ВКР «Формирование художественно- творческих способностей учащихся в процессе обучения точечной росписи в системе дополнительного образования»

Дипломная работа

Одна из основных задач педагогической теории и практики на современном этапе — воспитать счастливого, гармонично развитого человека, развить в нём чувство радости существования, доверия к миру, способствовать формированию творческой личности. Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей. Чем разнообразнее деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность. Таким образом, изобразительная, художественно-продуктивная деятельность является одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстроты ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Специфика занятий декоративным рисованием позволяет эффективно развить творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес к искусству. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки учащихся к точечной росписи. Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения.

Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическим фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по декоративному рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями. На занятиях декоративно прикладным искусством осуществляются задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ.

38 стр., 18987 слов

Развитие графических навыков у детей на занятиях кружка росписи по дереву

... росписи по дереву. Объект исследования: развитие графических навыков. Предмет исследования: развитие графических навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка росписи по дереву. Гипотеза исследования: Если педагог на занятиях кружка росписи по дереву ... работа; Цели и задачи исследования обусловили содержание и структуру дипломной работы. ... и деятельности ребенка. ... процессы и ...

Актуальность проблемы исследования:

В теории и практике не совсем подробно освещены вопросы по обучению точечной техники, формированию навыков изобразительной деятельности и не полно изучены вопросы по развитию творчества, воображения, что и определило тему нашего исследования: Формирование художественно- творческих способностей учащихся в процессе обучения точечной росписи в системе дополнительного образования .

Проблема исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:

— рассматривать данный вид деятельности как важный составной компонент развития творческой активности;

— использовать в содержании обучения художественному творчеству рисование с применением различных техник и материалов;

— разработать способы и методы развития творческого воображения при обучении рисованию;

задачи исследования

1.Изучить этапы формирования творческой деятельности учащихся дополнительного образования.

2.Проанализировать особенности развития творческих способностей учащихся в процессе приобщения к искусству.

3.Определить значение занятий по точечной росписи для развития творческих способностей учащихся.

4.Рассмотреть формы, методы и приемы обучения технике точечной росписи.

5.Подобрать и апробировать систему занятий по точечной росписи, направленных на развитие творческих способностей учащихся.

6. Определить выводы по данной работе.

Методологической основой исследования

методы исследования:

-теоретические (анализ методической литературы связан с аспектом проблемы);

-методы наблюдения (за процессом изобразительной деятельности обучающихся);

-метод изучения педагогического опыта;

-анализ работ учащихся школы искусств.

Практическая значимость

База исследования: школа искусств «Детский центр духовного развития» г. Волгодонска.

Глава. I . Теоретические основы развития художественно-творческих способностей средствами техники точечной росписи в системе дополнительного образования

1.1. Особенности психолого-педагогического развития художественно-творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Художественные расписные изделия близки и понятны, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративная трактовка (плоскостное изображение, локальность цвета, контурность рисунка, ритмичность нанесения пятен и мазков) соответствует возрастным особенностям изобразительной деятельности учащихся.[ 15]

37 стр., 18319 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...

... музыкальной деятельности как средство развития музыкальных способностей учащихся младших классов в общеобразовательной школе. Предмет исследования - развитие полифонических музыкальных способностей в основных видах музыкальной деятельности у учащихся младших классов. Гипотеза исследования - развитие полифонических музыкальных способностей учащихся ...

Выявление способностей у детей и правильное их развитие — одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психического развития, условий воспитания и других факторов.

Развитие способностей школьников к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию и другим видам осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, и изобразительные способности школьника могут остаться в зачатом состоянии. [13, 90]

Видные исследователи творчества убедительно доказывают преимущества развития детского творчества средствами народного искусства: «Знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приемов народной росписи вызвали бурное развитие декоративного творчества детей. Относительно простая изобразительная основа орнамента — многократно повторяющиеся растительные мотивы — позволяет детям сосредоточить внимание на построении пространственно-цветовой композиции рисунка».

Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их, выделять характерное. [13, 83]

Педагогика рассматривает развитие ребенка не как простой количественный процесс роста, а как качественные изменения его физических и психических особенностей под влиянием воздействия окружающего мира, в первую очередь воспитания и обучения. [ 6, 71]

Вспомним замечательную педагогическую идею работающего творчески учителя. Идея, казалось бы, простая. «Мы часто заставляем детей делать то, что им не хочется, и не позволяем заниматься тем, что им нравится, т. е. мы наказываем детей непонятно за что. Надо детям дать возможность заниматься — и как можно чаще — тем, чем им хочется, только тогда будут развиваться их навыки, создаваться реальные возможности для самораскрытия и самовыражения личности. Она реализована в дополнительном образовании. Главное значение мы ведем, чтобы дать возможность попробовать ученикам свои силы в различных видах деятельности, познакомиться с работой различными инструментами и тем самым помочь детям определить свое призвание, свои склонности и в какой-то степени подготовиться к освоению своей будущей профессии вне зависимости от того, будет ли она связана с работой инструментами, с работой на станках и др. »

Каждая деятельность школьника предполагает выполнение тех или иных действий. Успех действия находиться в прямой зависимости от овладения способов его овладения. Каждое новое действие дети в начале выполняют неточно, медленно, т. е. несовершенно. Иногда им даже неизвестно, как надо начинать то или иное действие. Чтобы научиться выполнять конкретные действия, постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства. [ 13,125]

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... ­ков в раннем детстве совпадает с основной линией психическо­го развития - становлением предметной деятельности, освое­нием действий с предметами. Бытовые процессы привлекают малыша и в силу ... распределение во времени и правильная взаимопоследова- тельность удовлетворения основных физиологических потреб­ностей ребенка в сне, кормлении и активности. С момента рож­дения режим дня упорядочивает ...

Упражнения представляют собой целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия.

Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется. Это означает, что человек овладевает данным способом действия. Сформированные в результате упражнений способы действия называются навыками.

На занятиях декоративным рисованием с школьниками учитель должен принимать во внимание успехи, достигнутые дошкольниками в детских садах. На уроках рисования необходимо активно применять произведения народного искусства, изучать приемы кистевой росписи, развивать восприятие школ .[ 14,55]

Воображение тесно связано с творчеством, и зависимость эта обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Творческое воображение — вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющего основу творчества .Декоративно-прикладное искусство— вид художественной деятельности по созданию предметов быта, соединяющих в себе эстетические и практические качества. Этот вид искусства отражает все многообразие человеческих потребностей.

Декоративно-прикладное творчество способствует художественному развитию детей, учит видеть красоту в реальной действительности, развивает фантазию и воображение, изобразительность и технические навыки, чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии. Кроме того, декоративная работа развивает композиционное мышление, способствует овладению материалом, активному использованию цвета, фактурных средств. Декоративно-прикладная деятельность отличается большим разнообразием художественных видов работ и техник: роспись гуашью, различные виды аппликации и печати, мозаика из цветной бумаги, из осколков стекла, фарфора, керамики, камешков: конструирование из бумаги, тканей, природного и подсобного материала, декоративная лепка из глины или пластилина с последующей росписью. Занятия декоративно-прикладной деятельностью требуют большого иллюстрированного материала для показа. Декоративное рисование—работа в цвете на плоскости по воображению или на основе творческой переработки впечатлений от действительности. [ 14, 123]

Задача этого вида деятельности — развитие фантазии, чувства цветовой гармонии, ритма, композиции, умения оценивать роль взаимного расположения элементов, их согласованности по цвету, по величине, по форме. Занятия декоративным рисованием отличаются большой свободой, раскованностью, импровизацией, изобретательностью. Выполняются они без предварительного рисования карандашом, сразу кистью.Эти задания хороши тем, что при выполнении их почти все дети добиваются интересных результатов и получают удовлетворение от процесса рисования и от работы красками. Даже если школьник обладает минимальными навыками изображения, то декоративные задания позволяют ему утвердиться в изобразительной деятельности. Эстетическое наслаждение процессом и продуктом творчества вселяет надежду на успех, способствует развитию интереса к занятиям изобразительным искусством. [1, 48]

2 стр., 604 слов

Cочинение «Учебная литература для детей становление и развитие»

... Европе, и на Руси одной из первых учебных книг для детей и взрослых была Псалтырь (сборник изречений, ... - ее промежуточное положение между узколокальными литературами и классической, «высокой» литературой. Другая особенность - специфика диалога, писатель ... Вселенной грамотные дети могли получить из «Христианской топографии» Козьмы ИндикоплОва - переведенного византийского «научного» сочинения. Козьма ...

Примерные задания по декоративному рисованию: орнаменты для закладки в книгу, для одежды, обоев; эскизы тарелок, сахарниц, дощечек; декоративные, панно, вазы и т. д.

Необходимо требовать от школьников заполнять краской весь лист, не оставляя пустых не закрашенных мест. Следует приучать детей к крупному изображению, к использованию всей поверхности листа, и наоборот — отучать их от мелких рисунков в одном углу листа, когда вся остальная поверхность остается неиспользованной. [ 17, 125]

Особое внимание следует уделить разнообразию формату. Большой формат расковывает, дает большую свободу, смелость в работе кистью и красками. Малый формат позволяет увидеть всю работу в целом, скорее осуществить замысел, способствует развитию аккуратности и усовершенствованию мелких движений кисти руки. Не следует приучать к одному и тому же формату еще. И с той целью, чтобы не притуплять, а развивать композиционное отношение, чтобы не вырабатывать стереотипов. Поэтому надо иметь на выбор разные форматы и приучать детей самим выбирать формат в зависимости от их желания и замысла. Постепенно это научит детей осмысленно подходить к выбору формата и компоновке изображения. Важно воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение ко всему. Это в полной мере относится и к художественным принадлежностям. [17,236]

Декоративная роспись—украшение поверхности плоских или объемных предметов узорами или сюжетными рисунками; выполняется гуашью или другими красками с помощью различных приемов кистевой росписи (заливкой по контуру, мазком, примакиванием и т. п.).

И основе росписи лежит орнамент из геометрических и растительных форм (цветы, ягоды, листья), упрощенных фигурок человека, животных и птиц.

Следует объяснить детям специфику декоративной росписи, которая заключается в том, что элементы природной формы (растительные и животные мотивы, фигура человека, предметы быта) необходимо художественно переработать в декоративно-орнаментальные: упростить природную форму, усилить цветовое звучание, ритмически чередовать элементы, использовать цветовые контрасты или нюансы, цветные контуры.

Декоративное рисование. Обучая детей составлять узоры. учитель обращает их внимание на освоение способов расположения узора в квадрате, круге, розетке, на симметричное размещение элементов в узоре на силуэтах, изображающих различные предметы быта (посуда, одежда, вещи).

Освоение приемов украшения предметов быта дает возможность знакомить детей с различными вариантами узоров, которые характерны для того или иного изделия. Они быстро познают, для чего создается украшение. [1, 165]

14 стр., 6599 слов

«Теоретические основы развития навыков свободной кистевой ...

... способности в свободной кистевой росписи. Проблема исследования, Цель исследования, Объект исследования:, Предмет исследования:, Задачи исследования: ... материала, посвященного различным видам народных промыслов: истории, техники и технологии; существуют методические разработки для ... Обучения обработке художественных материалов имеются в научных работах методистов А.Д. Алехина, В.А. Барадуллина, Г.В. ...

Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом и основано на эстетическом переживании школьника. Он воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Он не равнодушен к прекрасным сочетаниям от нежных мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок. Это очень ценное качество, которое надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития эстетического вкуса и художественного восприятия цвета [21, 79]

Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский:

Вывод. Выявление способностей у детей и правильное их развитие — одна из важнейших педагогических задач. Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется. Творческое воображение — вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющего основу творчества. Декоративно-прикладное искусство- вид художественной деятельности по созданию предметов быта, соединяющих в себе эстетические и практические качества. Этот вид искусства отражает все многообразие человеческих потребностей.

1.2. История точечной росписи

История точечной росписи.

Техника точечной росписи известна давно. Изначально точку как средство и основу рисунка использовали в чеканке. Потом же она стала называться капельной, потому что краску набирали в соломинки и наносили «накапывая» на рисунок. Такая техника характерна для Персии и Индии, Африки и Таиланда. Возможно, первыми точечную роспись придумали австралийские аборигены, которые использовали эту технику для того, чтобы передать через поколения свое послание об их истории, укладе жизни, победах и поражениях. Точка использовалась с древних времён и в менди, нательная роспись хной, пришедшая к нам из Индии и Северной Африки и до сих пор популярна в этих странах. Также точечную роспись использовали в Китае. Сейчас это уже сформировавшаяся точечная роспись, которая увлекает все больше и больше людей легкостью, изяществом и красотой рисунка. Эта техника позволяет декорировать одежду, обувь, предметы интерьера. Для работы в этой технике используются краски, которые подбираются в соответствии с тем, на каком материале будет выполняться работа (по стеклу, керамике, дереву.).

[ 4. 46]

Истоками данного вида росписи считаются несколько направлений древневосточной росписи например, «точечная чеканка». Или «капельная» роспись, когда тонкий сушеный стебель опускали в краску и переносили небольшую капельку на изделие, так получалась точечная роспись. Также точечная роспись пришла к нам из древних времен благодаря искусству австралийских аборигенов, которые использовали эту технику для того, чтобы передать через поколения свое послание об их истории, укладе жизни, победах и поражениях. Особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания. В наше время у нас есть возможность воспользоваться этой техникой и с помощью множества различных по цвету и размеру точек создать свое послание, свои неповторимые узоры и рисунки, передать настроение и ощущения, декорируя любые поверхности. [ 4,42] (см. рис.1.1, Приложение1 )

18 стр., 8736 слов

Росписи Северной Двины. Традиции и современность

... Двины. Предмет исследования: орнаментальные и технологические особенности северодвинских росписей по дереву. Методы исследования: общенаучный историко-теоретический терминологический Курсовая работа состоит из введения, двух частей, шести параграфов, заключения и ...

В Индии в средние века рисунок на ткань наносился либо кистями, либо при помощи деревянного штампа. Первый способ был весьма трудоемким и длительным. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов. Такая технология стала включать в тебя точечную роспись – рисунок наносился мелкими каплями краски, что было очень трудоемким, но ценилось дорого. В Индонезии точечной росписью, которая появилась у них еще древних веках, расписывали посуду, музыкальные инструменты, предметы интерьера. [4, 47]

Все указанные виды росписи подвигли когда-то голландских художников-дизайнеров на новое перевоплощение – точечная роспись стала акриловой, и можно считать, что точечная акриловая роспись появилась вместе с первыми тюбиками акриловых контуров. Обычно в высших школах искусств, художественных вузах есть занятия, где учащиеся получают небольшой исторический экскурс с проведением или показом небольших мастер-классов данной росписи. ( см. рис. 1.2, Приложение 1 )

Пуантилизм — живопись на пуантах.

Импрессионисты руководствовались в своей работе прежде всего интуицией. Пуантилисты же основывали свою живопись на научной физико-математической базе. Они отказались от смешения красок на холсте. Крошечные точки-мазки разных цветов наносились раздельно — по методу одновременного контраста. Они должны были давать оптический эффект, равносильный для воспринимающего тому же смешению красок, но не на полотне, а в глазу. Такая дробная передача фактуры напоминает мозаику. Работу на пленэре пуантилисты считали своего рода «рабством». Они предпочитали создавать свои шедевры в мастерской, удерживая в памяти увиденные пейзажи и разлагая их на составляющие цвета. [ 9, 65]

Point-to-point

Техника точечной росписи для начинающих заключается в нанесении на ровную и предварительно обезжиренную поверхность капелек акриловой краски, в результате чего расписанные вещи выглядят так, как будто украшены маленькими драгоценными камушками. Точечная роспись позволяет для начинающих мастеров превращать обычные вещи в эксклюзивные и необыкновенные предметы с чудесными узорами. Основоположниками точечной росписи считаются мастера-чеканщики – они набирали краску в соломинку и с ее помощью наносили узоры на изделия в виде разноцветных точек. В дальнейшем рукодельницы переняли и преобразовали эту технику в увлекательное хобби по точечной росписи именно акриловыми красками, так как они дают выпуклые точки, а не плоские как обычные красители. Рисовать в технике точечной росписи можно практически на любых поверхностях – на стекле, пластике, керамике, дереве, коже, главное, чтобы она было чистой, ровной, матовой и обезжиренной. [16. 84]

Если вы только начинаете изучать точечную роспись, то вам подойдет любая акриловая краска и фломастер с тонким кончиком для нанесения красителя – недорого, а эффект практически тот же самый. Если же у вас уже есть некоторый опыт в точечной росписи, то можно попробовать наносить рисунки специальными контурами – тюбиками краски с тонкими носиками. Обычно точечная роспись для начинающих рукодельниц заключается в тренировке по нанесении капелек – надо четко знать, с какой силой надавить на тюбик, чтобы получилась точка определенного размера. Свою первую роспись лучше всего сделать из контура одного цвета, а в дальнейших работах постепенно увеличивать количество цветов и сложность композиций. Не забывайте предварительно обезжиривать поверхность, которую собираетесь расписывать – эта процедура хорошо закрепит краску и не позволит ей растекаться в процессе работы. Для обезжиривания можно воспользоваться ацетоном или спиртосодержащей жидкостью, кстати, ее же можно использовать для того, чтобы удалить неудачно поставленную точку. Прежде чем приступить к росписи какой-либо поверхности убедитесь, что ваш контур подходит для этого, так как он может быть универсальным или для росписи по стеклу, дереву, коже или другим материалам. [16, 106]

16 стр., 7963 слов

Развитие мелкой техники у учащихся средних классов на уроке фортепиано в ДМШ

... по проблеме развития мелкой фортепианной техники учащихся средних классов на уроках фортепиано в ДМШ. 1.Сущность понятия фортепианной техника. без специальной ... огромное значение имеет развитие фортепианной техники. Проблемой развития мелкой фортепианной техники занимались такие педагоги музыканты как: С. Савшинский, К. ... на любое расстояние вверх и вниз (то есть направо и налево) по клавиатуре. ...

Вывод. Точечная роспись появилась в Индии, где получила большое распространение. С помощью точечной росписи украшались предметы быта, декора, одежды, посуды. И в наше эта техника очень актуальна в украшении различных предметов декора.

1.3 Методические рекомендации по выполнению точечной роспись

Техника точечной росписи известна человечеству уже давно. Изначально точка использовалась в чеканке как средство и основа рисунка. Позже эта техника стала называться капельной, так как краска набиралась в соломинку и наносилась «накапывая» на рисунок. До сих пор точно неизвестно, где же появилась техника точечной росписи. Сегодня это уже сформировавшийся вид росписи , которой увлекается все больше и больше людей, с присущей ей легкостью, изяществом и красотой рисунка. Техника точечной росписи дает возможность декорировать одежду, обувь, предметы интерьера. Также технику точечной росписью называют point-to-point или точка к точке.

Техника точечной росписи для начинающих заключается в нанесении на ровную и предварительно обезжиренную поверхность капелек акриловой краски, в результате чего расписанные вещи выглядят так, как будто украшены маленькими драгоценными камушками. Точечная роспись позволяет для начинающих мастеров превращать обычные вещи в эксклюзивные и необыкновенные предметы с чудесными узорами. Узоры, которые применяют для точечной росписи могут быть любые, геометрические (круг, квадрат, треугольник, волна), контуры животных, этнические контуры, воображаемые, и т.д.

Узоры можно рисовать от «руки

Техника точечной росписи контурами не сложная, но требует терпения и аккуратности. Для работы в этой технике используют специальные контуры, которые подбирают в зависимости от того, на каком материале будет выполняться работа. Можно декорировать древесины, металл, натуральную и искусственную кожу, стекло, керамику, ткань и многие другие материалы. Контурами для росписи работать удобнее всего, так они имеют длинный узкий носик. Ими весьма удобно наносить точки самого разного размера и нет необходимости искать или придумывать какие-нибудь приспособления, за исключением, конечно, очень больших точек. Контуры обязательно должны быть качественными и не должны растекаться, это именно тот материал, на котором ни в коем случае нельзя экономить. Также вместе с контурами можно использовать акриловые краски в тубах или баночках с различными эффектами: металлик, перламутр и так далее. Более того могут пригодиться металлические насадки для контуров. Они дают возможность сделать очень маленькие и аккуратные точки. Можно добиться ювелирной изысканности. Металлические наконечники могут иметь диаметр 3, 5, 8 мм, что позволяет придать работе профессиональный вид. ( см. рис. 2.1, Приложение 2 ) [16, 64]

26 стр., 12991 слов

Городецкая роспись и её роль в формировании навыков кистевой ...

... росписи. Методы: 1. изучение литературы по данной теме; [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/diplomnyie-rabotyi-po-rospisi/ 2. разработка программы кружка "Городецкие узоры"; 3. проведение экспериментальной работы. 1.1 История и развитие ... навыков кистевой росписи, обучающиеся выполняют задания на низком уровне. Главная проблема уроков по декоративно-прикладному искусству ...

«Контур» (другие названия — «рельеф», «контурная краска») — это акриловая краска, которая применяется при живописи на стекле, имитирующей настоящий витраж. Сделанные контуром линии создают барьер, не дающий краскам растекаться по поверхности и смешиваться между собой. Выпускаются контуры в небольших тубах с носиком-дозатором. От диаметра выходного отверстия дозатора зависит толщина наносимой линии и величина получаемых точек. В художественных магазинах представлен большой ассортимент контуров разных фирм-производителей, отличающиеся друг от друга по цветам, консистенции, скорости высыхания и т. д. ( см. рис. 2.2, Приложение 2 )

Для того чтобы поближе узнать технологию точечной росписи, предлагаем вашему вниманию мастер-класс по росписи обычной тарелки, которую можно использовать как в декоративных целях, так и в качестве столовой посуды.

Благодаря технике точечной росписи можно добиться эффекта инкрустации камнями, вышивки бисером или украшения цветными стразами на изделии, но при этом не затрачивать много времени и сил. Техника довольно проста в исполнении, не требует специального обучения и покупки дорогостоящих материалов.

Необходимые материалы и инструменты:

  • Ватные диски и палочки для обезжиривания и коррекции рисунка;

  • Этиловый спирт, ацетон или специальный обезжириватель;

  • Акриловая краска разных цветов;

  • Лак для закрепления рисунка (аэрозоль);

  • Иголка, бумага или губка для очистки тюбиков.

Последовательность выполнения точечной росписи изделия из дерева.

1 этап

Для начала необходимо хорошо обезжирить поверхность тарелки, которую собираетесь расписывать – для этого используйте обезжириватель и ватные диски. После этого необходимо нарисовать эскиз рисунка, который вы собираетесь делать. При этом можно воспользоваться готовыми схемами или же довериться своей фантазии и попробовать импровизировать. ( см. рис. 2.3, Приложение 2)

2 этап

Перед тем как приступить к росписи необходимо протестировать каждый краситель и потренироваться на бумаге для того чтобы понять не слишком ли густой или жидкий каждый краситель и с какой силой надо выдавливать краску, чтобы получить точку нужного размера. Рисовать следует по принципу от общего к частному, то есть сначала прорисовываете крупные элементы, а затем уже более мелкие детали. (см. рис. 2.4, Приложение 2)

3 этап

После того, как вы расписали тарелку ее необходимо просушить. Сделать это можно как естественным путем, оставив примерно на сутки или воспользоваться феном (но после этого тарелку все равно нужно оставить в покое часов на 12).

Эти способы сушки приемлемы, если вы собираетесь использовать изделие только в декоративных целях, если тарелка будет использоваться регулярно в качестве столовой посуды, то лучше запечь ее в духовке при температуре 170° в течение получаса и затем дать ей остыть, не вынимая из духовки. После этого лучше не мыть тарелку в течение месяца – так краски лучше закрепятся и, соответственно, дольше продержатся.

Вот так легко и непринужденно можно самостоятельно создать неповторимый и оригинальный аксессуар для вашей кухни, уникальный подарок для близких людей или же сделать это удивительное хобби способом дополнительного заработка на продаже вещей ручной работы. Ведь данная техника росписи актуальна не только для кухонной посуды, но и для оригинальных бокалов (на свадьбу, например), сувенирных бутылок, рамок для фото и даже мебели, не говоря уже об одежде, обуви и бижутерии. [ 1, 205]

Вывод. техника точечной росписи очень кропотливый процесс.

От выбора изделия до инструментов нанесения красок, так же подготовки поверхности , очень разнообразен.

1.4 Разработка программы по обучению школьников точечной росписи, Пояснительная записка

Программа предусматривает знакомство с техникой точечной росписи, материалами и красками, используемыми в процессе работы. Обучающиеся углубляют знания по стилизации растительных и животных форм, учатся создавать собственные проекты росписи и грамотно воплощать их на бумаге, картоне, стекле, дереве, керамике.

Актуальность данной программы — практическая направленность, применение полученных знаний и умений в дальнейшей реальной жизни: умение создать панно, расписать предметы посуды и быта точечной росписью.

Точечная роспись или как ещё называют поинт-ту-поинт (точка к точке) далеко не новое направление в технике росписи по разным поверхностям. Жанром своих орнаментов она уходит в культуры народов Африки, Индонезии и Австралии. В наше время так же используются многие мотивы в узорах и орнаментах в своём первозданном виде. Но, всё же, в большинстве своём распространена именно свободная техника, без рамок и ограничений. Старые же мотивы служат источником неисчерпаемого вдохновения и примером для подражания. Все более модными становятся уникальные рукотворные предметы интерьера, расписанные рукой художника. Ведущие потребности подростков – это подчеркнуть свою индивидуальность, найти эстетическое самовыражение. Зная основные способы росписи ткани можно приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии (например, возможность освоить одну из самых ярких творческих профессий — «дизайнер» и найти себе применение в интерьерном и модельном бизнесе, в создании собственных проектов).

Новизна

В данной программе четко прослеживаются межпредметные связи. Точечная роспись вобрала в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств — графики, витража, мозаики. В процессе работы по программе «Точечная роспись» обучающиеся применяют знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях по рисунку, живописи и композиции. По рисунку: навык конструктивного строения различных предметов, их пространственного расположения, перспективы; по живописи: умение видеть и передавать цветовые отношения; по композиции: применять полученные знания выразительных средств композиции – ритме, линии, силуэте для выполнения оригинальной работы.

Максимальная учебная нагрузка – 66 часов.

Форма проведения учебных аудиторных занятий — мелкогрупповая. Учебные занятия проходят в форме уроков 2 часа в неделю. Продолжительность занятия – 40 минут.

Цель : создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной точечной росписи – одному из видов декоративно-прикладного творчества, обеспечение законного права детей на дополнительное образование и самоопределение в выборе творческой деятельности и возможности глубокой ориентации в прикладных искусствах .

Задачи :

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с примерами точечной росписи.

  • Дать учащимся необходимые знания в изучаемой области для выработки практических навыков и умений.

  • Научить создавать проекты эскизов росписи, а затем грамотно воплощать их в своих творческих работах.

Развивающие:

  • Развивать творческое мышление, фантазию, воображение, пространственное восприятие.

  • Развивать художественно – графические умения и навыки в росписи.

Воспитательные:

  • Воспитывать творческую инициативу, терпение в процессе творчества.

  • Воспитывать художественный вкус учащихся.

Таким образом, примерная программа по точечной росписи, необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной точечной росписи

Выводы по главе I

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие художественно-творческих способностей – одна из центральных задач в процессе развития творческого потенциала личности. И надо полагать, что сам творческий процесс — это благодаря которому впечатления, полученные в результате наблюдения реальной жизни и обогащенные творческой фантазией, преобразуются в создание художественного образа. Особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания. [29,47]

Это направление очень интересно разнообразием своих техник и приемов работы. Что, в свою очередь, способствует самостоятельному поиску новых решений в создании различных цветовых и тоновых композиций, развитию психических функций, в частности воображения, нестандартному мышлению, созданию наиболее ярких образов, отражающих прежде всего внутреннее состояние ребёнка, и, как следствие, поиску своего, отличного от других, особенного творческого пути. Для педагога необходимо помочь осознать ребёнку, что в творчестве есть только свой собственный путь. И чем свободнее, раскованнее чувствует себя ребёнок в процессе работы над образом, тем с большим удовольствием он готов снова повторить этот процесс. Огромное влияние на развитие эстетического вкуса имеет цветовое оформление. Красочный, яркий цвет вызывает положительные эмоции. Развитие чувства цвета помогает формировать у него представление о прекрасном в окружающем мире и произведениях культуры. Необходимо обучать правильному подбору сочетания цветов, различению близких по цвету тонов.[22,32]

Техника точечной росписи богата и разнообразна. Она создаёт удивительную возможность моделировать мир. Использование на занятиях различных техники позволяет развивать творческие способности и способствует качественному выполнению работы. На занятиях решаются задачи по развитию творческих способностей, овладению изобразительными и техническими умениями и по развитию интереса. Полученные умения дети могут использовать в самостоятельной деятельности и в повседневной жизни.[29,36]

Благоприятные условия, созданные на занятиях, способствуют формированию таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность, любознательность.

Глава II. Формирование художественно- творческих способностей учащихся в процессе обучения точечной росписи в системе дополнительного образования

2. 1. Констатирующий этап эксперимента

Экспериментальное исследование проводилось на базе детской школы искусств

Согласно выдвинутой гипотезе мы организовали опытно-экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа:

1 этап — констатирующий эксперимент, направленный на выявление условий и уровней развития изобразительного творчества в учреждении дополнительного образования.

2 этап — формирующий эксперимент, в ходе которого нами были подобраны темы творческих занятий по точечной росписи.

3этап — контрольный эксперимент, направленный на выявление влияния занятий по точечной росписи на развитие и формирование творческих способностей учащихся.

1 этап Констатирующий эксперимент:

Исходя из теоретических данных, цели, задач и гипотезы исследования нами была намечена следующая:

цель констатирующего этапа эксперимента

Задачи констатирующего эксперимента:

  1. Определить критерии оценки уровня развития творчества у учащихся техникой точечной росписи;

  2. Выявить уровень знаний, умений и навыков о точечной росписи учащихся.

  3. Обобщить полученные результаты и сделать выводы для определения направлений работы во время формирующего эксперимента.

Мы предположили, что развитию художественно-творческих способностей учащихся в техники точечной росписи будет способствовать:

-грамотный подбор содержания работы сучащимися;

-наличие соответствующей материальной базы;

Констатирующий этап эксперимента включал в себя упражнения в старшей группе:

Субтест I —

Субтест II-

Субтест II

С каждым учащимся была проведена диагностика уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков учащихся.

Первый тест, который был проведен сучащимися, целью которой было исследование знаний о декоративной композиции и практических умений в рисунке. Исследование уровня формирования художественно- творческих способностей учащихся осуществлялось через практические задания с каждым учащимся в процессе которых появилась возможность уточнить некоторые детали, получить дополнительные сведения о развитии изобразительного творчества у учащихся.

Для выявления уровня знаний декоративной композиции у учащихся старшей группы нами были использован тест, включающий в себя и практическое упражнение (приложение)

Субтест I Тест «декоративная композиция»( Приложение 5)

Таблица 1.

Результаты констатирующего этапа эксперимента в старшей группе на констатирующем этапе эксперимента

Диаграмма 1

Уровень знаний декоративной композиции на констатирующем

этапе

Уровень знаний декоративной композиции на констатирующем 1

Таким образом, по результатам исследования было выявлено, что в группе из 5 обследованных учащихся 2 детей (40%) имеют высокий уровень знаний теории декор. композиции, 2 детей (40%) продемонстрировали средний уровень и 1 ученик (20%) имеют низкий уровень знаний. Для мониторинга была составлена следующая гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики. Данные результаты указывают, что большинство детей обладает знаниями о композиции.

, Субтест II -Методика «Креативность личности» — это экспресс-диагностика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).

(Приложение 6)

Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению Инструкция: Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:1 = никогда,2 = редко,3 = иногда,4 = часто,5 = постоянно.

Таблица 2

Результаты определения у учащихся уровня развития творческого мышления, креативности в изобразительной деятельности

Диаграмма 2

Уровень развития творческого мышления, креативности в изобразительной деятельности

Уровень развития творческого мышления 1

В результате исследования уровня развития творческого мышления, креативности рисунков учащихся было выявлено, что в экспериментальном группе 1 ребёнок (20%) имеет высокий уровень, 3 детей (60%) имеют средний уровень и 1ребёнок (20%) — с низким уровнем свободы творческого мышления, оригинальности.

Субтест III -Тест Гилфорда (модифицированный Е. Туник) (Приложение 7)

Выполнение эскизов. Задача: превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах. Инструкция для испытуемого: «Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку». Время выполнения задания — 10 минут. Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги, размеры квадрата 15 x 15 см.[25,54] (Приложение 7)

Таблица 3

Результаты определения у учащихся уровня развития творческой фантазии и образного мышления в изобразительной деятельности

Диаграмма 3

Уровень развития творческой фантазии и образного мышления

Уровень развития творческой фантазии и образного мышления 1

В результате исследования уровня развития творческого мышления

Диаграмма 4

Уровень проведенных методик в констатирующем этапе

Уровень проведенных методик в констатирующем этапе 1

Из констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что с помощью диагностических методик, мы выяснили, что в экспериментальной группе состоящих из 5 учащихся 40%- имеют достаточный уровень , 46,6%- допустимый уровень и 13,3%- недопустимый уровень. Таким образом уровень выполненных упражнений учащимися- средний. И с помощью различных педагогических методов и приемов, перед нами стоит задача повысить уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков учащихся старшей группы . Исходя из вышесказанного, была разработана и проведена серия занятий, направленная на развитие и формирование художественно-творческих способностей у учащихся старшей группы по точечной росписи.

Полученные результаты были помещены в таблицу. По итоговой таблице можно сделать вывод, что в группе имеется разнообразный уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков. (см.Приложение 8)

2. 2. Формирующий этап эксперимента.

Результаты, полученные нами на констатирующем этапе эксперимента, позволили нам сформулировать цель на формирующем этапе.

Цель: развить творческие способности у учащихся старшей группы на занятиях по Точечной росписи.

Были поставлены следующие задачи:

  • разработать и апробировать на практике занятия по Точечной росписи для старшей группы;

  • выявить эффективные педагогические условия развития творчества у учащихся на занятиях по Точечной росписи;

  • развивать умение использовать различные материалы на занятиях по точечной росписи.

При проведении занятий нами учитывались следующие педагогические условия:

  • наличие различного демонстрационного материала для проведения занятий;

  • обучение детей технике из разных материалов;

  • создание благоприятной эмоциональной и психологической обстановки;

  • индивидуальный творческий подход к каждому учащемуся , продукту его творчества;

Для достижения этой цели мы разработали несколько занятий по обучению учащихся технике точечной росписи направленных на формирование развитие художественно- творческих способностей в старшей группе:

1. Вводное занятие. Искусство точечной росписи. Технология точечной росписи ( Приложение 9)

2. Растительные узоры в точечной росписи. ( Приложение 10)

3. Тематическая композиция точечной росписью ( Приложение 11)

Все занятия были успешно проведены и дали хорошие результаты, для повышения уровня развития художественно-творческих способностей знаний, умений и навыков. Большое внимание уделяли знакомству с различными техниками и способами работы точеной росписью Был подобран разнообразный методический материал- это способствовало формированию у учащихся ясных и четких представлений и помогало глубже почувствовать и понять средства выразительности, мысленно сформировать сюжет, разные художественные образы. [22,65] (Приложение 10)

Первым занятием на формирующем этапе эксперимента было теоретическая часть знакомства с техникой, т.к техника мало известно и изучена, учащимся по началу трудно давалось понимание материала. Мы постарались ознакомить их с особенностями точечной росписи, с линией и контуром как средством в работе с поверхностью, цветом, закрепили знания об особенностях росписи как о об одном виде нетрадиционной технике. [29,25] (Приложение 9)

На занятиях были поставлены следующие задачи:

1.Вызвать интерес и эмоциональную отзывчивость ;

2.Познакомить учащихся различными средствами выразительности в процессе построения и сюжетного рисования (цвет, композиция, точка, линия);

3.Учить передавать художественные образы с помощью точки в сюжетных рисунках;

4.Закреплять технические навыки и умения.

Анализируя занятия, проведенные нами можно сказать, что:

1.Учащиеся с большим интересом занимались, получили от занятий хорошие знания и положительные эмоции;

2. Показ творческих работ в технике точечной росписи других людей повлияла на учащихся и появилось желание повторить технику.

3.Появилось ярко выраженное эмоциональное отношение к сюжетной композиции , более тщательному подбору цвета ;

4.Иллюстративный материал содействовал нахождению различных способов воплощения замысла, создании выразительных образов, формы, композиции.

Проделанная работа показывает, что использование художественных образов в работе с учащимися способствует формированию у них умения композиционно строить свой рисунок, располагать его в соответствии с задуманным замыслом, подбирать цветовую палитру. Взаимосвязь различных видов занятий по изобразительной деятельности с другими разделами программы помогает развитию у учащихся эстетического восприятия, способствует формированию изобразительного творчества. [29,20] (Приложение11)

2.3. Контрольный этап эксперимента

В заключении был проведен третий этап эксперимента — контрольный. Для выявления эффективности проведённых занятий необходимо было сравнить знания, умения и навыки учащихся на начальном и конечном этапах экспериментального исследования.

Цель контрольного этапа эксперимента было выявление уровня развития творческих способностей учащихся старшей группе после того, как проведена серия занятий в ходе формирующего эксперимента.

Уровни развития и

На данном этапе эксперимента нами были поставлены следующие задачи:

1. Подтвердить правильность выбранных педагогических условий.

2. Определить особенности

Для определения уровня знаний и умений мы выбрали

Таблица5

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов

Диаграмма 5

Сравнительная диаграмма уровня

Сравнительная диаграмма уровня 1

Данные результаты в экспериментальной группе занесены в таблицу. Результаты исследования следующие: достаточный уровень знаний процессе выполнения теста показали, что трое учащихся — 60% достаточный

уровень. Допустимый уровень — 2 учащихся — 40%. На не достаточном уровне нет учащихся — 0%

Данные результаты указывают на преобладание учащихся со средним и высоким уровнем знаний.

Для определения уровня развития

Таблица 6

Сравнительный анализ результатов констатирующего и

контрольного экспериментов (развития творческого мышления, креативности)

Сравнительные результаты

Диаграмма 6

Уровень развития творческого мышления, креативности

у учащихся на контрольном этапе

Уровень развития творческого мышления 1

Результаты исследования показали, что уровень развития творческого мышления в изобразительной деятельности у двоих учащихся — 40% достаточный уровень. Допустимый уровень – так же у двоих учащихся — 40%. На не достаточном уровне оказался один учащийся – 20%. Результаты творческих проявлений отражены в данной диаграмме. Данные результаты указывают на преобладание учащихся со средним уровнем развития творческого мышления и креативности.

Следующий уровень для определения свободы творческого мышления, оригинальности рисунков испытуемых был предложен Субтест II I — Тест Гилфорда (модифицированный Е. Туник).

Было необходимо превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах. При этом каждое изображение оценивалось один раз и при повторении не учитывалось. [30,185]

Таблица 7

Сравнительный анализ результатов констатирующего и

контрольного экспериментов (уровень свободы творческого мышления, оригинальности рисунков)

Диаграмма 7

Уровень свободы творческого мышления, оригинальности детских рисунков на контрольном этапе, Сравнительные результаты

Проанализировав работы по данной методике можно сделать выводы, что все справились с заданием. Они нарисовали оригинальные рисунки и большинство получили достаточный уровень, и отсюда следует, что у них высокий уровень развития творческого мышления. Результаты творческих проявлений отражены в данной диаграмме. Данные результаты указывают на преобладание учащихся с высоким уровнем развития свободы творческого мышления, оригинальности рисунков.

Таким образом, обобщая результаты исследования, мы можем увидеть, что уровень развития художественно-творческих способностей у учащихся экспериментальной группы стал выше, чем был в начале эксперимента.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что точечная роспись может служить средством развития художественно-творческих способностей и креативного мышления учащихся старшей группы, при использовании разработанного комплекса занятий поданной технологии, обогащении эмоциональной сферы и нового опыта работы учащихся с росписью, посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью разработанного методического комплекса.

Вывод по второй главе

При целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у учащихся старшей группы улучшились показатели развития изобразительного творчества, группа стала проявлять интерес к теме и содержанию, были увлечены процессом работы, проявляли творческую фантазию и оригинальность в сюжете композиций и выполнении творческих работ.

На первом этапе опытно-практической работы нами были определены уровни развития изобразительных знаний, умений и навыков учащихся с помощью диагностических методик. Было выявлен средний уровень развития. Основные замечания: не сформированность навыков работы с основой технологией точечной росписи, невысокий уровень знания возможный композиций и их видов, сложности с подбором цветов.

На втором этапе экспериментальной работы нами была разработана и апробирована система занятий с учетом изобразительных навыков учащихся старшей группы, а также их возрастных особенностей.

На третьем этапе работы была проведена заключительная диагностика по предложенным методикам, определяющая уровень развития изобразительных навыков. Сравнительный анализ этапов эксперимента выявил рост уровня развития изобразительных навыков в исследуемой группе. Что позволяет говорить об эффективности применяемой технике, приемов рисования с учащимися среднего школьного возраста .

Результатом нашей работы мы считаем процесс развития у учащихся творческой деятельности, навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать потенциальные возможности, но и интерес к точечной росписи , вызванный применением нетрадиционных способ выполнения на разных поверхностях рисования.

Заключение

В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что не исследованность данной темы может использоваться как новый способ развития и формирования творческих способностей, не типичность использования материалов на занятиях изобразительной деятельностью способствует самостоятельному поиску новых решений в создании различных цветовых и тоновых композиций, развитию психических функций, в частности воображения, нестандартному мышлению, созданию наиболее ярких образов. [21,34]

Яркое проявление творчества наблюдается на занятиях с использованием нетрадиционных техник выполнения работ, позволяющим реализовать одно из важных условий успешного развития творчества ,разнообразие и вариативность работы, то найти новую техники реализации творческого потанцевала. Это в свою очередь развивает школьника разносторонне, даёт толчок к выражению индивидуальности и развитию креативного мышления . [21,16]

Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы, видно, что наша гипотеза подтвердилась: проведение занятий по точечной росписи может активизировать процесс развития художественно-творческих способностей учащихся в дополнительном образовании , при соблюдении выбранных нами педагогических условий. У учащихся повысился уровень умений и навыков. К концу эксперимента значительно увеличился интерес к данной технологии росписи.

Использование наглядных пособий, разнообразных материалов, интересных заданий, нестандартных решения цветовой композиции так и сюжетной. Учащиеся с удовольствием знакомились с различными способами роботы в технике точечной росписи.

Таким образом, в результате проведения с учащимися среднего школьного возраста занятий по технологии точечной росписи происходит активное развитие творческого мышления и креативности .

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/tochechnaya-rospis/

1.Алферов, Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани/ Л.Г. Алферов. -М.: Ростов-на-Дону, 2000.-252 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б

Богоявленская. — М.: Академия, 2002.-

3. Буров, А.И. Эстетическое воспитание/ А.И. Буров, Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 2000. – 234 с.

4. Владимирова, Д.А. Декоративно-прикладное искусство Восточной Азии: Символика и традиции / Д.А.Владимирова. – М.: Владивосток: Изд- во ДВО РАН, 2009.- 42-51 с.

5. Воробьева, Н. Г. Точечная роспись/ Н.Г.Воробьева. – М.: АСТ-Пресс, 2012.- 208 с.

6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. — М.: ACT, Астрель, Хранитель, 2008.- 671 с.

7. Добрусина, А. Точечная роспись /А.Добрусина. – М.: Ростов-на- Дону: Феникс, 2015.- 93 с.

8. Практическая психология образования / под редакцией И.В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2008.- 592 с.

9. Иолтуховская, Е.А. Точечная роспись. Оригинальная техника декора/ Е.А.Иолтуховская. — М.: Питер, 2015.- 128 с.

10. Краморов, С.Н. Конструктивный рисунок/ С.Н. Краморов.- М: Издательский центр «Академия», 2005. — 108с.

11. Кулаев, К. В.Специфика эстетического воспитания / К. В. Кулаев.-М.: Педагогика№1, 2000.- 49-54 с.

12. Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001.-

13. Озерова, О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей/ О. Е.Озерова. — М.: Феникс -Москва, 2005. — 192 c.

14. Потемкина, А.В. Как научить декоративному рисованию ребенка/ А.В. Потемкина. — М.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.- 188 с.

15. Павлова, Н.А. Принципы организации художественно-эстетической деятельности учащихся/Н.А.Павлова.- М.: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №69. –451 – 459 с.

16. Пухол-Ксикой, Р. Касале Х.Х. Трафаретная роспись: Техника. Приемы. Изделия/ Р. Пухол-Ксикой — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.-168 с.

17. Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: учеб. Пособие для студентов вузов/ М.С. Соколова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 303 с.

18. Смирнова, Е.О. Детская психология/ Е.О. Смирнова. — М.: Владос, 2008. 160 с.

19. Соколова , М.С. Художественная роспись по дереву/ М.С.Соколова. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.- 304 с.

20. Фокина, Л.В.Орнамент/Л.В.Фокина. –М.: Ростов н/Д: Феникс,2000.-172с.

21.Эдвардс,Б. Художник внутри Вас/ Б. Эдвардс.- М.:Минск: Попурри, 2000. — 256 с.

22 .Воробьёва, Н. Точечная росписью/ Н. Воробьёва.-М.: АСТ-Пресс Книга, 2011. — 202с.

23.

25.

26. Роспись контурами. Мастер класс для начинающих. Страна мастеров/,2010.- 105с.

27.

28.Страчко, Т.Г .Точечная роспись. Самый полный и понятный самоучитель/ Т.Г Страчко. -М.:

29.

30.

Приложение 1

Список литературы 1 Список литературы 2

рис.2

предметов интерьера

Список литературы 3 Список литературы 4

Приложение 2

Список литературы 5 Список литературы 6

Список литературы 7 Список литературы 8

Список литературы 9

Список литературы 10

Список литературы 11

Список литературы 12

Приложение 3

Рабочая программа «Точечная роспись»

Пояснительная записка

Программа предусматривает знакомство с техникой точечной росписи, материалами и красками, используемыми в процессе работы. Обучающиеся углубляют знания по стилизации растительных и животных форм, учатся создавать собственные проекты росписи и грамотно воплощать их на бумаге, картоне, стекле, дереве, керамике.

Актуальность данной программы — практическая направленность, применение полученных знаний и умений в дальнейшей реальной жизни: умение создать панно, расписать предметы посуды и быта точечной росписью. Точечная роспись или как ещё называют поинт-ту-поинт (с английского точка к точке) далеко не новое направление в технике росписи по разным поверхностям. Жанром своих орнаментов она уходит в культуры народов Африки, Индонезии и Австралии. В наше время так же используются многие мотивы в узорах и орнаментах в своём первозданном виде. Но, всё же, в большинстве своём распространена именно свободная техника, без рамок и ограничений. Старые же мотивы служат источником неисчерпаемого вдохновения и примером для подражания. Все более модными становятся уникальные рукотворные предметы интерьера, расписанные рукой художника. Ведущие потребности подростков – это подчеркнуть свою индивидуальность, найти эстетическое самовыражение. Зная основные способы росписи ткани можно приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии (например возможность освоить одну из самых ярких творческих профессий — «дизайнер» и найти себе применение в интерьерном и модельном бизнесе, в создании собственных проектов).

Новизна

В данной программе четко прослеживаются межпредметные связи. Точечная роспись вобрала в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств — графики, витража, мозаики. В процессе работы по программе «Точечная роспись» обучающиеся применяют знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях по рисунку, живописи и композиции. По рисунку: навык конструктивного строения различных предметов, их пространственного расположения, перспективы; по живописи: умение видеть и передавать цветовые отношения; по композиции: применять полученные знания выразительных средств композиции – ритме, линии, силуэте для выполнения оригинальной работы.

Максимальная учебная нагрузка – 66 часов.

Форма проведения учебных аудиторных занятий — мелкогрупповая. Учебные занятия проходят в форме уроков 2 часа в неделю. Продолжительность занятия – 40 минут.

Цель : создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной точечной росписи – одному из видов декоративно-прикладного творчества, обеспечение законного права детей на дополнительное образование и самоопределение в выборе творческой деятельности и возможности глубокой ориентации в прикладных искусствах .

Задачи :

  • Познакомить учащихся с примерами точечной росписи.

  • Дать учащимся необходимые знания в изучаемой области для выработки практических навыков и умений.

  • Научить создавать проекты эскизов росписи, а затем грамотно воплощать их в своих творческих работах.

Развивающие:

  • Развивать творческое мышление, фантазию, воображение, пространственное восприятие.

  • Развивать художественно – графические умения и навыки в росписи.

Воспитательные:

  • Воспитывать творческую инициативу, терпение в процессе творчества.

  • Воспитывать художественный вкус учащихся.

Учебно-тематический план

п/п

Темы

часы

Т

П

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное занятие. Искусство точечной росписи.

Технология точечной росписи.

Растительные узоры в точечной росписи.

Роспись изделий различных по тематике, материалу и форме.

Выполнение итоговой работы.

Тематическая композиция точечной росписью

1

1

4

12

32

10

4

Итого часов:

68

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Искусство точечной росписи – 2 часа.

Первая часть занятия включает знакомство с правилами поведения воспитанников, правилами техники безопасности, происходит знакомство с программой — обсуждение плана работы на год, цели и задачи деятельности.

Учащиеся знакомятся с точечной росписью, как одним из видов декоративно -прикладного искусства с историей возникновения и развития.

Во второй части — работа с материалами и инструментами.

Учащиеся более подробно знакомятся с красками и инструментами используемыми в росписи и учатся ими пользоваться.

Занятие преподавателем проводится с использованием показа работ выполненных точечной росписью, репродукций из книг, видеопоказа на компьютере.

Задание :

  1. Упражнение по выполнению точек (главного элемента росписи).

Учащиеся на листе цветного картона бумаги выполняют различными тычками точки разного размера и цвета.

Инструменты и материалы:

Картон цветной, гуашевые краски, тычки (ватные палочки, пипетка, кисти).

Тема 2. Технология точечной росписи – 4 часа.

В данной теме учащиеся знакомятся с основными приемами росписи: выполнением ровных точек разного размера, выполнением шаблонов и перенос с их помощью рисунка на поверхность, подбор необходимой цветовой гаммы ( в зависимости от сюжета росписи) .

Задания:

  1. «Точки. Завитки» — 1 час.

Задание на выполнение полос точек от маленького размера на плавное увеличение и наоборот. Выполнение завитков точками.

  1. «Круги» — 1 час.

Задание на выполнение кругов из точек маленького и большого размера.

  1. «Линии» — 1час.

Задание на выполнение прямых и волнистых линий из точек маленького и большого размера.

  1. «Бордюр» — 1 час.

Обучающиеся выполняют точками простые и более сложные бордюры геометрическим орнаментом.

Инструменты и материалы:

Картон цветной, гуашевые краски, тычки (ватные палочки, пипетка, кисти), простой карандаш.

Тема 3. Растительные узоры в точечной росписи – 12 часов.

В данной теме учащиеся знакомятся с основными растительными узорами в росписи.

Задания:

1. «Цветы» — 6 часов.

В данном задании обучающиеся выполняют стилизованные цветы по образцу и создают свой вариант цветка по форме и цветовой гамме.

Инструменты и материалы:

Картон цветной, гуашевые краски, тычки (ватные палочки, пипетка, кисти), простой карандаш.

  1. «Листья» — 2 часа.

В данном задании обучающиеся выполняют стилизованные листья по образцу и создают свой вариант листа по форме и цветовой гамме.

  1. «Узор – турецкий огурец» — 4 часа.

В данном задании обучающиеся выполняют узор «турецкий огурец» по образцу и создают свой вариант на бумаге карандашом, затем делают из него шаблон и учатся по нему переносить узор на поверхность в цвете.

Инструменты и материалы:

Картон цветной, лист белой бумаги, гуашевые краски, тычки (ватные палочки, пипетка, кисти), простой карандаш, ножницы.

Тема 4. Роспись изделий различных по материалу и форме – 32 часа.

В данной теме обучающиеся покрывают точечной росписью различной тематики предметы из дерева, стекла, керамики, железа. Знакомятся с трансформацией в точечной росписи кружев, хохломы. Получают навыки росписи не только на плоскости, но и на объемных предметах.

Задания:

  1. Роспись предмета простым растительным или геометрическим орнаментом – 2 часа.

Обучающиеся выполняют точечной росписью небольшой предмет из стекла простым растительным орнаментом, закрепляя навыки, полученные ранее (тема № 3).

Цветовая гамма на выбор.

  1. Роспись предмета сложным растительным орнаментом – 4 часа.

Обучающиеся выполняют точечной росписью предмет из стекла большего размера (большой стакан, бутылка) более сложным растительным орнаментом, закрепляя навыки, полученные ранее (тема № 3).

Цветовая гамма на выбор.

  1. Зооморфный орнамент – 6 часов.

В задании учащиеся выполняют стилизованных бабочек, птиц, ящериц, черепах, рыбок, слонов и т.д. (на выбор) точечной росписью на картоне, дереве, стекле.

  1. Восточные узоры – 10 часов.

Руководствуясь полученными знаниями о восточном орнаменте и пользуясь наглядностью обучаюшиеся расписывают предмет на выбор из стекла, керамики, железа (тарелка, коробка, шкатулка)

  1. По мотивам вологодского кружева – 10 часов.

После знакомства с мотивами вологодского кружева учащиеся выполняют эскиз на бумаге, затем переносят на предмет подготовленный для росписи.

Инструменты и материалы:

Предметы разные по материалу, бумага для эскиза, акриловые и гуашевые краски, тычки (ватные палочки, пипетка, кисти), простой карандаш, ножницы.

Тема 5. Итоговая работа – 10 часов.

Обучающиеся выполняют итоговую работу, применяя в данной полученные за год знания, умения и навыки. Задание выполняется с предварительным эскизом. Самостоятельно по желанию выбирают тему и предмет (или несколько) для выполнения его точечной росписью. Тема может быть из пройденных в учебном году, материал предмета может быть любой – стекло, дерево и т.д.

Инструменты и материалы:

Предметы разные по материалу, бумага для эскиза, акриловые и гуашевые краски, тычки (ватные палочки, пипетка, кисти), простой карандаш, ножницы.

Тема 6. Тематическая композиция точечной росписью – 4 часа.

В отведенные часы для данной темы учащиеся выполняют работы на конкурсы разного уровня. При выполнении конкурсных работ ученики развивают и закрепляют опыт работы в технике точечной росписи.

Инструменты и материалы:

Предметы разные по материалу, бумага для эскиза, акриловые и гуашевые краски, тычки (ватные палочки, пипетка, кисти), простой карандаш, ножницы.

Методическое обеспечение программы

Уроки проводятся по расписанию, утвержденному администрацией

один раз в неделю по два часа (1 час – 40 минут) в форме тематической беседы, демонстрации приемов работы с использованием наглядного материала и образцов. Занятия проводятся следующим образом: преподаватель после краткой вступительной беседы демонстрирует изделие, которое будут изготавливать учащиеся, демонстрирует приемы работы, следит за процессом работы, делает замечания, контролирует чтобы каждый ученик выполнял рекомендации. Для реализации данной программы преподаватель должен знать не только теорию, но и иметь опыт практической работы.

содержание занятий

Методы организации учебно-воспитательного процесса:

  • Словесный рассказ, беседа, опрос, инструкция, объяснение;

  • Объяснительно-иллюстративный – демонстрации образцов и т.д;

  • Частично-творческий – выполнение вариативных заданий;

  • Творческий – импровизация по мотивам учебных заданий.

Формы проведения контроля

Используются следующие виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Формы проведения контроля: совместный просмотр, оценка за выполненное задание, опрос, выполнение итоговой работы, участие в выставках, конкурсах.

Технологическая оснащенность экспериментальной программы:

  1. Экспериментальная программа «Точечная роспись»

  2. Журнал учета успеваемости учащихся

  3. Образцы изделий

  4. Фотографии изделий на П.К.

  5. Методическая литература (книги, журналы, литература, помогающая осваивать программу)

Материальная база:

  1. Учебный кабинет соответствующий санитарно- гигиеническим нормам;

  2. Стол учебный, стулья со спинками;

  3. Полки для хранения метод литературы, материалов и инструментов;

  4. Инструменты и материалы:

  5. Аптечка для оказания первой медицинской помощи;

  6. Технические средства обучения.

Приложение 5

Тест

«Декоративно – прикладная композиция»

Тест №1

Ф.И учащегося _____________________________________________________

1. Дать понятие термину «композиция».

Композиция – это:

А) равномерное распределение изображения на листе бумаги.

Б) принцип построения художественного произведения, обусловленный его содержанием, который определяет взаимодействие частей и целого в этом произведении.

В) цветовое решение художественного произведения

2. Дать характеристику растительному и геометрическому орнаменту.

3. Выполнить геометрический орнамент.

Тест №2

ФИ учащегося _____________________________________________________

1. Дать понятие термину «композиция».

Композиция – это:

А) равномерное распределение изображения на листе бумаги.

Б) принцип построения художественного произведения, обусловленный его содержанием, который определяет взаимодействие частей и целого в этом произведении.

В) цветовое решение художественного произведения

2. Характеристика форм композиций.

— плоскостная —

— объемная —

3. Выполнить растительный орнамент.

Тест №3

ФИ учащегося _____________________________________________________

1. Построение композиции

Композиция – это:

А) равномерное распределение изображения на листе бумаги.

Б) принцип построения художественного произведения, обусловленный его содержанием, который определяет взаимодействие частей и целого в этом произведении.

В) цветовое решение художественного произведения

2. Характеристика типов композиций

— замкнутая —

— ассиметричная —

3. Выполнить геометрический орнамент.

Приложение 6

Методика «креативность личности» Д.Джонсона

Методика «Креативность личности» — это экспресс-диагностика, позволяющая

оценить наличие у подростка восемь характеристик креативности: чувствительность проблеме, предпочтений сложностей; беглость; гибкость; находчивость,

изобретательность, разработанность; воображение, способность к структурированию;

оригинальность, изобретательность и продуктивность; независимость, уверенный

стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Данная методика,

позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).

Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик

творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации

проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

Данная методика позволяет провести как самооценку учащимися старшего

школьного возраста (9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими

лицами: учителями, родителями, одноклассниками.

Инструкция

Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления,

оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:

1 = никогда,

2 = редко,

3 = иногда,

4 = часто,

5 = постоянно.

Обработка полученной информации

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам

(минимальная оценка – 8, максимальная оценка — 40 баллов).

Следующая таблица

предлагает распределение суммарных оценок по уровням креативности.

Уровни креативности

Очень высокий

40-34 балла

Высокий

33-27 баллов

Нормальный, средний

26-20 баллов

Низкий

19-15 баллов

Очень низкий

14-0 баллов

Контрольный список характеристик креативности

Ф.И. учащегося _____________________________ Дата _____________

Ответ в баллах

1. Ощущать тонкие, неопределенные сложности, особенности окружающего мира (чувствительность предпочтение сложностей)

2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в

данных условиях (беглость)

3. Предлагать разные типы, виды, категории идей (гибкость)

4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность, разработанность)

5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к

структурированию)

6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным,

оригинальным, но полезным для проблемы (оригинальность,

изобретательность и продуктивность).

7. Воздерживаться от принятия первой, пришедшей в голову,

типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и

выбрать лучшую (независимость)

8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на

возникшие затруднения, брать на себя ответственность за

нестандартную позицию, мнение, содействующее решению

проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя,

самодостаточное поведение)

Приложение 7

Эскизы

Задача: превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах . Инструкция для испытуемого: «Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку». Время выполнения задания — 10 минут. Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см. Оценивание: проводится по трем показателям: 1)Беглость

2)Гибкость

3)Оригинальность

Уровни креативности 1 Уровни креативности 2

рис. 1 Этап контурной работы

Уровни креативности 3 Уровни креативности 4

рис. 3 Завершающий этап, детализация

Приложение 8

Таблица 8

Констатирующий этап исследования, Критерии и показатели развития изобразительного творчества у учащихся старшей группе

Уровень знаний декоративной композиции

Уровень развития творческого мышления, креативности в изобразительной деятельности

Уровень развития творческой фантазии и образного мышления

1

Елизавета .Н

достаточный

допустимый

достаточный

2

Елизавета. В

допустимый

допустимый

достаточный

3

Анна. Д

допустимый

достаточный

достаточный

4

Дарья. К

достаточный

допустимый

достаточный

5

Андрей. К

не допустимый

не допустимый

допустимый

Приложение 9

» Методика и технология выполнения точечной росписи»

Цель: ознакомление с особенностями создания изображения в технике «точечная роспись»

Задачи : Обучающие :

— познакомить клиентов с нетрадиционной росписью — «точечной росписью»;

обучать работать в технике «точечная роспись»

— обучение стилизации любой формы;

— обучение созданию цветовой гаммы картины.

Развивающие:

— развивать воображение, моторику, творческое мышление;

развитие зрительного представления;

— развитие воображения и чувства вкуса;

— развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности.

Воспитательные:

— воспитание интереса к предмету;

— развитие аккуратности в работе;

— формирование эстетического вкуса.

Формы и методы, применяемые на занятии:

  • Словесный (беседа, объяснение)

  • Наглядный (иллюстрации художников)

  • Практический (выполнение практического задания)

Оснащение урока:

I .Организационная часть

II

III

IV

V

Выполним работу с помощью точки, или еще ее называют «Point-to-Point»» «точка-к-точке»

Результатом занятия будет создание работы в новой технике

Точечная роспись известна с давних времен. В такой технике выполнялись чеканки по металлу. Позже она стала называться капельной, потому что краску набирали в соломинки и наносили, «накапывая» на рисунок. Такие рисунки можно было встретить в Персии, Индии, Африке и Таиланде.

Возможно, первыми точечную роспись придумали австралийские аборигены, рисуя картинки из своей жизни на домашней посуде. Точка использовалась с древних времён и в Индии, в нательной росписи хной. Также точечную роспись использовали в Китае.

В наше время у нас есть возможность воспользоваться этой техникой и с помощью множества различных по цвету и размеру точек создать свои неповторимые узоры и рисунки. Эта техника позволяет украшать одежду, обувь, предметы интерьера.

Особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания. Для работы используются акриловые краски-контуры с тонкими наконечниками.

Давайте мы немного остановимся и разберем цветовые сочетания в этой технике. Как мы уже знаем, цвета должны быть контрастные, яркие и хорошо видны на рисунке. Подберите, какие цвета подойдут для вашего фона. И почему вы так думаете.

Работать будем парами.

Фон черный – цвета голубой, белый, красный, желтый, оранжевый, изумрудный, охра, розовый.

Фон синий- цвета голубой, белый, красный, желтый, оранжевый, охра, розовый.

Фон фиолетовый — цвета голубой, белый, красный, желтый, оранжевый, охра.

Фон белый — цвета синий, красный, желтый, оранжевый, изумрудный, фиолетовый, черный, зеленый.

Данные цветовые сочетания помогут вам при работе.

Сейчас у нас есть возможность воспользоваться этой техникой и с помощью множества различных по цвету и размеру точек, создать свои неповторимые узоры. А из получившихся работ сделаем экспресс-выставку..

Работать будем быстро, и аккуратно. Желаю удачи.

(в ходе работы можно давать друг-другу рекомендации)

Молодцы! Все сегодня работали замечательно.

Вам понравилось рисовать в новой технике?

Давайте сегодня, сами оцените свою работу.

Всем удачи, берегите себя. До свидания.

Оснащение урока  1

Оснащение урока  2 Оснащение урока  3

Оснащение урока  4

рис.1 Элементы, узоры украшения работы

Оснащение урока  5

Приложение 10

Тема занятия:

Цель: Выполнение точечной росписью части плоской формы с помощью растительного орнамента

Задачи:

Образовательная:

1. Расширить знания по применению точечной росписи на предметах

различной формы;

Совершенствовать знания о композиционном решении изображения.

Развивающие:

  1. Развивать умение наилучшим образом размещать и выполнять узор на форме.

  2. Осваивать технику выполнения росписи на плоскостных формах.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес детей к современное применение точечной росписи.

Тип урока:

Оборудование:

Для преподавателя: образцы, расписанные точечной росписью,ПК для видеопоказа презентации, выполненная на бумаге, для пед.показа, тычки.

Оснащение урока:

I .Организационная часть

II

III

IV

V

Задание у нас непростое. Работать мы будем акриловой краской, а эту краску отмыть трудно, поэтому стараемся не пачкать одежду. Проверим рабочие места, все ли у нас готово к работе.

— Сегодня на занятии мы продолжаем работать точечной росписью на плоской формы. На занятии мы будем выполнять основную центральную часть растительным мотивом .

В наше время так же используются многие мотивы в узорах и орнаментах этих стран. Но, всё же, в большинстве своём распространена именно свободная техника, без рамок и ограничений. Старые же мотивы служат источником вдохновения и примером для подражания. Сама точечная роспись находка для любого дизайнера.

Хочется добавить, что особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые сочетания. Точечная роспись вобрала в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств — графики, витража, мозаики. В процессе работы точечной росписью мы развиваем умения и навыки по рисунку: навык конструктивного построения; по живописи: умение видеть и передавать цветовые отношения; по композиции: точно и красиво использовать ритм, линию, силуэт для выполнения

оригинальной работы.

приступить к самостоятельной работе вспомним и повторим как будем работать? ( Начинаем и идём сверху в низ, слева направо; точки должны быть одинакового размера, расположены близко друг к другу; для исправления ошибок пользуемся ватной палочкой)

— Занятие закончено, спасибо за работу! Уборка рабочих мест.

Оснащение урока  1

Оснащение урока  2

Оснащение урока  3

Оснащение урока  4

Оснащение урока  5

Оснащение урока  6

рис. 1 Выполнение растительного орнамента

Приложение 11

Тема занятия, Цель занятия, Задачи занятия

— развивающие: развивать мелкую моторику в процессе выполнения практической работы, самовыражение посредством художественных символов. Развивать графические умения и навыки в росписи и украшении работы.

-воспитательные: воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к искусству. Воспитывать сострадание, терпение, любовь и дружбу.

I .Организационная часть

II

III

IV

V

Необходимо обеспечить и организовать рабочее место учащихся всем необходимым: освещение, на столах разложить рабочий материал

Добрый день дорогие ребята! Сегодня наше занятие будет необычным.

И тема сегодняшнего занятия звучит так: « Выполнение сюжетной декоративной росписи. Точечная роспись»

Изображение в данной технике (животные, птицы, цветы, листочки) наносится мелкими каплями краски, это трудоемко, но ценится дорого. Особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними и цветовые сочетания. Точки бывают мелкие, средние, большие. Расстояние между точками одинаковое. Хорошо смотрится черный, коричневый, синий и фиолетовый фоны. Цвета контрастные, а можно импровизировать (придумывать).

Используется в росписи — акриловые контуры или акриловая краска.

У нас на столе лежат шаблоны из которых вы можете выбрать любой и выполнить его в данной технике

Работать будем быстро, и аккуратно. Желаю удачи.

Молодцы! Все сегодня работали замечательно.

Вам понравилось рисовать в новой технике?

Всем удачи, берегите себя. До свидания.

Тема занятия 1

Тема занятия 2 Тема занятия 3Тема занятия 4

Мои творческие работы