«Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет…»
К. Паустовский
Развитие творческих способностей обучающихся — важная задача для педагогов дополнительного образования, особенно тех, кто работает в декоративно-прикладном направлении. Ведь склонность к творчеству присуща ребенку с раннего детства. Творчество начинается с желания создать что-либо своими руками. Те, кто становятся на путь творчества, движутся к вершинам искусства. Может быть, не всем суждено достигнуть его высот, но творческий процесс возвышает и совершенствует человека.
Занятия в системе дополнительного образования детей имеют явное преимущество перед уроками школьного цикла, так как предоставляют возможность развивать детям свои творческие способности.
Чтобы пробудить у ребенка интерес к трудовой деятельности, педагогу самому нужно «гореть». Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок любого уровня подготовки и развития чувствовал себя творческой личностью.
Знакомство в яркой, доступной форме с декоративно-прикладным искусством закладывают в детях образные художественные представления, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало. На занятиях дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем. Искусство становится необходимым для самопознания, выбора жизненного пути. Становится важным поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться. Именно искусство хранит закон универсального творчества, наивысшего мастерства. Создание красоты требует огромных усилий, напряжения ума и сердца.
Тема выпускной квалификационной работы: «
Данная тема интересна и актуальна в настоящее время,
Объектом данной работы являются творческие способности обучающихся в учреждении дополнительного образования, предметом – декоративно-прикладное искусство.
Развитие творческого потенциала младших школьников на х литературы ...
... сочинениях различают Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете. ... как же сделать учение интересным, как же развивать творческие способности детей. Необходимо создать ... работе с учебным материалом, дополнительной литературы. Но учить всем ... обучение., Маршал Маклюэ Понятие образования - сложное и многоаспектное. ...
Цель выпускной квалификационной работы –
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить вопрос формирования у детей разного возраста положительного отношения к труду и творчеству;
— рассмотреть структуру творческого процесса;
— дать характеристику основным принципам обучения;
— выявить этапы управления творческим процессом;
— изучить особенности развития творческих способностей детей средствами ДПИ;
— рассмотреть
— проанализировать
Область применения — разработки по данной теме могут применяться в общеобразовательных школах, а также в учреждениях дополнительного образования.
-
Творчество как необходимый компонент развития личности
«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удается и спорится… И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик».
А.С. Макаренко.
-
-
Формирование положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся в УДОД
-
Теме труда посвящали свои произведения многие русские писатели и поэты. Для того чтобы жизнь была интересной и полноценной, с самого раннего возраста нужно учиться трудиться, приучать себя к порядку, воспитывать силу воли, выполнять свои обязанности даже тогда, когда этого делать совсем не хочется.
Л. Н. Толстой, как истинно народный писатель, также не мог обойти эту тему стороной. В его произведениях для детей труд представлен как истинная ценность. Лев Николаевич заботился не только о том, чтобы научить ребят грамоте. Он старался научить их любить труд, относиться к труду с уважением.
Развитие творчества не может существовать без труда. Отсутствие навыков труда вызывает у ребенка чувство беспомощности. В этом случае дети вынуждены создавать не то, что задумали, а что получается. Труд и творческий процесс органически связаны друг с другом, влияют друг на друга и поддерживают друг друга.
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет
... ручного труда на развитие творческих способностей детей 5-6 лет При умелом подходе к выполнению программного материала можно создать множество ситуаций для творческого самовыражения детей. Интересен в этом отношении ... работы). Совершенствование трудового воспитания дошкольников в детском саду формирует у детей положительное отношение к труду: обучаются трудовым навыкам, формируются знания о труде, ...
Мы изучили педагогическую литературу, проанализировали практический опыт педагогов по проблеме формирования положительного отношения к труду и творчеству. Анализ показал, что на формирование положительного отношения к труду и творчеству обучающихся влияют различные факторы:
-формирование знаний и представлений о труде взрослых, и его общественной значимости;
— развитие мотивов труда;
— усвоение умений и навыков;
— создание высоко-эмоциональной атмосферы;
— методы и приемы педагогического воздействия;
— чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда;
Воспитанников дополнительного образования условно можно разделить на 3 группы: дошкольный возраст, младшие школьники, старшие школьники.
У каждой группы воспитанников в формировании положительного отношения к труду, есть свои определенные задачи:
1 группа дошкольный возраст:
— формировать умение и навыки самообслуживания;
— научиться играть в сюжетно-ролевые игры;
— знакомится с различными профессиями;
— приобщаться к общественно – полезному труду;
2 группа младшие школьники:
— воспитывать любовь к труду, уважение к людям различных профессий;
— формировать умения навыки самообслуживания;
— воспитывать бережное отношение к результатам труда людей;
— приобщать к общественно полезному труду;
3 группа старшие школьники:
— формировать стремление добросовестно работать;
— активно участвовать в общественно-полезном труде;
— формировать знания обще трудовых и производственных понятий: культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования.
Воспитанию желания трудиться и заниматься творчеством помогают только те влияния, которые вызывают определенные эмоции или переживания, которые глубоко затрагивают личность, ее потребности и интересы. Для того чтобы ребенок с удовольствием занимался творчеством и трудовой деятельностью, его необходимо мотивировать.
Самые значимые виды мотивации:
НОТ (Научная Организация Труда)
... наших национальных богатств является только частностью по отношению к более общему вопросу о производительности национального труда». Вся страна быстро уяснила себе важность сохранения ... в выдающихся личностях. Напротив, первой задачей всякой хорошей организационной системы является задача выработки первоклассных идей, и при систематической организации труда, наилучший работник выдвигается вверх ...
-
эмоциональная мотивация (затрагивает чувства ребенка, влияет на такие чувства и эмоции как адреналин, удовольствие, любопытство, доверие, позволяет мотивировать ребенка на деятельность, путем бессознательного):
● поощрение, одобрение, похвала
●поручение
●учебно-познавательная игра
●создание ярких наглядно-образных представлений
●создание ситуации успеха
●стимулирующее оценивание
●свободный выбор задания
●удовлетворение желания быть значимой личностью
●показ образцов труда ребенка близким, товарищам;
●выполнение творческих заданий
●коллективное творчество
- «мозговая атака», «мозговой штурм»
Значимую роль играет создание психологического климата на занятиях. Благоприятный психологический климат — это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности — создает комфорт и условия для работы, раскрывает творческие возможности личности.
Подбадривание, одобрительное отношение во время работы, внесение элемента новизны, это отвлекает от трудностей, снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.
Непременное условие положительного отношения к труду и творчеству является посильность. Нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует предлагать работу, с которой бы дети справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомлялись.
Главные правила:
●Не доделывайте того, что не сделал ребенок.
●В труде всегда должна быть достигнута цель
●Поддерживайте усилия, старания, интерес, самостоятельность в труде.
●Заметьте успех ребенка
Необходимо постоянно развивать положительное отношение к труду и творчеству, понимая, что освоение трудовых навыков воспитывает волевую, ответственную личность, способную успешно реализовываться в индивидуальной и коллективной деятельности разного содержания и уровня.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства.
Труд и творчество — главные воспитатели. В процессе формирования положительного отношения к труду и творчеству обучающиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, обучающиеся развивают свой кругозор. Они становятся более прилежными в учебе, начинают интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд и творчество в активный стимул для получения новых знаний. Занятия декоративно-прикладного искусства воспитывают в школьниках нравственное отношение к труду, вызывают интерес к работе, показывают полезность труда для общества.
«Cистема работы по изучению творчества Достоевского в 10 классе»
... Предмет курсовой работы – система работы по изучению творчества Достоевского в 10 классе. Исходя из вышесказанного, цель данной работы мы ... глубину творческой лаборатории Ф.М.Достоевского. Собственно, сам процесс изучения творчества Достоевского может начинаться вполне традиционно. Как правило, ... том, что средний возраст учащихся, на момент изучения ими творчества Достоевского, составляет 15-16 лет. ...
1.2 Структура творческого процесса
Уже в первых исследованиях начала XX в. (Т. Рибо, П.К. Энгельмейер, Д. Росман), посвящённых творческому процессу, разработке путей овладения изобретательством, развитию технического творческого мышления, важное место отводилось психолого-дидактическому поэтапному анализу процесса технического творчества, проблемам структуры изобретательства и процесса овладения изобретательством. В частности, Энгельмейер П.К. выделяет три основные стадии:
первая — возникновение идеи (акт творчества);
вторая — выработка схемы (акт науки);
третья — разработка деталей (акт ремесла).
По моему мнению, на современном этапе развития науки и техники творческими являются все три стадии. Если рассмотреть третью стадию, то изготовление образцов, то есть реализация идеи, является сложнейшим творческим процессом. Например, чем сильна промышленность Японии? Не столько идеями и схемами, сколько высочайшим уровнем творчества в технологии — в подборе режимов и методов формообразования деталей, в оптимальном выборе уровня качества, в снижении энергоемкости и экономии материалов.
Следовательно, все этапы деятельности учащихся следует считать творческими.
К этим этапам относятся:
-
постановка посильной задачи;
-
теоретическая подготовка к выполнению задачи;
-
поиск конкретного решения задачи;
-
материальное осуществление теоретического замысла.
Полагаю, что к этим этапам необходимо добавить этап оценки результатов решения технической задачи. Несомненно, что он является этапом высокого уровня творчества. В современных условиях любая деятельность, в том числе творчество учащихся, деятельность, должны быть целенаправленными, а степень выполнения задач по достижению цели должна быть оценена по соответствующим критериям.
Формирование индивидуальных особенностей регуляции дыхания у артистов балета
... переутомлением в хореографии - это правильно развитое дыхание. Правильное дыхание - ключ к достижению легкости в танце. При правильно организованном дыхании внимание исполнителя легко концентрируется на эстетической задаче, а это помогает свободе творческого ...
Большое значение имеет дифференцированный подход при постановке технических задач, умений и навыков, психологический статус, личные цели и интересы. Как недостаточная, так и чрезмерная сложность поставленных задач могут отрицательно сказаться на результатах работы: в первом случае задача неинтересна, во втором случае — непосильна. Для оптимальной постановки технических задач необходима их градация по уровням сложности.
По-моему, наиболее удачно решает эту проблему В.О.Кутьев. Творчество учащихся, по его мнению, может быть выражено тремя уровнями:
1. воспроизводящая деятельность;
2. воспроизводящая деятельность с элементами творческого подхода;
3. творческая деятельность.
Для успешной организации творческого процесса необходимо знание мотивов, побуждающих учащихся активно участвовать в этом сложном процессе.
Л.В. Антипова определяет следующие мотивы:
1. мотив престижа (учащиеся стараются, чтобы занять достойное место в группе, коллективе);
2. познавательный интерес (любознательность);
3. мотив долга (готовность работать в области избранной профессии);
4. мотив влияния уважаемого человека;
5. мотив принуждения (выполняют работу, чтобы избежать неприятностей);
1.3 Управление творческим процессом
Без сомнения творческий процесс является одной из составных частей учебно-воспитательной работы. Целевые функции управления творчеством М.М. Поташник определяет следующим образом:
-
становление, создание управляемой и управляющей систем;
-
поддержание всех свойств системы, ее упорядочение и стабилизация;
-
обеспечение оптимального функционирования системы;
-
развитие системы.
Полагаю, что наиболее важной является оптимальное функционирование системы, что является залогом постоянной и эффективной работы. Считаю необходимым выполнение следующих требований:
-
механизм управления должен соответствовать целям творчества, уровню знаний и умений учащихся, квалификации педагогических кадров учебного заведения;
25 стр., 12109 словОсобенности работы педагога бального танца в хореографической ...
... работа педагогов школы с общепринятыми методиками преподавания бального танца. Была написана основная часть теоретических материалов по теме, которые легли в основу первой главы дипломной работы. На этом же этапе осуществлялась часть работ по анализу деятельности ... развития личности учащихся являются спортивные бальные танцы. Например, Н.В. Рубштейн, рассматривает спортивный танец как один ...
-
для оценки результатов творческого процесса необходимы критерии качества и эффективности этой работы.
Как и любая другая составная часть учебно-воспитательного процесса, творческий процесс нуждается в эффективном контроле. Г.И.Горская, Р.Г. Чуракова считают, что высокая результативность контроля зависит от выполнения следующих условий:
-
первое условие — компетентность проверяющих;
-
второе условие — своевременная и точная информированность о ходе дел в контролируемом процессе;
-
третье условие — научная обоснованность, полнота, объективность, конкретность выводов, рекомендаций, предложений, требований;
-
четвертое условие — действенность контроля, т.е. оказание своевременной помощи.
Успехи обучающихся в творческом процессе во многом зависят от отношения их родителей. Педагоги в беседах с родителями должны заручиться их поддержкой в вопросах привлечения учащихся к творческому процессу. Работа с родителями — сложный и многогранный процесс. Это очень разные люди, требующие индивидуального подхода в общении.
М.Л. Портнов предлагает следующую классификацию родителей по отношению к своим детям:
-
первая категория родителей — культурные, образованные, умные, заботливые, ответственные люди, которые могут быть надежными помощниками в учебно-воспитательном процессе;
-
вторая категория родителей — недостаточно образованные, простые люди, но трезвые, работящие, требовательные, дети которых старательны, трудолюбивы, у многих «золотые руки»;
-
третья категория родителей — беспечные люди, отличающиеся порой безразличием к воспитанию своих детей, редко бывают помощниками педагогов;
-
четвертая категория родителей — это несчастные, ущемленные семьи, рассчитывать на сотрудничество, с которыми весьма проблематично;
-
пятая категория родителей — это родители с антиобщественным образом жизни, внушающие своим детям порочный образ мысли.
Планируя работу с родителями, целесообразно использовать представленную классификацию, проявляя при этом высокую культуру общения, аргументированность предложений и просьб, всячески избегая упреков, выговоров, унижения человеческого достоинства.
Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно-прикладного ...
... и национального своеобразия предметного мира. Тема моей дипломной работы «Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно - прикладного искусства на уроках технологии». Она содержит две ... способностей учащихся на занятиях. Методы исследования, Теоретическая значимость, Практическая значимость 1. Визуальная наглядность как средство активизации познавательной деятельности 1.1 ...
Для того чтобы раскрыть в учащихся творческое начало, необходим индивидуальный подход.
Индивидуальный подход к учащимся связан с учетом большого круга их индивидуальных особенностей и взаимодействия между ними. При этом назначение такого подхода заключается не только в том, чтобы все учащиеся успешно овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и в том, чтобы у них реализовывались индивидуальные творческие возможности, у каждого учащегося выработался рациональный индивидуальный стиль деятельности.
Индивидуализация подхода не может быть сведена только к определенной системе воздействий со стороны педагога, ориентированных на особенности того или иного ученика (требования, инструктивные указания, поощрения и т.д.) Она должна стимулировать активность учащегося в овладении профессией. Это предполагает обеспечение его такой системой требований и указаний об усваиваемых действиях, которые позволяли бы проявиться индивидуальным возможностям. Большую роль играют воздействия на личную сферу учащихся с целью воспитания и закрепления отношений личности и мотивов как основных регуляторов поведения и деятельности учащихся.
Для проявления активности учащихся важное значение приобретает активизация их мышления. Этот аспект активности связан с анализом и оценкой как объективных условий, так и индивидуальных возможностей. К реализации этих возможностей имеют прямое отношение и эмоциональные реакции учащихся. Учет этих реакций выступает как один из аспектов индивидуального подхода к учащимся.
Существенной стороной организации индивидуальной работы является учет социально-психологических условий: особенностей взаимоотношений учащихся друг с другом, учет их индивидуальных особенностей при организации помощи друг другу, а также индивидуализация общения педагога с учащимися.
Одним из условий мобилизации индивидуальных возможностей является психологическое просвещение. Оно позволяет учащимся полнее осознать и оценить свои индивидуальные качества и их природу и создает предпосылки для организации работы по самовоспитанию.
Хорошее знание индивидуальных особенностей учащихся невозможно без их тщательного изучения. Одна из главных задач изучения индивидуальных особенностей учащихся заключается в том, чтобы выводы о них строились на основе достаточного количества объективных данных. Это требует систематического планомерного изучения учащихся. Существует несколько методов изучения индивидуальных особенностей учащихся:
-
метод эксперимента (эксперимент предполагает преднамеренное создание специальных условий, в которых проявляются определенные специальные способности учащихся. Он может проводиться с помощью различных заданий и поручений, касающихся учебной деятельности, общественной работы, взаимодействия с товарищами. Учащемуся могут быть предложены задания с целью выяснения его скоростных возможностей, уровня развития практического мышления, основательности выполнения трудовых действий и т.д.);
3 стр., 1197 слов«Роль творчества в профессиональной деятельности педагога»
... утверждать, что компоненты творчества приобретаются педагогом в течение всей профессиональной деятельности. Одним из важнейших ... педагоги говорили о важности этого аспекта образовательной деятельности. К.Ушинский называл «педагогику искусством воспитания». Творчество - это непременная составляющая искусства. Творчество в ... навыков, но и стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный ...
-
метод анкетирования (анкета — это способ получения сведений об учащихся на основе их письменного самоотчета по специально составленной системе вопросов. Положительной стороной этого метода является возможность его массового применения. Использование анкет будет эффективным при соблюдении ряда условий. Очень важно, чтобы вопросы анкеты были четкими, ясными, однозначно понимаемыми всеми. Особой задачей является побуждение учащихся к откровенности);
-
метод изучения межличностных отношений.
Принцип индивидуального подхода в дидактике предполагает учет тех особенностей, которые оказывают влияние на учебную деятельность и от которых зависят результаты обучения. Ими могут быть различные особенности:
-
психические — внимание, воля, способности, мотивация;
-
социальные — положение в коллективе, влияние, друзья;
-
физические — дефекты здоровья, временные и постоянные.
В практике обучения обычно учитывают уровень знаний, умений, навыков учащихся, их познавательные способности, а также особенности, связанные с уровнем умственного развития.
В понятии «умственные способности» выделяются обучаемость (способность к учению) и обученность (уровень знаний, умений и навыков).
В психологии умственные способности — это свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности, на обучаемость влияет также скорость усвоения, это не столько скорость запоминания, сколько темп обобщения.
Кроме умственных способностей, в обучении проявляются способности специальные (к наукам, искусству), практические, конструктивно-технические, ораторские.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что учащиеся отличаются по уровню, структуре способностей и потенциальным возможностям их развития. Поэтому им необходимо предлагать задания, отвечающие уровню их умственного развития, который, прежде всего, определяется способностью самостоятельно приобретать знания и познавательным интересом.
При индивидуализации учебной работы нужно учитывать обученность, обучаемость, навыки самостоятельной работы, познавательные интересы и здоровье учащихся.
Задания, учитывающие общие и специальные способности учащихся, могут быть выражены, прежде всего, в различном темпе выполнения. Именно после выполнения общих заданий, когда учащиеся приступают к более трудным заданиям, просыпается их творчество и индивидуальность. Положительный исход творческой деятельности учащихся напрямую зависит от творческой активности учителя.
-
-
Творческая активность педагога
-
Творческий педагог необходим сейчас как никогда: перестройка экономики, возникновение рынка труда требуют высококвалифицированных творческих рабочих.
Росту творческого потенциала страны во многом будет способствовать творческая отдача педагогических работников. Творческая активность педагога дополнительного образования должна идти от умения нестандартно распорядиться добытыми наукой и им самим педагогическими знаниями.
Восхождение к творчеству — нелегкая работа. Особенно в наше время: трудности с финансированием системы дополнительного образования, с материально-техническим обеспечением и т.д. Сейчас нельзя пересидеть, переждать, когда все основные проблемы будут решены, когда будут созданы «условия наилучшего благоприятствования». Нет важнее собственной активной творческой позиции педагога в союзе с его профессионализмом.
Творческая активность педагога — ценнейшее качество. Если педагог постоянно стремится к совершенствованию, не удовлетворен достигнутым, он может стать мастером педагогического труда. А тот педагог, который довольствуется однообразной службой, проводит занятия сегодня как вчера, а завтра как сегодня, превращается в ремесленника.
Сложность работы педагога состоит в том, что ему часто приходится принимать комплексные решения учебного и воспитательного характера, которые не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Здесь нужно решать вопросы самостоятельно, полагаясь на свое педагогическое мастерство, интуицию, знания.
Необходимо постоянно помнить, что педагогическое мастерство не приходит само собой, оно формируется в процессе активного творческого педагогического труда, на основе глубоких и разносторонних знаний в области профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения.
Педагог дополнительного образования, обладающий высоким педагогическим мастерством, должен уметь заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учащихся. Тщательно подбирать наиболее целесообразные учебно-творческие задания, учитывать особенности восприятия учащихся, возможные затруднения и ошибки, намечать способы их предупреждения, заблаговременно готовить необходимое оборудование, материалы, приспособления, инструменты, документацию, рабочие места. Умелый педагог хорошо организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, сочетает различные формы обучения, учитывает индивидуальные возможности и особенности своих учащихся.
Самое сложное и тонкое в педагогическом мастерстве -психологическая направленность его действий и педагогических приемов (почему их применять, что это дает, почему эти, а не другие и т.д.).
Наиболее важным при этом является понимание тех трудностей, которые испытывают обучающиеся, где они чаще всего ошибаются, и построение своих педагогических воздействий таким образом, чтобы по возможности предупредить эти трудности и ошибки.
У каждого педагога свой педагогический стиль, от которого во многом зависит темп учебной деятельности, ее результативность, умение применять полученные знания и усвоенные способы действия в различных учебных ситуациях.
Для творчески активного педагога, владеющего педагогическим мастерством, характерны:
-
высокий уровень организации занятий;
-
бережное отношение к своему рабочему времени и времени обучающихся;
-
целесообразный подбор учебно-творческого материала;
-
высокий интерес обучающихся к творчеству, их активность, эмоциональный тонус, дух соревновательности; нацеленность на качество результатов труда;
-
деловая атмосфера в сочетании с непринужденностью и естественностью;
-
строгая требовательность к соблюдению правил техники безопасности труда.
Искать, творить новое можно только при высокой педагогической эрудиции, творчески используя эффективный педагогический опыт, проверенные жизнью традиции, не превращая их в отжившее и старое.
Правильные взаимоотношения между педагогом и обучающимся – это, прежде всего, отношения доверительные, доброжелательные, основанные на сотворчестве, когда уважение сочетается с требовательностью. Однако такие отношения всегда должны быть результатом естественного признания учащимися нравственного и интеллектуального превосходства учителя. Такие отношения, с одной стороны, создают возможности для положительного воздействия на личность, с другой — являются условием нормального педагогического процесса.
Хороший педагог не может быть безразличным к своим воспитанникам, особенно к их стремлению совершенствоваться в творческом процессе. Ничто так не уязвляет самолюбия обучающегося, как равнодушие педагога к его успехам. Нужно подмечать каждый успех воспитанника в учебе и труде, во взаимоотношении с товарищами, в выполнении общественных поручений. Любое действие детей — хорошее или плохое — должно находить справедливую оценку.
Одно из важных проявлений педагогического мастерства – умение, прежде всего, побуждать, а не принуждать обучающихся к правильным действиям и поступкам, поведению, активной творческой деятельности. Педагог, постоянно участвующий в творческих конкурсах, проектах, заражает своим примером обучающихся, ведет их от простого к сложному, развивая их творческие способности. Задача педагога: сделать из подмастерья мастера. Умелое воздействие, умение убеждать и словом, и делом — вот что отличает работу опытного педагога.
Решающее значение для умения педагога устанавливать и поддерживать с учащимися хорошие деловые, принципиальные взаимоотношения имеет всестороннее знание каждого из них, их индивидуальных особенностей, характера, способностей и недостатков. Это один из самых важных компонентов педагогического мастерства, который педагог обязан постоянно использовать в своей повседневной деятельности. Опытный педагог обязательно найдет чувствительную струнку у каждого воспитанника и тактично «играя» на ней, добьется желаемого результата в творчестве. Очень важно при этом делать опору на положительные качества учащихся.
-
Развитие и реализация творческого потенциала детей
«Истоки творческих способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок…»
В.А. Сухомлинский
2.1 Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой личности
Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и художественный труд рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.
С учетом общих требований нравственно-трудового воспитания рассматриваются вопросы формирования трудовых навыков учащихся в области декоративно-прикладного искусства, их дальнейшего совершенствования, постепенного расширения содержания трудовой деятельности, ручной труд обучающихся является одним из компонентов эстетической деятельности, в основе которой лежат принципы и художественное содержание декоративно-прикладного искусства. Занятия художественным творчеством демонстрируют широкие возможности такой продуктивной деятельности, которой можно увлечь ребят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержательным делом, развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.
Декоративно-прикладное искусство — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы или изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью детей, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Педагог должен не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание творческой деятельности учащихся, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт. Известный психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.
Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления изделий под руководством педагога способствуют закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятие наследия, традиции в обучении художественному ремеслу имеют важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.
Искусство, как один из видов проявления творчества человека, может быть по отношению к объекту не только изобразительным (пейзаж, натюрморт и т.п.), но и преобразующим — художественно изменяющим окружающую материальную среду (например, сделать из дерева мебель, из тканого холста сшить одежду).
Т.е. создать вещи так, чтобы они радовали своей красотой, поэтому искусство идет по двум путям: образного воспроизведения действительности и декоративного ее преобразования.
Народное декоративно-прикладное искусство — неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как целостный образ художественной культуры.
Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль дополнительного образования, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы умение просто, но с большим чутьем к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну ту же вещь, мастер всегда вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться каждый раз абсолютно одинаковой.
Как уже говорилось, декоративно-прикладное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает учащимся красоту и прелесть окружающего мира.
Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях народного искусства. В этом огромная сила нравственного эстетического воздействия на человека, и в первую очередь на подрастающее поколение, интенсивно впитывающее в себя любую информацию.
Если в старину предметы быта, создаваемые ремесленниками, находили применение в крестьянском хозяйстве, то в настоящее время изменилось их назначение. В век компьютеризации и сверхзвуковых скоростей особенно дорого ценится ручной труд. В современном интерьере преобладают гладкие полированные поверхности. Оживить интерьер могут отдельные бытовые предметы, выполненные с особой любовью мастерами-прикладниками.
В последние годы, наряду с вязанием, вышивкой, макраме, плетением из бисера, становятся популярными современные виды декоративно-прикладного творчества: декупаж, скрапбукинг, декор в технике point-to-point, квиллинг, фелтинг, изделия из фоамирана и другие. Ими можно овладеть, даже не умея рисовать и не обладая какими-либо особенными навыками. Достаточно вооружиться терпением, призвать на помощь аккуратность и фантазию.
Говоря о современном развитии декоративно-прикладного творчества, нельзя забывать и те идеи прошлого, которые подготовили приход современного искусства и служат неисчерпаемым источником для творчества в будущем. Если внимательно приглядеться к тому, что происходит на данном жизненном этапе вокруг, то можно заметить, как время от времени по-особому вдруг засверкают жемчужины давно забытых приемов, образов, стилей. Обращаясь к некоторым современным формам и прослеживая их возникновение, можно увидеть, какие нити связывают их с прошлыми художественными достижениями и могут ли они служить источниками дальнейшего развития.
2.2 Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях декоративно прикладным искусством
На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на занятиях декоративно-прикладным творчеством». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким разделам, как «Бумагопластика», «Изделия из ткани и ленты», «Изонить», «Макраме», «Работы из нетрадиционных материалов».
У детей в сотворчестве с педагогом шаг за шагом, от задания к заданию формируется способность видеть привычные вещи с новой, неожиданной стороны. Обращается внимание обучающихся на многообразие форм в природе, окружающей предметной среде, на их взаимосвязь. Чередование материалов и техник способствует смене впечатлений и поддерживает постоянный интерес к работе, как к увлекательной игре.
В разделе «Бумагопластика» дети учатся чувствовать, удивляться, а значит, и познавать окружающий его мир с помощью такого простого материала как бумага. Все эти качества пригодятся человеку в любой сфере его деятельности. В программе представлены несколько техник работы с бумагой : плоская и объемная аппликация, объемное конструирование, оригами, квиллинг, торцевание, пейп-арт, скрапбукинг, папье-маше.
Работа в этих техниках не только
Следующий раздел программы «Изделия из ткани и ленты». Эта тема включает целый блок уроков, на которых дети будут совершенствовать свои умения и навыки в работе с тканью и лентой. Им предстоит овладеть и закрепить много важных технологических приемов: подбор материала для работы, разметку тканей по выкройке; выкраивание деталей из ткани одновременный раскрой двух одинаковых деталей, выполнение ручных швов, декорирование изделий элементами лоскутной техники, изготовление цветов из атласной ленты и составление из них простых композиций.
Мой опыт показывает, что эти работы получаются очень интересными. Каждый ребенок старается сделать свою работу, не похожую на другие. Эти вещи сразу настраивают на добродушный и веселый лад — ведь улыбка никогда не помешает.
Большое количество часов в программе уделено технике «Изонить». Занятие с детьми изонитью способствует умственному и эстетическому развитию, расширяет кругозор, формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления, воспитывает художественный вкус, учит наблюдать.
Ниточный дизайн –
-
это искусство конструирования и изготовления изделий самого различного жанра с помощью цветных ниток;
-
это новый способ отражения действительности без художественных умений, помогающий создавать орнаменты и фигуры, в том числе и объемные;
-
это новый способ творческого самовыражения для людей, не имеющих художественных способностей.
Картины из ниток весьма эффективны. Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно с первого раза. Техника изонити требует от обучающихся ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Работа в технике изонити развивает образное мышление, творческую активность, формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, бережное отношение к труду, прививает любовь к красоте, созданной руками человека.
Особая ценность занятий заключается в том, что, самостоятельное творчество начинается вскоре после освоения основных принципов, своего рода азбуки. В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьеров, для выполнения подарков и сувениров.
Ещё один интересный раздел для развития творчества детей – «Макраме» — это искусство является давним видом рукоделия, основанном на плетении узлов. Макраме нашло очень широкое применение в современном мире, что легко может заинтересовать ребенка, так как узелковые узоры используют в качестве украшений для одежды, для изготовления бижутерии, закладок для книги небольших сувениров. Оригинально и красиво смотрятся изготовленные изделия из разноцветных ниток. В макраме существует множество техник плетения, что позволяет детям придумывать новые схемы и способы применения узоров. Даже освоив основные узелки, можно создавать невероятные по красоте работы, которые могут стать отличным подарком друзьям или дополнением к образу.
Все виды художественной деятельности способствуют развитию творческого мышления, воображения, интеллекта детей разного возраста.
Возможность творить — сильный стимул для проявления инициативы, старания и прилежания, а получаемый результат приносит, как правило, чувство радости и удовлетворения.
На занятиях по декоративно-прикладному творчеству дети не только приобретают знания и умения, но и обогащаются духовно. Ведь творчество несет большой импульс добра и тепла, воспитывает любовь и внимание к окружающему миру, близким.
-
Развитие творческих способностей учащихся на занятиях клуба «Мастера»
«Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия…»
В.Г. Белинский
3.1 Работа по дополнительной образовательной программе
«От подмастерья – к мастеру»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная образовательная программа «От подмастерья — к мастеру» относится к программам художественной направленности.
Апробировалась программа на учащихся 4, 12 школ с 1995 года в МАОУ ДОД «ЦДТ «Кристалл» города Соликамска, имела хорошие отзывы, сейчас по ней работает более 130 воспитанников 4, 12 школ.
В 1998 году переработанная и дополненная программа была утверждена городским экспертным советом и методическим советом клуба. В 1999 году программа дополнена соответственно новым требованиям к программам и утверждена педагогическим советом учреждения. В 2009 году образовательная программа дополнена в соответствии с Положением к письму Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» требованиями УО к содержанию и оформлению программ.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Опираясь на традиционное содержание занятий по прикладному творчеству, педагог на ее основе развивает элементы технического мышления, воображения, творческую и художественную фантазию. Помогает детям с первых шагов познать красоту окружающего мира.
Программа построена так, что содержание ее в каждом году обучения разделено по компонентам деятельности. От года к году изменяется уровень самостоятельности учащихся в мыслительных действиях, увеличивается объем материала, сложность исполнения, пути сотворчества.
Программа раскрывает характер обучения прикладному творчеству в клубе как комплексный процесс формирования у воспитанников духовной культуры, овладения основами прикладного творчества, вырабатывает стремление к труду — как основе жизни, стремление к ее улучшению, развитие самостоятельности и успешности.
При оборудовании мастерской и организации образовательно-воспитательного процесса приоритетное значение имеют вопросы, связанные с обеспечением охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Все воспитанники обязательно обучаются основам безопасного труда на занятиях декоративно-прикладным творчеством.
Цель программы
Задачи:
Обучающие:
-
Обучить воспитанников навыкам и приёмам традиционной художественной обработки материалов разных видов;
-
Формировать умение самостоятельно ориентироваться в любой работе.
-
Способствовать развитию художественного вкуса детей, внимания, его устойчивости, фантазии, воображения, согласованности в работе детей, в работе их глаза, руки.
Развивающие:
-
Помочь детям проявить их индивидуальные способности в раннем возрасте, фантазию, наблюдательность и творчество;
-
Совершенствовать координацию движений, гибкость, аккуратность, точность в выполнении действий с помощью ручного труда.
-
Развивать умения детей в различных видах прикладного творчества, стремление к труду — необходимое качество для каждого в будущей самостоятельной жизни.
Воспитательные:
-
Воспитывать аккуратность, терпение, умение работать в коллективе, с оздать в детском объединении благоприятную творческую среду, атмосферу успеха и радости;
-
Приобщать детей к полезному и интересному досугу, к сознательному выбору профессии.
Задачи решаются в комплексе во время обучающих бесед, показа и практической самостоятельной работы по изготовлению изделия, наблюдений, упражнений.
Отличительные особенности.
Программа дает возможность получить умения и навыки работы в нескольких видах творчества — бумагопластика, макраме, изонить, работа с тканью и атласной лентой, нетрадиционными материалами.
О собое внимание в программе уделяется тому, чтобы урокам мастерства был придан характер уроков волшебства, которые способны оживлять предметы, окружающие нас, придать им особые черты, заставить их жить своей особенной жизнью. Тогда ребенок, оформляющий поделку, ощущает себя сопричастным к великому чуду превращения.
Пробуя себя в разных областях мастерства, дети, приобретая многие навыки и умения, нужные в жизни, ощущают уверенность в себе, видят себя успешными в каком-то одном деле, проходят путь от ученика к подмастерью, от подмастерья — к мастеру. Их работы становятся подарками родителям, друзьям, ветеранам, живут на выставках центра, становятся участниками городских и краевых выставок.
Программа заявляет педагога лоцманом на пути ученика от подмастерья к мастеру. Педагог не должен сразу спешить на помощь, если что-то не получается, ведь ребенок может попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
Цели и задачи данной программы будут достигнуты, если ребенок на занятиях клуба «Мастера» займет позицию: «Я хочу это сделать. Сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».
Возраст воспитанников от 7 до 15 лет. По программе могут обучаться не только смешанные разновозрастные группы, но и организованные классы, классы коррекции.
Сроки реализации., Формы и режим занятий.
Формами активизации образовательно-воспитательного процесса являются организация коллективно-творческих дел, занятий-игр, проведение экскурсий, посещение музеев, выставок декоративно-прикладного искусства.
Занятия проводятся в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом, Программой деятельности учреждения, учебно-тематическим планом и расписанием.
Расписание занятий, Объем программы
-
Первый год обучения- 72 часа (1 раз в неделю по 2 часа или 2 раз в неделю по 1 часу);
-
Второй год обучения – 72 часа (1 раз в неделю по 2 часа);
-
Третий год обучения — 72 часа (1 раз в неделю по 2 часа);
-
Четвертый год обучения – 72 часа (1 раз в неделю по два часа) по окончании четвертого года обучения проводится итоговая аттестация;
-
Пятый год обучения — по отдельному плану (раздел работы с одаренными детьми) курс программы считается полностью освоенным по итогам участия в конкурсах и выставках различного уровня.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
При разработке программы были использованы следующие принципы:
-
Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества детей основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами природы и человека, воспитывает ребенка сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.
-
Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество детей основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
-
Принцип коллективности дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самосознания, эстетического самоопределения, художественно–творческой самореализации.
-
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и обучающегося в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование художественных ценностей.
-
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъектной значимости для детей идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой (в том числе художественной), природой родного края.
-
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» ребенка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел-реализация-рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности.
-
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в художественном творчестве — процесс формирования личностью осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности.
На занятии существует специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие. Причем на теоретическую часть занятия отводится втрое меньше времени, чем на практические действия, которые ведутся не торопясь, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование умений и навыков на должном уровне.
Ожидаемый результат:, Личностные результаты
-
привить уважительное отношение к культуре и искусству других народов, понимание особой роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-
сформировать эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-
овладеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством педагога, умение соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-
формировать умения творческого видения, т.е. умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; проявлять настойчивость к достижению целей.
-
применять полученные знания и навыки на практике.
Метапредметные результаты
-
овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-
использовать средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
-
уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-
научиться рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
-
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов и умение их применить в реальной жизни.
-
знать и соблюдать правила личной гигиены и безопасной работы с инструментами и материалами, необходимыми на занятиях.
Предметные результаты
-
знать основные термины, используемые при освоении данной программы, названия и назначение специальных инструментов и материалов, физические свойства материалов;
-
уметь правильно и внимательно работать с инструментами и материалами, бережно и экономно расходовать материал;
-
применять разные способы и приемы плетения, вязания, сшивания декоративными швами, вырезывания, склеивания; держать нить, аккуратно и правильно вязать узлы;
-
владеть навыками составления простых композиций и декоративного оформления; навыками изготовления изделий из ткани и ленты, их украшения; навыками работы с бумагой; способами техники «изонить»;
-
правильно работать средствами (ножницы, иглы и т.д.) прикладного творчества.
-
выполнять разработку несложных эскизов, основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;
-
самостоятельно следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать эскизы изделий, пользуясь инструкционными картами и схемами;
-
развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
способа диагностики:
-
первый – текущие наблюдения за деятельностью детей;
-
второй – проверка знаний и умений учащихся.
Оба способа тесно взаимосвязаны, подкрепляют друг друга, содействуют успешному осуществлению процесса обучения.
В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний детей, а также практическая самостоятельная проверка, проводимая в форме тематических и текущих самостоятельных работ, коллективного обсуждения проделанной работы.
В процессе практической деятельности основным методом контроля является проверка выполняемых и выполненных работ детей: текущая диагностика и итоговая (проверочные и самостоятельные работы, открытые занятия, выставки, конкурсы, праздники).
В течение года по контрольным и самостоятельным заданиям отслеживается результат усвоения материала программы, заполняются карты результативности на каждого ребенка, проводится анализ, с учетом которого составляется план на следующий год.
В конце каждого цикла обучения дети участвуют в «Праздниках Мастерства», отмечаются дипломами клуба «Добрый мастер», «Удалой на все руки», «Самый мастеровой».
Успех этой программы подтвержден грамотами и дипломами I , II , III степени за участие в городских, краевых и всероссийских конкурсах и выставках прикладного и технического творчества.
Условия реализации программы:
-
наличие постоянного контингента ;
-
мониторинг образовательного процесса ;
-
методическое и дидактическое сопровождение образовательного процесса (литература, разработки занятий, карты результативности, наглядность, чертежи, схемы, образцы, фотографии, работы детей прошлых лет);
-
наличие материальной базы (оборудованная учебная комната, инструменты и материалы, необходимые для работы);
Программа «От подмастерья – к мастеру» может корректироваться педагогом в процессе обучения. Педагог может усложнять предполагаемые практические задания, согласно индивидуальным способностям и особенностям детей.
Данная программа может быть востребована педагогами учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ.
3.2 Уровни развития творческих способностей учащихся на
Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования. Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности».
Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Для занятия декоративно – прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приёмами того или иного народного промысла, но и знания основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приёмами в совокупности с собственными эстетическими представлениями позволит выработать индивидуальный авторский стиль.
Развитие творческих способностей детей нужно осуществлять постепенно, в несколько уровней:
1.Мотивационный уровень — развитие интереса к творческой деятельности, к выполнению работ, знакомство с историей декоративно-прикладного искусства.
2.Формирование наглядно-образной творческой деятельности — эта деятельность является источником возникновения наблюдательности, воображения, фантазии.
3.Формирование умения видеть прекрасное, перестраиваться при выполнении творческого задания (при составлении композиций у обучающихся развивается эстетический и художественный вкус, мышление, цветовые сочетания).
4.Самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками — здесь подразумевается поисковая деятельность, связанная с получением нового, оригинального результата труда. При этом у детей развивается мелкая ручная моторика, ловкость и мастерство, аккуратность, бережливость.
5.Развитие эмоциональной сферы — ребенок от видения своего собственного результата получает радость, проявляет душевность.
6.Создание продукта творческой деятельности.
Цель педагога – добиться того, чтобы обучающиеся достигли высокого уровня развития творческих способностей. Важнейшим условием создания продукта творческой деятельности являются коллективные работы (Приложение 1) и совместная исследовательская деятельность в рамках выполнения творческих проектов (Приложение 2) .
Коллективная творческая работа — один из самых эффективных методов развития творческого потенциала личности, так как в такой работе нет нетворческих детей, каждый что-то делает для общего результата по мере своих сил.
На этапе коллективного планирования работы каждому ребенку предоставляется возможность высказать свое мнение по выбору способа изготовления изделия, по выбору материалов, украшений, цветового решения, обсудить организационные вопросы, обучающиеся объединяются в группы. Представители каждой группы участвуют в аукционе идей и дальнейшем планировании работы. Определяющую роль на этом этапе играет взаимное убеждение в том, что предстоящее коллективное дело принесет пользу.
Роль педагога заключается в анализе идей, представленных участниками групп. С помощью наводящих вопросов педагога дети обосновывают выдвинутые ими идеи. Педагог на данном этапе советует и дает рекомендации по технологии изготовления изделия, помогает в распределении времени и сил участников.
На заключительном этапе каждая группа представляет свое изделие и выслушивает мнение о нем всей группы. Коллективный анализ способствует правильной самооценке и помогает учащимся подготовиться к следующему, более сложному заданию. Педагог помогает правильно оценить выполненные работы, подчеркивает значимость коллективного творчества, помогает подготовить работы к выставке декоративно-прикладного искусства.
Коллективная работа ускоряет процесс изготовления изделия, дает возможность обучающимся с более высоким уровнем творческого развития помочь отстающим, что создает ситуацию успеха для всех детей.
Творческий проект – это учебно-трудовое задание, в результате которого создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. Творческие проекты в области декоративно-прикладного искусства способствуют самостоятельному приобретению знаний истории и традиций предмета, творческому подходу к решению поставленных задач, усвоению различных способов обработки материалов и информации, а также привлечению к творческой деятельности родителей и других членов семьи ребенка.
Одним словом, создание проекта открывает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся, что способствует становлению творчески развитой личности.
3.3 Результаты работы по развитию творческого потенциала детей, обучающихся по программе «От подмастерья – к мастеру»
Общепризнано, что творчество скорее процесс, поиск, нежели результат. Не всегда этот поиск заканчивается созданием высококачественного продукта деятельности. Скорее это некое умение задаваться вопросом, ставить перед собой проблему и творческое ее решение. В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей – сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познавательной активности. Высокая познавательная активность проявляется в самом раннем возрасте. Внимательно наблюдая за ребёнком, легко можно оценить её развитие.
Мониторинг результативности развития творческих способностей детей производится в конце каждого года обучения. Для более точного определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание.
На основе анализа характеристик одарённых детей психологи Дж. Рензулли и Р. Хартман предложили оценивать творческий потенциал ребёнка по следующим параметрам.
Творческие характеристики:
1
2
3
4
5
6.Проявляет эмоциональную чувствительность, осознает свою импульсивность и принимает это в себе.
7.Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
8. Имеет собственное мнение; не боится быть непохожим на других.
9.Конструктивно критичен;
В таблице (Приложение 3) под номерами от 1 до 9 отмечены характеристики творческих способностей (креативности).
Оценивание проводится по четырехбальной системе: определяется, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
Итоги п
-
высокий уровень – 26-36 баллов;
-
средний уровень – 16-25 баллов;
-
низкий уровень – 9-15 баллов.
В процессе практической деятельности основным методом контроля развития творческих способностей обучающихся является проверка выполненных работ детей: текущая диагностика и итоговая (коллективные творческие работы, открытые занятия, выставки, конкурсы различного уровня, мастер-классы).
Результаты творческой активности (участие в институциональных, городских, краевых и всероссийских конкурсах и выставках) отражаются в таблице (Приложение 5), а также на стенде «Творческие достижения клуба «Мастера».
По результатам оценки уровня творческих способностей детей заполняются карты результативности на каждого ребенка, проводится анализ. (Приложение 6).
Ориентируясь на эти характеристики, можно оценить проявление творческого потенциала ребёнка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дополнительного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.
Интерес детей к декоративно-прикладному искусству обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в нем не ослабевает, а все более увеличивается. Одно из условий проявления творчества в декоративно-прикладном искусстве — организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.
В данной работе показано
Для достижения поставленной цели:
— изучен вопрос формирования у детей разного возраста положительного отношения к труду и творчеству;
— рассмотрена структура творческого процесса;
— дана характеристика основным принципам обучения;
— выявлены этапы управления творческим процессом;
— изучены особенности развития творческих способностей детей средствами ДПИ;
— рассмотрены
П
Анализируя результаты творческой активности и креативности обучающихся, можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения. Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи осуществлены.
Список информационных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/po-dekorativno-prikladnomu-iskusstvu/
1.
2.
3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. — М.: «Просвещение», 1992.
4.
5.
6.
7.
8. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности № 2002. – М.: Просвещение, 1997.
9.
10. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б, Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов – М., 1964.
11.
12. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов педагогических Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» — М.: Просвещение, 1987.
13.
14.
Программы внеурочной деятельности. М.: «Просвещение», 2011.
15.Рибо Т. Творческое воображение. СПб. Тип. Ю.Н.Эрлихъ, 1901.— 327с.
16. Толстой Л. Н. Собр. соч. в 12-ти т. М., «Правда», 1987.
17.
18.
19.
20. .
21.