«Тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Печорин и Вулич»

Сочинение

В судьбе каждого великого писателя есть некая тайна, вещие нелепости и совпадения, странные опасности, ловушки и предзнаме­нования. М.Ю. Лермонтов не случайно написал рассказ «Фаталист», интересовался разного рода предсказаниями, приметами (вспомним падение Грушницкого перед дуэлью) и физиогномическими гадания­ми Лафатера. Этот «загадочный юноша» совершил, казалось бы, невозможное: своей личной волей продлил жизнь романтизма и од­новременно создал произведения огромной реалистической силы и глубины, возродил русский роман («Герой нашего времени») и дра­му («Маскарад»), заставил уставших от романтических поэм чита­телей выучить наизусть «Демона» и «Мцыри». Прав был критик В.П. Боткин, с изумлением и восторгом писавший Белинскому: «Ти­танические силы были в душе этого человека!»

[sms]Вспомним один эпизод из «Фаталиста». Печорин в темноте на­талкивается на что-то толстое и мягкое, но при этом неживое. На дороге лежит свинья, которую разрубил шашкой пьяный казак, ко­торого преследовали два других казака. Среди ночи к Печорину при­бегают с известием о том, что казак зарубил Вулича, а потом запер­ся в пустой хате и никому не удается выманить его оттуда. Среди собравшихся находится и мать убийцы.

Печорин готов испытать судьбу. Есаул отвлекает казака, и Печо­рин прыгает в окно дома. Раздается выстрел, промах, казак схвачен.

В этой сцене Печорин находит в себе силы бросить своего рода вызов судьбе. Правда, вызов этот делается с опорой на точный рас­чет: кидаясь в окно хаты, где заперся казак-убийца, Печорин четко понимает, что его шансы увеличиваются и быстротой его действий, и тем, что убийцу отвлекает есаул. Но расчет его основан и на предоп­ределении: Печорину предсказали «смерть от злой жены», а тот, кому суждено быть повешенным, не утонет.

Фатализм, о котором Печорин говорит с иронией, — «были не­когда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах…» — в конечном итоге подтвер­ждается поведением Вулича. Но Печорин не был бы самим собой, если бы не произвел собственный эксперимент, бросившись в дом к вооруженному казаку, навстречу выстрелу…

Все эти события композиционно связаны и значительны. Как зна­чительны слова героя, где сложность его характера выражена отчет­ливо: «Я люблю сомневаться во всем; это расположение ума не ме­шает решительности характера — напротив, что до меня касается, то г. всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!»

2 стр., 825 слов

Судьба человеческая — судьба народная (по роману М. А. ...

... воздействие оказывает война на солдат, как они перестают ценить человеческую жизнь, как ... же дорогой, что и тысячи казаков. Его судьба во время восстания своеобразно ... бою, милосердие в отношении побежденного врага. Народные заповеди слились с характерными свойствами ... подчеркивается индивидуальность и своеобразие, но тем резче обозначается связь героя со ... сочинение? Потыкай кнопки ↓ Читайте также:

Надо сказать, что Лермонтова не оря, сравнивали с Печориным. Он сомневался в справедливости тех социальных форм, по которым жило российское общество. Нападая на современников, он нападал и на себя самого, каким он был, пока шел со всеми по одной дороге.

Поручик Вулич имел «вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи». Именно он практически, при помощи заряженного пис­толета доказывает Печорину предопределенность судьбы. Это не аргумент в пользу фатализма Вулича, а просто часть его жизненной философии. У Печорина же органично сливаются две противореча­щие друг другу установки. Первая из них — «человек предполагает, а Бог располагает», вторая — «под лежачий камень вода не течет». Борьба с предопределением идет с помощью его самого.

Это равновесие, впрочем, очень шаткое, недаром роман заканчи­вается не мимолетным, а асе нарастающим ощущением большого вопроса, ответ на который здесь, этой жизни, вряд ли найдется.

Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа выявлялись не только в исследовании его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами; загадочный, ни на кого не похожий Печорин становится более или менее типич­ным человеком своего времени, в его облике и поведении обнаружи­ваются общие закономерности. И все же загадка не исчезает, «стран­ности» остаются. Вот, например, глаза Печорина «не смеялись, ког­да он смеялся». Это «признак или злого нрава, или глубокой посто­янной грусти». Можно поразиться их блеску: «то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный»; можно поежить­ся от «проницательного, тяжелого» взгляда…

Лермонтов показал Печорина как человека неординарного, ум­ного, сильного волей, храброго. Кроме того, его отличает постоян­ное стремление к действию: Печорин не может удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной? Печорин сам себе со­здает приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь окружаю­щих, меняя ход вещей таким образом, что это приводит к взрыву, к столкновению. Он вносит в жизни людей свою отчужденность, свою тягу к разрушению.

Лермонтов не стремился вынести нравственный приговор Вуличу или Печорину. Он лишь с огромной силой показал все бездны чело­веческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разо­чарованием. [/sms]