НАРОДНОЕ ИСКУССТВО. Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Отчего устаёшь, когда идёшь по улице сегодняшнего города и смотришь по сторонам?
От вывесок на магазинах, в основном, английских. Он их неувязки и несогласия друг с другом, а порой и нелепости.
От того, что деревья, попавшие под пилу «дорожной революции», стали уродливы настолько, что невольно ранят сердце, а тебе ничего не изменить, не поправить, и никому уже не изменить и не поправить, но и ты, и большинство простых людей, не может этого не замечать…
И не на чем остановить взгляда, ищущего гармонии и красоты в окружающем пространстве…
И так день за днём… Суета и хаос, ощущение разлада, агрессии, этой энергией пропитано и дышит всё вокруг. И вспоминается пословица: каково на дому, таково и самому.
Что приходит на помощь? Гармония слова. Тихого, ладного, мудрого. И помогает разобраться в происходящем, осмыслить его. Ты становишься молчаливым собеседником мудреца… Ты, самый обычный, простой человек, один из народа…
Дмитрий Сергеевич, а Вы что сказали бы?
Я открыла «Заветное» Дм.С. Лихачёва, глава «Народное искусство»… да, мне сегодня — сюда. Читаю и благодарю…
за мудрость, ясность и народность. За картину русского быта, наши традиции… они ведь у нас в памяти ещё хранятся…
Тех, кто родился в двадцатом веке…
«…Народное искусство наиболее близко к человеку, ибо оно хоровое, рабочее (его держит человек в руке),
одевающее его, окружающее его (в избе, например), действующее вместе с ним… Оно насквозь прикладное.
Народное искусство поражает двумя особенностями (наряду с другими): всеохватностью и единством.
Исследовательская работа «чувашское народное искусство» учащихся
... и мужских нарядных поясов. Основные виды рукоделия чувашского народа. Узорное качество - один из древнейших и широко распространенных видов народного искусства. До второй половину XIX века ткачество ... оригинальные сувениры , которые , разлетаясь по стране и миру, становятся визитными карточками чувашской художественной культуры. Увидев у пробабушки в сундуке шапочку с бусинками и монетами мне ...
«Всеохватность» — это пронизанность всего, что выходит из рук и уст человека, художественным началом.
Единство – это прежде всего единство стиля, народного вкуса. В едином стиле и дом, и всё, что в доме, и всё что сделано человеком вокруг дома, всё, что творится им изустно.
Обе эти особенности объясняются тем, что искусство во всех его формах подчинено, как высшему началу,
стабильному укладу жизни. Все праздники, все обычаи, все правила поведения создают единое искусство.
Каждый предмет, каждая песнь, выхваченная из обряда и быта, теряет наполовину значимость и красоту.
Фольклор вещевой, словесный и музыкальный – это праздничное обряжение жизни.
Традиционность народного искусства в значительной мере
объясняется тем, что художественная систематизация впечатлений
совершается вся в одном стиле, одними и теми же привычными способами.
Поэтому-то крестьянин подчиняет всё в своей избе и вне её одной манере, одному художественному методу.
Его искусство не знает колебаний. Смелость традиции позволяет крестьянину художественно
едино создавать прялку, ложку, конёк избы, сани, солонку, соху, одежду и т.д. – все бытовые предметы.
Всё в той или иной округе, все вещи созданы как бы одним мастером. Индивидуальное сказывается ещё мало. И при этом нет безвкусицы, нет произведений антихудожественных.
Правда, художественность народных произведений то выше, то ниже, но нет безобразных.
Художественный стиль в народном искусстве всегда один в данной местности, у данного населения.
Всё воспринимается и изображается в одном стилистическом ключе.
Прогресс в искусстве состоит в том, что появляется много различных способов художественного восприятия действительности. Человек постепенно овладевает способностью «видеть» и «слышать», а соответственно и творить в двух или даже нескольких стилистических системах.
Французский классицизм существует рядом с барокко в одной стране и в одно время. Индивидуальное начало растёт постепенно (оно всегда есть, конечно, но занимает второе место в стилистической системе).
В романтизме индивидуальное начало приобретает уже значение определяющего в стиле, а вместе с тем появляется и интерес к стилям другого времени и других стран.
Недаром в романтизме такое важное место занимает обращение к национальным и историческим стилям – к готике, к китайщине, к турецким и арабским особенностям искусства и к народному искусству во всех сферах. Романтик ищет себя среди многообразия стилистических восприятий мира. Он понимает, что мир можно художественно организовать по-разному, в разных «вкусах».
И уже в этот период появляется (что отнюдь не случайно) наряду с разными вкусами и безвкусица.
Безвкусица Х1Х и ХХ веков это контрнаступление хаоса. Хаоса, притворяющегося искусством,
хаоса, организованного хаотически (пусть меня простят за такую бестолковщину в словах), то есть ложно организованного, а по существу остающегося хаосом, но хаосом, обретшим агрессивность и благодаря этому способным сопротивляться попыткам его организовать стилистически. Безвкусица – это не просто отсутствие вкуса, а нечто несущее в себе сопротивление вкусу.
Анализ книги Г. Вёльфлина «Основные понятия истории искусств: ...
... индивидуальности, в стране, где и была канонизирована биография как жанр истории искусства»[2]. Однако именно труд «Основные понятия истории искусств» лег в основу формирования иного, более масштабного взгляда, ставшего ... вещи, вне зависимости от того, движется она или нет. Противоположностью этому стилю является барокко, которое во всем стремится показывать иллюзорность и движение мира. ...
В самом деле. Шум моря, шум леса, даже уличный шум можно организовать музыкально (ср. «Вечера в Вене» Листа), но шум оркестра, фальшиво пытающегося исполнить музыкальное произведение, уже невозможно преобразовать в нечто художественное, если только не заставить оркестр верно исполнить произведение, вернуться к правильному исполнению. Поэтому безвкусица – это хаос, приобретший броню против искусства.
Появилась опасность ухода от искусства в безвкусицу, антиискусство, эту опасность стала предотвращать критика. Появилась критика и все виды искусствознания. Это самозащита искусства.
Народное искусство в своё время в такой самозащите не нуждалось».
Глава «Народное искусство» из книги Д.С.Лихачёва «Заветное»,
(Москва, Издательский, образовательный и культурный центр
«Детство. Отрочество. Юность.», 2006г.)
Вот почему, наверное, сейчас очень модным стало то, что называется-то не по-русски: хэнд-мэйк, но суть та же! Ну хочется создавать своими руками красоту, если не видишь её вокруг… Тебе вот тут уже никто не запретит.
И вот почему с каждым годом на Бажовский фестиваль приезжает всё больше и больше народу — всенародный праздник творчества! Душа просит)))
Нина ПИКУЛЕВА