Проблема жанра школьных сочинений

Развитие письменной речи школьников – важнейший момент литературного образования и формирования творческих способностей обучающихся. Одним из наиболее эффективных видов работы по развитию речи является сочинение. Современная методика предлагает использовать на уроках литературы разные жанры школьных сочинений, что, по нашему мнению, актуализирует задачу классификации жанров школьных сочинений и систематизации методических приемов обучения сочинениям разных жанров.

Объектом исследования являются жанры школьных сочинений.

Предмет исследования – методика обучения написанию сочинений различных жанров с учетом возрастных особенностей школьников. Мы останавливаемся на 5-9 классах, так как в 9 классе ученики сталкиваются с первым экзаменационным сочинением. В наших интересах уже в среднем звене ознакомить учащихся с жанровым многообразием.

Цель нашей работы – изучение жанровых особенностей школьных сочинений и методики подготовки обучающихся к написанию сочинений разных жанров на уроках литературы в школе.

Цель определяет задачи:

1. Раскрыть понятие «школьное сочинение».

2. Рассмотреть наиболее известные классификации жанров школьных сочинений.

3. Проанализировать и систематизировать методы, приемы и способы подготовки к написанию сочинений разных жанров на уроках литературы в школе.

4. Разработать систему уроков подготовки к написанию сочинений разных жанров.

Методы, использованные в работе: типологический метод, метод анализа и обработки данных, методический эксперимент.

Теоретической базой для исследования стали работы таких методистов как Ю.А. Озеров, Т.А. Ладыженская, Д.Н. Ушаков, А.Д. Алферов, В.А. Никольский, А.В. Текучев.

Научная новизна исследования заключается в применении ранее исследованных жанров сочинений к новому объекту изучения.

Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы при обучении написанию сочинений на уроках литературы в школе.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию на международной научно-практической конференции «Язык, литература и культура в современных парадигмах гуманитарного знания», которая состоялась на факультете отечественной и зарубежной литературы в АГГПУ им. В.М. Шукшина 20 апреля 2018 года, и отражены в статье, опубликованной в сборнике материалов конференции.

Поставленный круг задач определяет и структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения с технологическими картами уроков. Первая глава включает четыре параграфа:

4 стр., 1630 слов

Сочинение я вырос на х литературы

... ими в сочинении. сочинения - описания. Творческое воображение обучающихся развивается в такой работе, как «портрет писателя». Демонстрация портрета писателя на уроках литературы - дело ... жанре. Калганова Т.А. выделяет следующие жанры: литературно-критическая статья; рецензия; эссе; очерк; дневник; эпистолярный жанр. Каковы же основные требования, предъявляемые к школьным сочинениям любого жанра? ...

1. Понятие школьного сочинения, 2. Классификация жанров школьных

сочинений, 3. Характеристика отдельных жанров школьных сочинений, 4.

Методика обучения написанию сочинений разных жанров. Во второй главе

четыре параграфа: 1. Анализ основных школьных программ, 2-4. Анализ методических разработок уроков подготовки к написанию сочинений разных жанров. Список литературы включает в себя 50 источников.

Глава 1. Типология жанров школьных сочинений

1.1. Понятие школьного сочинения

В современных исследованиях можно выявить несколько определений понятия «школьное сочинение».

В толковом словаре Д.Н. Ушакова мы находим следующее понятие «сочинения»: «Сочинение» – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему. Сочинение-повествование – это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка» [44].

Как мы видим, Д.Н. Ушаков ставит акцент на том, что сочинение есть учебное упражнение по русскому языку. «Сочинение» – самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему» [44].

Второе понятие не существенно отличается от первого, разница лишь в том, что в последнем нет слова «упражнение». Но есть оборот «самостоятельная школьная работа». Таким образом, для Д.Н. Ушакова в приоритете то, что сочинение – это именно самостоятельная работа учащихся, направленная на развитие их творческих способностей как по русскому языку, так и по литературе.

Сочинение – это, все-таки, более общее название, школьное сочинение – это один из типов работ, которые в дальнейшем рассматривают, связное изложение собственных мыслей учащихся, рассуждений по теме произведения. Школьные сочинения являются одним из важных факторов в общей системе обучения.

В следующем определении сочинение называется уже просто работой. В своем определении А.Д. Алферов выделяет в качестве материала лишь художественное произведения.

Методист утверждал, что сочинение – это не только «упражнения в форме и стиле», что «упражнения, преследующие только задачи стиля, то же, что одни гаммы да экзерсисы для музыки… Для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных»[21, 367].

В данном определении автор выделяет тот факт, что сочинение это свободное высказывание собственных суждений, но по заранее продуманному плану – «мысль, основанная на достаточных данных».

Методист В.А. Никольский отмечает, что «школьное сочинение – это процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя» [21, 368].

Здесь выделяется мнение о том, что работа школьника зависит от руководства ею с помощью учителя.

Сочинение – это упражнение сложное, высшего порядка.

Сочинение – это творческое, самостоятельное написание учащимся своих чувств, мыслей, суждений, с целью повествовать об этом другим.

Сочинение – это обобщенное название разных видов упражнений в логически связанном развернутом изложении каких-либо мыслей.

По мнению А.В. Текучева школьное сочинение – творческое и самостоятельное изложение школьником своих рассуждений, эмоций, мыслей с целью сообщить об этом окружающим. Сочинение – это родовое название многочисленных видов упражнений в связном, развернутом изложении какого-либо содержания. Сочинение — творческая работа; оно требует самостоятельности учащегося, активности, увлеченности, вложения чего-нибудь своего, личного в него. Разработка текста, его систематизация, построение, обдумывание композиции и плана сочинения, установление связей логических между предложениями, подбор фразеологизмов, словосочетаний, построение абзацев и связи между ними, проверка орфографии и пунктуации — совокупность всех этих сложных действий требует от школьника не только высоких затрат энергии всех его умственных сил, но и умения руководить своей мыслительной деятельностью [43, 297299].

3 стр., 1226 слов

Подготовка к сочинению. Работа над комментарием

... к сочинению. Это и опыт С.В.Драбкиной, и рекомендации Цыбулько и Егораевой, и многих учителей-практиков. Что же я применяю в своей работе, в частности в работе над комментарием? ... авторская мысль? (Учись, сынок. Хорошее это дело-учиться.)Чему учиться? Основная мысль по сути это и есть авторская позиция. Почему автор пришел к ... мгновение у него появилось желание остановить сына и сказать ему: 32) «Ты, ...

Самостоятельная работа в виде сочинения происходит как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Сочинение – универсальная форма работы, которая позволяет учителю оценить уровень знания учеников с разных аспектов: развитие и культуру речи, знание и анализ художественного текста, понимание поставленных задач, самостоятельность при выполнении задания.

Особенность применения формы сочинения на уроках литературы заключается в многообразии его жанров. Благодаря усвоенному художественному тексту школьник может писать сочинение в различных жанрах: как традиционных, так и нестандартных. Что позволяет развить навыки устной и письменной речи, культуру и стили речи, фантазию и творческие способности, межпредметные связи. Когда на уроках русского языка выбор жанра сочинения зачастую зависит от требований ОГЭ.

Таким образом, в нашей работе мы будем придерживаться определения понятия школьного сочинения, данного методистом А.В. Текучевым. В нем автор, в главную очередь выделяет творческий аспект сочинения, затем говорит о роли плана и подготовительной работе, в целом, в процессе создания сочинения, что не находит отражения ни в одной из других точек зрения.

1.2. Жанровые разновидности школьных сочинений

Различают два основных типа сочинений по их содержанию: сочинения на литературную тему и сочинения на свободную тему (так в основном называют сочинения, темы которые не связаны с литературой или связаны, но не по программному материалу).

А.В. Текучев предлагает классификацию сочинений на свободные темы по источнику получения материала для сочинения, по жанру, месту, объему и способу выполнения, по наличию или отсутствию дополнительных заданий, связанных с ними.

По источнику различаются сочинения: 1. Из разряда собственных переживаний. Эти сочинения основываются на личном жизненном опыте ученика, на его наблюдениях. 2. Сочинения, опорой для которых послужили наблюдения (специальные, продуманные, случайные, организованные) над природными явлениями (отмирание природы осенью, восход солнца у озера, закат в поле), социальной жизни и трудовой деятельности людей. 3. Сочинения по картине. Средние по объему письменные рассуждения учеников в логической форме. Подготовка к ним происходит на уроке, пишется же оно в частых случаях дома. Их целью может быть отработка использования различных стилистических приемов, изобразительных средств языка, пополнение лексикона, тематических словарей, в создании предложений конкретной конструкции, а также активизация словаря, навыки делать краткие зарисовки картин из жизни людей, природы и т.д. 4. Сочинения как результат чтения художественной и научно-популярной литературы: аннотации, анализы, эссе, отзывы, рецензии, портретные характеристики, заметки и т.д.

9 стр., 4181 слов

Учимся писать по тексту художественного стиля

... текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (1)Все мы, ребята Кизлярского ... Художественный стиль, проблема, позиция автора, исследование текста, композиция, аргументация Межпредметные связи Литература ... хотелось уходить. (7)В детдоме целую неделю не ... слово – шефы. (10)Больше всех хвалился белорус Вилька. (11)Он ...

По жанру различаются описание, рассуждение, повествование.

По месту, объему и способу выполнения сочинения бывают классные и домашние, коллективные и самостоятельные, сочинения-миниатюры и развернутые.

Сочинения могут быть с дополнительными заданиями: сочинение по опорным словам, с дополнением текста (распространение статьи, дописать свой финал), с грамматическим упражнением.

Сочинения по опорным словам – это сочинения на определенную тему, в которое были бы включены определенного рода слова на какое-либо правило. а) сочинения, которые проводятся для развития навыков связной речи. Здесь опорными будут не только конкретные слова, но и их сочетания. б) сочинения, проводимые с целью пополнения лексикона школьников и для которых опорными словами будут тематически подобранные учителем слова, тропы и фразеологизмы.

Со стороны идейно-воспитательных задач среди других видов работ по русскому языку и литературе сочинения играют очень важную роль. В них отражается внутренний мир ученика с наибольшей силой и выразительностью. Благодаря сочинениям можно отследить развитие школьника, формирование его отношение к жизни, мировоззрение. Сочинение дает возможность делать выводы о знаниях учащимся фактического материала, об умении использовать языковые средства при письме. С помощью сочинений происходит осмысление изучаемого, совершенствуется стиль, выразительность и композиция связных высказываний.

Сочинения нужно проводить по определенной системе, от сочинения к сочинению повышать требования к их содержанию, изложению и грамотности. В итоге уроки сочинений должны научить учащихся рассказывать логично о чем-либо по плану, в определенном порядке, не нарушая развития событий, выделять между явлениями главные связи, излагать выводы и доказательства к ним, резюмировать.

Выше указанные цели обучения сочинениям лежат в основе методической системы обучения сочинениям в школе. Эта система обязана принимать во внимание методику подготовительной работы к сочинению, тематику сочинений, виды, последовательность их проведения и дальнейшую работу с сочинениями.

Сочинения по литературным произведениям подразумевают под собой знания художественного текста: его осмысление и анализ содержания и формы.

Ю.А. Озеров рассматривает такие проблемно-тематические типы сочинений на литературную тему как: 1) сочинение-характеристика (конкретного литературного персонажа, сравнительно-сопоставительная характеристика нескольких персонажей, характеристика группы литературных персонажей, обобщающая характеристика); 2) сочинения литературно-критические, в которых заключается анализирование той или иной темы, характеристика определенного временного периода или темы в творчестве автора; 3) сочинения по проблемам содержания и формы литературного произведения, анализ критической статьи; 4) сочинения по проблеме отражения важных исторических событий в литературном произведении, анализ определенной проблемы.

2 стр., 585 слов

Сочинение по тексту лескова о селиване

... душа, возможно, огромная, как земной шар. Этот текст напомнил мне об этом. Надеюсь, что эту истину я никогда не забуду. Другие примеры сочинений ЕГЭ 2019 года по тексту Лескова: ... а если говорить о нравственной стороне вопроса – это попросту несправедливо. Можно запросто обидеть человека, недооценить его. В художественной литературе этой проблеме посвящено огромное количество произведений. Так в ...

С недавних пор в школьном обучении литературы зародилась тенденция более обширного формулирования тем сочинений (особенно в ситуации ЕГЭ) с условием самостоятельного выбора учеником проблемы или определенного аспекта для письменного изложения своих мыслей.

Согласно жанровому аспекту сочинения учеников анализируются как речевые произведения. Разработка одной из подобных классификаций принадлежит Т.А. Ладыженской: «…как любой текст, сочинения ученика (в том числе и на литературную тему) в идеальном случае представляет собой тематическое, смысловое, структурное, стилевое единство (определяемое коммуникативной установкой автора) …Каждое из этих речевых произведений имеет свое предметно-логическое содержание, свою структуру, свои речевые (стилистические) особенности, что и составляет предмет обучения в средней школе (…) Именно при таком подходе сочинение как речевое произведение определенного типа и явится предметом обучения, в частности, на тех уроках литературы, которые специально отводятся на развитие связной речи учащихся»[20, 102-103].

Т.А. Ладыженская выявила, основываясь на данном принципе три группы сочинений:

1. Сочинение, базирующиеся на воспроизведении исходных текстов (пересказ): основных тезисов литературно-критической или литературоведческой статьи по предложенной теме;

2. Сочинение, предполагающее какую-либо интерпретацию исходного текста: отзывы, рецензии, аннотации, литературные очерки (эссе).

Эти произведения отличаются от исходного — художественного произведения — собственным стилем ученика и структурно-речевыми, или композиционными особенностями;

3. Сочинения, в которых авторская позиция в отношении исходных произведений подается в нетрадиционной форме: статьи литературнокритического характера, созданные в публицистическом стиле, статьи теоретико-литературного характера, оригинальные по форме тексты, написанные учениками с опорой на художественный текст и на усвоенные литературоведческие термины.

Жанровая классификация включает разные формы создания сочинений на литературную тему, и в работах по методике преподавания литературы такие формы рассматриваются.

Если традиционной жанровой классификацией сочинений раньше были такие разновидности, как описание, повествование, рассуждение, то в последнее время появилась перестройка этих канонов, потому что элементы описания, рассуждения и повествования можно выявить в каждом школьном сочинении. Предлагаемое жанровое разнообразие (в работах А.М. ГрининойЗемсковой, Ю.А. Озерова, М.С. Дубинской и др.) дает ученику больше возможностей для освящения собственной творческой личности.

В последнее время в отечественном образовании наблюдается тенденция внедрения нетрадиционных жанров сочинений.

Находят свое применения такие жанры как:

  • Сочинение-«кинолентовидение» – это такой вид сочинения, которое написанно на основе ключевых слов (5-7 слов в 5-9 классах; 7-11 слов в 10-11 классах).

Сочинение хайку – сочинение на основе опорного слова в форме трёхстишия. Первая строка начинается с: «Я был» кем-то или чем-то или «Я видел» кого-то или что-то; вторая – указывает на место и действие (где и что делал); третья – отвечает на вопрос «как?». Создание хайку помогает развивать способность лаконично излагать мысли.

1 стр., 482 слов

Язык художественной литературы сочинение в жанре письма

... решить вопрос о содержании и последовательности обучения написанию сочинений в жанре письма, необходимо знать, как подготовлены учащиеся средних классов и с ... 5. Подпись. Используемая литература: [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/yazyik-hudojestvennoy-literaturyiv-janre-pisma/ 1. Кошелева А.Ф., Царёва Н.Н. Система обучения сочинениям разных жанров. Методические рекомендации. ...

Сочинение-даймонд/диаманта – мини-сочинение, состоящее из семи строк, в котором первая и последняя строки являются существительными – антонимами; вторая – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному; третья – 3 глагола, которые также относятся к первому существительному;

4-я – два антонимичных нераспространенных предложения, в которых подлежащими являются существительные из первой и последней строк; 5-я и 6-я строки такие же как 2-ая и 3-ая, но относятся к последнему существительному.

Сочинение-монофон – сочинение, состоящее не менее из 50 слов, которые начинаются с одной буквы или звука (по усмотрению учащегося).

Предлоги, союзы, наречия могут начинаться с любой буквы или любого звука.

Сочинение-сага или мини-сага – это сочинение, состоящее всего из 50 слов. В нем должны присутствовать все компоненты композиции: завязка, кульминация, развязка. Также оно должно быть содержательным иметь лирические отступления и проработанные детали.

Сочинение-идентификация оно же – сочинение-метаморфоза – превращение – ученик примеряет на себя роль какого-либо предмета, явления и описывает его чувства, переживания, эмоции, различные ситуации, которые могут с ним произойти.

Сочинение-сиквел – сочинение, продолжающее сюжетную линию художественного текста.

Сочинение-приквел – сочинение, которое рассказывает предысторию событий художественного текста.

Сочинение-мидквел – сочинение, которое дополняет сюжет произведения. Второстепенное событие, которое происходит одновременно с описываемым событием в тексте.

Сочинение-интерквел – сочинение, рассказывающее о событиях, происходивших между какими-либо частями, например, эпопеи.

Сочинение-ремейк – сочинение, представляющее новое прочтение или интерпретацию уже известного художественного произведения.

Сочинение-ремикс – синтез некоторых частей первоначального сюжета, наложение разных отступлений, деталей и т.д., итогом которого является произведение, отличительное от исходного.

Сочинение-экфрасис – сочинение-описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в тексте.

Сочинение-фанфик – творческая работа, написанная фанатами конкретного художественного текста, созданная с опорой на оригинальный сюжет; использование героев исходного текста, погружение их в иную реальность. Это своего рода продолжение, пародия, альтернативная вселенная, и многие другие тексты.

Жанровые особенности сочинения определяются с помощью изложения материала, авторской позиции к анализируемому конфликту, событию, быту, происшествию, герою, портрету. Руководствуясь собственными позициями, мнениями, возможностями, уровнем развития мышления и лексикона, ученик самостоятельно выбирает слова, фразеологизмы, синтаксические конструкции и с помощью этого устанавливает структуру текста. В работах Ю.А. Озерова на первый план выходят такие жанры школьного сочинения, как сочинение-литературный портрет, сочинение-рецензия, сочинение-литературно-критическая статья, сочинение-очерк (или сочинение-рассказ), сочинение-воспоминание, сочинение-дневник, сочинение-стихотворение.

Если жанры, рассматриваемые Т.А. Ладыженской, рассчитаны на основной коллектив старшеклассников, то Ю.А. Озеров в своей классификации рассматривает такие разновидности сочинений, которые ориентированы на личную авторскую способность ученика.

4 стр., 1937 слов

В чем особенность научной фантастики как литературного жанра

... и фильмов в жанре «боевая фантастика»» Замороженные солдаты» (Канада, 2014), «Грань будущего» (США, 2014), Стартрек: Возмездие» (США, 2013). Сочинение в жанре фантастический рассказ «Необыкновенное приключение Саши» « Необыкновенное приключение ... две головы, несколько ног, иной цвет кожи и тому подобное. Все это и характеризует фантастическое произведение. Главный герой – простой человек. Именно с ...

Синтез во время обучения написанию сочинения двух подходов к письменной речи учеников — тематического и жанрового — является очень эффективным. Вместе они помогают улучшить уровень речевой подготовки и создавать более глубокие анализы художественных текстов, на основе изучения которых пишется сочинение.

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская следующим образом классифицируют сочинения: По темам сочинения делятся на две группы: лингвистические сочинения и сочинения на жизненные темы, т.е. свободные.

По типу написанных текстов различают: а) сочинения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам» сочиненияповествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.; б) сочинения, похожие на те речевые произведения, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк, доклад и т.д.

По стилю различаются сочинения разговорного стиля и книжных стилей: делового, научного, учебно-научного, публицистического и художественного.

По источнику получения материала различают сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, изученного, произведений живописи, кинофильмов, театральных спектаклей, музыкальных вкусов.

По объему выделяют сочинения-миниатюры.

По усложненности дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с грамматическим (морфологическим, синтаксическим), лексическим, стилистическим и другим заданием; сочинения по опорным словам и словосочетаниям.

Методисты Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев рассматривают следующую типологию сочинений:

В зависимости от цели сочинения могут быть обучающие и контролирующие.

По месту выполнения сочинения могут быть классные и домашние.

По источникам знаний классификация сочинений следующая:

1) сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений учащихся;

2) сочинения по картине;

3) сочинения по курсу литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/ozerov-yu-a-ekzamenatsionnoena-literaturnuyu-temu/

По способу изложения рассуждений могут выделяться сочинениярассуждения, сочинения повествовательного характера, сочинения-описания.

Большинство классификаций сочинений разных методистов имеют общее, часто сочинения классифицируют по следующим основаниям:

  • источник;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/ozerov-yu-a-ekzamenatsionnoena-literaturnuyu-temu/

  • жанр;
  • объем;
  • сочинения с дополнительным заданием.

Мы можем сделать вывод что, рассмотренные классификации сочинений на литературную тему достаточно близки друг с другом, их различие состоит лишь в названии и некоторых нюансах. Наиболее подходящей для нас является классификация Ю.А. Озерова. Так как он рассматривает виды сочинений, которые ориентированы на личную авторскую способность ученика, и предлагает такие жанры сочинений, которые могут наиболее полно развить языковые умения учащихся.

1.3 Характеристика отдельных жанров школьных сочинений Исходя из изученных нами методических работ, для разработки уроков подготовки к написанию сочинений познакомимся более подробно со своеобразием таких жанров школьных сочинений, как: литературнокритическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.

46 стр., 22674 слов

Сочинения по произведениям русских классиков

... того времени. Свой роман Лермонтов публиковал по частям в журнале “Отечественные записки”, а потом издал целиком. Белинскому очень понравилось это произведение, и он был первый, кто ... ” и т. д. Несмотря на это. Блок чувствует кровное родство со всем русским. “В лоскутах ее (Руси) дохмотий души скрываю наготу”, -говорит герой поэта. Блок ...

Литературно-критическая статья, очерк, эссе, рецензия – все это относится к жанру литературной критики, которая направлена на оценку и истолкование литературного произведения, объяснение описанных в них жизненных ситуаций.

Критика должна рассматривать художественное произведение со всех сторон: эстетической, гуманистической, нравственной. Сам критик, в лице ученика, стремится помочь читателю понять идеи и образы, представленные автором. При этом анализирует поэтику и образный строй писателя.

Критик в своих рассуждениях должен быть искренен, доброжелателен, точен и аргументировать каждую свою позицию примерами из текста.

Школьные сочинения в жанре литературно-критической статьи могут быть посвящены:

1. персонажу или группе персонажей одного произведения («Печорин

  • герой своего времени» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего

времени», «Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова

«Горе от ума»);

2. сравнительно-сопоставительному анализу персонажей нескольких

произведений («Сравнительная характеристика Онегина и

Печорина», «Онегин и Чацкий — лишние люди своего общества»);

3. Цельному пояснению всего произведения или поставленной в нем

проблемы («Как «Горе от ума» из комедии переходит в драму»,

«Гоголевская комедия «Ревизор» и современная действительность»

«Пейзаж и его роль в повести Н.В. Гоголя «Старосветские

помещики»).

Эссе — прозаическое произведение, как правило, небольшое по объему и написанное в произвольной композиции, трактует индивидуальную тему и передает личные эмоции и мысли, связанные с ней. Эссеист, в основном, не ставит конечный вердикт художественному произведению.

Эссе могут быть не только литературно-критическими, но и публицистическими, философскими, историко-библиографическими, беллетристическими. Однако большего успеха этот жанр достиг именно в литературе.

Особенности эссеисткого стиля заключаются в акцентированной субъективности, образности, афористичности, использовании разговорной лексики. Для него характерна личная интерпретация произведения, какойлибо проблемы или темы, естественный, в форме свободной беседы с читателем, способ повествования.

Дневник — литературно-бытовой жанр, повествование которого ведется от первого лица. Любой человек может фиксировать различные ежедневные происшествия в его жизни. Можно сказать, что это автобиографическая запись, она всегда современна описываемым событиям.

В художественной литературе могут быть использованы дневниковые записи героев, и в этом случае дневник рассматривается как жанровая разновидность художественной прозы.

Дневник вызывает интерес у автора-рассказчика непосредственностью выбора темы, широким композиционным диапазоном, позволяющим создать видимость непринужденного повествования размышлений и эмоций, в то же время со всех сторон осветить характер героя.

Дневниковыми записями в основном пользуются авторы путешествий. В этой форме могут быть написаны как целые произведения, так и отдельные части («Журнал Печорина» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», «Демикатоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова).

2 стр., 642 слов

«Особенности сочинения по литературе: что писать и как писать» (9 класс)

... жанров сочинения 8 Сочинение-рассуждение Повторение строения и правил написания сочинения-рассуждения Знакомство с критериями проверки сочинения-рассуждения 1 час Составление памятки по написанию сочинения-рассуждения Составление шаблона для написания сочинения-рассуждения 9 ...

На художественные дневники похожи «записки» и «исповеди» («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя, тетрадь Ипполита в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»), а также письма, например «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, представляющие собой дорожный дневник.

Всегда интересны «записки» самого писателя как реального лица, заранее предназначенные для постороннего чтения и литературно обработанные («Уединенное» В. Розанова и др.).

Литературный жанр путешествие имеет два типа.

Документальные путешествия – это описание путешественником географического, этнографического, бытового и социального облика увиденных им городов и людей. Их основная ценность – познавательная и эстетическая, особенно созданные во времена, когда проза еще не поделилась на художественную и научную, например «Хождение за три моря» А. Никитина, созданное в средние века.

Путешествие — это своего рода и жанр произведений, композиция и сюжет которых изображаются и создаются как документальные путешествия.

Этим жанром интересовались писатели разных литературных направлений. Сентименталисты, как правило пользовались дневниковой формой, которая наиболее полно передает чувства и эмоции «сентиментального» путешественника, например «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина.

Нередко использовали тему путешествия писатели-романтики. Они создали жанр лирического путевого очерка, в котором романтический герой, огорчившийся современным ему обществом, уезжает в дальние страны.

В путешествии отражены различные стороны бытовой и духовной жизни людей, лирические отступления писателя об истории и культуре страны, зарисовки нравов и обычаев, бытовые сцены.

Это все вызывает интерес и у писателей-реалистов, в чьем творчестве можно выявить все аспекты этого жанра. В XIX веке написано много приключенческих романов-путешествия. Они включают в себя и научную информацию. В XX веке она уверенно входит в содержание произведений, создаются иные варианты жанра путевого очерка: путевой репортаж, путеводитель, возрастает значимость общественной тематики.

Образцами путевого жанра в русской литературе является «Путешествие в Арзрум» А.С. Пушкина, «Фрегат «Паллада» И.А. Гончарова, «Остров Сахалин» А.П. Чехова и др.

Школьное сочинение ученик может написать в рамках жанра путевого очерка или путевых заметок. Тема может быть публицистической или связанной с литературным краеведением.

Эпистолярный жанр берет свою основу в бытовой переписки. В художественной литературе «корреспонденты» становятся героями событий, а их переписка — повествовательным приемом.

Форма писем или посланий (эпистол) дает возможность персонажам в непосредственной, дружеской переписке раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и несут в себе благодаря этому особую убедительность.

Форма письма применяется в романах, в публицистике (открытое письмо), в критике.

В русской литературе можно привести примеры произведений, написанных в эпистолярном жанре:

«Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, «Роман в письмах» А. С. Пушкина, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского и др.

В эпистолярную литературу включают также переписки выдающихся личностей, имеющие историко-культурную значимость.

Для школьного сочинения в эпистолярном жанре подходит как публицистическая, так и литературно-критическая тема, но лучше не создавать переписку от имени литературных героев, это может затруднить истолкование произведения. Переписка двух одноклассников поможет рассмотреть разные точки зрения на проблему, образ, произведение или наиболее полно показать общее мнение, при этом осветив все стороны изучаемой темы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что рассмотренные нами жанры школьных сочинений позволят учителю более удачно реализовать требования ФГОС, такие как: интеграция с другими предметами, парная и групповая работа, развитие основных языковых умений и творческих способностей учащихся.

1.4 Методика обучения написанию сочинений разных жанров

Сочинения является итоговой формой работы с художественным произведением. Этот вид работы является одной из интерпретаций художественного произведения.

Любое школьное сочинение – это результат плодотворной речевой деятельности и представляет собой, с одной стороны, предмет обучения, с другой – средств достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых навыков учеников. Сочинение дает возможность одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников. Работа с сочинением формирует такие умения как:

  • умения, работать с выбранной темой;
  • умение управлять своим сочинением в соответствии определённой идеей;
  • умение собирать и систематизировать материал;
  • умение пользоваться материалом, составлять план сочинения, строить его композицию;
  • умение проводить языковую подготовку;
  • умение строить текст и передавать его устным и письменным способом;
  • умение корректировать, анализировать созданный текст и уметь его оценить.

Последние два – самые важные, потому что в них находит свое отражение вся подготовительная работа. Это – своего рода, итог подготовительных ступеней, синтез всех умений:

  • умения грамотно начать и удачно закончить текст, писать в рамках плана, не упустить какие-либо важные компоненты, использовать заранее написанное в содержании, и в лексике;
  • «технические» умения: рассчитывать свое время, чтобы успеть всё написать, и в то же время не скомкать задуманное;

— По наблюдениям Карнаух И.Л. создать любое произведение, включая школьное сочинение, вне жанра невозможно. Традиционное школьное сочинение рассматривается как сходство с литературно-критической статьей, но некоторые методисты рассматривают его как самостоятельный жанр.

Как видно, сочинение возможно создавать в разнообразных жанрах прозы, не теряя его специфику школьного упражнения.

Более подходящими жанрами для школьного сочинения можно назвать литературно-критическую статью, рецензию, эссе, очерк, дневник, эпистолярный жанр, путешествие. Их особенность заключается в универсальности, они могут быть созданы в рамках литературной, публицистической или социальной темы [13, 6].

Начиная работу над сочинением учащемуся необходимо выбрать тему. Определение темы и вида сочинения – первая подготовительная ступень. Это задача педагога, который всё делает таким образом, чтобы ученики выбрали эту тему сами. Учитель может дать несколько вариантов тем – дети могут выбрать одну тему на весь класс или лично каждый для себя. Существуют и такие темы, которые имеют схожее звучание, но каждым учеником раскрываются по-разному например: «Печорин – герой своего времени» ученики могут раскрыть как лишнего человека своего времени, которому нужна помощь или как антигероя, поступки и поведение которого они не в силах оправдать.

При выборе темы решается вопрос о типе речи, стиле и жанре. Так, например, сочинение «Система женских образов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»», скорее всего, будет описанием, причём сравнительно-сопоставительным и, в то же время, художественным. По жанру это может быть литературно-критическая статься, рецензия, эпистолярный жанр.

Отталкиваясь выбранного учителем жанра сочинения, детали подготовительной работы меняются, но есть бессменные ступени подготовки: первая – ситуация, вторая – мотивация, они порождают интерес и желание рассказать или написать. Мотивацию создает изученное ранее о произведении: экранизации, интерпретации, лекции выдающихся литературоведов, критические статьи, рецензии, посещение театра и пр. Необходимо создать для учащихся определённую творческую обстановку.

План – важная часть каждого акта и любого выражения. Создавая свой речевой поток, особенно – монолог, говорящий всегда планирует основные аспекты. Лучший план – созданный на бумаге, затем – воспроизведенный в речи, затем – мысленный. В процессе создания сочинения план возможно редактировать. При длительной подготовке к сочинению план может составляться заранее, его можно перестраивать, улучшать. Главное, чтобы ученики помнили, что деление сочинения на абзацы зависит от пунктов плана.

Сбор материала – следующая подготовительная стадия к сочинению. Стоит различать два канала и способа собирания: общее знание художественного текста или отбор критических статей, рецензий, очерков, их поиски и умение оперировать ими в соответствии определенной цели, выбранной теме сочинения. Первый вариант – традиционен и частотен; второй организуется в чётко определенные сроки, иногда от первого уроказнакомства с художественным произведением, задолго до планируемого итогового сочинения, до выбора темы.

Материалы для предстоящих сочинений не только откладывается в памяти учеников, но и фиксируются в виде заметок, лекций, теоретического материала, даваемого учителем, подбираются ключевые слова. Время накопления материала всегда больше времени создания сочинения.

Накопление материала заканчивается его систематизацией, выявлением главного, того, что обязательно должно быть отмечено в сочинении.

Вместе с накоплением материала, его расположением происходит языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор лексики, соответствующей выбранному жанру, во-вторых, создание речевых конструкций, словосочетаний, предложений и абзацев, в-третьих, черновой вариант частей или всего сочинения.

Важно помнить, что процесс подготовки к сочинению, как и его написание, может иметь различные варианты, отступление от шаблона, так как все стадии работы над сочинением несут в себе творческую работу, в которой отражается индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одарённость.

Ученик, работая с сочинениями различных жанров, воспитывает в себе вдумчивость, литературную грамотность, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение. Путем собственных стараний и собственного творчества учащийся более глубоко понимает особенности и специфику жанра. Такие работы более самостоятельны и ценны для учителя.

Как утверждает Калганова Т.А. Для разработки уроков подготовки к написанию сочинений стоит познакомится более подробно со своеобразием жанров.

Что касается рассматриваемых нами жанров, то можно предложить следующие приемы и способы обучения.

При подготовке к написанию литературно-критической статьи используются такие приемы и способы обучения как: — выявление особенностей и своеобразия жанра, знакомство с его теорией; — чтение и анализирование художественного произведения и литературной критики разных жанров, которые являются для нас эталонами; — устный сравнительно-сопоставительный анализ статей, рецензий разных авторов, посвященных изучаемому художественному тексту; — составление опорных вопросов, которые помогут лучше усвоить жанровую специфику художественного произведения или литературной критики; — составление аналогичных вопросов, которые помогут ученикам создать сочинение в конкретном жанре; — выполнение письменных работ и их анализ.

От литературно-критического сочинения требуется глубокое знание текста и умение его интерпретировать. Но школьное толкование художественного произведения во многом разнится с литературоведческим.

Освоить жанр статьи помогает чтение и анализ статей русских критиков.

Типовые вопросы, которые помогут разобрать литературнокритическую статью: — Дата написания статьи? — Позиция автора, основные способы оценивания, которые он использует, какое свойство художественной литературы ставит в центре статьи? — Для чего создана статья, какие цели и задачи преследовал критик? — Какие способы истолкования текста отражены в статье? — Какие аргументы приводит автор, как резюмирует и обобщает, с кем вступает в полемику? Культура полемики? — Знакомство с другими статьями об этом произведении? Мнение их авторов? — Какие мысли и эмоции стремится вызвать критик у читателя? — Как отражается личное отношение автора статьи к художественному произведению? — Форма статьи: композиция, язык и стиль? —Ваше личное отношение к оценкам критика? Используйте для доказательства текст художественного произведения.

Во время знакомства с содержанием определенной критической статьи можно привести историко-литературную справку, организовать комментированное чтение статьи, помочь составить план и тезисы к нему, предложить написать самостоятельную работу в виде ответа на вопросы по наиболее сложным положениям статьи.

Обучая писать сочинения на тему, связанную с теоретиколитературным понятием, стоит брать во внимание то, что теория литературы несет в себе прикладное значение в школьном курсе и служит средством грамотной интерпретации и постижения художественного произведения [10, 20].

В работе Кошелевой А.Ф. говорится о том, что жанр дневниковых записей лучше знаком для школьников из жизненного опыта, чем критическая статья. Чтобы сочинение в этом жанре было выполнено более удачно, педагогу достаточно составить с учеником несколько тезисов, по которым второй будет составлять свое сочинение.

Примерные тезисы для пишущего сочинение в жанре дневника: — определиться с темой сочинения; — выявить цель (для чего писать); — не упускать правило о повествовании от первого лица; — детально, точно и непредвзято сообщать о событиях современности, описывать факты, раскрывать характеры людей, их поступки и дела; — выражать свои размышления, оценки, эмоции (а также других людей, литературных персонажей в зависимости от задумки); — определиться со стилем изложения (художественный, публицистический, документальный или их сочетание).

Жанр путешествия хорошо подходит для учащихся 5-ых классов. Дети могут фантазировать, добавлять что-то свое в путешествие (героя, например).

Это хорошо помогает развивать и обогащать устную и письменную речь. Учителю важно создать атмосферу в классе, настроить учеников на творческую работу. Для этого будет уместно использовать ИКТ, музыку, видеоряд.

Примерные тезисы для пишущего сочинение в жанре путешествие: — определить тему сочинения; — выявить основную цель сочинения (дать читателю информацию, вызвать у него какие-либо эмоции: радость, гордость за родину; вызвать высокие нравственные качества, стремление преодолеть негативные явления и др.); — не забывать основное правило путешествия: описывать увиденное, излагать факты и события; — дать свою оценку описываемому, можно осветить и другие точки зрения; — определить стиль изложения (публицистический, художественный или их сочетание, в зависимости от замысла сочинения) [16, 3,64].

Мы согласны с исследованием Скиргайло Т.О. Эпистолярному жанру стоит обучать детей среднего звена, когда у них уже более менее развита монологическая речь. Особенность жанра заключается в том, что сочинение в письмах создается в парах. Тем самым реализуется одно из условий ФГОС – организация групповой работы. Сочинение в этом жанре подразумевает предельную искренность, неподдельность эмоций, доверительную беседу.

В будущем, это сочинение можно оформить не только как почтовые письма, но и электронные. Что поможет создать мотивацию у учащихся.

Примерные тезисы для пишущего сочинение в эпистолярном жанре: — определяется тема сочинения; — создаются «герои», авторы переписки (возможно, это будет письмо или письма одного вымышленного или реального лица, второстепенного персонажа, главного героя или переписка читателей, письмо себе в будущее); — ведется повествование от имени персонажа (автора письма), выражаются его размышления, оценки, эмоции; — определяется стиль изложения (зависит от замысла сочинения и образа автора письма) [39, 351].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что разные жанры сочинений требуют разной подготовки к уроку. Но все эти жанры позволяют более глубоко развить языковые умения и творческие способности учеников.

***

Подводя итоги первой главы, мы можем сказать, что сочинение – творческая и самостоятельная работа, требующая от ученика точного изложения своих мыслей, эмоций, чувств. Сочинение на литературную тему требует знания текста и умения его анализировать.

На сегодняшней день по этому вопросу представлено немало работ. Мы рассмотрели классификации таких методистов как А.В. Текучев, Т.А. Ладыженская, Е.А. Баринова, А.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев.

Наиболее полной, на наш взгляд, является классификация сочинений на литературную тему, предложенная методистом Ю.А. Озеровым. Помимо традиционных, он приводит в своей классификации и нетрадиционные жанры сочинений, которые позволяют более глубоко развить умения, навыки и творческие способности школьников. Нами были рассмотрены такие жанры школьных сочинений как:

  • Литературно-критическая статья
  • Рецензия
  • Эссе
  • Очерк
  • Дневник
  • Путешествие
  • Эпистолярный жанр

Использование сочинений этих жанров позволит учителю на практике более удачно реализовать такие требования ФГОС, как формирование языковых умений и навыков, развитие творческих способностей, организация коллективной и индивидуальной работы, использование различных приемов обучения. Также итоговое сочинение по художественному произведению позволит понять, насколько глубоко и полно ученик освоил текст и смог его проанализировать, что позволяет объективно оценить его знания.

31

Глава 2. Система уроков подготовки к написанию сочинений

разных жанров

2.1 Анализ основных школьных программ

6 октября в 2009 был принят новый стандарт для среднего образования – ФГОС СОО. Данный стандарт являет собой перечень требований к определенному уровню образования, утвержденных федеральным органом исполнительной власти. Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

ФГОС СОО определяет требования к результатам освоения основных образовательных программ. В данном случае обратимся к Русскому языку и Литературе (базовый уровень).

По завершению обучения базового курса школьник должен:

1) установленное понимание норм русского, родного (нерусского) литературного языка и умение владеть знаниями о них в речевой практике;

2) владение рефлексивными навыками с основой на наблюдения за собственной речью;

3) анализ текстов с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) интерпретация текстов в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственноценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) иметь представления об изобразительно-выразительном богатстве русского, родного (нерусского) языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы [46].

В среднем звене литература становится автономной дисциплиной. Как правило, выделяются 2 звена: 5-7 и 8-9 классы. В 5-7 классах художественный текст рассматривается как итог творчества писателя, как результат эстетического освоения жизни. Формируется культура речи, мышления и общения, воспитывается эмоциональный фон, способность к переживанию и сопереживанию. В 8-9 классах ставится акцент на теоретический материал по литературе, изучаются объемные художественные произведения, это готовит базу к освоению курса 10-11 классов. Программы 5-9 классов построены по хронологическому принципу в сочетании с жанровым и тематическим аспектом.

Программа по литературе под ред. В.Я. Коровиной. Авторы: Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др.

Одна из популярных программ в преподавании литературы.

Является целостным документом, включающим пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание школьного курса литературы концентрично – в него входят два больших этапа: 5-9 классы и 10-11 классы. Первый этап делится на три возрастные группы: 5-6 классы, 7-8 классы и 9 класс.

Изучение литературы опирается на текстуальное знакомство с художественными текстами, решает задачи формирования читательских навыков, развивает устную и письменную речь.

Второй этап предусматривает изучение художественных текстов в историко-литературном аспекте, монографическое изучение творчества русских классиков.

Предлагается в старших классах изучение литературы на базовом и профильном уровнях.

Основная идея программы состоит в изучении литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к классической русской литературе разных веков. В программе выдержана системная направленность изучения.

Программа включает необходимые виды работ по развитию речи: словарная работа, пересказы, устные сочинения, выразительное чтение наизусть, список внеклассного чтения.

Содержание программы соответствует образовательному стандарту по литературе.

Программа по литературе под ред. Т.Ф. Курдюмовой для средних общеобразовательных школ. Авторы: Т.Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина.

Данная программа была внедрена в российские школы с 1994 года.

Цель литературного обучения создатели программы ставят в помощи духовному развитию, формированию нравственных ориентиров, эстетических принципов личности, совершенному овладению языком.

Усвоение этой цели, как считают составители, может помочь развитию гуманистического мировоззрения, эстетических ценностей и творческого мышления, поспособствует ученику в понимании окружающей картины мира.

Эта программа рассчитана как на воспитание умений аналитического характера, так и умений, связанных с формированием интерпретированного воображения и творческих способностей школьника.

Авторы выделяют следующие задачи и особенности этапов литературного образования: Класс Модель Ведущие аспекты Теоретическое

структуры курса реализации модели оснащение 5 Литературный Первое знакомство с Изучение основных

процесс от курсом литературы. терминов: искусство,

Древней Руси до Показ множества и искусство слова,

современности. разнообразия композиция, сюжет,

художественных тропы и фигуры,

произведений вовремя элементарные вопросы

его формирования и стихосложения.

становления. В центре

анализа любого

произведения лежит –

сюжет. 6 Литературный Герой Последующее изучение

процесс от художественного теоретических основ на

Древней Руси до произведения. Часто материале, адресованном

современности. герой-подросток – герою. Основные

действующий и термины: портрет,

полноправный характер,

участник событий автобиографическая

художественного проза и т.д.

произведения. В

центре анализа –

герой. 7 Литературный Жанры всех родов Систематизация процесс от литературы: эпос, понятий, которые Древней Руси до лирика, драма. В помогают освоить современности. центре анализа – жанр. лирику, эпос и драму в

их специфике. 8 Литературный История, Понимание процесс от отображенная в особенностей Древней Руси до произведениях использования современности. искусства. известных терминов при

Исторический герой и анализе текстов

исторические события исторической тематики.

в художественном

произведении

литературы разных

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/ozerov-yu-a-ekzamenatsionnoena-literaturnuyu-temu/

времен и народов. В

центре анализа – связь

жизни с искусством. 9 Литературный Шедевры Систематизация процесс от отечественной сведений по теории Древней Руси до литературы. В центре литературы. Общее современности. анализа – изображение представление о логике

жизни в произведениях развития русской

русских классиков. литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/ozerov-yu-a-ekzamenatsionnoena-literaturnuyu-temu/

Теоретические понятия,

связанные с

осмыслением связей

искусства и жизни.

Отличительной особенностью программы под ред. Курдюмовой является небольшое количество зарубежных произведений.

Каждая тема в программе включает в себя список текстов к прочтению, аннотацию, и основные термины для изучения и отработки на практике.

В программу входят учебные хрестоматии (для среднего звена).

В начале каждой темы присутствует краткая ознакомительная статья, настраивающая на восприятие текста и знакомящая с необходимыми сведениями из биографии писателя. В этих учебниках помимо вводных статей к каждому разделу, аннотаций, текстов и иллюстраций, можно найти краткий словарь литературоведческих терминов.

Программа под редакцией Меркина Г.С.

Авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 2005 год

Программа отвечает требованиям ФГОС по литературе. Составители данной программы для решения поставленных задач литературного образования в 5-9 классах предлагают концентрическое на хронологической основе построение дисциплины с переходом в дальнейшем на «линейное» изучение историко-литературного содержания в 9, 10 и 11 классах.

Задачи обучения литературе заключены в двух категориях: воспитательной и образовательной. Развитие эстетических идеалов, формирование вкусов помогают установить прочный интерес к книге. Воспитать доброту, сердечность и сострадание как одни из важнейших качеств развития личности.

Программа рассчитана на формирование таких умений, как: навыки правильного, беглого и выразительного чтения текстов; выразительного чтения и чтения наизусть; анализ и интерпретация прочитанного художественного произведения; применение знаний на практике; умение владеть монологической и диалогической речью и т.п.

Учебное пособие включает упражнения различных уровней:

  • репродуктивного;
  • творческого;
  • поискового.

Работы по развитию речи строятся по принципу дидактики: от простого (пересказ и т.д.) к сложному (сочинение и т.д.).

Программа включает межпредметные связи: литература – русский язык – история – ИЗО – музыка.

Программа ориентирована на современные технологии: деятельностный и коммуникативный подход; индивидуализацию и дифференциацию обучения; личностно-ориентированный подход.

Программа по литературе под ред. В.Ф. Чертова (Базовый и профильный направлении).

Написана в 2007 году.

В программу заложен деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, направленными на чтение, анализ и интерпретацию художественного произведения, в том числе и применение умений и навыков на практике во время работы над собственными устными и письменными речевыми высказываниями, исследовательскими и творческими работами, в учебной деятельности и в других коммуникативных ситуациях. При этом сохраняется программный список литературных произведений.

Уроки литературы в 5-7 классах строятся на основе синтеза концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, в 8-11 классах – происходит линейное изучение курса на историко-литературной основе.

В программе выделяются основные виды деятельности:

5 класс – работа над техникой чтения и ее выразительностью, составление планов сочинения, аннотации, отзывы о художественном произведении, пересказы разных типов, устные и письменные ответы на вопросы, связанные с анализом в заданном аспекте и др.;

6 класс – устные и письменные характеристики героев, сравнительносопоставительная характеристика персонажей и др.;

7 класс – сочинения, связанные с анализом содержания произведения, сюжета, конфликта, сочинения на нравственно-философские темы, рецензии на самостоятельно прочитанные литературные произведения и др.;

8 класс – сочинения, посвященные анализу художественного мира произведения в одном из аспектов (тематика, проблематика, сюжет и др.), сочинения на нравственно-философские и публицистические темы с применением литературного материала, подготовка стилизаций в жанре оды, послания, эпиграммы, а также устных сообщений о писателе с привлечением дополнительной литературы, ресурсов Интернета.

В программе к каждой теме даны рубрики:

  • «Теория литературы» (даны основные литературоведческие понятия, которые осваиваются при изучении конкретной темы);
  • «Развитие речи» (представляет примерный перечень основных видов работы по развитию устной и письменной речи, а также возможных форм текущего и итогового контроля);

— «Связь с другими видами искусства» (рекомендуются произведения живописи, графики, архитектуры, скульптуры, музыки, театральные спектакли и кинофильмы, которые могут быть использованы на уроках литературы и во внеурочной работе со школьниками).

«Внеклассное чтение» (произведения, которые включены в книгу для внеклассного чтения в 5-7 классах и в хрестоматию 8-11 классов).

Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. Литература: Программа: 5 –11 классы общеобразовательных учреждений.

Написана в 2007 году.

Данная программа предлагает содержание и технологию осуществление уроков литературы, направленных на вовлечение учеников в активную литературно-творческую и читательскую деятельность. Принципиально важная особенность программы – система методов и приёмов работы с ресурсами Интернета при изучении литературного процесса и творческого пути писателей.

Цели литературного образования и развития обучающихся:

1. Расширить литературные навыки, добавляя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.

2. Воспитать базовые умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).

Программа подразумевает развитие у школьников таких составляющих современной учебной и читательской деятельности, как:

1. «Культурно-навигационные» навыки, которые позволят легко ориентироваться в художественных произведениях, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.

2. Навыки поиска авторитарных мнений: учителя, критики, родителей, новостные информации и т.д. – и ссылаться на них.

3. Умение публиковать в Интернете собственные литературные тексты: заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.

4. Навыки своеобразного чтения и составление Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).

Количество часов 5 – 8 кл. – 68 ч. 9 –11кл. –102 ч.

Ведущие темы

5 кл. – художественный вымысел, событие и сюжет.

6 кл. – от истоков литературы – к литературным жанрам.

7 кл. – литература и действительность.

8 кл. – литература в поисках героя.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/ozerov-yu-a-ekzamenatsionnoena-literaturnuyu-temu/

9 кл. – личность – история – судьба.

10 – 11 кл. – литература XIX – XX веков в её историческом развитии.

Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность.

Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».

Структурно-содержательные особенности программы:

I этап (5 – 6 классы).

Введение в литературу как в искусство слова, вид творчества и феномен духовной культуры, этап накопления читательского опыта учеников.

II этап (7 – 8 классы).

Развитие литературных вкусов, предпочтений учащихся.

III этап (9 класс).

Формирование представления о нравственноэтических ценностях русской классической литературы, её художественных открытий.

IV этап (10 – 11 классы).

Знакомство с основными законами литературы как особого вида творчества, постижение произведения в его целостности.

К каждому классу программы по литературе Б.А. Ланина прилагается список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения как из отечественной литературы, так и из зарубежной, – «Круг чтения».

Программа по литературе Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. создана на синтезе концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, устоявшихся в российской методике литературного образования.

Исходя из проделанного анализа программ по литературе, мы можем сделать вывод, что для нашей работы наиболее удачно подходит последняя из анализируемых. Она отражает интересы школьников, что обеспечивает двустороннюю работу на уроках. Ее цель – развивать творческие задатки учащихся, навыки написания сочинений в различных жанрах, воспитание культуры речи, чтения и успешную реализацию задач ФГОС.

2.2. Анализ урока подготовки к написанию сочинения в жанре

путешествия по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» (5 класс).

Урок литературы комбинированного типа в 5 классе включает фронтальный и индивидуальный опрос, что позволяет учителю оценить уровень знания текста каждого ученика.

Основная цель урока: анализ прозаического текста, написание сочинения в жанре путешествия, развитие навыков самостоятельной работы с текстом.

Структурные компоненты урока выдержаны в рамках требований ФГОС: ученики с помощью учителя формулируют цели урока и делают выводы о том, как в дальнейшем им может пригодится изученный на уроке материал.

Учитываются межпредметные связи: литература – география за счет знания текста учениками и опроса учителя, литература – ИЗО благодаря оформлению путевых записок.

За счет нетрадиционного жанра сочинения у учеников формируются личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД: оценивание содержания рассказа, самостоятельный поиск информации, развитие письменной речи; контроль над процессом и результатом деятельности; учебный диалог с учителем и одноклассниками; умение работать с художественным текстом, делать выводы по прочитанному, создавать сочинение в жанре путешествие. С помощью ролевой особенности сочинения дети могут почувствовать себя героем произведения, что позволяет развивать фантазию и творческие способности школьников.

В течении урока учитель неоднократно напоминает островные тезисы данного жанра. Тема и цель сочинения заявлены в произведении. Во время проверки домашнего задания и на протяжении всего урока собирается материал для сочинения. Коллективно составляется план-хронология событий, чтобы сочинение получилось точным. С помощью наводящих вопросов учащиеся познают основные особенности жанра: писать от лица героя, описывать факты, события, произошедшие с ним.

5 класс является для школьника психологически кризисным: переход из начального звена в среднее, постепенное приобретение чувства взрослости и самостоятельности. Данная форма работы учитывает возрастные психологические особенности и изменения. Ученик, примеряя на себя роль главного героя, но в современном мире, показывает свою самостоятельность в сочинении.

В 5 классе происходит смена учебной деятельности на ведущую

деятельность общения. Таким образом у школьника меняются приоритеты. Очень важно на данном этапе показать нетрадиционные жанры сочинений, чтобы на дальнейших этапах обучения это не было новинкой для обучающихся, и школьник был готов к работе в таком формате.

Основной метод работы на уроке – беседа. Ученики демонстрируют знание художественного текста, делятся впечатлением о прочитанном. Коллективно составляют план сочинения. На основе жизненного опыта и с помощью увиденного на уроке, формулируют свое понимание жанра путевых записок.

Урок формирует у школьников основные УУД в соответствии с требованиями ФГОС по результатам освоения основных программ:

1) за счет написания сочинения устанавливается понимание норм русского литературного языка.

2) происходит анализ собственной речи.

3) анализ текста.

4) интерпретация текста в виде путевых записок.

5) знание содержания произведения.

6) работа с изобразительно-выразительными фигурами речи во время написания сочинения в жанре путешествия.

7) понимание исторического культурного контекста за счет написания сочинения в жанре путешествие от лица героя.

8) благодаря анализу произведения и домашнему заданию формируется способность выявлять в художественном тексте тему, идею, образы и аргументированно высказывать свое отношение к ним связным текстом.

9) формируются навыки анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики за счет работы с сочинением в нетрадиционном жанре.

10) представление о системе стилей языка художественной литературы за счет работы с сочинением в нетрадиционном жанре.

Для творческого подхода в оформлении учениками своих путевых записок учитель применяет ИКТ, что соответствует требованию ФГОС и не нарушает требований СанПиНа.

На этапе рефлексии дети рассуждают о важности полученных знаний и анализируют, где в дальнейшем им это может пригодиться.

При проверке сочинения учитель сможет выявить уровень знания текста, усвоения особенностей сочинения в жанре путешествия, развитие навыков письменной речи учащихся, проблемные места в создании сочинений для дальней работы над ними.

Разработанный урок будет успешен в применении на практике.

2.3. Анализ урока подготовки к написанию сочинения в

эпистолярном жанре на основе стихотворения А.А. Ахматовой

«Мужество» (7 класс).

Урок открытия новых знаний в 7 классе учитывает заранее подготовленную работу учеников, что позволяет свести роль учителя на уроке к минимуму.

Основная цель урока: анализ лирического произведения, обучения написанию сочинения в эпистолярном жанре, формирование понятия о долге, мужестве.

Структурные компоненты урока выдержаны в рамках требований ФГОС: ученики с помощью учителя формулируют цели урока и делают выводы о том, как в дальнейшем и может пригодится изученный на уроке материал.

Формируются личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД: происходит оценивание содержания лирического произведения, понимание что такое долг, мужество; контролируют процесс и результат деятельности, действуют по плану и работают в группах; строится учебный диалог с учителем и одноклассниками; отрабатываются навыки работы с лирическим текстом, создают сочинение в эпистолярном жанре.

В 7 классе происходят такие психологические изменения как:

осознанное формирование ценностей и норм поведения. Очень важно привить уважение к ветеранам, чувство патриотизма в этом возрастном периоде.

Изменяется характер познавательной деятельности: происходит более сложное аналитико-синтетическое восприятие вещей. На уроке это происходит во время индивидуальных выступлений, анализа подготовленных учителем слайдов, анализа самого стихотворения. Анализ произведения, выступления и фотографий поможет ученику создать хорошее сочинение в эпистолярном жанре.

Во время урока учитель с помощью ИКТ пытается настроить учеников на создание сочинений в эпистолярном жанре. Учащиеся самостоятельно формулируют основные тезисы сочинения данного жанра. Тема и цель сочинения зависят от темы урока. С помощью учителя собирается лексический материал для сочинения, формируются герои переписки, стиль изложения определяется заданием.

В 7 классе формируется особенность критического мышления. Ученик оценивает себя, окружающих; формируется собственное мнение. На уроке учащиеся создают переписку друг с другом, а не письмо учителю. Что позволяет более полно отразить мысли и эмоции ученика, проявить его индивидуальность.

Метод групповой работы тоже учитывает возрастные особенности подростков. В 7 классе происходит смена авторитетов и на первый план выходят сверстники. Поэтому на уроке ученики больше работают по схеме ученик – ученик, чем ученик – учитель.

Урок формирует у школьников основные УУД в соответствии с требованиями ФГОС по результатам освоения основных программ:

1) за счет написания сочинения устанавливается понимание норм русского литературного языка.

2) происходит анализ собственной речи.

3) анализ текста.

4) интерпретация текста в виде письма однокласснику.

5) знание содержания произведения.

6) работа с изобразительно-выразительными фигурами речи во время анализа произведения и во время написания сочинения в эпистолярном жанре.

7) понимание и учет исторического культурного контекста за счет знакомства с биографией поэтессы, беседы о Великой Отечественной войне, написания сочинения в эпистолярном жанре.

8) благодаря анализу произведения и домашнему заданию формируется способность выявлять в художественном тексте тему, идею, образы и аргументированно высказывать свое отношение к ним связным текстом.

9) формируются навыки анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики за счет работы с сочинением в нетрадиционном жанре.

10) представление о системе стилей языка художественной литературы за счет работы с сочинением в эпистолярном жанре.

Учитываются межпредметные связи: литература – история за счет знакомства с историей блокадного Ленинграда, литература – ИЗО благодаря стилизованному оформлению писем.

Для творческого подхода в оформлении учениками своих сочинений в эпистолярном жанре, для глубокого анализа стихотворения и для плотного знакомства с историей учитель применяет ИКТ, что соответствует требованию ФГОС.

На этапе рефлексии дети рассуждают о важности полученных знаний и анализируют свои достижения после проделанной работы.

При проверке сочинения в эпистолярном жанре учитель сможет выявить глубину анализа и понимания лирического произведения, усвоения особенностей сочинения в эпистолярном жанре, развитие навыков письменной речи учащихся, проблемные места в создании сочинений для дальнейшей работы над ними.

Разработанный урок будет успешен в применении на практике.

2.4.Анализ урока подготовки к написанию сочинения в жанре

письма на основе повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (8 класс).

Урок литературы в 8 классе учитывает закрепление прочитанного и

написание литературно-критической статьи. Возрастные особенности учеников позволяют учителю воспользоваться методами развития критического мышления через чтение и письмо с помощью анализа эталонных литературно-критических статей.

Основная цель урока: самостоятельная работа с художественным и дополнительным текстом, развитие навыков написания литературнокритических статей.

Структурные компоненты урока выдержаны в рамках требований ФГОС: ученики, в силу возрастных особенностей, самостоятельно формулируют цели урока и делают выводы о том, как в дальнейшем и может пригодится изученный на уроке материал.

Формируются личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД: происходит оценивание содержания повести, формируется гуманное отношение к человеку; школьники учатся контролировать процесс и результат деятельности, действовать по плану; строится учебный диалог с учителем и одноклассниками, делаются выводы по прочитанному, происходит работа с художественным текстом и дополнительной литературой, создается литературно-критическая статья.

8 класс – психологически очень сложный период школьников. Формируется самооценка, собственное мнение, пусть и не всегда правильно. В этот возрастной период очень легко пошатнуть психику ученика. В своих глазах он должен быть умным, красивым, смелым и т.д.

Создание сочинения-рецензии научит ученика аргументировать свою точку зрения, возможно, в процессе аргументации ученик будет находить истинное. Высказывать свое мнение, проявить индивидуальность, самостоятельность и взрослость личности.

Также аргументация во время создания сочинения в жанре рецензии ориентирует ученика на правильное написания сочинения в рамках ОГЭ.

Развитое абстрактное мышление и наблюдательность позволяют учителю воспользоваться методом РКМЧП с помощью анализа эталонных рецензий. На основе примеров формируются навыки самостоятельной работы с информацией, развивается аналитическое и критическое мышление. Благодаря эталонной рецензии и заданию развивается навык выявления причинно-следственных связей, появляются новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. В процессе написания рецензии выделяется истинное и ложное в тексте и акцент ставится на первое.

С помощью анализа эталонного примера и наводящих вопросов учителя, на протяжении урока, школьники самостоятельно формулируют основные тезисы сочинения в жанре рецензии. Выявляют стиль написания, композицию, позицию и цель автора, какие эмоции он пытался вызвать у читателя, его способы истолкования текста, оценивания и аргументации своей позиции. Чтобы применит это при написании собственной рецензии.

Урок формирует у школьников основные УУД в соответствии с требованиями ФГОС по результатам освоения основных программ:

1) за счет написания сочинения устанавливается понимание норм русского литературного языка.

2) происходит анализ собственной речи.

3) анализ текста.

4) интерпретация текста в виде литературно-критической статьи.

5) знание содержания произведения.

6) работа с изобразительно-выразительными фигурами речи во время анализа произведения и во время написания сочинения в жанре литературнокритической статьи.

7) понимание и учет исторического культурного и социального контекста за счет знакомства с эталонными статьями, написания сочинения в жанре литературно-критической статьи.

8) благодаря анализу произведения и домашнему заданию формируется способность аргументированно высказывать свое отношение к поставленной проблеме связным текстом.

9) формируются навыки анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики за счет работы с сочинением в нетрадиционном жанре.

10) представление о системе стилей языка художественной литературы за счет работы с сочинением в жанре литературно-критической статьи.

Учитываются межпредметные связи: литература – история за счет знакомства с эталонными статьями прошлых лет.

Для достижения целей учитель применяет ИКТ и раздаточный материал, что соответствует требованию ФГОС.

На этапе рефлексии дети рассуждают о важности полученных знаний и анализируют полученные знания после проделанной работы.

При проверке сочинения в жанре литературно-критической статьи учитель сможет выявить глубину анализа и понимания художественного текста, усвоения особенностей сочинения в нетрадиционном жанре, развитие навыков письменной речи учащихся, проблемные места в создании сочинений для дальнейшей работы над ними.

Разработанный урок будет успешен в применении на практике.

***

Подводя итоги второй главы, мы можем сказать, что сочинение по литературе может являть собой закрепляющую работу по прочитанному произведению. И развивает у ученика сразу несколько УУД: анализ текста, самостоятельная работа, развитие монологической речи, обогащение словарного запаса.

Мы проанализировали рабочие программы под редакциями В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, Г.С. Меркина, В.Ф. Чертова, Б.А. Ланина и пришли к выводу, что выбор последней будет удачнее для работы с заданием в виде сочинения. Она отражает интересы школьников, что обеспечивает двустороннюю работу на уроках. Ее цель – развивать творческие задатки учащихся, навыки написания сочинений в различных жанрах, воспитание культуры речи, чтения и успешную реализацию задач ФГОС.

Разработанные нами уроки в соответствии с программой Б.А. Ланина учитывают все требования ФГОС, направлены на развитие УУД и позволят учителю успешно развивать навыки письменной речи, знакомство учеников с различными жанрами сочинений, следовательно, с различными стилями, употреблением разностилевой лексики, использовать при написании различные композиции, развивать фантазию, умение рассуждать и аргументировать свою позицию. Что в дальнейшем поспособствует успешной сдаче выпускных экзаменов.

Заключение

Подводя итоги работы, мы можем сказать, что сочинение – творческая и самостоятельная работа, требующая от ученика точного изложения своих мыслей, эмоций, чувств. Сочинение на литературную тему требует знания текста и умения его анализировать. Учитель может обращаться к такой форме работы на разных этапах изучения произведения. Это может быть, например, сочинение-хайку по опорным словам на основе названия произведения, сочинение-синквейн, при знакомстве с биографией писателя на уроке или сочинение-ремейк, как завершающий этап работы с художественным произведением. Но такие сочинения не несут в себе образовательной ценности: учителю трудно определить знание и понимание текста учеником. К этим сочинениям учитель может обратится несколько раз, но в дальнейшем интерес у учеников будет падать и польза от таких сочинений будет минимальна.

Поэтому мы обратились к классификации сочинений на литературную тему, предложенной методистом Ю.А. Озеровым. Помимо традиционных, он приводит в своей классификации и такие нетрадиционные жанры сочинений, которые позволяют более глубоко развить умения, навыки и творческие способности школьников – основные требования ФГОС. Нами были рассмотрены такие жанры школьных сочинений как:

  • Литературно-критическая статья
  • Рецензия
  • Эссе
  • Очерк
  • Дневник
  • Путешествие
  • Эпистолярный жанр

Во второй главе работы мы предложили методические разработки уроков подготовки к сочинениям в жанре путешествия, эпистолярного жанра и сочинением в жанре рецензии. На наш взгляд, эти жанры наиболее полно отражают замысел работы, не нагружают учителя в процессе подготовки, учитывают все возрастные особенности учеников, вызывают у них интерес к предмету и позволяют осуществить двустороннюю работу на уроке.

Использование сочинений этих жанров позволит учителю на практике более удачно реализовать такие требования ФГОС, как: формирование языковых умений и навыков, развитие творческих способностей, использование коллективной и индивидуальной работы, различных методов и приемов обучения. В процессе работы мы пришли к выводу, что сочинение может являть собой итоговую форму работы по прочитанному произведению. И развивает у ученика сразу несколько УУД: анализ текста, самостоятельная работа, развитие монологической речи, обогащение словарного запаса. Также итоговое сочинение по художественному произведению в нетрадиционном жанре позволит понять, насколько глубоко и полно ученик освоил текст и смог его осмыслить, проанализировать, что позволяет объективно оценить его знания.

Мы проанализировали рабочие программы под редакциями В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, Г.С. Меркина, В.Ф. Чертова, Б.А. Ланина и пришли к выводу, что выбор последней будет удачнее для работы с заданием в виде сочинения. Она отражает интересы школьников, что обеспечивает двустороннюю работу на уроках. Ее цель – развивать творческие задатки учащихся, навыки написания сочинений в различных жанрах, воспитание культуры речи, письма и чтения, она направлена на успешную реализацию задач ФГОС.

При разработке уроков мы брали сочинение как итоговую форму работы с художественным произведением, учитывая образовательную программу под редакцией Б.А. Ланина. За основу нами были выбраны произведения разных родов: эпоса и лирики. Это позволяет ученикам продемонстрировать свои навыки анализа произведений.

Разработанные нами уроки в соответствии с программой Б.А. Ланина учитывают все требования ФГОС и возрастные особенности школьников, направлены на развитие УУД и позволят учителю успешно развивать навыки письменной речи, знакомство учеников с различными жанрами сочинений, следовательно, с различными стилями, употреблением разностилевой лексики, использовать при написании различные композиции, развивать фантазию, умение рассуждать и аргументировать свою позицию, проявлять свою индивидуальность и взрослость. Что в дальнейшем поспособствует успешной сдаче выпускных экзаменов.

Таким образом, проделанная работа будет полезна для учителей русского языка и литературы среднего звена общего образовательного учреждения.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/ozerov-yu-a-ekzamenatsionnoena-literaturnuyu-temu/