Евгений Васильевич Базаров — молодой нигилист, возвращающийся из Петербурга к своим родителям и остановившийся на время в доме отца своего друга. Тургенев описывает внешность главного героя так: «Длинное и худое лицо с широким лбом… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». О мировоззрении Евгения мы узнаем во время его пребывания в доме Кирсановых.
В романе Тургенева «Отцы и дети» затрагиваются философские (то есть вечные, постоянно актуальные) проблемы, и тут Базаров доказывает, что он действительно нигилист (от латинского nihil — ничто): считая, что «в теперешнее время полезнее всего отрицание», он отвергает многие философские убеждения. О том, как проходят испытания взглядов Евгения жизнью, мы узнаем по ходу повествования.
Базаров преследует романтизм в любых проявлениях. Поэтому, когда Аркадий рассказывает ему историю жизни своего дяди, нигилист отзывается о любви так: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения». Последние его слова о любви в этом разговоре были такими: «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».
Главный герой относится к искусству так же презрительно, как и к любви. При этом он считает бесполезным творчество не только великих мастеров, но и художников-нигилистов, которые видят Рафаэля «чуть не дураком, а сами бессильны и бесплодны до гадости, а у самих фантазия дальше «Девушки у фонтана» не хватает». И о тех, и о других он отзывается: «По-моему, Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его».
Во время своего пребывания в доме Одинцовой Базаров в одной из бесед высказывает свое отношение к личности человека: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех… Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». По его мнению, разница между «глупым и умным человеком», «добрым и злым» есть, но как «между больным и здоровым».
Естественно, такой материалист, как Базаров, и представить себе не может, что над судьбою каждого властны какие-то силы. Он считает, что только сам человек строит свою жизнь, от него она зависит, изменить свою судьбу под силу каждому, у кого есть на то желание.
Философские взгляды Базарова не выдержали испытания в жизни. Любовь, над которой он смеялся, вечна, и она не исчезнет лишь потому, что кто-то в нее не верит. Более того, главному герою самому не удалось избежать ее уз. Все началось с того, что Базаров «сконфузился» при первой встрече с Одинцовой, а закончилось признанием: «… я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
Тема любви в романе «Евгений Онегин»
... Тема любви в романе "Евгений Онегин". Сочинение Во многих сюжетах А. С. Пушкина так называемые "вечные темы" раскрываются одновременно через призму восприятия нескольких героев. К таким относиться и тема любви в романе "Евгений Онегин". ... Все в совокупности делает роман безумно интересным, интеллектуальным и философским. Особенности раскрытия темы любви у Пушкина Отличительные черты темы обусловлены ...
Искусство, которое презирал Евгений, доказало свою ценность тем, что творения великих живописцев, скульпторов, писателей, поэтов сохранились до наших дней, вызывая собой восхищение современных людей. Они, несомненно, будут сохранены и в будущем, пользуясь такой же известностью у наших потомков.
То, что нравственные качества одного человека отличаются от качеств другого, большинство людей знало всегда. Современные психоаналитики Юнг и Фрейд считают: человек настолько сложен, что не может до конца понять сам себя. Каждая личность — сосуд, который никогда не может быть исчерпан до дна, то есть изучить человека полностью (в психологическом отношении) невозможно.
В неправоте своего убеждения относительно возможности каждого человека управлять своей судьбой Базаров уверился на собственном горьком опыте. Заразившись во время вскрытия трупа человека, который умер от тифа, и лежа на смертном одре, он вынужден был признать, что причиной его гибели стал случай: «Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная».
Итак, жизнь опровергает взгляды Базарова: он смеялся над любовью и сам угодил в ее сети; не признавал искусства, а оно живет и сегодня; видел в человеке лишь кости, органы и мышцы, а оказалось, что каждый из нас — неисчерпаемый сосуд. Наконец, на протяжении всего своего существования он пытался подчинить судьбу своей воле, но причиной его гибели стал случай, досадная нелепость — отсутствие «адского камня» у лекаря. Однако перед смертью Базаров, кажется, начинает признавать свои ошибки и пытается исправить хотя бы часть из них.