бурлюка и Н.И.Кулибина, а в марте 1909 принял участие в выставке «Импрессионисты». Сблизившись с ее участниками, художниками и поэтами Е.Гуро, М.Матюшиным, Д. и В.Бурлюками, Каменский в качестве редактора принял участие в издании первого футуристического сборника «Садок судей» (1910), опубликовал там свои стихотворения, навеянные преклонением перед стихийной мощью природы, непосредственные по тональности, необычные по форме. Летом 1910, живя близ Батуми, работал над романом «Землянка» (опубликован в конце 1910), проникнутым, как и стихи, антиурбанистическими настроениями.
Маяковский и футуристы
... улицу. Что случилось? Пожар? Нет. Именно среди ходячей публики появились известные деятели футуризма - Бурлюк, Каменский, Маяковский. Все трое в цилиндрах, из-под пальто видны желтые куртки, в ... хулиган, но довольно остроумный, а иногда и преувеличенный. Дитя природы, как ты и мы все. Маяковский всегда со мной и начинает писать хорошие стихи. Дикий самородок, горит самоуверенностью. Я ...
В марте 1911 Каменский уехал в Париж, где несколько месяцев учился в мастерских знаменитого авиатора Блерио, а вернувшись в Россию, приобрел собственный моноплан, на котором совершал демонстрационные полеты, получив в нояб. 1911 диплом пилота-авиатора Императорского Всероссийского клуба. Во время полета 29 мая 1912 в польском г.Ченстохове аэроплан Каменского попал в грозу и, упав, разбился, сам летчик чудом остался жив. Поправившись, Каменский на деньги, заработанные авиационными выступлениями, купил участок земли неподалеку от Перми на речке Каменке, где построил дом и подолгу жил в нем.
В нояб. 1913 Каменский приехал в Москву, где познакомился с В.Маяковским, вновь принял активное участие в движении кубофутуристов и вместе с Д.Бурлюком и В.Маяковским в дек. 1913 отправился в турне по городам России, продолжавшееся по март 1914; он читал свои стихи, выступал с лекцией «Смехачам наш ответ», где защищал футуристическое искусство от нападок критиков и невежественных, по его мнению, читателей. Активно сотрудничая в футуристических сборниках «Рыкающий Парнас», «Первый журнал русских футуристов», «Дохлая луна» (все — 1914) и др., Каменский выпустил свои «железобетонные поэмы» — «Танго с коровами» (1914) и совместно с А.Кривцовым «Нагой среди одетых» (1914).
В этих книжечках странного, пятиугольного, формата, напечатанных на ярких обоях, была предпринята попытка создать графическую картину слова: отдельные слова, их части, буквы, а также математические формулы, знаки и т.д. вписывались в разнообразные по форме сегменты, были набраны разными шрифтами.
Зиму 1914/15 Каменский провел в Куоккале под Петербургом на даче у театрального режиссера Н.Н.Евреинова, часто бывал у жившего по соседству в «Пенатах» И.Е.Репина, с интересом воспринимавшего его стихи.
В 1915 познакомился с М.Горьким, который 11 февр. присутствовал на проводившемся футуристами в артистическом кабачке «Бродячая собака» «Вечере пяти», где выступил в защиту футуристов. Печатал стихи в альманахе «Стрелец», «Весеннее контрагентство муз», «Взял. Барабан футуристов» (все — 1915) и др., много ездил по городам России с чтением стихов и лекциями, призывавшими к жизнерадостности.
В 1915 Каменский закончил работу над романом «Стенька Разин» (1-е изд.— 1915), впоследствии переработанным в поэму «Сердце народное — Стенька Разин»; впервые изданная в 1918, она затем в существенно переработанном виде вышла в 1927. Соединяя прозаический и стихотворный (часто — песенный) текст, Каменский не стремится к исторической точности, ориентируясь не на документальные, а на фольклорные источники. Разин у Каменского — народный герой и одновременно гусляр, певец, воплощение народной вольницы, бунтарского начала; особое место занимают в романе массовые сцены, воссоздающие атмосферу разбойной удали. В романе (и в особенности в поэме) о Разине наиболее отчетливо обнаруживается стремление Каменского соединить природное, стихийное начало с формальными поисками, с экспериментами в области языка и стиха, широко используя изобразительные возможности звука, изобретая неологизмы и т.д. Чтение своих стихов Каменский нередко сопровождал игрой на гармонике, а в окт. 1916 выступал в тифлисском цирке: выезжая на арену в костюме Разина на белой лошади, исполнял стихи о нем.
Серебрянный век русской поэзии. Творчество Маяковского
... серебряного века . В литературе развивается новое течение - модернизм. В свою очередь, оно делится на ... к этому течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский. В декабре 1912 г. ... Я веду своё «начало» то стихов Анненского». Он владел удивительным, притягивающим акмеистов ... поэт притягивал прозрениями в идеальной и реальной сферах жизни. Особой властью обладала «демоническая» тема ...
В Тифлисе в конце 1916 издал первую большую книгу стихов «Девушки босиком», славящую жизнь. Там же вместе с А.Е.Крученых и К.М.Зданевичем издал сб. «1918», куда вошли две его новые «железобетонные поэмы»: «Солнце» и «Тифлис». Стихи, читавшиеся Каменским во время его беспрерывных гастрольных поездок, встречались публикой с неизменным восторгом. Во время приезда в марте 1917 в Москву он организовал «Первый республиканский вечер искусств» с участием Маяковского, а затем после гастролей по городам Урала возвратился на Каменку, где летом того же года написал автобиографическую книгу «Его — моя биография великого футуриста», вышедшую в начале 1918 одновременно с романом о Разине и книгой стихов «Звучаль веснянки».
Октябрьскую революцию Каменский встретил в Москве, активно включился в пропаганду футуристического — подаваемого теперь как ультрареволюционное — искусства, например, расклеивая на улицах Москвы свой «Декрет о заборной литературе, о росписи улиц, о балконах с музыкой, о карнавалах искусств». В февр. 1922 выпустил в Москве первый (и единственный) номер «Моего журнала», где была помещена его заумная поэма «Цувамма», а также статьи его и о нем — основной во всех этих публикациях была мысль о радостном приятии мира поэтом. Участвуя с 1923 в деятельности возглавляемого Маяковским «Лефа», Каменский, в сущности, лефовцем так и не стал, утверждавшиеся лефовцами теории производственного искусства остались для него чуждыми. Стихийно-радостное отношение к жизни сказалось и в его многочисленных стихах и поэмах 1920-х: «Встреча с миром», «Зажигатель планет», «Осень червонная», «Гимн 40-летним юношам» и др. Но пафос жизнелюбия оборачивался выспренней риторикой при обращении к современной тематике: поэма «Медвежий ров» (1927), роман в стихах «Могущество» (1939).
В 1920-е Каменский обращается к драматургии, его пьесы «Здесь славят разум» (1921), «Пушкин и Дантес» (1925), «Скандальный мертвец» (1927) и др. идут на сценах московских театров, но всякий раз — недолго: сказывается их невысокий художественный уровень. Тогда же он пробует свои силы в прозе (очерковая книга «Лето на Каменке», 1927; авантюрно-философская повесть «27 приключений Хорта Джойса», 1924; роман «Пушкин и Дантес», 1928, и др.), но тоже безуспешно.
Успех сопутствовал поэту при возвращении, после создания поэмы о Разине, к теме мятежной народной стихии — в поэмах «Емельян Пугачев» (1931) и «Иван Болотников» (1934), привлекающих изображением мощи народа, волевым напором, яркой образностью стиха, стилевой многослойностью, красочностью. Тогда же Каменский написал несколько небольших поэм («Юность Маяковского», «Максим Горький», «Урал», «Поэма о Каме» и др.), которые не оставили следа в литературе. Гораздо более значительными оказались мемуарные книги «Путь энтузиаста» (1931) и «Жизнь с Маяковским» (1940).
Образ Василия Теркина в поэме Твардовского: , описание по стиху
... поэмы. «Можно примерить к Василию Теркину образ моего прадеда? — «в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе »: сочинение по этой теме по стиху о ... Твардовский — образ автора в поэме: сочинение кратко по стиху Образ автора в поэме «Василий Теркин» Александра Твардовского Твардовский, Твардовский ... край, он не требует наград для себя. При ... части произведения слова автора написаны от первого лица. ...
После удара, случившегося с ним в апр. 1948, поэт последние 13 лет жизни был прикован к постели