Смех и юмор в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»

Сочинение

Пьеса “Ревизор” — яркое доказательство того, насколько талантливым и выдающимся русским писателем был Николай Васильевич Гоголь. Тонкая сатира, искрометный юмор, ирония, комичные персонажи — всё это отличительная черта творчества этого великого классика. И именно в комедии “Ревизор” сатирическое мастерство Гоголя поднимается на самый пик. В пьесе мы видим не только удачно скомпонованный сюжет, но и точно собранные действующие лица, имена которых вскоре станут нарицательными.

Некоторые литераторы считают, что смех в пьесе “Ревизор” настолько осязаем, что его давно можно считать отдельным и самостоятельным действующим лицом комедии. Однако, цель, которую преследует Гоголь в этом произведении — не просто рассмешить читателя. Это не просто описание казусной ситуации, в которую попадают жители города N по таким-то причинам. Автор ставит перед читателем и всем миром зеркало, но не кривое зеркало, как это принято в жанре комедии, а самое обычное зеркало. Зеркало, которое не искривляет, но гипертрофирует некоторые наши пороки, доводя размер до смешного. Иллюстрируя этот приём, писатель добавляет эпиграф к пьесе: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

История создания “Ревизора” лишь доказывает то, что эта пьеса не выдумана автором. Она не остроумный плод фантазии Гоголя. Она — кропотливо собранный и нанизанный на нить сюжета собирательный образ всего общества того времени. Гоголь берет один средний по всем параметрам уездный город, называет его “город N” и просто пичкает его всеми пороками, которые были и даже сейчас есть в подобных городах. Автор гипертрофирует, иронизирует, выделяет самые комичные детали. Но город всё равно живой, реальный и поныне существующий — мы все это понимаем. Там взяточничество, блат, казнокрадство, произвол чиновников, разруха, бедность простых людей и всё то, что можно встретить в самом обычном, а значит в почти любом населённом пункте нашей страны.

Гоголь очень мастерски использует гротеск, намеренно усиливает до уродства комический эффект. Образ каждого персонажа идеализирован и “вычищен” до блеска; выделена только та черта характера, которая является определяющей, и она увеличена до безумного. Например, мы видим судью Ляпкина-Тяпкина, который не стесняется брать взятки борзыми собаками, и к тому же он считает себя справедливым; а как контраст к нему нам показана больница села Земляники, где люди голодают и не моются, их никто не лечит, они “мрут, как мухи” и никому до этого нет дела. Подобных контрастов у Гоголя можно встретить много.

11 стр., 5029 слов

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор», 8 класс

... и дочкой. Глупость и безрассудство превосходит над разумом героя. Хлестаков теряет всякую осторожность, только благодаря верному слуге Осипу, им удаётся уехать из города, накануне разоблачения. Комедия Гоголя очень современна. И ...

Главного героя Гоголь также создает под стать остальным. Он развязный, высокомерный юноша, который обожает брать взятки. Ему было достаточно этих качеств, чтобы с лёгкостью выдать себя за должностное лицо высокого ранга. Чиновники видят то, что хотят видеть, а Хлестаков им просто не возражает. Такой беспредел творится в городе N уже давно и повсеместно, поэтому наш герой там чувствует себя как рыба в воде. Главным рассадником аморальности и произвола мы видим городничего: глупого, жадного, нелепого и смешного человека, которого боятся все люди в этом уездном городке. Хлестаков же, в свою очередь, это прообраз чиновников сверху, из столицы. Он легкомысленен, болтлив, хвастлив, а также до странного молод. Его возраст наводит на местных чиновников мысль, что Хлестаков, очевидно, близкий родственник кого-то ещё выше, что позволило ему получить такую высокую должность за блат. Именно так, и никак иначе они представляют себе возможность получения такой должности — кровные связи, кумовство, взятки.

Очевидно, что чиновники в комедии “Ревизор” — повсеместно плуты и казнокрады, но сатира этого произведения становится еще более глубокой, когда мы видим, что этих чиновников обманул глупец. Вот тогда юмор становится, что называется “сквозь слёзы”. Мы видим в этом “зеркале” себя и понимаем, что таким мир был, есть и будет после нас.

Гоголь использует сатиру как основной прием для обличения людских пороков не просто так. Читателю гораздо легче воспринимать назидание через иронию, переживать даже самые сложные истории с юмором, нежели депрессивное и монотонно-поучительное произведение с длинными наставлениями.