Одним из ключевых эпизодов, проливающих свет на совершение главным героем убийства, в романе «Преступление и наказание», вышедшего из-под пера Ф.М. Достоевского, является эпизод встречи Раскольникова с Мармеладовым в трактире. Эту сцена открывается перед читателями во второй главе первой части произведения.
В данном эпизоде автор поднимает проблему «униженных и оскорбленных», повествует об их человечности и бесчеловечных условиях жизни, в которых им придется оказаться, приводящих к неразрешимым ситуациям, душевным тупикам. Примечательно и то, что первоначальная версия романа была посвящена именно этой теме и называлась «Пьяненькие».
Семья Мармеладовых играет далеко не второстепенную роль в романе и окажет больше влияние на развитие сюжета произведения. Ведь именно Соня станет единственным спасением для Раскольникова, лишь она будет способна оживить и возродить главного героя.
Первая встреча Мармеладова и Раскольникова состоялась в трактире, в месте, где люди, уже достигшие «дна», пытаются утопить все свои горести в спиртном, в месте, где «все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».
Семен Захарович Мармеладов сразу привлек внимание Родиона Раскольникова: «Во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, но в то же время мелькало как будто и безумие». Но и сам главный герой заинтересовывает чиновника, он видит в Раскольникове человека, способного понять его беду, человека, который не осудит за проступки. Нельзя не отметить отношение Родиона к Мармеладову: в начале эпизода он видел в нем лишь опустившегося человека, живущего в нищете, а впоследствии сочувствует ему.
Важную роль в эпизоде играет монолог Мармеладова, своеобразная исповедь о своей загубленной жизни. Из уст чиновника мы узнаем о бедственном положении его семьи, что он хочет обеспечить ее, но не может из-за непреодолимой тяги к спиртному, на которое потратил все последние гроши. «В бедности вы еще сохраняете благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету…метлой выметают из компании человеческой…»
Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. ...
... сочинение. / Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Смотрите также по произведению ... падение и что помогло его возрождению. О прошлом Родиона Раскольникова Достоевский сообщает немногое: у него ... каждый день сталкивала его с людской нищетой, трагедиями. Он не может принять такой ...
«Некуда пойти» и его жене, Катерине Ивановне, больной чахоткой и много бед вынесшей на своих плечах. Быть может, ей приходится труднее всех из семейства, ведь она «особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь» и жила раньше в достатке, но за неимением денег вышла замуж за Мармеладова и попала в оковы еще большей нищеты. «Скатившись» на социальное дно «сверху», из благополучной прежде семьи, Катерина Ивановна все равно пытается доказать благородство своего происхождения и не может смириться со своей бедностью.
Противоположным образом Катерины Ивановны, на мой взгляд, является образ Сонечки, дочери Мармеладова. В отличие от своей мачехи, Соня всегда принимает оскорбления и не пытается от них защититься, в ней нет властности, грубости или гордыни, она не умеет сердиться. И, несмотря на то, что ей пришлось вступить на путь падшей женщины, чтобы не дать умереть с голоду детям Катерины Ивановны, Сонечка сумела сохранить свет и чистоту своей души.
Но почему Раскольников не только выслушивает исповедь Мармеладова, но и проникается доверием к нему, отдает последние деньги, не задумываясь, что, возможно, самому завтра нечего будет есть, его семейству? Думаю, этот эпизод раскрывает читателю новые черты в Раскольникове: сострадание, добродушие, бескорыстное желание помогать людям. Невольно вспоминается сцена, когда главный герой вступается за девочку на бульваре и отдает городовому двадцать копеек, в которых сам нуждался, чтобы тот отвел ее домой.
По моему мнению, эпизод встречи Раскольникова с Мармеладовым не только дает читателю лучше понять образ главного героя, но и показывает трагичный мир «маленьких людей», ведь семья Мармеладовых не была уникальной, многие мелкие чиновники Петербурга жили в таком же бедствии и нищете.