Смех и юмор в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»

Сочинение

Пьеса “Ревизор” — яркое доказательство того, насколько талантливым и выдающимся русским писателем был Николай Васильевич Гоголь. Тонкая сатира, искрометный юмор, ирония, комичные персонажи — всё это отличительная черта творчества этого великого классика. И именно в комедии “Ревизор” сатирическое мастерство Гоголя поднимается на самый пик. В пьесе мы видим не только удачно скомпонованный сюжет, но и точно собранные действующие лица, имена которых вскоре станут нарицательными.

Некоторые литераторы считают, что смех в пьесе “Ревизор” настолько осязаем, что его давно можно считать отдельным и самостоятельным действующим лицом комедии. Однако, цель, которую преследует Гоголь в этом произведении — не просто рассмешить читателя. Это не просто описание казусной ситуации, в которую попадают жители города N по таким-то причинам. Автор ставит перед читателем и всем миром зеркало, но не кривое зеркало, как это принято в жанре комедии, а самое обычное зеркало. Зеркало, которое не искривляет, но гипертрофирует некоторые наши пороки, доводя размер до смешного. Иллюстрируя этот приём, писатель добавляет эпиграф к пьесе: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

История создания “Ревизора” лишь доказывает то, что эта пьеса не выдумана автором. Она не остроумный плод фантазии Гоголя. Она — кропотливо собранный и нанизанный на нить сюжета собирательный образ всего общества того времени. Гоголь берет один средний по всем параметрам уездный город, называет его “город N” и просто пичкает его всеми пороками, которые были и даже сейчас есть в подобных городах. Автор гипертрофирует, иронизирует, выделяет самые комичные детали. Но город всё равно живой, реальный и поныне существующий — мы все это понимаем. Там взяточничество, блат, казнокрадство, произвол чиновников, разруха, бедность простых людей и всё то, что можно встретить в самом обычном, а значит в почти любом населённом пункте нашей страны.

Гоголь очень мастерски использует гротеск, намеренно усиливает до уродства комический эффект. Образ каждого персонажа идеализирован и “вычищен” до блеска; выделена только та черта характера, которая является определяющей, и она увеличена до безумного. Например, мы видим судью Ляпкина-Тяпкина, который не стесняется брать взятки борзыми собаками, и к тому же он считает себя справедливым; а как контраст к нему нам показана больница села Земляники, где люди голодают и не моются, их никто не лечит, они “мрут, как мухи” и никому до этого нет дела. Подобных контрастов у Гоголя можно встретить много.

11 стр., 5029 слов

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор», 8 класс

... превосходит над разумом героя. Хлестаков теряет всякую осторожность, только благодаря верному слуге Осипу, им удаётся уехать из города, накануне разоблачения. Комедия Гоголя очень современна. И по сей день ... чем ты есть на самом деле, приспосабливаться. Такие качества присуще каждому человеку, но гордится ими или стараться избавится, зависит от каждого из нас. Сочинение про Хлестакова Комедия Гоголя ...

Главного героя Гоголь также создает под стать остальным. Он развязный, высокомерный юноша, который обожает брать взятки. Ему было достаточно этих качеств, чтобы с лёгкостью выдать себя за должностное лицо высокого ранга. Чиновники видят то, что хотят видеть, а Хлестаков им просто не возражает. Такой беспредел творится в городе N уже давно и повсеместно, поэтому наш герой там чувствует себя как рыба в воде. Главным рассадником аморальности и произвола мы видим городничего: глупого, жадного, нелепого и смешного человека, которого боятся все люди в этом уездном городке. Хлестаков же, в свою очередь, это прообраз чиновников сверху, из столицы. Он легкомысленен, болтлив, хвастлив, а также до странного молод. Его возраст наводит на местных чиновников мысль, что Хлестаков, очевидно, близкий родственник кого-то ещё выше, что позволило ему получить такую высокую должность за блат. Именно так, и никак иначе они представляют себе возможность получения такой должности — кровные связи, кумовство, взятки.

Очевидно, что чиновники в комедии “Ревизор” — повсеместно плуты и казнокрады, но сатира этого произведения становится еще более глубокой, когда мы видим, что этих чиновников обманул глупец. Вот тогда юмор становится, что называется “сквозь слёзы”. Мы видим в этом “зеркале” себя и понимаем, что таким мир был, есть и будет после нас.

Гоголь использует сатиру как основной прием для обличения людских пороков не просто так. Читателю гораздо легче воспринимать назидание через иронию, переживать даже самые сложные истории с юмором, нежели депрессивное и монотонно-поучительное произведение с длинными наставлениями.