ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ НА Х МУЗЫКИ

Дипломная работа

Теоретические основы формирования межличностных отношений подростков на уроках музыки

1.1. Формирование межличностных отношений подростков как психолого-педагогическая проблема

В настоящее время в психологии широко исследуется явление так называемой совместимости или несовместимости людей. Собранные при этом факты показывают, что названная большая или меньшая совместимость сильнее всего дает себя знать именно в общении людей, прямо определяя, как они проявляют себя как объекты и субъекты общения.

В данное время актуальностью для психологической науки выступает такой метод как сравнение, где можно разработать типологию общения личностей, похожих друг на друга по определенным параметрам, либо отличающихся друг от друга, также по определенным параметрам. Отношения людей представляют реальность своего рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию. Субъективная и фундаментальная значимость этой реальности для жизни человека и развития его личности не вызывает никаких сомнений.

Чрезвычайная субъективная значимость отношений с другими людьми привлекала к этой деятельности внимание многих психологов и психотерапевтов самых различных направлений. Эти отношения описывались и исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической психологии и т.д.

В работах Л.С. Выготского и его последователей отношения ребенка с другими людьми выступают как всеобщий объяснительный принцип, как

средство освоения мира (где сам взрослый выполняет роль посредника), но не как смысловая ткань жизни. При этом они, естественно, теряют свое субъективно-эмоциональное и энергетическое наполнение.

Исключение составляют работы М.И. Лисиной, в которых предметом исследования было общение ребенка с другими людьми, понимаемое как деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с другими и образ себя и другого.

Следует подчеркнуть, что в центре внимания М.И. Лисиной и ее сотрудников была не только и не столько внешняя, поведенческая картина общения, сколько его внутренний, психологический пласт, т.е. потребности и мотивы общения, которые по сути дела и есть отношение к другим. Прежде всего, следует соотнести понятия «общение» и «отношение». Общение достаточно широко использовалось в контексте деятельностного подхода, и само рассматривалось как особый вид деятельности. Межличностные отношения при этом оказались включенными в проблематику общения. Однако параллельно с ней межличностные отношения интенсивно изучались в русле психологии отношений, основанной А.Л.Лазурским и В.Н. Мясищевым. В центре этого направления лежит представление о личности, ядром которой является индивидуально-целостная система субъективно-оценочных отношений к действительности. Характерно, что деятельностный подход развивался преимущественно в рамках теоретической и экспериментальной психологии, а психология отношений складывалась, в основном, в сфере психологической практики.

2 стр., 564 слов

Роль общения в жизни человека

... меньше страдает и тем лучше чувствует свое окружение. Но людям необходимо учиться искусству эффективного общения, чтобы хорошо выражать свою точку зрения. Также читают: Картинка к сочинению Роль общения в жизни человека Популярные ...

В отличие от действия, отношение:

1. не имеет цели и не может быть произвольным;

2. не является процессом и, следовательно, не имеет пространственно-временной развертки; оно скорее есть состояние, чем процесс;

3. не имеет культурно-нормированных внешних средств осуществления, а значит, не может быть представлено и усвоено в обобщенной форме; оно всегда предельно индивидуально и конкретно.

Вместе с тем, отношение неразрывно связано с действием. Оно порождает действие, меняется и изменяется в действии и само формируется и возникает в действии. Личностный смысл является и образующей сознания (которое, как известно, предшествует действию) и главной характеристикой действия, и его результатом. Получаемое отношение может быть и источником действия, и его продуктом, но может и не быть, поскольку далеко не всегда отношение выражает себя во внешней активности.

В психологии отношения одного человека к другому как особый предмет исследовались довольно широко. В этих исследованиях можно выделить три основных контекста:

1) Познавательные отношения – другой, как предмет познания. Наиболее ярко это направление представлено в работах А.А. Бодалева и его последователей, в этом контексте другой человек выступает как предмет восприятия, понимания или познания. На основе интерпретации внешних характеристик составляется образ другого, включающий совокупность свойств и качеств. Познание этих свойств и качеств составляет основу межличностного познания и понимания.

2) Эмоциональные отношения (или аттракции) – другой как предмет симпатии. Главной задачей работ этого направления является изучение детерминации эмоциональных отношений между двумя людьми на разных этапах развития этих отношений. Расположение одного человека к другому рассматривается в зависимости от свойств объекта симпатии, в зависимости от соотношения этих свойств, в зависимости от этапа развития отношений и прочих детерминант. При этом под свойствами объекта или субъекта симпатии имеются в виду либо чисто внешние характеристики (привлекательность, общительность и т.д.), либо социально-ролевые (статус, профессия, образование, компетентность).

3) Практические отношения – другой как предмет воздействия. Это направление наиболее приближено к практике человеческих отношений и развивается, в основном, в русле психотерапии. Г.А. Ковалев выделяет три модели воздействия одного человека на другого:

  • объектная (или императивная);
  • субъектная (манипулятивная);
  • субъект-субъектная (диалогическая или развивающая).

    7 стр., 3261 слов

    Cочинение «Мой любимый предмет — литература»

    ... И тогда наступит «время читать»! Сочинение рассуждение на тему Почему я люблю читать книги Ни что не делает человека образованным так эффективно как книги, которые заставляют читать, каждого ребенка с самого детства. ... что увеличит их интеллектуальный потенциал. Все это будет развивать любопытство, сообразительность, интерес как к современной, так и к классической литературе. Надо понимать, что ...

Исходя из выше перечисленных, рассмотрим объектную модель воздействия. Объектная сторона взаимодействия во взаимосвязи людей отраженное в общений, которое имеет субъективное видение своей позиции в совместной деятельности и порождает межличностные взаимосвязи. Иными словами психологическая сторона межличностных отношений несет в себе — задачи, содержание, цели которые выполняются совместно, уровни социально — психологического развития данного общества. Так же одновременно является таким феноменом формирующим развитие социально- психологического климата в группе (классе), характеризует способы взаимовлияния, взаимодействия в ней ( ответственность за успехи, неудачи, групповая эмоциональная идентификация, самоопределение личности в группе, референтность, самоопределение личности в группе и мотивационное ядро выбора и т.д.).

Возможность возникновения межличностного контакта напрямую зависит от общности интересов и целей и характерологических особенностей субъектов взаимоотношений, установок. Именно поэтому бывает так, что люди которые имеют одинаковое или же похожее представление в том или ином (деле), отношении, на много быстрее и проще вступают друг с другом в межличностный диалог. Например, такой разворот событий можно увидеть на многолюдном собраний, в котором участники что либо обсуждают, или же те которые пришли попеть в каком то мероприятий, приятно провести время с людьми своих интересов, так же легко находят друг друга в совместной деятельности.

Залогом формирования прочных межличностных отношений в современной социальной психологий является взаимный обмен – каждый из партнеров вкладывает определенные ресурсы (эмоциональность, материальность, интеллектуальность).

Следует отметить что эти ресурсы в процессе межличностных отношений часто носит непрямой характер, она крайне субъективна и подвержена к сильным колебаниям. Оценивать справедливость обмена в межличностных отношениях люди учатся с раннего детства. До школьного возраста основной мерой справедливости служит принцип равенства. В дальнейшем идет освоение уже более сложного принципа – это относительные потребности. Например, они узнают, что младшим братьям и сестрам нужно больше внимания поскольку они « маленькие» и сильнее нуждаются в заботе. Если же справедливость нарушается она не восстанавливается, тогда наступает «кризис» который может привести к конфликту.

Стоит помнить о типологии поведений людей, неудовлетворенных межличностными отношениями, разработанной американским социальным психологом К. Разблат и ее коллегами. Она включает в себя четыре позиции: проговаривание, лояльность, безразличие и уход.

«Проговаривание происходит, когда человек включается в активное обсуждение возникающих проблем, пытается искать компромиссы, обращается за помощью, старается изменить себя, партнера или ситуацию — иначе говоря, прилагает всяческие усилия к тому, чтобы улучшить взаимоотношения. Под лояльностью подразумевается пассивное, но оптимистическое ожидание улучшения ситуации. Лояльность как консервативная реакция, направленная на сохранение сложившегося порядка вещей. Такая позиция часто означает фактический отказ от отстаивания собственных интересов, что соответствует стратегии “проигрыш-выигрыш”, при этом следует иметь в виду, что в силу специфики межличностных отношений пренебрежение собственными интересами одного из партнеров далеко не всегда означает автоматическое удовлетворение интересов другого.

6 стр., 2596 слов

Человек среди людей — коллектив и межличностные отношения

... общим интересом. Тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: ... групп, в которых люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, совместной ... групп на формальные и неформальные соответствует рассмотренной выше типологии социальных объединений. Согласно американскому психологу Э. Мэйо, впервые в психологии предложившему это деление, формальная группа отличается тем, ...