» Средне профессиональное образование: реалии и перспективы»

Эссе

Среднее профессиональное образование: реалии и перспективы

Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия.

Н.И. Мирон

В последнее десятилетие система СПО претерпела значительные изменения. О ее сегодняшнем состоянии, механизмах и инструментах, влияющих на подготовку востребованных и квалифицированных кадров много пишут и дискутируют. Что ожидает систему профессионального образования через 10-15 лет? Какой будет или должна быть она в будущем? Как грамотно расставить акценты, выявить точки «роста» и пути развития профессионального образования? На данные вопросы нет однозначных ответов, но уже сейчас очевидно, что основным направлением развития СПО будет взаимосвязь с рынком труда, нацеленная на построение инновационной экономики.

На мой взгляд одним из инструментов, с помощью которого в последнее время система профессионального образования стала приближаться к требованиям реальной экономики, являются федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования , а так же ФГОС СПО по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50 и ТОП-Регион).

Переход на реализацию ФГОС по ТОП-50 потребуют от профессиональных образовательных организаций пересмотра своей деятельности, введения компетентностного подхода. Именно этот подход позволит подготовить квалифицированного специалиста, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Компетентностный подход позволит сбалансировать процентное соотношение между теоретическими знаниями и практическими умениями как педагогов, так и обучающихся.

Говоря о системе СПО будущего, нельзя не затронуть личность преподавателя. Именно он является центральной фигурой, реализующей задачи, поставленные перед профессиональным образованием. Развитие сферы СПО, обеспечение ее конкурентоспособности невозможно без привлечения молодых кадров. Не секрет, что на сегодняшний день система СПО испытывает дефицит молодых педагогических кадров , средний возраст педагогов составляет 40-45 лет. По Российской Федерации это показатель достиг 66,5%. Для решения этой проблемы важно поднять престиж педагогических профессий, разработать систему бонусов для привлечения в педагогическую сферу молодежи, внедрять систему наставничества. Кроме методической подготовки, преподаватели должны владеть умениями, которым обучают студентов, – по-другому результаты, заложенные в федеральные государственные образовательные стандарты, не обеспечить.

18 стр., 8644 слов

Основные подходы к образованию

... ли кто-то будет оспаривать, что цели образования тесно связаны с жизненными целями данного общества. Жизнь определяет образование, и наоборот: образование влияет на жизнь. Понимание системы образования данного общества означает понимание структуры его жизни. Образование есть не что иное, как культура индивида. ...

В части совершенствования профессионального образования, я считаю, можно сделать акцент на динамично развивающееся движение WorldSkils , которое является международной площадкой для профессионального роста и совершенствования рабочих навыков.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что тенденции, наблюдаемые в развитии среднего профессионального образования, различны. Одни желательно укреплять, другие – необходимо корректировать, третьи – зарождать. И все же общий итог положительный: при всем множестве проблем система СПО становится более открытой, целенаправленной и обретает более четкие ориентиры для дальнейшего развития.