Автор:
учитель начальных классов
Царицына М.В.
(ГБПОУ ЗКНО, отделение 800, Москва, 2015 г.)(Написано во время обучения в магистратуре МПГУ)
Варианты эссе по статье Д. Лихачева «Человек должен быть интеллигентен!»
В чем смысл понятия «нравственное здоровье»?
Д. Лихачев считает, что «интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно».
Таким образом, можно утверждать, что нравственное здоровье – это интеллигентность. Что же есть интеллигентность? На основании данной статьи можно сделать вывод, что интеллигентность или «нравственное здоровье» — это особое эстетическое чутье, восприимчивость ко всему прекрасному, а главное – чуткость, отзывчивость и такт. Если человеку это свойственно, то его можно назвать интеллигентным.
Можно ли образованного человека считать неинтеллигентным?
Можно: «Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого». То есть, если человек хорошо образован, это не всегда означает, что он обладает способностью к пониманию других людей, к восприимчивости чужого горя или чужой радости.
Эту мысль Д.Лихачев подтверждает примером, говоря о мало- или вовсе необразованных крестьянах Севера:
«Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости».
Перечислите, какими чертами на ваш взгляд должен обладать интеллигентный человек.
Отзывчивость, тактичность, справедливость, доброта, ответственность, скромность, любознательность, обладание чувством прекрасного, стремление к деятельности и самосовершенствованию, верность своим убеждениям и умение ценить эти же качества в других людях.
Как вы понимаете слова Библии «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле»?
Пожалуй, эти слова перекликаются с мыслью, высказанной Д. Лихачевым, о том, что интеллигентность равна нравственному здоровью. Ведь, человек, уважительно относящийся к родителям, скорее всего, справедлив, чуток, отзывчив и ответственен, а, следовательно, нравственно здоров. А, по Лихачеву, нравственное здоровье – залог как физического, так и умственного долголетия.
Кто такой нравственный человек
... кто в этом нуждается. Инвалид, юный вокалист, музыкант всегда несёт людям Добро. Таким образом, можно заключить, что милосердие – основа многих добрых поступков. Оно необходимо каждому человеку. /(114 слов) ... своим сверстникам: «Будьте, пожалуйста, милосердны друг к другу!» /(131 слово) Милосердие Милосердие – это нравственное качество человека, в основе которого лежит желание прийти на помощь к ...
Эти же слова можно трактовать и в более широком смысле: «Чти отца своего и матерь свою» — то есть, чти своё прошлое, из которого произошла современность. А уважение к прошлому, умение видеть в нем добро – также признак интеллигентности, а значит, и нравственного здоровья, являющегося в свою очередь залогом долголетия.
Согласны ли вы с тем, что «Социальный долг человека – быть интеллигентным»?
Это действительно так. Ведь человек в социуме ответственен не только за себя, но и за других – например, за своих детей, подчиненных или друзей. Быть для них достойным примером – вот задача человека. А достойный человек – это интеллигентный человек. И когда такому примеру начинают следовать, общество оздоровляется. Именно поэтому интеллигентность можно считать социальным долгом человека.
Верно ли, что физикам и математикам не нужно гуманитарное образование?
Мне кажется, что вопрос несколько не корректен. Физики и математики вправе сами принимать решение о необходимости гуманитарного образования для себя.
А если речь идет именно об интеллигентных людях, занимающихся физической или математической науками, то в силу своей интеллигентности они так или иначе обладают культурой речи, стремлением к познанию нового, восприимчивостью к прекрасному и уважением к истории. То есть такие люди, на мой взгляд, в большей или меньшей степени, но причастны к областям наук гуманитарного цикла в любом случае.
Наверное, вопрос можно было бы задать так: Верно ли, что физики и математики далеки от наук гуманитарного цикла? – мой ответ – «нет» (аргументация приведена выше).
Существует ли связь между степенью интеллигентности и жизненной активностью человека?
Современный интеллигентный человек. Что вы вкладываете в это понятие?
Несомненно, связь существует. Пассивный человек – слаб как физически, так и умственно, а, следовательно, он не обладает стремлением к познанию нового, вряд ли окажет помощь нуждающемуся, вряд ли захочет соприкоснуться с прекрасным, просто потому, что он бездеятелен и безынициативен. Отсутствие указанных качеств уже говорит об отсутствии интеллигентности.
Таким образом, чем более активна жизненная позиция человека, тем больше оснований считать его интеллигентным.
Современный интеллигентный человек.
Для того, чтобы сегодня человек имел право называться интеллигентом, кроме того, чтобы работать умственно, он должен иметь ряд других, не менее важных качеств. Для этого мало иметь высшее образование, хорошую работу и изысканные манеры.
Настоящий интеллигент, по моему мнению, никогда не покажет своего превосходства над менее образованным человеком, который, возможно, стоит на низшей общественной ступени; в общении интеллигент простой и непринужденный, не старается казаться умнее, чем есть, так как знает себе цену, держится достойно.
, «Интеллигентный человек — какой он?» ( !)
... Понравилось сочинение? По «Человек должен быть интеллигентным» Человек должен быть интеллигентным! А если его профессия не нуждается в интеллигентности? А если он не ... интеллигентный человек – это человек начитанный, высокообразованный (и образование его преимущественно гуманитарное), много путешествует, знает несколько языков. Тем не менее, можно обладать этими качествами и не быть интеллигентом, ...
Интеллигентность не всегда можно объяснить происхождением, родителями, воспитанием, зажиточностью или бедностью. Даже высокая образованность не является гарантией интеллигентности, так как мы знаем кричащие примеры морального невежества именно среди владельцев документов о высшем образовании. И наоборот, знаем образцы настоящей интеллигентности и внутренней культуры среди людей простого происхождения, которые не имеют дипломов. Интеллигент — это всегда патриот, который болеет душой за судьбу Родины. Считаю, настоящий интеллигент – это, прежде всего, человек глубокой «внутренней» культуры, преисполненный чувства собственного достоинства и глубокого уважения к другим людям.
Это личность, которая имеет твердые убеждения и не уступает им ни под давлением материального затруднения, ни под влиянием жизненных соблазнов. Это личность, постоянно стремящаяся к самосовершенствованию.