Вопрос музыкального воспитания подросткового поколения является актуальным на протяжении всех времен. Он был освещен в работах философов, психологов и педагогов еще в древности, включая период римской античности. Старогреческие философы, такие как Аристотель, Демокрит, Сократ и Платон, придавали большое значение разностороннему развитию детей. Они считали музыку приоритетным средством воспитания, а музыкально-эстетическое воспитание основывалось на ценностях античной культуры.
В XIX веке многие педагоги-музыканты занимались проблемой формирования и развития музыкальной культуры у детей. Среди них были Д.Н. Зарин, А.Н. Карасев, А.Л. Маслова, П.П. Мироносецкий, С.В. Смоленский. Их многолетний опыт привел к появлению науки — методики музыкального воспитания, становление которой началось в 60-х годах XIX века.
В современном обществе данная проблема не только не утратила своей актуальности, но и стала более острой. Она особенно актуальна при работе со школьниками и подростками.
Известно, что в подростковом возрасте музыкальная культура достигает определенного уровня. У школьников формируется собственный музыкальный вкус, появляется свой круг музыкальных интересов и предпочтений, который становится основой для ценностных ориентаций во взрослой жизни. Психологи отмечают, что в подростковом возрасте формируется отношение к искусству, но у школьников зачастую отсутствуют прочные знания и ясные критерии оценки явлений современной культуры.
Специальные исследования показывают, что «легкая» музыка удовлетворяет потребности в общении, движении и разрядке, в то время как классическая музыка предпочтительна для уединения, обдумывания и вызывает серьезные чувства. Наблюдения показывают, что большая часть современных подростков увлечена рок-музыкой. Рок-музыка является социальной реальностью нашего времени. Поэтому школе необходимо учитывать эти потребности и ориентироваться на них. В противном случае, они могут остаться без внимания педагогов и стать привычкой, которая не будет восприниматься как объект педагогического влияния.
Формируя духовную культуру, как основу индивидуальной художественной культуры, музыкальная педагогика опирается на высокохудожественные образцы классического музыкального искусства. При таком подходе остаются без внимания потребности, интересы школьников-подростков, для которых современная популярная музыка, в частности, рок-творчество, является важнейшим компонентом общения. Общение, как известно, является ведущим типом деятельности у подростков. Школьник-подросток вынужден черпать знания о рок-музыке из СМИ, и, как правило, через неформальные каналы. Информация, полученная таким образом, не всегда позитивно влияет на развитие музыкальной культуры у школьника-подростка. Это обусловлено тем, что существует неуверенность, страх учителей перед этими проблемами. Многие учителя признаются в своей профессиональной неподготовленности в беседе со школьниками о роке.
Творчество военных ансамблей в военно-патриотическом воспитании подростков
... военных ансамблей в воспитании подростков 1.1 История возникновения военных ансамблей песни и пляски Основой военных плясок является народно-сценический танец. История возникновения военных ансамблей песни и пляски имеет глубокие корни в нашей культуре. ... данной работе будет рассмотрена тема народного танца, его особенности, значение и влияние на формирование национального характера и культуры. Общие ...
Образовалась огромная разница между музыкой, которая звучит на уроках в общеобразовательных учреждениях, и музыкой, существующей за пределами школы. Современная музыка воспринимается подростками как обособленная область музыкального искусства, существующая автономно. Таким образом, в сознании школьников-подростков разорвалась нить преемственности музыкального искусства, а это в свою очередь, мешает полноценному их музыкальному развитию.
Проблема формирования музыкальной культуры современного школьника требует от музыкальной педагогики сегодня оптимальных и эффективных решений.
Перед учителем музыки при этом сегодня все острее встает вопрос преодоления в сознании школьника-подростка образовавшегося разрыва междуклассическим и современным музыкальным искусством. Решение данного вопроса является залогом успешного развития музыкальной педагогики, а также утверждения личностно-ориентированного подхода обучения школьника-подростка. Сегодня существует явная необходимость создания условий, при которых будут удовлетворены музыкальные потребности современного подростка, т.е. вооружение учащихся знаниями о рок-музыке, ее сильных и негативных сторонах, ее истоках, путях развития, связей с классической музыкой. Для этого необходимо иметь свою позицию, проявить личностный интерес и собственное отношение.
Целью исследования дипломной работы является становление личности (на уровне самооценки) школьника-подростка в процессе постижения рок-музыки.
1. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- Определить психолого-педагогические особенности современных подростков.
- Определить важные музыкальные признаки, характерные для рок-музыки.
- Разработать методику введения в урок песенного репертуара рок-музыки.
- Подтвердить на основе практической работы влияние рок-музыки на повышение самооценки подростков.
Объект исследования – музыкально-образовательный процесс, направленный на осознание подростками себя как личности на основе рок-музыки.
Предмет исследования – педагогические условия становления самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки.
Методы исследования: анализ литературы по данной проблеме исследования, обобщение и систематизация теоретического материала; исследовательская работа (по изучению самооценки подростков).
- При решении данной проблемы можно выделить следующую гипотезу. Влияние рок-музыки на самооценку подростков будет педагогически целесообразным, если учитывать:
- применение метода идентификации (метод переноса художественного образа на личность слушателя);
- использование творческих заданий и музыкальных викторин;
- качественный отбор песенного музыкального материала, включающий в себя вербальные формулы внушения.
Методологическая база исследования, База исследования
1. Теоретические основы формирования самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст, по мнению специалистов, возраст самоопределения, становления характера. Этот период можно рассматривать как кризисный и связан он с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной.
Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...
... как средство развития музыкальных способностей учащихся младших классов в общеобразовательной школе. Предмет исследования - развитие полифонических музыкальных способностей в основных видах музыкальной деятельности у учащихся младших классов. Гипотеза исследования - развитие полифонических музыкальных ...
На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном – подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом – подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Каждый возрастной период является переходным, подготавливает человека к переходу на более высокую возрастную ступень. У разных подростков эти периоды протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые реагируют на эти изменения, стараются быть более чуткими и предупредительными или оставляют подростка наедине с проблемами.
Рассмотрим научные концепции таких психологов, как: Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Штерн, Л. Выготский.
Э. Шпрангер
1. тип – резкое и эмоциональное развитие, итогом которого является становление качественного нового Я.
2. тип – медленное, но верное изменение, без особых отклонений в личностных чертах.
3. тип – основан на самостоятельных принятиях решений, преодолениях внутренних страхов, на процессе самовоспитания, что приводит к осознанию индивидуальности, появлению устойчивой рефлексии (самоконтроль).
Ш. Бюлер (1893–1974) считала, что в подростковом возрасте происходит резкое ускорение психического и физического развития. В психическом развитии Ш. Бюлер выделила три фазы:
1 фаза – это «вступление» к самому периоду развития, первые симптомы проявляются в 11–12 лет; подростки ведет себя агрессивно, неуравновешенно, детские игры становятся не интересными, а игры старших еще не понятны.
2 фаза – продолжительность от 11–13 лет у девочек и от 14–16 у мальчиков. В этот период проявляется особая раздражительность, нервозность, неудовлетворенность собой, своей внешностью, все это переносится подростками на окружающий мир. Окончание фазы происходит параллельно с завершением телесного созревания.
3 фаза – несет в себе позитивные черты. Постепенно вырастает позитивное отношение к действительности, подросток уже может контролировать смены настроений, уже нет такой агрессивной настроенности, что раньше. Постепенно мир раскрашивается в яркие тона. В эту фазу появляются любовные переживания, которые дают выход самому тяжелому напряжению.
Э. Штерн (1871–1938) полагал «…специфика в подростковом периоде обусловлена, с одной стороны, направленностью мыслей и чувств ребенка, его стремлений и идеалов, а с другой – особым образом его действий». [34, 270]Штерн выделил шесть типов преобладающих ценностей, которые соответствуют шести типам личности подростка.
1. теоретический тип – все стремления направлены на объективное познание действительности.
2. эстетический тип – стремится постичь каждый отдельный случай как символ, знак.
3. экономический тип – старается достичь результата с наименьшими потерями.
4. социальный тип – главной ценностью этого типа является любовь и общение.
5. политический тип – стремится к власти, управлению.
Формирование личностных смыслов жизни у подростков
Одной из ключевых концепций, влияющей на понимание психического развития подростка, является концепция Л.С. Выготского. Согласно его теории, основной проблемой этого возраста является проблема интересов подростка.
Формирование культуры личности подростков на х литературы
... формирования общей культуры личности и разработать механизм формирования культуры личности подростка на уроках литературы. Задачи: раскрыть понятие и воспитание культуры личности; выяснить особенности формирования культуры личности в подростковом возрасте; рассмотреть средства формирования культуры личности подростка на уроках литературы; провести диагностику общей культуры личности подростка; ...
- «Эгоцентрическая доминанта» – проявляется как интерес к самой себе и своей личности.
- «Доминанта дали» – это устремленность в будущее и поиск определенных интересов.
- «Доминанта усилия» – включает в себя волевые качества и возможность преодоления препятствий.
- «Доминанта романтики» – отражает стремление к неизвестному и неопределенному.
Появление новых интересов ведет к преобразованию старых и возникновению новых мотивов, что изменяет социальную ситуацию развития подростка. Такая смена социальной ситуации приводит к изменению основной деятельности подростка, что в конечном итоге приводит к психологическим новообразованиям.
Подростковый возраст можно разделить на младший (10–13 лет), старший (13–15 лет) и раннюю юность (15–17 лет), к которой также часто присоединяют.
Согласно Л.И. Божовичу, внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определение своего места в жизни, формирование мировоззрения, влияние на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.
Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, интересов, стремлений ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформившиеся общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Все это формирует личностные смыслы жизни.
Важными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих действий, умение учитывать чувства и интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Новообразования являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в различные формы общественной деятельности.
Развитие подросткового возраста
Л.И. Божович подчеркивала, что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.
Подростковый возраст характеризуется противоречивостью и неожиданностью, странностью его психической жизни. Эти черты проявляются в резких колебаниях настроения: веселость сменяется тоской, унынием; уверенность в себе – трусостью, боязнью и т.п.
- Также в этот период прослеживается полярность психики: целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость;
- повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро
сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении – желание уединиться; «развязанность» в поведении – застенчивость; романтизм – цинизм, расчетливость; нежность, ласковость – жестокость.
Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11–13 лет, у девочек 13–15 лет.
Коллективное творческое дело, как средство повышения социометрического ...
... Самооценка подростка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности [13]. Именно поэтому в данной работе было решено создать группу и реализовать в ней коллективное творческое дело. Коллективное творческое дело ... рамках данной дипломной работы «История школы», в которой обучаются испытуемые. Предложенная форма творческой деятельности наиболее ...
Расширение рамок общения
Для подросткового возраста является характерным расширение рамок общения. Родители отмечают, что если раньше ребенок был «домашним», то переступив порог 12-тилетия, он стал тяготиться домом. Общение подростков уже не ограничивается рамками школы, они испытывают потребность объединиться в сообщества и соблюдать особые, установленные в них нормы.
Эти группы являются непременной принадлежностью подросткового периода и возникают совершенно стихийно.
Причиной этого явления становятся так называемые реакции группирования, является естественная потребность подростков в общении со сверстниками. Микрогруппы несут полезную функцию, подросток учится выполнять определенные социальные роли, усваивает определенные правила общения и групповые нормы. Например, они могут одеваться так, что это шокирует взрослых, но дает подростку важное для него чувство принадлежности к группе.
В данном исследовании рассматривается вопрос формирования самооценки у подростков и его педагогическая значимость. Самооценка является одной из ключевых психологических характеристик личности, выступая определенным способом самовосприятия и самооценки. Ее формирование становится особенно актуальным в подростковом возрасте, когда происходит интенсивное развитие личности и формирование жизненных ценностей.
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов отмечается важность формирования самооценки у подростков. Советские ученые Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, М.И. Лисина, а также исследователи из зарубежья У. Джемс, Э. Эриксон, К. Роджерс и другие исследовали теоретические аспекты самооценки, а также ее онтогенез, структуру, функции и закономерности формирования.
В подростковом возрасте формирование самооценки является сложным процессом, связанным с индивидуальными особенностями личности, взаимодействием с окружающей средой и внутренним самопознанием. Подростки начинают задаваться вопросом о своем месте в обществе, о своих способностях и умениях. Им важно понимать свою ценность и значимость, как внутри их собственного сообщества так и в большем социуме.
Самооценка подростков формируется под воздействием различных факторов. Один из таких факторов — социальное признание. В данном возрасте подростки стремятся к признанию своих достижений, к успеху в различных сферах, таких как физическое развитие, моральные и психологические качества. Они стремятся достичь совершенства и получить признание сверстников, что является важным источником мотивации для активной жизненной позиции.
Важной чертой подросткового возраста является поиск объекта для подражания. Подростки создают себе кумиров, которые являются идеалами для них. Выбор объекта подражания зависит от влияния окружающей среды, педагогического воздействия и конкретной ситуации. На этом этапе развития, подростки оценивают объекты подражания с максималистической позиции, видят в них только положительные черты, отождествляются с ними и стремятся подражать им.
Таким образом, формирование самооценки у подростков является актуальной педагогической проблемой. Изучение этого процесса позволяет раскрыть особенности формирования самопознания и самосознания подросткового возраста, а также разработать эффективные педагогические подходы и методы воздействия на этот процесс.
Роль детской организации в становлении личности подростка
... детской организации на формирование ответственности, организованности и развитие волевых качеств у подростков. А также исследование влияния общения в рамках организации на мотивы поведения подростков и их общественный ... деятельностью. В заключение можно сказать, что детская организация играет важную роль в становлении личности подростка. Она помогает подростку развиваться, находить свое место в ...
Критерии
Психическое развитие подростка тесно связано с таким новообразованием личности как самосознание. Именно в подростковый период наблюдается развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различно в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек – более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремиться к самостоятельности, но в жизненных проблемных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых.
Если младший школьник в оценке своей деятельности и особенностях своей личности больше доверяет учителю, то подросток стремится иметь свою оценку, свое мнение.
Самооценка проявляется уже в младшем возрасте, но там ее отличает неустойчивость, в противоположность этому, у подростка она носит достаточно устойчивый характер.
Поведение и деятельность подростка напрямую зависят от особенностей самооценки. Так, при завышенной самооценке у подростка часто возникают конфликты с окружающими, а при заниженной у подростка могут возникнуть желания к уединению, одиночеству, также появляются конфликты с окружающими, в первую очередь с родителями и учителями.
Самооценка является важнейшим компонентом самовоспитания подростков. С помощью оценки своих возможностей и особенностей в сравнении с другими людьми, подростки могут сформировать программу самовоспитания, опираясь на свои идеалы.
Идеалы и самовоспитание подростков
Идеалы играют решающую роль в формировании программы самовоспитания, так как именно они определяют содержание этой программы и направленность деятельности подростка. Выбор идеала зависит от характера самооценки. Если самооценка адекватна, выбранный идеал способствует формированию уверенности в себе, требовательности, самокритичности. Если же самооценка неадекватна, идеал может привести к формированию некритичности, неуверенности и тревожности.
Динамика тревожности и самооценки
Тревожность – постоянное или ситуативное свойство человека испытывать беспокойство и страх в специфических социальных ситуациях, связанных с напряжениями и экзаменационными испытаниями. Согласно А.И. Захарову, состояния тревожности, свойственные подросткам, часто обусловлены противоречием между стремлением сохранить свою индивидуальность и принадлежностью к определённой группе или общественному сообществу.
Как показывает анализ динамики, самооценка тесно связана с тревожностью, особенно у старших подростков. Чем выше и адекватней самооценка, тем меньше уровень тревожности и больше уверенности в себе. Регуляция всех этих процессов происходит через саморегуляцию и совершенствование личности.
Важность самооценки в формировании личности подростка
Самооценка – это главное личностное образование, которое необходимо для регуляции поведения и деятельности подростка. Она отражает качественное своеобразие внутреннего мира личности и принимает участие в формировании возможностей, направленности, активности и общественной значимости.
Влияние музыки на развитие ребёнка
... физическим. Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребенка, достигается тогда, когда используется все формы организации музыкальной деятельности детей. 1.2 Музыка для малыша в животе Начиная с 16 недели внутриутробного развития, ребенок слышит звуки. ...
Кроме того, самооценка определяет специфику функционирования личности в качестве механизма саморегуляции и совершенствования. Она формируется при активном участии личности и опирается на принятые ценности, которые являются ядром самооценки.
Обсуждение
Самооценка — это процесс сопоставления собственных характеристик с ценностными шкалами, основанный на субъективном восприятии и оценке себя. Она является важным механизмом психической регуляции и позволяет человеку формировать свое представление о своей ценности и деятельности.
Различные факторы влияют на содержательную сторону оценки, такие как социальная позиция, установки, взгляды и мировоззрение личности. Отношение к себе может быть одобрительным или осуждающим, симпатическим или антипатическим в зависимости от этих факторов.
Самооценка становится механизмом произвольной психической регуляции благодаря усилению процессов самосознания и их автоматизации. Она приобретает рефлексивный характер, позволяющий человеку наблюдать за собой со стороны своих чувств, мыслей и оценок.
Способность к рефлексивности и произвольному управлению собственным поведением является показателем достаточно высокого уровня развития самооценки. Рефлексия позволяет человеку осознавать свои цели, корректировать их, чувствовать ответственность за результаты и предвидеть их последствия.
Введение
Самооценка является сложной структурированной системой, функционирующей в разных формах, видах и на разных уровнях организованности. Она представлена двумя основными компонентами — когнитивным и эмоциональным. Некоторые исследователи также выделяют третий компонент — поведенческий, однако его можно рассматривать как производный от первых двух и связанный с регулятивными функциями самооценки.
Когнитивный компонент самооценки отражает знание человека о себе, которое может быть разной степени оформленности и обобщенности. Оно включает элементарные представления о себе, а также концептуально-понятийные представления. Эмоциональный компонент связан с отношением человека к себе и накопленным «аффектом на себя». Он связан с уровнем удовлетворенности собственными действиями и достижениями.
В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве, и ни один из них не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и эмоции, связанные с самооценкой, зависят от значимости оцениваемого содержания.
Становление самооценки в возрастном аспекте
Становление самооценки связано с овладением ребенком более совершенными способами самооценивания. В процессе развития ребенок расширяет и углубляет свои знания о себе, обобщает их и наполняет «личностными смыслами». Он также усиливает роль самооценки в мотивации своих действий.
Эмоционально-ценностное отношение к себе также постепенно дифференцируется и обобщается с возрастом.
Формы самооценки
Самооценка функционирует в двух основных формах — общей и частной. Частные самооценки отражают оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств, таких как поступки, действия, отношения, возможности и физические данные. Характеристики частных самооценок довольно подробно изучены в психологической литературе.
Анализ воздействия музыкальных средств язык и речь музыки на ...
... и требующий от учителя музыки объективности и широты собственных музыкальных взглядов. Основные методы эстетического воспитания и гармонического развития личности можно объединить в следующие ... музыкального знака, исследователь отмечает особенности анализируемого предмета, связанные с грамматикой музыкального языка: «Целостные знаки по своей сложности сопоставимы с целостными иконическими знаками ...
Общая самооценка рассматривается как одномерная переменная, отражающая позитивное или негативное отношение личности ко всему, что входит в сферу «Я». Джемс выделил две формы функционирования общей самооценки — довольство и недовольство собой.
Процесс измерения самоуважения и удовлетворенности собой является предметом исследований, в ходе которых применяется количественный подход. Важно отметить, что высокое самоуважение связывается с активностью личности, продуктивностью деятельности и реализацией творческого потенциала [2, 17]. Одной из практических целей является поиск условий, способствующих повышению уровня самооценки.
Общая самооценка также связывается с уверенностью в себе, «силой Я», которая зависит от развития волевых качеств и эмоциональной стабильности субъекта. Однако вопрос о соотношении общей и частных самооценок не имеет однозначного ответа в исследованиях: некоторые авторы рассматривают общую самооценку как результат частных самооценок, в то время как другие подчеркивают различия между ними [45, 145]. Исследования показывают, что при недифференцированной системе частных самооценок они сильно связаны с общей самооценкой, а при дифференцированной системе они становятся относительно независимыми функционально [41].
Самооценка является психическим образованием, которое имеет социальную природу и претерпевает изменения в процессе развития. Важными условиями формирования самооценки являются общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В процессе общения ребенок усваивает критерии оценки, способы социального сравнения и оценивания, которые затем проверяются на практике. Формирование самооценки также связано с изменением социальной ситуации развития ребенка, появлением новых требований и расширением самостоятельности, а также новым видением себя.
Таким образом, знание о себе человек получает в процессе общения с окружающими, а индивидуальный опыт является осуществлением усвоенных форм общественного сознания. М.И. Лисина выдвигает точку зрения, согласно которой индивидуальный опыт играет большую роль в формировании когнитивной составляющей образа самого себя, в то время как аффективная составляющая формируется главным образом через общение [28, 144].
Целенаправленные воздействия на формирование самооценки являются важной задачей в воспитании личности. Однако перед тем, как начать этот процесс, необходимо определить, какую личность мы хотим сформировать, какими качествами ее наделить.
Есть два варианта: первый — воспитать самоуверенного и самодовольного человека, для которого центром его устремлений будет его собственное «Я». Он будет воспринимать окружающих лишь в качестве средства достижения своих собственных целей. Второй вариант — вырастить гуманную, творчески активную личность, которая критически относится к себе и умеет самостоятельно определять перспективы своего развития.
Выбор качеств в самооценке, которые мы будем формировать у ребенка, зависит от решения этих вопросов. Однако нельзя однозначно сказать, какая самооценка лучше — высокая или низкая, стабильная или динамичная, адекватная или критичная. Все зависит от общего контекста развития личности и конкретных ситуаций оценивания.
Роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка
... подростков и охарактеризовать их; Выявить особенности подростковых субкультур, в том числе музыкальных; Изучить формальные и неформальные объединения подростков и различные виды музыкальных субкультур. 1. Возрастные особенности Подростковый возраст - период развития ... собой, низкая самооценка и депрессия. Важно понимать, что внешность не является определяющим фактором личности и успеха в жизни. Она ...
Самооценка является сложным и системным образованием. Она целостна, но в то же время многоаспектна. Она имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру. Самооценка включена во множество связей с другими психическими образованиями, видами деятельности, формами и уровнями общения, а также в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности.
Структурные компоненты, формы и виды самооценки находятся в неоднозначных связях и отношениях, и их взаимодействие определяет ценность и значимость этого личностного образования как фактора саморегуляции.
1. Исследование самооценки личности
Самооценка является составной частью самосознания и играет важную роль в формировании личности человека. Цель данного исследования — выявить структуру и динамику самооценки личности.
- Структурно-динамическая модель самооценки: самооценка представляет собой форму отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующую принятием им ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности;
- Опосредствованная познанием внешнего мира, активным взаимодействием с ним субъекта, самооценка является по своей природе социальным образованием, функционирующим как компонент самосознания и важнейшее личностное образование;
- Как целостная система самооценка включена во множество связей и отношений с другими психическими образованиями, взаимодействие с которыми носит диалектический характер;
- Самооценка функционирует в двух взаимосвязанных формах: общей и частной;
- Первая отражает обобщенно-интегральные знания субъекта о себе и основанное на них целостное отношение к себе, вторая – оценку конкретных психических и физических проявлений и качеств;
- Структура самооценки представлена функционирующими в неразрывном единстве двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным, отражающими знания субъекта о себе и отношение к себе, качественное своеобразие этих компонентов придает их единству внутреннее дифференцированный характер;
- Временная отнесенность содержания самооценки определяет ее виды: самооценка функционирует как прогностическая, актуальная и ретроспективная;
- В своем развитии эти виды претерпевает постоянные взаимопроникновения и взаимопереходы;
- Онтогенез самооценки связан с формированием у ребенка дифференцированных и обобщенных знаний о себе как внутреннего условия развития устойчивых ориентации относительно себя и эмоционально-ценностного отношения к себе;
- Становление самооценки в возрастном и индивидуальном аспектах.
2. Воспитательные возможности рок-музыки
В современном мире рок-музыка оказывает сильное влияние на молодежь и вызывает большой интерес. Однако, общество выражает тревогу по поводу негативного влияния рок-музыки на молодежь. Цель данного исследования — выявить воспитательные возможности рок-музыки.
- Рок-музыка может стать средством самовыражения и самореализации молодежи;
- Она может помочь молодежи определить свои идеалы и ценности;
- Рок-музыка стимулирует творчество молодежи и может способствовать развитию музыкальных навыков;
- Рок-музыка может повышать культурный и эстетический уровень молодежи;
- Она также может помочь молодежи стать самостоятельными и уверенными в себе.
Таким образом, рок-музыка представляет собой не только развлечение, но и потенциальный источник развития личности.
Констатация явного неблагополучия сопровождается призывами охранять приоритет настоящего, большого искусства перед всякой развлекательностью, изыскивать новые способы повышения «гуманитарной культуры подрастающих поколений, сроднения их с человечеством, возрождение духовных сил».
Ну а что же школа? Сама постановка изучения искусства свидетельствует о принципиальном невнимании к нему как к важнейшему, ничем не заменимому воспитательному средству. Поразительны в этом смысле результаты специального исследования учащихся, которые, группируя учебные предметы по принципу подобия, объединили музыку с изобразительным искусством, «потому что на них мы играем в морской бой», музыку с изобразительным искусством и физкультурой, потому что «на этих уроках не надо думать», «это все неглавные предметы» и т.д. [25]. Это – реальный результат недооценки значения музыки. В итоге сознание детей «не внемлет» музыке, отчуждено от нее.
И.С. Кон справедливо подчеркивал, что «музыка самая юношеское искусство… Благодаря экспрессивности и связи с движением и ритмом музыка, лучше, чем чтобы то ни было другое, позволяет подростку и юноше оформить и выразить свои эмоции, волнующие смутные переживания… Восприятие музыки может быть как индивидуальным, так и групповым. Создавая общее настроение, музыка служит важным средством межличностной коммуникации.
В сочетании с танцем или пением музыка представляет не только фон, но и важный компонент юношеского общения» [23, 335].
Декларируя гуманизацию образования, школа, основное его звено, на деле игнорирует наиболее действенное и потому важнейшее средство гуманизации – искусство. Очеловечивание знаний, одухотворенное преподавание благородными, возвышенными чувствами немыслимы вне серьезных занятий музыки, вне формирования музыкальности детей как необходимого условия гармоничного развития личности. Скудность музыкального образования оборачивается дисгармоничностью личности, ущербностью духовного развития.
Чем же так притягивает рок-музыка подростков и старшеклассников? В чем ее «магическая» сила? В увлечении роком подспудно проявляется дефицит музыки в школе. Недоработки школы компенсируются средствами массовой информации, усилия которых в популяризации рока сегодня явно избыточны.
Введение
Рок-музыка является одним из наиболее привлекательных музыкальных жанров, благодаря своему авторскому и личностному характеру. Эта особенность делает рок-музыкантов авторитетными для молодых, неопытных и доверчивых слушателей, которые видят в их музыке «честность». Однако, рок-музыка также может быть непрофессиональной, резкой и беззастенчивой, что дети не всегда могут отличить от нигилизма и бездуховности.
Рок-музыка привлекает своей социальной броскостью, хлесткостью текстов и прямотой. Она становится «отдушиной» для подростков и молодежи, которая нуждается в эмоционально-психологической разрядке после учебных занятий. Однако, психологи считают, что такая катарсическая освобождение может разрушить более высокие ценности и цели, а также личность.
Основная часть
Основной задачей учителя и воспитателя является обогащение содержания уроков и внеурочных занятий, а также внимание к потребностям учащихся. Важно обсуждать все насущные музыкальные проблемы, включая проблемы рок-музыки. Однако, учителя часто испытывают страх и неуверенность перед этими проблемами.
Музыкально-эстетическое воспитание старшеклассников требует творческого взаимодействия учителя музыки с методистом по воспитательной работе, а также с преподавателями литературы, истории и изобразительного искусства. Учитывая, что уроков музыки в старших классах нет, необходимо полнее использовать резервы внеклассной работы.
Наибольшей воспитательной эффективностью отличаются беседы о роке с учащимися, в которых они участвуют вместе с учителем. Рок-музыка становится областью обязательного педагогического сотрудничества и диалога, который позволяет выявить позиции сторон, их предпочтения, симпатии и аргументы.
История развития рока
Рок — одно из наиболее популярных и влиятельных музыкальных направлений, которое заинтересовывает старшеклассников. История развития рока включает в себя множество стилей и направлений, отражающих неоднородность и «полифоничность» музыкальных вкусов.
Одной из особенностей предпочтений старшеклассников является то, что девочки, в отличие от парней, чаще предпочитают солистов, а не группы. Для них важна обаятельная личность вокалиста. Музыкальные вкусы девочек обычно «мягче», в то время как музыкальные вкусы юношей «жестче», и они предпочитают более экстремальные жанры, такие как метал и брейк.
Музыка в школьной программе и ее значение
Школьная программа «Музыка» включает изучение различных жанров и направлений, в том числе и рока. Она не отрицает этот жанр, но научает старшеклассников подходить к нему критически, различать хорошую легкую, развлекательную музыку от безвкусной и дурной.
Важно не «вытеснение» рок-музыки, а ее «преображение» и одухотворение путем включения в контекст культуры личности. Для этого необходима подготовка специалистов по музыкально-эстетическому образованию школьников, которые будут способствовать формированию правильных музыкальных предпочтений.
Экология музыкального сознания
Современная наука признает проблему экологии детства, которая включает в себя также и экологию музыкального сознания подрастающего поколения. Рок-музыка является объединением лирики и эпоса, олицетворяя чувства и опыт личностей и этносов различных стран.
В различных странах есть свои национальные короли рок-н-ролла, такие как Элвис Пресли в США, Клифф Ричард в Великобритании, Адриано Челентано в Италии, Джонни Холидей во Франции и многие другие.
Заключение
Рок-музыка играет важную роль в музыкальном воспитании и развитии старшеклассников. Ее изучение в школьной программе позволяет формировать критическое мышление и развивает эстетические вкусы. Необходимо обратить повышенное внимание на рок-музыку и ее влияние на подрастающее поколение, поскольку она играет значимую роль в их музыкальном сознании.
В данном исследовании мы будем рассматривать рок-музыку и ее влияние на современное поколение. Рок-музыка является одним из наиболее популярных и широко распространенных жанров музыки, который пользуется стабильным спросом среди различных социальных слоев населения.
История рок-музыки тесно связана с развитием современных средств звукозаписи, трансляции и воспроизведения музыки. Благодаря этому рок-музыка стала массовой и коммерческой, вовлечена в сферу бизнеса. Некоторые формы современной рок-музыки можно считать современным городским фольклором, так как ее создателями и исполнителями часто являются люди, не имеющие профессионального музыкального образования.
Одним из отличительных признаков рок-музыки является использование электронно-акустической среды, которая связывает исполнителей и слушателей. Рок стал первым жанром музыки, который полностью опосредован воспроизведением музыки. Исполнители рок-музыки используют микрофоны и электроинструменты на концертах и при записи музыки. Слушатель воспринимает акустический сигнал через электронно-акустические устройства, такие как колонки, динамики, наушники и громкоговорители.
Рок-музыка имеет своеобразное происхождение и ретрансляционный характер. В отличие от предыдущих музыкальных стилей, которые могли быть исполнены без использования микрофонов и колонок, рок-музыка сразу зазвучала из динамиков проигрывателей и радиоприемников. Эта специфика объясняет широкое распространение рок-музыки, которая не знает границ, политических режимов и этнических особенностей.
В современном мире дети воспринимают звуки музыки, но редко сталкиваются с живым исполнением. Они слышат музыку из динамиков радио, телевизора и магнитофона уже с первых дней жизни и даже до рождения.
Для рока все перечисленные типы звуковых ретрансляторов являются родной стихией, обеспечивающей ему режим максимального благоприятствования при передаче и воспроизведении. И если естественная ретрансляционность музыки совпадает с настроенностью сенсорики индивида на «динамическое» (т.е. из «динамика») звучание, происходит фактически запрограммированный выбор музыкальных предпочтений в том возрасте, когда личность ищет свое. Так воспитывающее действие окружающей ребенка звуковой среды связывается с практикой самостоятельных выборов подростков (самостоятельных – с точки зрения их спонтанности, неосознанности).
И это не единственная причина массовости рока.
Камерная симфоническая и фольклорная музыка смогут успешно конкурировать с рок-музыкой в эфире лишь тогда, когда она будет использовать электронно-акустические преобразования столь же естественно, как это делает рок. Этот процесс уже начался. По крайней мере, применении цифрового способа записи, хранения и воспроизведения музыки резко подняло престиж классики среди массового слушателя. С компакт-дисков она звучит столь же великолепно, как в лучших филармонических залах.
Каждый этап рок-музыки, каждая ее страница – это прежде всего имя, личность, имидж. Для воспитателей и психологов рок представляет интерес именно в силу его личностной направленности.
Свою личностную направленность рок унаследовал у джаза, но это занятие профессионалов, только истинным музыкантам он дает полную свободу самовыражения. И джаз, и рок, по оценкам поклонников и исполнителей, во времена тоталитаризма были «глотком свободы». Кроме того, это была еще и информация о мире, который молодежь слышала. [19, 95] Применительно к рок-музыке можно говорить об ее определенном психотерапевтическом воздействии (рок как вариант арт-терапии для подростков).
Опыт показал, что такая работа оказывается эффективной и по отношению к педагогически запущенным подросткам с явно отклоняющемся поведением, которые страстно при этом увлечены рок-музыкой.
Есть у рока и другие воспитательные функции, в частности для многих юношей он служит аналогом религиозного или идеологического поклонения. Одним из устоявшихся применительно к рок-музыке терминов является слово «идол», его часто употребляют для описания приверженности подростка своим музыкальным кумирам. Но несмотря на почитания, все же поклонники рок-музыки с молодых лет привыкают к тому, что их «идол» – не единственный в этом мире. Подростки воспринимают объект своего обожания одновременно с мыслью о множественности и допустимости существования иных культов рок-музыки.
Периодически публикуемые списки популярности (хит-парадм) демонстрируют, как происходит изменение положения популярных групп или певцов в восприятии их массовой публикой. Личное отношение к любимому музыканту подросток всегда может соотнести с реакцией на него других людей. В специальных журналах анализируются причины взлета или падения рок-звезд. В свое время было трудно найти отечественную литературу по рок-музыке, однако подростки находили свои пути, чтобы постоянно быть в курсе последних новостей рок-музыки. Несколько человек признались, что овладели английским языком, регулярно читая зарубежные музыкальные журналы. Большая часть подростков коллекционирует зарубежную музыку, великолепно ориентируется в иностранных названиях и терминах, но при этом едва «тянет» на удовлетворительную оценку по английскому языку. Видимо, школьное образование игнорирует фактическую погруженность учащихся в иное языковое поле и никак не использует ярко выраженный интерес к англоязычной песенной культуре для оптимизации изучения иностранных языков.
Назовем еще одну воспитательную сторону рок-музыки: она является примером оптимальной организации коллективного творческого взаимодействия. История всех великих рок-исполнителей – это буквально поминутная хронология их совместной деятельности, такая информация должна быть интересной не только для специалистов по психологии малых групп, но и для педагогов.
Часто высказываются опасения, не портит ли увлечение рок-музыкой вкус юношей и девушек? Как соотносится любовь к рок-музыке с почитанием других музыкальных жанров? По словам выдающегося американского композитора и дирижера Л. Бернстайна, раскрывающего творчество «Биттлз»: «Леннон был одним из немногих гениев нашего бедного в духовном смыслевремени… Сегодня я могу по памяти петь более 70 песен «Биттлз». Композиции Д. Леннона можно сравнить с композициями Рахманинова или Шуберта, не смотря на то, что Шуберт – в противоположность Леннону – писал симфонии. Песню Леннона «Иф аи фел» я однозначно сравнил бы с циклом Шуберта «Зимний путь». Я уверен, что музыка Леннона будет также долго жить, как произведения Брамса, Бетховена или Баха». [46, 142] Как видно, явного противопоставления нет, специалист видит параллели, сравнивая достоинства. И если Л. Бернстайн объясняет «Биттлз» через Шуберта, то что мешает нам «объяснять» учащимся Шуберта через «Биттлз».
Также говоря о музыкальных пристрастиях современной молодежи, нельзя не обратить внимание на то, сколь активно нынешние подростки пользуются техническим новшеством, которое было еще неведомо их родителям, – аудиоплеерами. Благодаря этому компактному устройству, мальчики и девочки приобрели возможность индивидуального прослушивания любимых мелодий в любом месте – на улице, в транспорте и т.д. В последние годы это увлечение приобрело массовый характер. Английский психолог Майкл Булл из Университета Сассекса считает, что плеер выполняет очень важную психологическую функцию – позволяет оформить и утвердить личное пространство.
Опросив владельцев всевозможных плееров, Булл пришел к выводу, что индивидуальное прослушивание музыки выступает своего рода щитом, аурой, коконом. Наушники отгораживают человека от внешнего мира и создают иллюзию замкнутого ограниченного пространства. Музыку для прослушивания через плеер человек волен выбрать по своему вкусу и тем самым отгородиться от потоков визуальной и звуковой информации.
Учитывая все это, легче понять, от чего наши ершистые, но по большому счету такие ранимые подростки полюбили новую игрушку. Похоже, созданный нами мир не слишком для них уютен.
Интересно, что до Булла никто не изучал социальное поведение людей с т.з. звука. Сегодня он является главным, а по сути дела – единственным в мире специалистом по этой проблеме.
В заключении
2. Организация опытно-экспериментального исследования по использованию рок-музыки как средства формирования самооценки подростков
2.1 Диагностика уровня самооценки подростков
Основной целью в работе является определение уровня самооценки для дальнейшей коррекции, помощи в организации педагогических действий, а также для правильного развития школьника-подростка, для открытия им своих потенциальных возможностей, жизненных ресурсов.
Опытная работа проводилась на базе школы №1. Объектом практической работы выступили учащиеся 7 класса.
Для диагностики самооценки были выделены следующие критерии: 1. Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние беспокойства, испытывать тревогу в специфических социальных ситуациях. Показателем тревожности является состояние повышенного беспокойства, которое проявляется в раздражительности, нервозности, страхах, неустойчивости поведения.
2. Страх или страхи – отрицательные эмоции в реальной или воображаемой опасности. Страхи могут протекать как в легкой форме, так и более сложной. Они могут проходить после достижения каких-либо целей, а могут оставаться на протяжении всей жизни человека. Показателем страхов является постоянное психологическое напряжение, человек не чувствует себя в безопасности, он постоянно чем-то напуган.
3. «Комплекс неполноценности» – система отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с реальным или кажущимся отсутствием у человека каких-либо ценных психологических или физических свойств. Показателями «комплекса неполноценности» является низкая самооценка, заниженный уровень притязаний, повышенная тревожность, мотив избегания неудач.
Руководствуясь этими критериями, мною были проведены две тестовые работы:
Тестовая работа №1 Методика дает представление о степени адекватности самооценки личности и самопринятии. Данная тестовая работа приводилась в группе (можно и индивидуально), где объектом проведения теста выступили 21 учащийся 7 класса.
При анализе таблицы №1 необходимо отметить, что у половины (52%) учащихся уровень самооценки низкий и всего лишь у 10% – высокий. Считаюэту закономерность негативным явлением, поэтому существует необходимость в оказании помощи подросткам.
Таким образом,
Данная тестовая работа показывает, что из 21 человека только у одного высокий уровень самооценки. Это говорит о том, что лишь один подросток неотягощен «комплексом неполноценности», он правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
Среднему уровню самооценки соответствуют 33% опрошенных (7 человек).
Такие люди редко страдают «комплексом неполноценности» и время от времени стараются подладиться под мнения других.
Низкому уровню самооценки соответствуют 62% опрошенных (13 человек).
Эти люди болезненно переносят критику в свой адрес, часто страдают от «комплексом неполноценности».
В целом можно сказать, что данная ситуация (более половины опрошенных с низким уровнем самооценки) является негативной. Как следствие этого можно понять причину агрессивности, замкнутости подростков, которые трудно идут на контакт.
По проведенным тестовым работам можно сделать вывод, что в настоящее время развитием подростков в должной степени не занимаются. Об этом свидетельствует, что более, чем у половины подростков уровень самооценки ниже среднего. Таким образом, «сегодня» очень актуально изучение и внедрение новых методов повышения самооценки и развития личности подростков.
2.2 Содержание опытной работы по формированию самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки
В данной дипломной работе затрагивается не классическая или народная музыка, а именно рок-музыка, как один из символов молодежи. Интересно было узнать, что в ней необычного, притягивающего для подростков, и каким образом она может повлиять на мировоззрение подростков.
Рок-музыка – понятие, объединяющее и жанр, и стиль, и даже вид искусства. Рок-культура – гигантское явление современности, включающее множество компонентов, часто определяемых не по музыкально-стилистическим особенностям, а по специфики мироощущения, особой системы ценностей.
В отличие от англо-американского варианта рок-музыки, где стержнем является ритм, основой русского рока становится «слово». Зная это, мною был разработан урок, где я больше внимания уделила песенному репертуару.
Конечно, пришлось затронуть становление рок-музыки, которое прослеживается еще в далекой древности. Ученики очень мало знают о зарождении, развитии рок-музыки. Я считаю, что они должны разбираться в стилях, направлениях рок-музыки. Это необходимо для более глубокого осмысления рок-творчества. В просвещении подростков творчеством рок-музыкантов нужна четко спланированная система. Также для закрепления уже изученного материала можно использовать викторины, творческие работы.
«Слово» в рок-музыке – фундамент. Благодаря «слову» ученики могут понимать смысл песен. Многие песни отражают жизненные кризисы, пути их преодоления, также заряжают оптимизмом – это как раз и требуется для подростков, для их «сложного» возраста, порой воспринимающих мнение других очень агрессивно и еще не умеющих владеть своими эмоциями. В работе с подростками необходимо использовать следующие методы, наглядно-обобщающего и эмпирико-аналитического обучения: – метод монологически-диалогического изложения: беседы, рассказ, лекции; – метод самостоятельной работы с источником; – метод создания проблемной ситуации; – метод – игровая ситуация; – метод – учебная дискуссия; – метод визуального изучения явлений и зрительно-звуковой информации.
Данные методы привели к разработке ряда методик, направленных на развитие музыкальной культуры школьника-подростка: – «Представление любимой рок-группы», в процессе которой ребята показывают основные достоинства избранных музыкантов; – «Рецензия на песенный репертуар рок-группы». В основе методики заложен метод обучающего рецензирования; – «Проект программы для последующих поколений». Ребята обсуждают вопрос «жизнеспособности» группы и ее позитивное влияние на развитие рок-музыки и музыкального искусства; – «Определи стилевое направление рок-группы». Эта методика направлена на развитие школьников-подростков способности различения стилей.
Данные методики легли в основу программы «история развития рок-музыки». В программе «история развития рок-музыки» дается представление об этапах развития зарубежной и русской рок-музыки, о разнообразии ее стилей и направлений, об особенностях развития русского рока, о связи рок-музыки с классическим искусством и т.д.
Основой разработки является современная программа воспитания учащихся Ю.Б. Алиева.
Анализ содержание программы «История развития рок-музыки»
1. История и социальные причины возникновения рок-музыки. Рок-н-ролл как сплав «белой» и «черной» музыки. Билл Хейли, Элвис Пресли и др.
2. Британский рок. «Биттлз» – творческий портрет, история успеха, влияние на развитие рок-музыки.
3. Стили рок-музыки. Фолк-рок. Б. Дилан, его влияние на творчество «Биттлз».
4. Стили рок-музыки. Панк-рок.
5. Стили рок-музыки. Хард-рок. Рок «новой волны».
6. Стили рок-музыки. Хеви-металл. Трэш-металл.
7. Русский рок. История появления, особенности.
8. Связь рок-музыки с классическим музыкальным искусством.
9. Представление творчества рок-групп и рок-исполнителей(выступления, рефераты, дискуссии).
10. Урок-викторина «все о рок-музыке».
Введение в содержание уроков по изучению рок-музыки поможет активизировать процесс развития музыкальной культуры у школьников-подростков, приблизить к «отвергнутой» классике, а также создать в сознании школьника-подростка целостную картину музыкального пространства во всех ее взаимосвязях. В свою очередь это поможет также в решении основной задачи общеобразовательного учреждения – воспитания разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать себя в культурно-образовательном пространстве.
Долгое время музыкальное образование старалось не замечать столь значительный пласт рок и поп-культуры, указывая на ее «низкопробность» и недостойность для изучения. Между тем, в рамках рок и поп-культуры было создано большое количество талантливых произведений, сыгравших не малую роль в формировании культуры, стиля мышления, системы ценностей уже не одного поколения.
Еще Д.Б. Кабалевский в программе по музыке для 7-х классов общеобразовательных школ ввел тему «Музыка легкая и серьезная», понимая всю важность вопроса. Однако с тех пор прошло уже несколько десятков лет, и появились новые имена и стили, заслуживающие внимание.
Сейчас в программе для общеобразовательных школ под руководством Д.Б. Кабалевского используются произведения в исполнении зарубежных и отечественных групп. Например: «Битлз», «Арсенал», «Машина времени», «Аквариум», «Браво», «Роллинг Стоунз», «АББА» и др.
1. В программе для общеобразовательных школ по Д.Б. Кабалевскому в 8-м классе первой четверти – «Что значит современность в музыке» используются классические произведения в обработке известных современных исполнителей и исполнительных коллективов: Юнона и Авось. Рок-опера. А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не забуду».
2. Иисус Христос – суперзвезда. Рок-опера. Э.Л. Уэббер.
3. Фрагменты видеофильмов: Юнона и Авось, Иисус Христос — суперзвезда и др.
Совсем недавно появилась программа общеобразовательных учреждений «Музыка» для 5–9 классов. Ее авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. В этой программе дается примерный список музыкального материала, затрагивающий не только 8-ой класс, но и 9-ый. Эта программа включает в себя лучшие образцы современных стилей.
Анализ содержания и примерный перечень музыкального материала для 8–9 класса
- 8 класс (35 ч) Раздел 1 Жанровое многообразие музыки (17 ч) Иисус Христос – суперзвезда. Рок-опера. Э.Л. Уэббер.
- Ария Орфея, Баллада Харона.
Из рок-оперы «Орфей и Эвредика». А. Журбин.
- Раздел 2 Музыкальный стиль – камертон эпохи (18 ч) Опера – оперетта – мюзикл – рок-опера (из программы «Музыка» для 5–8 классов); Юнона и Авось. Рок-опера. А. Рыбников, стихи А. Вознесенского.
- Иисус Христос – суперзвезда. Призрак оперы. Кошки. – Э.Л. Уэббер Город золотой. Из репертуара группы «Аквариум». Мелодия Ф. ди Милано, обр. Б. Гребенщикова.
- Просто хочешь ты знать.
Слова и музыка В. Цоя. Из репертуара группы «Кино».
9 класс (35 ч) Раздел 1 Образ человека в мировой музыкальной культуре (17 ч)
- Алюминиевые огурцы. Перемен! Слова и музыка В. Цоя. Из
репертуара группы «Кино».
- Раздел 2 Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее и будущее (18 ч) Преступление и наказание. Рок-опера по мотивам романа Ф. Достоевского (фрагменты).
Э. Артемьев.
- Из репертуара современных отечественных групп («Аквариум», «ДДТ», «Кино», «Браво», «Любэ» и др.).
За последнее десятилетие доступность информации о новых музыкальных направлениях существенно возросла. Различные аудио- и видеоальбомы, красочные полиграфические издания, специальные программы по радио и телевидению – все это представляет богатый материал учителю для использования в рамках курса общеобразовательной школы. Тем не менее, специальных подборок для преподавания предмета «Современная музыка» в школе не существует. Педагогу следует быть предельно внимательным при отборе музыкального материала к уроку, опираясь только на высоко художественные образцы нового искусства.
На уроке, проведенном мною в 7 классе, я смогла проследить, не только как влияет рок-музыка на самооценку, но и как влияет она на настроение подростков. По мере узнавания предложенного им музыкального материала подростки становились энергичнее, активнее.
1. На уроке использовался следующий песенный репертуар: Группа «Машина времени». «Поворот» – это песня была разучена на уроке. С учениками мы поговорили о содержании этой песни («Мы себе давали слово не сходить с пути прямого, но… И пугаться нет причины, если вы еще мужчина»).
Смысл слов символизирует нашу не простую жизнь. Заставляет преодолевать вновь и вновь возникающие жизненные препятствия, идти к намеченной цели.
2. Группа «Машина времени». «Пока горит свеча» – также как и в песне «Поворот» ребята после исполнения не остались равнодушны. Я считаю, что эти две песни яркие образцы отечественной рок-музыки, смысл слов достаточно понятен в подростковом возрасте, музыка подбирается моментально, а также песни учат задумываться о будущем, преодолевать трудности, не говоря уже о поднятии настроения не только отдельных учеников, но и всей группы.
3. Группа «Ария». Песня «Встань, страх преодолей» – песня, заряжающая эмоциями. В ней как раз заложены слова, которые побуждают к действиям в хорошем смысле слова, жить более активным и менее замкнутым. Если две предыдущие песни носят более философский характер, то эта композиция действует моментальной реакцией. В данной песне звучат такие слова: «Мир жесток и неспокоен… За волной волна не робей и не собьет она… Грошь тому цена – кто устал и дремлет у окна…» Группа «Ария». Песня «Колизей» не была использована на уроке в качестве рабочего материала за неимением времени, но прослушав ее, я не осталась равнодушна: «…Сила приносит свободу, побеждай и станешь звездой, а может обретешь покой…» Группа «ДДТ». Песня «Осень» – среди молодежи эта песня очень популярна. Она отличается красотой музыки и словами. Она не оставляет никого равнодушным.
Из обширного репертуара рок-музыки всегда можно и нужно найти лучшие образцы этого направления для изучения их в учебных заведениях. В моей работе акцент сделан на русский рок, но без зарубежных групп, без их анализа не будет четкого представления о таком современном явлении как рок-музыка.
Метод наглядности., Метод взаимосвязи с жизнью., Метод взаимосвязи видов искусств., Метод диалогичности.
- Метод исторических параллелей.
2.3 Результаты опытной работы по формированию самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки
Впроцессе проведения практической работы мы с учениками рассмотрели и изучили вышеизложенные композиции. Проведя совместный детальный анализ песен, акцентрируя внимание на таких понятиях и символах как «жизнь», «преодоление трудностей», «решительность и смелость», «дружба», «удача» и т.п., ученики не только заинтересовались творчеством музыкантов, но и провели параллели с другими рок-композициями, которые слушают в настоящее время.
Рассмотренные вышеизложенные символы самым непосредственным образом влияют на самооценку личности подростка. На уроке я постаралась через песни довести до ребят следующие принципы повышения самооценки, уменьшения стрессовых ситуаций: – Отрешиться и абстрагироваться от неудач. Каждый человек множество раз ошибается на протяжении всей жизни.
- Воспоминание счастливых моментов жизни. Думать о приятных вещах.
- «Найти человека, которому еще хуже, и помочь ему».
– Найти себя в этом огромном мире. Определить приоритеты и др. Целью урока планировалось определить: возможно ли посредством рок-музыки повлиять на настроение и самооценку подростка? Таким образом, была проведена дополнительная тестовая работа до и после проведения урока. Тест включал в себя перечень термине характеристик, на против которых ученики ставили «+» или «–», соответственно присутствует это качество в нем или нет. Затем все характеристики были объединены в три группы, характеризующие критерии самооценки. Субъективно каждому критерию был присвоен свой вес от 1 до 3. Тестированию были подвержены 21 ученик 7 класса.
Результаты теста представлены в таблице 3.
Таблица 3
Критерии | Вес | Результат (чел.) | Изменение | |
до урока | после урока | |||
Тревожность | 1 | 15 | 9 | 6 |
Страх | 2 | 7 | 5 | 2 |
«Комплекс неполноценности» | 3 | 18 | 13 | 5 |
Из таблицы видно, что чем больше взвешенная сумма баллов, тем ниже самооценка всего класса и в среднем каждого ученика. Таким образом, после проведения урока по рок-музыке и детального анализа композиций самооценка школьников улучшилась на 25 баллов или 30%. Вывод: избранные рок-композиции влияют на настроение и самооценку школьников-подростков самым положительным образом. Поэтому я считаю, что необходимо и достаточно актуально внедрять в программу «Музыкального образования» современные направления музыки, в частности рок-музыку. Но пои составлении программы и отбора песенных композиций считаю необходимым опираться на лучшие образцы рок-музыки, включающие в себя вербальные формулы внушения.
Заключение
Проблема музыкального воспитания подросткового поколения во все времена была актуальной. Она находила отражение в трудах философов, психологов, педагогов еще времен римской античности. Музыка считалась приоритетным средством воспитания, а музыкально-эстетическое воспитание базировалось на основополагающих ценностях античной культуры. На современном этапе развития общества данная проблема не просто не утратила своей актуальности, а стала еще острее. Особую актуальность она приобретает при работе со школьниками, подростками.
У школьников развивается собственный музыкальный вкус, появляется свой круг музыкальных интересов и предпочтений, который постепенно приобретает устойчивость, являясь психологической базой ценностных ориентации подростка в последующей взрослой жизни. «…Подростки зачастую не имеют прочной системы знаний и достаточно ясных критериев оценки явлений современной культуры». [33, 374] Формируя духовную культуру, как основу индивидуальной художественной культуры, музыкальная педагогика опирается на высокохудожественные образцы классического музыкального искусства. При таком подходе остаются без внимания потребности, интересы школьников-подростков, для которых современная популярная музыка, в частности, рок-творчество, является важнейшим компонентом общения. Общение, как известно, является ведущим типом деятельности у подростков.
Многие учителя признаются в своей профессиональной неподготовленности в беседе со школьниками о роке. Образовалась огромная разница между музыкой, которая звучит на уроках в общеобразовательных учреждениях, и музыкой, существующей за пределами школы.
Таким образом, в сознании школьников-подростков разорвалась нить преемственности музыкального искусства, а это в свою очередь, мешалполноценному их музыкальному развитию.
Проблема формирования музыкальной культуры современного школьника требует от музыкальной педагогики сегодня оптимальных и эффективных решений.
Характерной психологической особенностью подростков является потребность в социальном признании. Эта потребность является весьма необходимой для члена общества, она лежит в основе активной жизненной позиции личности. В нормальных условиях данная потребность реализуется у подростков в том, что они стремятся достичь совершенства в физическом, моральном или психологическом плане, добиться успеха в какой-либо деятельности.
Важной особенностью подросткового возраста является поиск объекта для подражания, они постоянно творят себе кумира, и создается впечатление, что без кумира не мыслят себе жизни. Выбор объекта для подражания завис от степени и эффективности педагогического воздействия, строя личности подростка, конкретной ситуации и ближайшего окружения.
Психическое развитие подростка тесно связано с таким новообразованием личности как самосознание. Именно в подростковый период наблюдается развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку. Т.е. самооценка является важным личностным образованием, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности. Также она играет огромную роль в самовоспитании подростка.
Одна из наиболее привлекательных черт рока – его авторский, личностный характер. Это обстоятельство – прямая предпосылка авторитетности рок-музыканта для молодых, неопытных, бесхитростных, доверчивых слушателей, которые в личностном характере музыкальных высказываний – часто непрофессиональных, но зато резких, нарочитых и беззастенчивых – заведомо видят «честность».
Рок привлекает своей социальной броскостью, хлесткостью текстов, прямотой. Дети часто не в состоянии разобраться, увидеть зыбкую границумежду пресловутой честностью и нигилизмом, бескомпромиссностью и эстетической неразвитостью, бездуховностью. Авторский характер рока становится предпосылкой для повсеместного распространения рок-музицирования, что оказывается той психологической «отдушиной» для подростков и молодежи, которая просто необходима после «зашоренности» школьных музыкальных занятий.
Необходимо пояснить, что мы понимаем под «рок-музыкой». Рок-музыка, она же «массовая», «коммерческая» и т.п. – это наиболее общее понятие, через которое определяются музыкальные формы и стили, пользующиеся стабильным спросом среди самых широких масс и слоев населения. По своему производству и потреблению рок-музыка массова, в силу чего вовлечена в сферу бизнеса.
Каждый этап рок-музыки, каждая ее страница – это прежде всего имя, личность, имидж. Для воспитателей и психологов рок представляет интерес именно в силу его личностной направленности.
Применительно к рок-музыке можно говорить об ее определенном психотерапевтическом воздействии (рок как вариант арт-терапии для подростков).
Опыт показал, что такая работа оказывается эффективной и по отношению к педагогически запущенным подросткам с явно отклоняющемся поведением, которые страстно при этом увлечены рок-музыкой.
По проведенным тестовым работам можно сделать вывод, что в настоящее время развитием подростков в должной степени не занимаются. Об этом свидетельствует, что более, чем у половины подростков уровень самооценки ниже среднего.
Обобщая сказанное, подчеркнем, что сегодня очень актуально изучение и внедрение новых методов повышения самооценки и развития личности подростков. Отметим, что учителю при работе с подростками нужно опираться на тот песенный материал, который им близок, помогает раскрыть себя. Рок-музыка имеет определенное влияние на формирование самооценки подростков. Из обширного репертуара рок-музыки всегда можно и нужно найти лучшиеобразцы этого направления для изучения их в учебных заведениях. В данной работе акцент сделан на русский рок, но без зарубежных групп, без их анализа не будет четкого представления о таком современном явлении как рок-музыка.
Таким образом, после проведения урока по рок-музыке и детального анализа композиций самооценка школьников улучшилась на 25 баллов или 30%. Вывод: избранные рок-композиции влияют на настроение и самооценку школьников-подростков самым положительным образом. Поэтому я считаю, что необходимо и достаточно актуально внедрять в программу «Музыкального образования» современные направления музыки, в частности рок-музыку. При этом решаются следующие задачи: – Помочь школьнику-подростку сориентироваться в многообразии стилей и жанров рок-музыки.
- Научить понимать и оценивать рок-музыку с духовно-нравственных позиций.
- Приобщить к лучшим образцам рок-музыки.
- Развить умение воспринимать образцы современной музыки в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием.
- Повышение самооценки подростка посредством влияния рок-музыки.
Но при составлении программы и отбора песенных композиций считаю необходимым опираться на лучшие образцы рок-музыки, включающие в себя вербальные формулы внушения.
Цель исследования – становление личности (на уровне повышения самооценки) школьника-подростка в процессе постижения рок-музыки – можно считать достигнутой. Определение уровня самооценки подростков открыло возможность для дальнейшей коррекции, помощи в организации педагогических действий, а также для правильного развития учащихся, для открытия ими своих потенциальных возможностей и актуализации жизненных ресурсов. Гипотеза, в целом, подтверждена.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/vliyanie-rok-muzyiki-na-cheloveka/
1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков». – СПб., 1998. (с. 307).
2. Анисимова О.М. «Самооценка в структуре личности студента». – Л., 1984 (с. 17).
3. Берне. Р. «Развитие Я-концепции и воспитание». – М, 1986. (с. 420).
4. Блонский П.П. «Развитие мышления школьника». – М., 1979.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия». – СПб, 1997.
6. Выготский Л.С. «Избранные психологические исследования». – М, 1956 (с. 315).
7. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». – М., 1992.
8. Гамезо М.В. «Возрастная и педагогическая психология». – М., 1984.
9. Горьковая И.А. «Методико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков». – СПб, 1998.
10. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе». – М., 1998. (с. 240).
11. Журнал «Вопросы психологии» №1, 1989. 12. Журнал «Искусство в школе» №3, 2001. 13. Журнал «Музыка в школе» №3, 5, 6; 2002. 14. Журнал «Огонек» №14, 2003. (с. 50–54).