ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА И СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА ПО РОМАНУ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Сочинение

Цели урока:

1.Показать трагическую судьбу художника, сопоставить образ Мастера и судьбу самого писателя.

2.Показать соотношение таланта и бездар¬ности.

3.Показать, что любовь – спасительная сила для человека.

4.Показать взаимосвязь литературы с дру¬гими видами искусства (музыка, живопись )

Оформление доски

Название урока

Проблемный вопрос: Почему Булгаков на¬зывает героя Мастером и что вкладывает в это понятие?

Д.З. Сочинение-миниатюра на тему: «По¬чему роман называется «Мастер и Маргари¬та»?» (или «В чем смысл названия романа?»)

Ход урока

1.Желая выбрать эпиграф для своей пье¬сы о Мольере, Булгаков остановился на над¬писи, выбитой на мольеровском памятнике в Париже. В переводе писателя она звучит так: «Для его славы ничего не нужно. Он нужен для нашей славы». Эти слова можно отнести и к Булгакову.

Наш урок сегодня посвящен бессмертному творению писателя – роману «Мастер и Мар¬гарита». На предыдущих уроках мы уже с вами вели речь о данном произведении: разобрали ершалаимские главы, поговорили о сатириче¬ском изображении Москвы 30-х годов, о Волан¬де и его свите.

Цель сегодняшнего урока: разговор о соот¬ношении таланта и бездарности, о трагической судьбе художника и о любви как спасительной силе для человека.

2.Герой романа – Мастер появляется не с первых страниц, а лишь в 13 главе «Явление героя». Все предшествующие главы готовят нас к появлению героя, создают загадочную, таинственную атмосферу в романе. Напомни¬те ситуацию, при которой происходит появле¬ние Мастера?

Ученики: мастер через балкон приходит в комнату Ивана Бездомного в психиатрической больнице.

  • Найдите детали портрета, характеризую¬щие внутреннее состояние героя?

Ученики: глава 13 «встревоженные глаза», «карие, очень беспокойные глаза пришельца». Не дается подробного портрета Мастера. Но Булгаков неоднократно описывает глаза героя (зеркало души), передающие его внутреннее беспокойство.

  • Далее идет диалог 2-х пациентов «дома скорби» (Мастера и Бездомного». Вот отрывок из него. (учитель читает главу 13, с. 134 автор, Иван, Мастер)

3. Обратите внимание на название нашего урока. «Я не писатель, я – мастер». «Я – ма¬стер», — он сделался суров». Почему в устах героя резко противопоставлены слова «писа¬тель» и «мастер»? нам предстоит с вами отве¬тить сегодня на проблемный вопрос: «Почему Булгаков называет героя Мастером и что вкла¬дывает в это понятие?»

1 стр., 443 слов

Главные герои Мастера и Маргариты

... "хозяйки на бале сатаны". Она выполнила условия сделки, и Воланд вернул ей Мастера. Воланд и Ишеуа одарили их вечным покоем. Мастер и Маргарита были вместе, но уже в другом мире. Главные герои Мастера и Маргариты ... разбит, так как его творчество очень сильно раскритиковали. Из-за критики его психика была искалечена и в итоге он попал в психиатрическую клинику. Имени и фамилии Мастера в романе не ...

Давайте обратимся к словарям и опреде¬лим значение слова «писатель».

Ученики: писатель (Ожегов) – человек, кото¬рый занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.

Писатель (Даль) –

Вывод: это слово не является антонимом к слову «мастер», не носит в русском языке от¬рицательную окраску.

4. Чем, по-вашему, не нравится Булгакову и Мастеру слово «писатель»? Кто себя в романе называет писателями? Обратимся к тексту.

Таким образом, слово «писатель» совсем не подходит булгаковскому герою. Почему? Чем он отличается от перечисленных выше литераторов? Чтобы понять это, вспомним историю мастера и его произведения.

Ученики: довольно бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном из московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл 100 тысяч рублей. И здесь оказалось, что у него есть мечта – на¬писать роман о Понтии Пилате, высказать собственное отношение к истории, произо¬шедшей около 2000 лет тому назад в Ер¬щалаиме. Он весь отдался работе. В этот момент появляется Маргарита. Именно она стала подгонять его в работе, называть ма¬стером, сулила ему славу. Роман дописан.

Учитель: Как литературный мир встре¬тил версию библейской истории?

Ученики: Роман не был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редкол¬легии, критики, — обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными статья¬ми. Особенно неистовствовал критик Ла¬тунский.

В одной из статей «автор предлагал уда¬рить, и крепко ударить по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить ее в печать».

Учитель: чем не устраивал «писателей», литераторов роман мастера?

Ученики: они сами были людьми бездар¬ными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли стыд и совесть, неда¬ром нечистая сила так жестоко расправи¬лась с Берлиозом. Именно литераторы до¬вели мастера до того, что он сжег свой роман.

Учитель: мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, — оказывается чужаком в писа¬тельской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера.

5. Почему же Булгаков называет своего ге¬роя мастером и что вкладывает писатель в это понятие? Ответим на проблемный вопрос.

Ученики: в нем главное – талант, его про¬зрение. Он описал события далекого прошло¬го так, как это было на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!»- восклицает он. Главное его назначение – творчество.

Слово «мастер» обозначает лицо, достиг¬шее высокой степени в овладении каким-ни¬будь искусством, а также (в древности) – ма¬гистра, причастного высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом на¬зываться мастером по двум параметрам.

8 стр., 3938 слов

«Прощение и вечный приют». Урок-размышление о судьбе ...

... и воля. Что заслужил Мастер? Он не заслужил света, он заслужил покой. «Прощение и вечный приют» «Прощение и вечный приют» - такова тема урока. А размышление о судьбе Мастера в финале романа и ... ученика опорный конспект урока, текст романа «Мастер и Маргарита», отрывки из критических статей. На доске: портрет М.А.Булгакова, иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита». ... свиты Воланда. Герои изменились. ...

Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем (Даль)

6.Мы говорим о том, что в романе есть си¬стема внутренних соответствий. Какому герою из ершалаимских глав соответствует мастер?

Ученики: в нем есть сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения. Убивают (Иешуа – физи¬ческая расправа, мастер сломлен морально), оба одиноки (только Левий Матвей, Маргари¬та), обоих предают ради выгоды (Иуда, Алои¬зий Могарыч).

Учитель: можно провести параллель и соб¬ственной судьбы Михаила Булгакова и Масте¬ра.