Философский смысл «Легенды о великом инквизиторе в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»

Эссе

Развертывание

Глава «Легенда о Великом инквизиторе» романа «Братья Карамазовы» является важной составляющей философии Ф.М. Достоевского и содержит его основные этические представления. Писатель выражает свое несогласие с существующим общественным строем, однако отрицает насильственные методы изменения мира.

Философско-этическое содержание «поэмы» Ивана Карамазова имеет системный характер и представляет собой сложное переплетение нескольких смыслообразующих мотивов. Среди них присутствуют мотивы этического утилитаризма, деления людей на сильных и слабых, атеизма, опоры на рациональное начало и другие.

Герой «поэмы» Ивана Карамазова основывает свое отношение к людям на чувстве жалости, которое имеет христианскую природу. Однако его восприятие обычного человека больше напоминает ницшеанство, чем христианство. Иван испытывает «час великого презрения» к «слабосильным, порочным» обывателям, считая их неспособными на поступки и нуждающимися в жестком руководстве со стороны сильных представителей человечества, которыми он видит себя и своих единомышленников.

Однако, в отличие от ницшеанства, великий инквизитор испытывает жалость к слабому человеку. Это чувство основано не на любви к обычному человеку как к равному себе, а на снисхождении к его слабости, на ощущении собственного превосходства над ним. Из такого противоречивого комплекса мыслей и чувств вытекает действия, выбранные героем: если люди слишком ничтожны, чтобы сами обеспечить себе счастливую жизнь, то необходимо руководить ими и привести к счастью и благополучию. Это своего рода «насильственное счастье», требующее игнорирования моральных издержек, так как людей приходится подчинять лжи, насилию и манипуляциям сознанием.

Утилитаризм великого инквизитора раскрывается в философии общего блага. Однако, материалистический подход к этому понятию заменил исконную духовность и вызвал раздор. Важно отметить, что этически помимо Иеремии Бентама также упоминаются мысли Франка и Раскольникова, что подтверждает разногласия точек зрения на эту тему. Это противоречие собственных моральных убеждений ведет к агонии и духовному кризису.

Так, великий инквизитор, заложив основы своей философии на утилитарных ценностях, вынужден жертвовать эмпатией и состраданием в угоду поставленных целей. Он сознательно унижает свою нравственность, одновременно находясь в плену иллюзорного христианского учения.

Ложь, использованная инквизитором в качестве инструмента управления, вызывает внутренний демонический кризис. Его манипуляции оправдываются попытками добиться гармонии среди людей, но такой подход не может не вызывать переживаний и мутки у самого инквизитора.

2 стр., 586 слов

Поэма о судьбе человека и Родины (поэма С. Есенина «Анна Снегина»)

... делать выводы. В поэме можно выделить две главные темы. Во-первых, это рассказ о личной судьбе лирического героя самого Есенина и непосредственная его связь с судьбой Анны Снегиной, именем которой и названа поэма. Анна Снегина (прототипом ...

Таким образом, идея «насильственного счастья», заложенная утилитаристской этикой великого инквизитора, стала причиной его собственных страданий. Это пример того, как доктрина, направленная на достижение всеобщего счастья, в конечном итоге разрушает самого значения этой доктрины.

Кардинал, по сути, уже отказался от принципов христианских в пользу противоположных, но он не может не понимать, что для управляемых им людей именно христианство остается традиционным убеждением, идеалом, верой. И если Пленнику он прямо говорит о своей антихристианской позиции, то обычным людям, гражданам своего государства, он этого не открывает. Наоборот, великий инквизитор поддерживает в них иллюзию того, что они живут в христианском обществе. Умело манипулируя сознанием людей, кардинал убеждает их, что в этом государстве все делается ради торжества христианства. Он говорит Пленнику: «…мы скажем, что послушны тебе и господствуем во имя твое. Мы их обманем <…> ибо тебя мы уже не пустим к себе».

Великий инквизитор, — писал известный русский философ Н. Лосский, — использует ложную религию, основанную на потворстве земным вожделениям человека, но так, чтобы совесть человека была усыплена мнимым согласием с заветами Бога.

Точно так же получается и со свободой. Кардинал говорит Пленнику, что когда тот пожелал от людей свободной веры и не захотел поработить их дух с помощью чуда, то тем самым он возложил на плечи слабого человека непосильный груз. С одной стороны, человек по природе своей не может не стремиться к свободе, не случайно великий инквизитор называет людей бунтовщиками. Но, с другой стороны, кардинал уверен, что это «бунтовщики слабосильные, собственного бунта своего не выдерживающие». Ведь свобода влечет за собой необходимость выбора и ответственность. Слабая душа, по мнению инквизитора, «не в силах вместить столь страшных даров». И человек совершает «бегство от свободы», если воспользоваться выражением Э. Фромма.

Развитие идеи великого инквизитора

Поэтому государство великого инквизитора строится на полном подчинении большинства людей «великим и сильным». Понимая, что обычный человек чувствует притягательность свободы, но не может вынести груза ответственности и выбора, великий инквизитор внушает «слабосильным», что они свободны, как никогда, хотя в действительности они полностью управляемы властью. Манипуляция сознанием — неотъемлемая часть политики великого инквизитора, и ее универсальный инструмент — это ложь. Принимая такой путь, герой вынужден преодолевать сопротивление собственной совести, что лишает его душевного равновесия, и это, в его понимании, неизбежная плата за безмятежное существование обычных людей: «И все будут счастливы, все миллионы существ, кроме сотни тысяч управляющих ими. Ибо лишь мы, мы, хранящие тайну, только мы будем несчастны»; «в обмане этом и будет заключаться наше страдание, ибо мы должны будем лгать». Если ложь становится для героя «поэмы» причиной моральных страданий, то логично предположить, что душевные муки у него должно вызывать и прямое насилие — еще один «инструмент» осуществления идеи счастья «слабосильного» человечества.

21 стр., 10004 слов

По В. Ганичеву. На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском ...

... Что такое категория красоты в литературе? | Сочинение | Читайте также: (1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, ... найти и в истории, и в художественной литературе. Великий полководец А. В. Суворов в период правления Павла Первого дважды попадал в опалу, после великих Итальянского и ...

Одним из неизбежных последствий реализации идеи великого инквизитора является определенный социальный проект: «миллионы существ», которые слабы, заурядны, не способны на великое, — и «сотня тысяч управляющих ими», сильных и способных взять на себя «проклятие познания добра и зла». Создается государство, где жизнь большинства полностью подконтрольна меньшинству, которое дает всем «хлеб земной» и объединяет всех под своей авторитарной властью во «всеобщий и согласный муравейник». По мысли великого инквизитора, это делается ради счастья того же «муравейника», ведь в нем люди избавлены от груза свободы выбора, обеспечены всем необходимым, их жизнь упорядочена, «устроена», им даже позволен грех, «если сделан будет с разрешения» властителей.

Однако подобное «счастье» как состояние духа влечет за собой негативные изменения в психологии как отдельного человека, так и общества в целом. Человек, жизнь которого полностью контролируется властью, теряет способность самостоятельно мыслить, оценивать факты и действовать. Множество подобных людей — это уже духовно безликая толпа, которой легко манипулировать.

В своем труде «Великий инквизитор», Ф.М. Достоевский представляет картину общества, основанного на рационалистическом мировоззрении и утилитарной этике. Он показывает, как идея организации общества в соответствии с рациональными потребностями людей приводит к насилию и подавлению индивидуальности. Подобная ситуация приводит к нравственным страданиям людей, близких к христианским ценностям, но вынужденных противостоять установленным принципам.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ

Творческая история поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон».

Юмор А.П.Чехова.