М. Ю. Лермонтов и традиции байронизма (2016)

Дипломная работа

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……54

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕРМИНА «РОМАНТИЗМ» В РОССИИ XIX ВЕКА

1.1. Романтизм и байронизм как литературные явления XIX века

Романтизм является основным литературным направлением в мировой литературе конца XIII – начала XIX века. Новое направление заменяет старые каноны классицизма и Просвещения, помогает обрести новые формы и идеи в системе сюжета и образа. К данному направлению в России относились произведения известных писателей, как В. А. Жуковского, К. Н, Батюшкова, Н. М. Языкова, Е. А. Баратынского, а также произведения ранней поэзии А. С. Пушкина. Но вершиной русского романтизма принято считать творчество М. Ю. Лермонтова.

В словаре литературных терминов 1974 года «романтизм» определяется как, «1) в широком смысле слова художественный метод, в котором доминирующие значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни; к выдвижению на первый план исключительных характеров и сюжетов, к усилению субъективнооценочных элементов в авторской речи, к произвольности композиционных связей и пр. 2) в узком смысле слова романтизм – это литературное течение в европейских литературах начала 19 века» [Тимофеев: 332]. Данное течение появляется на рубеже XVIII–XIX почти во всех европейских странах одновременно. Большую роль романтизм сыграл в немецкой литературе. В 1797 году в Германии на свет появляется «Атенеум» – журнал йенского кружка, первого литературного объединения романтиков. В Англии возникает «озерная школа» (лейкисты).

Во Франции романтизм возникает намного позднее чем в перечисленных странах, но к первой трети XIX века он становится господствующим направлением Европы.

Байронизм закрепился в большинстве стран, где беспокойство и бунтарство поселилось в умах людей из-за противоречия с существующей действительностью. По большей части это коснулось России и Польши 20-30-х годов XIX века, поскольку в этих странах активно проводилась политика подавления свободолюбия. Поэтому возмущенный и обиженный читатель находил в образе байронического героя черты, способные помочь ему преодолеть политическое притяжение. Так в польской поэзии этого времени можно найти много байронических сюжетов и героев, созвучных по тональности произведениям английского классика. Данное явление отражается в творчестве Р. В. Бервинского, А. Б. Мицкевича, Ю. Словацкого. Так, например, поэма Р. В. Бервинского называется «Познанский Дон-Жуан».

3 стр., 1248 слов

Романтизм в живописи и литературе русских художников и поэтов ...

... романтики Западной Европы первой половины XIX века: Эжен Делакруа (1798-1863),Франция Филипп Отто Рунге (1777-1810),Германия Уильям Тернер (1775-1851),Англия В нашей стране романтизм ... о творчестве и положении дел в литературе. В романтической лирике запечатлен неповторимый психологический ... в которой формировался русский романтизм. 1.1 Романтизм в России Основные свойства: преобладание субъективного ...

Так как байронизм направление неразрывно связанное с романтизмом, то для героя байронического типа свойственны романтические черты. Байронический, как и романтический герой, имеет сложный духовный мир, субъективное «я», наивысшие идеалы сверхчеловека, к которому стремится всю жизнь. Романтический герой не принимает окружающий мир, не только окружение и общество, но и все мироздание в целом. Он одинок в вечных поисках стремлений понять жизнь через себя. Его внутренний мир – это призма, через которую он смотри на жизнь и внешний мир.

1.2. Романтическая эстетика и байроническое начало в творчестве М. Ю. Лермонтова

В лермонтоведении одной из самых центральных проблем составляет вопрос о разграничении романтизма и реализма в творчестве русского классика. Сложность исследования заключается в многогранности изображения художественного мира М. Ю. Лермонтовым, конце его писательской деятельности на пороге перехода к новому направлению «психологический реализм» и неоднозначных событиях, происходивших в России 1812-1861 года.

Творчество М. Ю. Лермонтова – это апогей русской литературы романтического направления. «Лермонтов завершил романтическую линию «золотого века», проложил пути социально-воспитательному роману», – отмечает В. И. Коровин в своей книге «М. Ю. Лермонтов в жизни и творчестве» [Коровин: 5]. Его творчество не только продолжает романтические традиции В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского, А. С. Пушкина, но и традиции зарубежных авторов-романтиков: Ф. Шиллера, Дж. Г. Байрона, А. Ламартина, А. Виньи, В. Гюго, О. Барбье. До 1825 года М. Ю. Лермонтов опирается на байронизм в своем творчестве и тесно связывает его с классицизмом и сентиментализмом. После декабрьского переворота в стране романтизм занимает доминантное положение в писательской деятельности поэта.

Романтизм и байронизм в творчестве русского классика переплетаются, дополняя друг друга. Под воздействием иной атмосферы и жизни, М. Ю. Лермонтов показывает тот же английский байронизм, но, одновременно, не может не привнести своего видения мира. Появляется преображенный, видоизмененный байронизм, который М. Ю. Лермонтов русифицирует. «Роль Байрона в формировании жанра и героя романтических поэм Лермонтова была исключительно велика. Русская литературная традиция не давала достаточно материала, даже если говорить о байронической традиции», — утверждает в своей статье М. Нольман [Нольман: 484].

ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА И ВЛИЯНИЕ БАЙРОНИЗМА

2.1. Романтические особенности ранней лирики М. Ю. Лермонтова (1828-1836 года)

Поэзия М. Ю. Лермонтова условно разделается на два цикла: стихотворения 1828-1836 и 1837-1841 годов. Для ранней лирики М. Ю. Лермонтова свойственны две основные темы: любовь и смерть. Они отражаются также и в поэзии Дж. Г. Байрона. Любовь прежде всего выражается через отношение лирического героя к женщине.

10 стр., 4622 слов

Истоки мотива одиночества и вольности в лирике Лермонтова

... без шума и следа» (Дума). И в смерти, и в жизни, и в толпе, и наедине сам с собою герой Лермонтова одинок. Неразделённая любовь в пейзажной лирике , В пейзажной лирике автор использует ... и, в какой-то мере, собратом по одиночеству, Лермонтов больше не желает видеть ничего общего. Приведем в пример общеизвестные стихотворения поэта «Подражание Байрону» и «Нет, я не Байрон». Если в первом Лермонтов ...

В лирике М. Ю. Лермонтова и Дж. Г. Байрона женщина – это хранительница сердца поэта. Для него создается целый мир и прекрасная поэзия. Например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Русская мелодия» и «Н. Ф. И…вой» лирический герой говорит так: «Он громкий звук внезапно раздает / В честь девы, милой сердцу и прекрасной» [Лермонтов 1988: 24], «Мои неясные мечты / Я выразить хотел стихами / Чтобы, прочтя сии листы, / Меня бы примирила ты / С людьми и буйными страстями» [Лермонтов 1988: 38]. В поэзии Дж. Г. Байрона лирический герой восхваляет женщину, посвящает ей стихотворения и сравнивает ее с музой. Это видно в стихотворении «К Элизе», опубликованное в 1806 г. в сборнике «Летучие наброски» и посвященное Элизабет Бриджет Пигот: «О, будь хоть крупица ума у пророка, / Неужто он выгнал женщин из рая?», «Прекрасные, вы рождены небесами, / Без вас бы эдемские розы увяли» [Байрон 1982: 14-15]. Несмотря на невзгоды жизни и меланхолию, женщина несет лучик надежды и света: «Твой слабый луч, сражаясь с темнотой, / Несет мечты душе моей больной», – пишет М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Звезда» [Лермонтов 1988: 47]. В стихотворении Дж. Г. Байрона любовь – это искра, которую лирический герой хранит у себя в сердце до конца дней: «Пусть нет возврата прежним дням, – / Я в памяти своей пронес / Твои прекрасные черты» (стих. «Зачем напоминаешь вновь…») [Байрон 1982: 30].

Следующее стихотворение, которое начинается: «Настанет день – и миром осуждений…» говорит читателю о том, что даже Смерть не способна погубить любовь: «Что смерть? – лишь ты не изменилась душою – / Смерть не разрознит нас» [Лермонтов 1988: 100]. Для Дж. Г. Байрона в стихотворении «На вопрос о возникновении любви» смерть является концом всего: «–А где конец любви? – Не скрою: / Всем сердцем знаю наперед – / Пока я жив, она со мною, / Когда умру – она умрет» [Байрон 1982: 57]. В этом идет отличие понимания любви и смерти русского и английского поэта: лирический герой Дж. Г. Байрона любит всем сердцем и пока в жилах течет кровь, любовь будет с ним, а у М. Ю. Лермонтова – всем своим существом, бессмертной душой, которая настолько возвышается над всем в мире, что даже смерть не способна победить её.

2.2. Поздняя лирика М. Ю. Лермонтова и поэзия Дж. Г. Байрона (1837-1841 года)

В поздней лирики М. Ю. Лермонтова главную роль играет природа. Чувства лирического героя отзываются на состояние внешнего мира. Ярко выражен психологический параллелизм.

Так, например, в стихотворении «Посреди небесных тел» идет описание луны: «Посреди небесных тел / Лик луны туманный», «Каждую ночь она в лучах / Путь проходит вечный» [Лермонтов 1988: 186]. Одинокая луна один из главных символов для романтиков. Ночью чувства и эмоции обостряются, и поэтому луна и звездное небо становятся образами, через которые лирический герой говорит о своих переживаниях. В поэзии Дж. Г. Байрона так же, как и герой М. Ю. Лермонтова, повествуется о луне и ночных светилах: «В обители предков моих тишина, / Над замком пустынным сияет луна, / Мне хочет поведать о блеске былом – / Блестит, но не греет холодным лучом» («Ньюстедское аббатство») [Байрон 2011: 99], «Ночь дана тебе и мне – / Не бродить нам больше в поле / В полночь при луне!» [Байрон 1982: 98]. Для лирики Дж. Г. Байрона особую роль играет женский образ, который тесно переплетается с ночной тематикой. Так, в стихотворении «Сон» героиня сравнивается с луной: «Она была прекрасна / И, словно восходящая луна» [Байрон 1982: 84]. Женщина, подобно ночному светилу, становится ярким событием во мраке жизни лирического героя. Ночь – полна загадок и тайн. И женский образ смежен с образом ночи. Это хорошо видно на стихотворении «Она идет во всей красе», написанное 12 июня 1814 года и посвященное Энн Беатрис Уилмот Хортон: «Она идет во всей красе – / Светла, как ночь ее страны. / Вся глубь небес и звезды все / В ее очах заключены, / Как солнце в утренней росе, / Но только мраком смягчены» [Байрон 1982: 67].

6 стр., 2738 слов

Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова, черты героя для сочинения

... воспринимается как разговор очень актуальный. Лермонтов аппелирует к восточным поэмам Байрона, но творчески-оригинально их использует. Мцыри – герой-бунтарь; но если у Байрона герой – бунтарь разочарованный, то Мцыри ... – 40-х годов началась прозаизация литературы. Появилось тяготение к нравоописательной повести. По месту действия бывает: 1) светская нравоописательная повесть (место действия и ...

ГЛАВА III. БАЙРОНИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

М. Ю. Лермонтов работал над романом с 1838-1839 года. Первоначальным названием произведением было «Один из героев нашего времени». Публикация романа была встречена радушно, поскольку сразу стало ясно, что описывается одно историческое время во внешнем действии «современного человека». В. Г. Белинский был восхищен от поднятых в романе социально-психологических и философских проблем: «Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живой поэзии! Эта старая книга всегда будет нова… Перечитывая вновь «Героя нашего времени» невольно удивляешься, как все в нем просто, легко, обыкновенно и в то же время как проникнуто жизнию, мыслию, так широко, глубоко, возвышенно…» [Бондаренко 2015: 352].

Сам император Николай I читал роман и ясно выложил свою литературоведческую оценку с приложенным анализом в письме от 12/24 июня 1840 года. Император, начиная читать роман «Герой нашего времени», был обрадован, ошибочно предположив, что Максим Максимыч и есть герой произведения. Но после государь осознал свою ошибку, и списки книг, которые могли отрицательно сказаться на державе, пополни свои ряды среди Пушкина и Рылеева. «За это время я дочитывал до конца «Героя» и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной моде. Это тоже самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. Такие романы портят характер. Ибо хотя такую вещь читают с досадой, но все-таки она оставляет тягостное впечатление, потому что, в конце концов, привыкаешь думать, что весь мир состоит из подобных людей, у которых даже лучшие на первый взгляд поступки проистекают из отвратительных и фальшивых побуждений», – писал Николай I [Бондаренко 2015: 357].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была исследована ранняя и поздняя лирика М. Ю. Лермонтова, с целью выявления основных черт байронизма. В данной работе были использованы общенаучные и частные методы исследования. При помощи интертекстуального метода были сопоставлены 33 стихотворения М. Ю. Лермонтова (1821-1841 года) и 23 стихотворения Дж. Г. Байрона; роман «Герой нашего времени», поэмы «Мцыри», «Беглец», «Демон» сопоставлялись с драматическими, лирическими и прозаическими произведениями английского писателя.

2 стр., 807 слов

Черты и пороки времени М.Ю. Лермонтова в романе "Герой нашего времени"

... черты и пороки времени М.Ю.Лермонтова. Ученицы 10-А класса СШ №60 г.Санкт-Петербурга Соболевой Екатерины Выявление тенденций в понимании и интерпретации образа Печорина в романе М.Ю. Лермонтова "Герой ... образа главного героя Григория Печорина по произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", первого русского реалистического романа в прозе. Печорин как представитель "лишних людей", ...

Байронизм имеет основные черты, которые ярко выражены в поэзии русского и английского писателей. Лирический герой стремится к идеалу, сверхчеловеку, но никогда не достигает его. Мировая скорбь, острота суждений и взглядов, разочарованность в жизни и обществе – основные черты свойственные герою байронического типа. Любовный пафос, превозносимый Дж. Г. Байроном, осуждается у М. Ю. Лермонтова, но, несмотря на различия, не остается нетронутым. Женский образ играет важную роль в творчестве писателей и воспринимается неоднозначно. Женщина способна подарить счастье поэту, и в то же время, забрать его обратно.