По обществознанию для учащихся 11 класса «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам»

Эссе

Эссе по обществознанию (социальная психология).

Тема: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам».

(Ж.-П. Сартр)

Каждый человек, взрослея, задает себе вечные вопросы: «Кто я? Зачем пришёл в этот мир? Что будет после меня?» Современные общественные науки доказывают, что каждый живший ранее и живущий сегодня человек – это существо уникальное и удивительно неповторимое. Мне кажется, что жизнь каждого человека по-своему самобытна именно потому, что только он сам ежедневно решает насущные вопросы деятельности и осуществляет осознанный выбор индивидуального бытия в соответствии со своим мировоззрением, опираясь на понятие смысла жизни, нравственных ценностей и идеалов счастья. Даже самый сильный человек осознает конечность своего бытия, отсюда и особый трагизм в восприятии жизни, с одной стороны, а с другой стороны, прочная уверенность в осмысленности прожитой жизни, которая позволяет оставить после себя тот социокультурный след духовного наследия, без которого не смогут существовать его дети, внуки и всё человечество в целом.

Мне импонируют слова Жана-Поля Сартра, выдающегося французского писателя и философа, одного из ярких представителей экзистенциализма. Экзистенциализм – это философское направление, оформившееся в начале XX века, когда человечество предчувствовало грозные перемены и как бы предугадывало будущие мировые войны, кровавые революции и рождение тоталитарных режимов, лишивших человека не только его индивидуальности, но и личной свободы выбора в осуществлении своего жизненного пути и самосозидания личности.

«Экзистенция» – это термин, пришедший к нам из латинского языка, означающий в переводе «существование». Основными представителями экзистенциализма являются выдающиеся немецкие философы – Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, французские мыслители – Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, испанский философ – Хуан Ортега-и-Гассет, а также наши соотечественники – Николай Бердяев и Лев Шестов.

Уже в идеях классиков заложено главное противоречие этого философского учения. Представители материалистического экзистенциализма, к которому принадлежит Сартр, дают человеку полную свободу и доказывают его право осуществлять собственную индивидуальную цель в жизни, чтобы творить себя как личность и выбирать только ему свойственные формы и способы жизнедеятельности. А с другой стороны, религиозное направление экзистенциализма ставит человека в зависимую позицию от идеи Бога-творца. Например, Николай Бердяев видит предназначение человека в развитии творческого потенциала личности с целью слияния судьбы человека с божественным предопределением.

5 стр., 2068 слов

Жизнь и творчество Жана Поля Сартра

... как похоронная процессия продвигалась по левобережному Парижу, мимо любимых писателем мест, к ней стихийно присоединились 50 тысяч человек. сартр философия экзистенциализм феменология 2. Характеристика эпохи Проблемы человеческого ... всяком случае История не спеша движется к осознанию человека человеком... Вот что ... определяюший отпечаток на всю оставшуюся жизнь Сартра. В мае разразились серьезные ...

Если посмотреть на развитие философской мысли о сущности и предназначении человека, то оппонентов у Сартра будет достаточно много. Все древние философы Востока обвинят Сартра в непонимании элементарной истины: человек всегда несвободен потому, что он сам – творение Богов и потому его путь – это познание предопределения своей судьбы, предначертанной Богами. Христианские философы Средневековья обвинили бы Сартра в ересях и кощунственных сомнениях потому, что человек – это образ и подобие Божье, а значит, никогда и ни при каких обстоятельствах человек себя сам создавать и ваять не может. Не примут цитату Сартра представители двух основных философских направлений идеализма и материализма. Первые не дадут человеку самостоятельности и свободы, а вторые докажут, что историю творят народные массы, а личность в одиночку не способна изменить социальную среду.

Почему же для меня столь убедительно звучат слова французского мыслителя? Какие аргументы я смогу предъявить тем, кто хотел бы лишить меня права на личностный выбор своего бытия и возможность самостоятельно лепить свой характер и свою судьбу?

Во-первых, реальный процесс жизнедеятельности человека – это и есть философское понятие бытия. Мне как живому существу и представителю социума присуща такая форма активности, как деятельность. В ней мне лично представляется уникальная возможность, отбирая цели, средства достижения и планируя свои действия и поступки, утверждать свои личностные позиции в любой общественной альтернативе.

Во-вторых, мне нравится выражение социологов, которые утверждают, что «каждый человек рождается индивидом, стремится стать личностью, а свою индивидуальность доказывает всю жизнь». Оно не противоречит учению Сартра, так как мы рождаемся в мире людей с определенными биологическими и генетическими задатками, но как существа биосоциальные проходим обязательные этапы социализации в обществе. В этом процессе усвоения и воспроизводства индивидом социальных норм и культурных ценностей, человек с рождения и до глубокой старости как бы примеряет социальные роли, которые ему предлагает конкретное общество. Но свобода личности проявляется в том, что человек сам решает, какие роли после освоения взять в свою копилку жизненного опыта, а какие упразднить из-за их отсталости или реакционности.

В-третьих, я полностью разделяю позиции экзистенциализма в том, что как личность человек уникален и неповторим. Ему свойственны отличия в физическом и умственном развитии, поэтому каждый человек проживает неповторимый жизненный путь и понимает смысл своего существования в осознании специфики своего предназначения, то есть экзистенции. Осознав специфику собственного бытия, человек должен самостоятельно сформировать свой внутренний духовный мир, применяя активные формы деятельности и зачастую вступая в борьбу с устаревшими формами общественного бытия во имя прогресса.

Я считаю, что экзистенциализм – это одна из весьма жизнеутверждающих философских концепций, потому что ей свойственен глубокий гуманизм. Она призывает человека к активной жизненной позиции, к выбору своей точки зрения на все события, происходящие во внешнем мире во имя главного права человека быть творцом своей жизни. Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы, его свобода представляется как нечто абсолютное, раз и навсегда данное. «Человек осуждён быть свободным», – утверждает мыслитель, потому что свобода предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека. Концепция свободы воли представляется у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует и собирает себя как социальное существо и тем самым полностью отвечает за себя и за свои поступки.

10 стр., 4905 слов

Реферат проблема свободы творчества в дизайне

... Бердяева. Центральное место проблемы свободы человеческой личности в его философии. Главная проблема философии Бердяева - смысл существования человека и с связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение, ... а знания, он и в религиозной жизни хотел сохранить свободу искания, свободу творчества. В 1908 году Бердяев переехал в Москву, где принимал участие в различных сборниках. Поиск собственного ...

Удивительным общественным явлением, подтверждающим учение Сартра, является жизнь и деятельность Михаила Васильевича Ломоносова. Выдающийся представитель эпохи Просвещения преодолел не только путь от Архангельска до Москвы с рыбным обозом, он своей волей и упорством преодолел социальную пропасть между сословиями дворянства и крестьянства, чтобы стать первым российским ученым. Своим интеллектом, неуёмной энергией, самообразованием и самовоспитанием он достиг вершин совершенства в научной деятельности и остался безгранично свободным в своем творчестве человеком, несмотря на расцвет самодержавия в России. Памятником его гениальности и предназначения и сегодня остается Московский государственный университет, который гордо несёт имя великого ученого-просветителя.