Дипломатия наука или искусство

Дипломная работа

(17.8 kb.)

Доступные файлы (1):

18kb. 06.12.2011 15:34

  • Смотрите также:
  • [ документ ]
  • [ справочник ]
  • [ шпаргалка ]
  • [ дипломная работа ]
  • [ справочник ]
  • [ справочник ]
  • [ лекция ]
  • [ лекция ]
  • [ реферат ]
  • [ реферат ]
  • [ лабораторная работа ]
  • [ документ ]

В своем эссе я хочу рассказать об искусстве дипломатии, ее душе, а именно: о переговорах как совместному поиску соглашения между двумя и более сторонами.

Юрий Владимирович Дубинин — /Чрезвычайный и Полномочный посол.

Заместитель министра иностранных дел (1994-1999), Чрезвычайный и Полномочный Посол в Испании, США, Франции, Украине, постоянный представитель при ООН и в Совете Безопасности. Заслуженный работник дипломатической службы РФ. Член Совета по внешней и оборонной политике, вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, президент-исполнитель Ассоциации друзей Франции.

Ведет курсы «Информационно-аналитическая работа загранпредставительств», «Дипломатия США, Франции, Испании», «Переговорный процесс»/ — был участником многочисленных переговоров. Он — один из составителей Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, политических договоров нашей страны с Францией и Украиной, Соглашений по Черноморскому флоту и многих других международных договоренностей.

В настоящее время Ю.В. Дубинин — профессор кафедры дипломатии Московского государственного института международных отношений (Университета), где ведет мастер-класс по переговорам.

Сумеет ли человечество проложить путь к отношениям между всеми странами и народами, между всеми цивилизациями на основе исключительно мирного соревнования и сотрудничества, осуществив тем самым мечту людей о мире без войн и насилия?

Мне кажется, что ответ на этот вопрос во многом зависит от того, насколько международное сообщество научится решать возникающие проблемы только мирными средствами, путем переговоров.

Такой путь взаимодействия важен для общения людей в самых различных сферах: политической, экономической, гуманитарной — везде, где требуется согласование интересов и сотрудничество.

Прогресс человечества, процесс глобализации, нарождающаяся многополярность мира настоятельно требуют от международного сообщества коллективных действий, согласованной стратегии, устойчивого развития.

Путь к этому пролегает через переговоры как одно из важнейших средств общения, состязания и взаимодействия между государствами.

Переговоры, предполагающие учет и уважение этнокультур различных стран и народов и сопряжение их ценностей, открывают широкие возможности для формирования и повышения роли нравственной составляющей во взаимоотношениях между людьми и государствами в рамках универсальных принципов демократии и рыночной экономики.

Все это подчеркивает важность совершенствования переговорного мастерства с использованием постоянно обогащающегося международного опыта и при широком

междисциплинарном подходе, предполагающем обращение к таким наукам, как международное право, мировая политика, экономика, международные отношения, история, страноведение, психология — ко всей сумме знаний, имеющих отношение к международным делам.

Развивающаяся на такой основе переговорная практика и накапливающиеся при ее осуществлении закономерности способствуют формированию универсальной культуры ведения переговоров.

Переговоры — одна из важнейших форм человеческого общения. В чем же их суть?

Самое простое определение переговоров говорит о том, что они представляют собой обмен мнениями с самыми различными целями. Вместе с тем специфичность переговоров в том, что участники обмена мнениями, как правило, стремятся прийти к согласию между собой при той посылке, что каждый из них располагает ключами к такому согласию. Этим люди занимаются испокон веков, и, стало быть, с незапамятных времен переговоры способствуют пониманию ими друг друга, решению бесчисленного множества дел, начиная от самых обыденных и кончая такими, от которых зависят судьбы войны и мира, будущее государств и народов, всего человечества.

Что касается дипломатии, то она существует для того, чтобы способствовать общению между государствами и народами. В этом смысле дипломат постоянно находится в процессе переговоров. До появления терминов «дипломатия», «дипломат» в современном их понимании (это произошло в середине XVIII века) дипломатическую профессию вообще отождествляли с ведением переговоров, а дипломатов называли людьми, занимающимися переговорами, — «переговорщиками».

^

ломатической деятельности. Их результаты влекут за собой для государств обязательства международного характера. Люди, обладающие умением вести переговоры, составляют золотой фонд дипломатических служб всего мира. Что же касается самостоятельного ведения переговоров, то, как писал один из ветеранов советской дипломатии А. Г. Ковалев, оно «поручается только тем… кто накопил уже большой практический опыт и овладел искусством «высшего пилотажа» в дипломатии». Все это подчеркивает возрастающую важность овладения переговорным мастерством.

Можно так возможно ли обучить этому мастерству? На этот счет имеются разные взгляды.

Известный английский дипломат Э. Сатоу высказал в своей книге «Руководство по дипломатической практике» мнение о том, что «попытка свести искусство переговоров к ряду (зафиксированных навсегда) правил дело столь же тщетное и бесполезное, как попытка научить искусству держать себя в обществе». Данное мнение справедливо в том смысле, что переговоры — это постоянное творчество их

участников, и личностный фактор — искра Божия — значит в переговорах очень много. В то же время суждение Э. Сатоу представляется слишком категоричным, поскольку чем дальше, тем в большей степени получают развитие как изучение переговорного мастерства, так и обучение ему, и это, несомненно, дает свои результаты. Впрочем, и его претендующая на аксиому исходная посылка насчет обреченности попыток научить искусству держать себя в обществе также представляется сомнительной. Люди не рождаются с хорошими манерами — они их приобретают, в том числе и за счет обучения.

Овладение этой наукой необходимо для тех, кто намеревается заниматься переговорной деятельностью и кто вообще готовится к дипломатической работе. Кроме того, поскольку международные переговоры требуют комплексного подхода к рассматриваемым проблемам, это делает полезным обращение, в зависимости от обстоятельств, едва ли не ко всем дисциплинам, изучающим мировую политику, таким, в частности, как международное право, страноведение, международные отношения, политология, международная политическая экономия.

Комплексный, междисциплинарный подход — наиболее надежный метод расчета соотношения сил и определения возможностей партнеров перед переговорами с разработкой на этой основе целей, стратегии и тактики их ведения.

В то же время переговоры — это состязание, в котором каждый из участников, пуская в ход имеющиеся у него преимущества, стремится обеспечить наилучший для себя результат. Вместе с тем это состязание своеобразное. В нем нет судьи, вершащего приговор, а лучшим итогом должна быть договоренность между самими участниками переговоров. Поэтому переговоры зачастую принимают характер соперничества и сотрудничества одновременно. Ход и результат их во многом зависят не только от профессиональной подготовки, но и от личных качеств их участников, их способностей. Это дает основание рассматривать переговоры не только как науку, но и как искусство. Овладению этим искусством помогает знакомство с этикой ведения переговоров — то есть с правилами и нормами поведения участников переговоров, с их отношениями в ходе переговорного процесса друг с другом, с обществом, с государством.

Весьма существенное значение для переговорного мастерства имеет владение техникой переговоров, методами продвижения своей позиции, способами воздействия на партнера и нейтрализации воздействия с его стороны, приемами, способствующими достижению договоренностей, и формами фиксации этих договоренностей в итоговых документах.

Как следует из всего вышеизложенного, имеются весомые основания для вывода о том, что обучение переговорному мастерству не только возможно, но и необходимо. Приобретаемые за счет обучения знания, ценны сами по себе и помогут мне раскрытию природных данных будущего переговорщика.