Педагогический артистизм

Дипломная работа

Актуальность темы. Сегодняшнюю школу не может удовлетворить учитель, работающий только “от сих до сих”, не несущий в себе совокупность многогранных качеств творческой личности. Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет и такое индивидуальное начало, как педагогический артистизм.

Педагогический арстистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму соверменного педагога. [ 2; с.5 ]

В педагогической литературе достаточно давно разрабатывается проблема соотнесения деятельности учителя, актера и режиссера (в той или иной степени ее затрагивали А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, Ф.Н. Гоноболин, А.В. Мудрик и другие).

Видные деятели театральной педагогики, актеры, режессеры, драматурги К.С.Станиславский, М.А.Чехов, Е.Б.Вахтангов, М.О.Кнебель, Б.Брехт, Б.Шоу и многие другие в своих трудах предложили интересные подходы, способствующие формированию человека-творца. Свой вклад в понимание роли и значения элементов театрального мастерства в деятельности учителя внесли Ю.П.Азаров, В.М.Букатов, П.М.Ершов, А.П.Ершова, И.А.Зязюн, Ю.Л.Львова, В.А.Кан-Калик, В.Ф.Моргун, Е.А.Ямбург и др. Действительно, в сценическом и педагогическом творчестве много общего, особенно в эмоционально – коммуникативной сфере, связанной с воздействием учителя на детей. Учитель ведь по существу разрабатывает «драматургию» педагогического действия урока, а это предполагает режиссерское видение того или иного образовательного или воспитательного сюжета. Педагог при этом, безусловно, должен обладать некоторыми артистическими способностями, ибо он выступает как активный «транслятор» знаний, воспитательных идей, воздействий.

Артистизм способствует созданию благоприятной обстановки, положительной атмосферы на уроке, помогающий воплощению замысла. Исследования артистизма в педагогическом аспекте представляют собой целый узел нерешенных вопросов: определение его сущности и основных признаков; осмысление его значения в педагогической деятельности и границ влияния на образовательный процесс; сознания условий и средств стимулирования и развития; диагностика артистизма педагога и т.д.

1 стр., 449 слов

Педагогическое «Учитель — художник, или зарисовки моей педагогической ...

... являются моим педагогическим кредо. Любовь к своей профессии и детям — прочная основа в работе учителя. Только так ... новой школы. Как художник, я также непрерывно открываю для себя этот мир, удивляюсь, наслаждаюсь им и хочу именно ... и постоянную изменяемость окружающих условий. Но несмотря на это, учитель должен сохранить лучшие черты образа школы: активность учащихся в познавательной деятельности; ...

Своеобразие психологии педагога, повышенная нервно – эмоциональная напряженность его труда требует неких личностных технологий поведения. Особенно это касается молодых учителей. Им необходимо осваивать приемы работы над собой, овладевать саморегуляцией и релаксацией, развивать способность оптимально регулировать свои психические состояния как в экстремальных, так и в спокойно текущих обстоятельствах; постигать мастерство построения «сценария» урока, создавать необходимую атмосферу на уроке, поддерживать творческое самочувствие ребят, настраиваться на «тембр» каждой личности [3; с.209].

В настоящее время выявилось противоречие между требованием к образованию, как механизму развития творческой личности ученика, ее индивидуальных способностей и дарований, и недооценкой учителями роли эмоционально-образного компонента своей деятельности, личности самого учителя, его персонального обаяния, оригинальности характера, выразительности и интересности поведения.

Данная проблема и противоречие вызвали у нас большой интерес, что и определило выбор темы нашего исследования «Артистизм в деятельности педагога».

Объектом нашего исследования явилась педагогическая деятельность как реализация индивидуальных творческих способностей учителя, предметом – артистизм, как качество личности учителя, формирующееся на основе его индивидуальных творческих способностей.

Цель нашего исследования – изучить роль и проявления артистизма в деятельности педагога.

Для достижения цели исследования нами определены следующие шаги или задачи:

1. Раскрыть общие и различные стороны профессии артиста и педагога.

2. Определить роль артистизма учителя в учебном процессе.

3. Проанализировать театрализацию как систему личностного развития учителя и учащихся.

4. Изучить возможности практического применения педагогического артистизма.

5. Выявить условия, способствующие развитию артистизма учителя.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, анализ опыта работы современной школы.

ГЛАВА I. РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АРТИСТИЗМА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Общие и различные стороны профессий артиста и педагога

В педагогических публикациях последних 5 -7 лет, освещающих педагогическое творчество, нередко встречаются такие понятия, как «театральная педагогика», «актерское мастерство» применительно к технологии построения урока. И почти нет такого понятия, как артистизм, хотя еще в конце 19 века выдающийся русский писатель А.П. Чехов сказал емкую фразу, что «учитель должен быть артист». Изучая словари, мы убедились, что слова «актер» и «артист» не синонимы. Актер – играющий роль или воплощающий персонаж, находится в самом центре сценических событий. Он — живая связь между текстом, сценическими указаниями режиссера и восприятием зрителя. Артист (фр. Artiste): 1. Об актере, певце, музыканте. 2. О том, кто достиг высокого мастерства в чем-либо (артист своего дела – разг.).

Профессор В.В.Иванихин в своей статье «Школе нужен учитель-артист» сравнивая значения этих понятий, приходит к убеждению, что актер выполняет чей-то произвол (режиссера, драматурга), а артист – это художник, «творческая личность, достигшая высокого мастерства» в своем деле, он не зависит ни от какого диктата, его труд – удовольствие, он постоянно стремится обогащать себя наблюдениями над жизнью и впечатлениями. Поэтому, по его мнению, для учителя слово «актер» не подходит. Автор пишет: «Мы знаем, как много актеров и как мало среди них артистов, владеющих артистизмом, то есть «особым умением держать себя, отличаться изяществом манер, грациозностью движений, иметь высокое и тонкое мастерство исполнения чего – либо, виртуозность». Можно отчасти согласиться с мнением профессора. Но очень многие ученые, педагоги, психологи сравнивают профессию педагога и актера, так как артистизм профессионал

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/pedagogicheskiy-artistizm/

1. Бафайл К. Веселое обучение – самое запоминающееся // Управление шк. – 2002 № 8

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2001.

1. Ваганова Ж. Пед. артистизм. Можно ли им овладеть? // Народное образование – 1999, № 1-2,

2. Воробьев Г. Г. Школа и театр – родственники. // Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня – Москва, 1991г.

3. Гайнутдинова Л. Режиссер пришел в школу // Искусство в шк. – 1993 № 4

4. Григорь И. Станиславский нам поможет. // Уч. Газета. – 2000 № 11

5. Загорсий В. Сыграем на «Бис?» // Сельская школа. – 2005 — № 7-9

6. Зязюн И. А. Если хочешь – научись! // Народное образование 1990 № 3

7. И.Репьева. Умейте властвовать собой! //Учительская газета. – 2002. – № 32-33.

8. Иванихин В.В. Школе нужен учитель — артист //Наука и шк. 2001 г № 2 ст.

9. Каменский С.Е. актер или педагог? // наука и школа – 2000 № 5

10. Колчеев Ю. Игровая театральная педагогика. // Воспит. Школьников – 1998 № 4

11. Макарова Н.Я .”Театрализация как система личного развития студ. педагог.” . Школьн. Технологии – 2001 — №3

12. Наталья Басина, Продолжение урока следует! 2000 г. // Учит. Газета – 2000 г № 11

13. Никитина А. “Станиславский нам поможет” //Учительская газета – 2000 №11

14. О.С. Булатова Педагогический артистизм Москва 2001 г.

15. Прокопенко В. Возможности юмора // народное образование 2000 № 8

16. Розниченко Ю. Секреты режиссуры – учителю. // Народное образование – 2002 № 2

17. Самойлова Е. Учитель – это стильно // Управление школой. – 2004, № 4.

18. Степанов С. Шутки уместны // управление шк. 2004 № 4

19. Шиян Л.К. Режиссура урока // Веч. сред. Шк. 1994 — № 4.